Научная статья на тему 'Формирование психологически безопасной образовательной среды в муниципальном районе в условиях цифровизации образования'

Формирование психологически безопасной образовательной среды в муниципальном районе в условиях цифровизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEM / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / DIGITALIZATION OF EDUCATION / ICT COMPETENCE / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колыхматов Владимир Игоревич

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения безопасности субъектов образовательного пространства в муниципальной образовательной системе Приозерского муниципального района Ленинградской области в условиях становления и развития цифровизации современного образования, развития информационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колыхматов Владимир Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PSYCHOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MUNICIPAL DISTRICT IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

This article presents the issues of psychological and pedagogical support for security of subjects of the educational space in the municipal educational system of Priozersky municipal district of Leningrad Region in the conditions of development of digitalization of modern education and IT development

Текст научной работы на тему «Формирование психологически безопасной образовательной среды в муниципальном районе в условиях цифровизации образования»

В. И. Колыхматов

(Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPING PSYCHOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MUNICIPAL DISTRICT IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения безопасности субъектов образовательного пространства в муниципальной образовательной системе При-озерского муниципального района Ленинградской области в условиях становления и развития цифровизации современного образования, развития информационных технологий. Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, муниципальная образовательная система, психолого-педагогическое сопровождение, цифровизация образования, ИКТ-компетенции, социально-психологическое тестирование.

This article presents the issues of psychological and pedagogical support for security of subjects of the educational space in the municipal educational system of Priozersky municipal district of Leningrad Region in the conditions of development of digitalization of modern education and IT development. Key words: psychological safety, educational environment, municipal educational system, psychological and pedagogical support, digitalization of education, ICT competence, socio-psychological testing.

Внедрение современных информационных технологий (ИТ) в школе является одной из первоочередных задач современного образования, важнейшим шагом в повышении качества обучения и преподавания. Современные цифровые технологии способствуют повышению качества реализации образовательных программ, позволяют расширить творчество, развивать критическое мышление, имеют важное значение в формировании эффективного взаимодействия педагога с обучающимся, способствуют освоению актуальных знаний, умений и навыков, необходимых для современной жизни в XXI веке [9, 10].

В то же время ИТ предоставляют широкий спектр инструментов для управления цифровыми данными, а также обеспечивают доступ к широкому и разнообразно-

му спектру информации, из которого лишь часть может быть использована в образовании [10].

Излишняя доступность и неограниченность информации способствует развитию определенной зависимости от нее, ухода в виртуальную среду, замкнутости, сокращению реального общения, повышению тревожности и другим личностным изменениям обучающегося.

Исследования [2] показали, что хорошая школа, по мнению обучающихся, обладает признаком безопасности, исключает насилие, оскорбление; по мнению же родителей, хорошая школа - это не только безопасность детей, забота об их здоровье, но еще и обеспечение высокого качества образования.

Таким образом, с учетом социального напряжения на фоне высоких умственных,

эмоциональных и информационных нагрузок в обществе, безопасность в широком смысле становится ключевой психологической характеристикой образовательной среды, условием успешного развития личности.

Психологическая безопасность характеризуется следующими положениями:

1. представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1];

2. предполагает наличие определенного баланса между негативными воздействиями факторов окружающей среды на человека и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами;

3. создается на основе использования психолого-педагогических технологий, построенных на диалоге, обучении сотрудничеству, отказе от психологического насилия, направленных на развитие и формирование психологически здоровой личности [8].

Опыт реализации инновационного проекта по созданию и внедрению системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства в образовательной системе Приозер-ского муниципального района Ленинградской области подтверждает актуальность и высокую эффективность предлагаемых моделей и технологий психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса для личностного роста обучающихся, повышения комфортности образования и качества образования в целом, что может быть использовано и на муниципальном уровне с учетом особенностей и условий образовательной среды, развития ИТ, а также целей и задач, поставленных перед системой образования и педагогическим сообществом конкретного муниципального образования.

Образовательная среда Приозерского района включает 52 муниципальных обра-

зовательных организации различных типов и видов. Общий охват детей муниципальной системой образования составляет более 7700 человек, что, с одной стороны, определяет широкий воспитательный потенциал района, а с другой, - требует существенного внимания к обеспечению условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды, разработке разнообразных форм и моделей в зависимости от типа и вида образовательной организации с вовлечением всех социальных институтов.

Формирование психологически безопасной и комфортной образовательный среды муниципального образования в условиях цифровизации образования в полной мере связано с подготовкой педагогических и управленческих кадров системы образования к решению актуальных задач, формирования психолого-педагогической компетентности по созданию психологически безопасных условий для развития детей. Ввиду того, что современное поколение больше времени проводит в виртуальном мире, чем реальной действительности, меняются требования и к педагогическому сообществу, обязательному владению современными ИТ.

Известно, что содержание и качество профессиональной деятельности современного педагога единые требования к трудовым действиям, знаниям и умениям установлены профессиональным стандартом педагога [6].

Согласно требованиям профессионального стандарта, педагог обязан эффективно работать с классным коллективом - вовлекать обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивировать их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные и развивающие цели, способствующие личностному развитию, независимо от происхождения, способностей и характера ребенка. Педагог должен уметь формировать и развивать не только универсальные учебные действия, но и образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения, толерантность и др. [5].

Перечисленные трудовые действия и

компетенции нужны педагогу для создания оптимальных условий психологически безопасной образовательной среды, в которой преобладает позитив, снижен уровень негативных социальных явлений, все участники образовательного процесса чувствуют себя защищенными.

Именно поэтому многолетняя активная работа по изучению и введению профессионального стандарта педагога, проводимая Ленинградским областным институтом развития образования, заложила фундамент для реализации новых перспективных направлений психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательных организациях муниципального района.

Формирование безопасности образовательной среды включает как социально-педагогическое прогнозирование внешних и внутренних угроз и рисков для образовательной среды, так и непосредственно изменение выявленных условий и факторов образовательной среды посредством адекватного педагогического воздействия для минимизации рисков и угроз, их преобразование в фактор устойчивого развития [7]. При этом особенно важно сочетать направления модернизации педагогического образования, требования ФГОС и запросы потребителей образовательных услуг с сохранением единства субъектов образования по отношению к смыслам, целям образования и ценностям, значимым для защиты образовательных потребностей субъектов от возможных угроз и рисков [3, 4].

Одним из эффективных средств качественного анализа текущего психологического состояния участников образова-

тельных отношений и специфики развития образовательной среды является социально-психологическое тестирование обучающихся, которое уже стало традиционным в Ленинградской области и в настоящее время проводится ежегодно. Анализ его результатов социально-психологического тестирования позволяет не только изучить возможные факторы риска образовательной среды, но и выявить тенденции, установить их динамику на протяжении нескольких лет, определить перспективные направления развития, оперативные задачи по развитию муниципального образования.

В социально-психологическом тестировании приняло участие более 1800 обучающихся образовательных организаций При-озерского муниципального района Ленинградской области в возрасте старше 13 лет.

В результате тестирования выявлены наиболее значимые факторы риска (по степени значимости и выраженности признака) в Приозерском муниципальном районе Ленинградской области: социальные, школьные, индивидуальные и семейные факторы. Характеристика факторов риска представлена в таблице 1.

Анализ результатов тестирования обучающихся по конкретным вопросам, связанным с условиями организации образовательного процесса и психологического состояния участников, позволяет в полной мере определить уровень психологической безопасности в Приозерском муниципальном районе Ленинградской области.

На протяжении всего исследуемого периода наиболее значимыми остаются социальные факторы риска, при этом выражен-

Таблица 1.

Характеристика факторов риска

Группа факторов риска Основные элементы (составляющие)

СОЦИАЛЬНЫЕ отношение обучающихся к различным нормам, общественным традициям, позиции СМИ, распространению насилия, организации досуга

ШКОЛЬНЫЕ успеваемость, желание учиться, смена образовательных организаций, участие педагогов, отношения с учителями

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ личностные стремления, отношение к насилию, эмоциональная зрелость, сформированность системы ценностей, самооценка, наличие авторитетов

СЕМЕЙНЫЕ права и обязанности в семье, система контроля, конфликтность в семье, доверие и эмоциональный фон, конфликтные ситуации

ность данной группы возрастает на фоне снижения выраженности остальных групп.

Наиболее «ярким» вопросом, характеризующим социально-психологический климат в образовательной организации и защищенность обучающихся, является: «В моей школе я чувствую себя в безопасности» (рис. 1).

На исследуемый вопрос свыше 50% респондентов дали уверенный ответ «да», более 30% - «скорее да», что в целом составляет более 80% от общего числа опрошенных обучающихся. При этом остальные респонденты отрицательно ответили на данный вопрос. Динамика ответов респондентов за последние три года свидетельствует о тенденции снижения уровня защищенности обучающихся в образовательных организациях: в 2015 году сумма ответов «да» и «скорее да» составила 87%, в 2016 - 89%, в 2017 году - (всего) 85% респондентов.

Ответы обучающихся на вопрос «Какое настроение чаще всего бывает у вас в школе?» также позволяют в комплексе оценить социально-психологический климат в образовательной организации, отношение к школе и работу школы по созданию мотивации к обучению .

Динамика ответов обучающихся свидетельствует об увеличении социального напряжения, снижении настроения за счет мотивационного фактора: положительные

ответы (варианты «чаще хорошее» и «обычно хорошее») дали 60 и 57% респондентов в 2016 и 2017 годах соответственно, снижение наблюдается за счет увеличения доли респондентов с безразличным отношением к школе (ответ «не влияет») с 26 до 28% соответственно, практически не изменилась доля обучающихся с «обычно плохим» и «чаще плохим» настроением.

Вероятно, невысокая мотивация к обучению в школе объясняется низким уровнем использования современных ИТ в образовательном процессе. Вопросы, которые касаются культуры использования компьютерных технологий и, в частности, Интернета, позволяют оценить степень зависимости обучающихся от современных ИТ.

В результате исследования было выявлено, что более половины респондентов - 60% - общаются в различных мессендже-рах и социальных сетях, 23% обучающихся ищут различную информацию, 11% - играют и только 6% респондентов использует возможности Интернета для обучения .

При этом в половине случаев родители обучающихся вообще не ограничивают доступ своих детей к Интернету (46 и 50% в 2016 и 2017 году соответственно), который является источником неисчерпаемой и неконтролируемой информации (рис. 2). Динамика снижения доли родителей, которые ограничивают доступ к Интернету (ответы

70

59%

60 54% 53%

40 НзЭ% И30% И 32%

»■ И-

2015(п=665) 2016 (п=532) 2017 (п=655)

■ да И скорее да □ скорее нет 0 нет

Рис. 1. Динамика ответов обучающихся образовательных организаций на вопрос «В моей школе я чувствую себя в безопасности» (%)

«ограничивают» и «частично ограничивают»), свидетельствует о необходимости работы с родителями.

Результаты опроса обучающихся по вопросу «Вы чувствуете себя в безопасности, когда находитесь в кругу своих близких и друзей?» свидетельствуют о высоком уровне ощущения безопасности в семье (меньший риск, связанный с «семейным фактором»), что существенно выше полученных данных по результатам анализа «школьного фактора». Почти 70% респондентов ответили уверенно «да», еще более 20% - «скорее да», при этом необходимо отметить и наличие респондентов, не чувствующих себя в безопасности в кругу своих близких: «скорее нет» - 4%, «нет» - 2%.

Выявленные факторы риска, а также тенденции изменения социально-психологического климата в школе, невысокую мотивацию обучающихся и культуру использования Интернета необходимо учесть при разработке комплексной программы психолого-педагогического сопровождения безопасности субъектов образовательного пространства муниципального района.

Таким образом, создание и обеспечение условий для формирования психологически безопасной образовательной среды в муниципальном районе с учетом имеющегося инновационного регионального опыта видится одним из приоритетных направлений

развития муниципальной системы образования. При этом дальнейшее развитие данного направления возможно посредством решения следующих перспективных задач:

- разработка и реализация программы социально-психологического сопровождения безопасности субъектов образовательного пространства;

- повышение мотивации обучающихся к обучению в образовательных организациях посредством развития и внедрения в образовательный процесс современных ИТ;

- продолжение реализации корпоративного обучения муниципальной команды управленцев и педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса, по развитию ИКТ-компетенций;

- расширение участия родительской общественности посредством проведения тематических форумов, круглых столов, участия в конкурсном движении;

- участие руководителей и педагогов в региональных мероприятиях, обмен опытом, посещение региональных стажировоч-ных площадок.

Успешный опыт реализации поставленных задач позволит обеспечить формирование психологически безопасной образовательной среды муниципальном районе и может быть транслирован и на другие муниципальные образования.

Рис. 2. Динамика ответов обучающихся образовательных организаций на вопрос «Ограничивают ли родители доступ к Интернету?» (%)

При этом развитие ИТ, цифровизация образования являются ключевым фактором в расширении образовательных и воспитательных возможностей для создания психологически безопасной и комфортной

образовательной среды, формируя новый образ, новый образовательный потенциал школы XXI века, объединяя историю, традиции российского образования и инновации современного цифрового общества.

Литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: моногр. - СПб.: СОЮЗ, 2002. -271 с.

2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. - СПб.: Речь, 2002. - 251 с.

3. Ковальчук О.В. Научно-методические основы организации работы по повышению квалификации специалиста системы образования // Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учеб. пособие. - СПб., 2017. - С. 107-118.

4. Ковальчук О.В. Формирование современной модели научно-методического сопровождения повышения квалификации педагога // Традиции и инновации в образовании: сб. статей. - СПб., 2017. - С. 40-51.

5. Ковальчук О.В., Кошкина В.С. Осваиваем профессиональный стандарт педагога: учеб.-ме-тод. пособие. - М.: Русское слово, 2017. - 96 с.

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н. // Минтруд России: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. - URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 20.03.2018).

7. Сидорова Л.З. Проектирование педагогических ситуаций как средство организации безопасной образовательной среды педагогического колледжа. - Иркутск, 2008. [Электронный ресурс]. - URL: http: http://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения: 20.03.2018).

8. Чиркина С.Е. и др. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учеб.-метод. Пособие. - Казань: Бриг, 2015. - 136 с.

9. Binginlas K.A. Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature / K.A. Binginlas // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2009. - v.5(3). - pp. 235-245.

10. Shahmir S. Role of ICT in the Curriculum Educational System / S. Shahmir, F. Hamidi, Z. Bagherzadeh, L. Salimi // Procedia Computer Science. - 2011. - v.3. - pp. 623-626.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.