УДК 159.9:37.015.3
Г. С. Корытова, Е. Ю. Закотнова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ:
ФАКТОРЫ РИСКА, УГРОЗЫ И УСЛОВИЯ
Рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением и формированием психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Показано, что одной из наиболее актуальных задач современной психолого-педагогической науки является изучение факторов риска, угрожающих психологической безопасности образовательной среды, а также условий, способствующих ее защищенности. Дана характеристика педагогических факторов риска, негативно сказывающихся на развитии и здоровье, а следовательно, на психологической безопасности обучающихся. Представлены результаты эмпирического изучения показателей психологической безопасности образовательной среды средних общеобразовательных школ.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, педагогический риск, психологическое насилие, кризисные ситуации, условия психологической безопасности.
Согласно «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», являющей собой систему взглядов на обеспечение безопасности человека и гражданина, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, одной из составляющих глобальной безопасности является психологическая безопасность [1]. Проблема психологической безопасности в российском обществе начала осознаваться в полном объеме лишь в последнее десятилетие. Достаточно большое число отечественных исследователей и практиков (М. Г. Гераськина, И. А. Баева, Е. В. Бурмистрова, Е. Б. Лактионова, Н. Г. Рассоха, Г. В. Грачев, Т. С. Кабаченко и др.) обращают внимание на низкий уровень психолого-педагогического сопровождения и обеспечения безопасности учащихся общеобразовательных школ и насущную потребность российского общества в активной разработке вопросов психологической безопасности как на государственном, так и на личностном уровнях [2-5]. Однако сегодня уже можно говорить о возникновении «нового научного направления - психологии безопасности, в рамках которого выполняются как теоретические исследования, так и разрабатываются практические программы по обеспечению и сопровождению психологической безопасности в разных социальных сферах» [3, с. 5]. Трагические события современной российской истории (террористические акты, взрывы домов, захваты заложников, события в школах Беслана и Москвы, а также рост числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.) ставят вопрос о существовании проблемы не только физической, но и психологической безопасности населения, о необходимости создания многоуровневой системы психологической помощи в кризисных ситуациях и осуществления психопрофилактической работы, в том числе в социокультурных условиях российского образовательного пространства. Одними из пер-
спективных путей реализации на практике программ психологического сопровождения обучающихся являются разработка теоретико-методологических основ, эмпирическое изучение условий и критериев оценки состояния защищенности и безопасности образовательной среды, что явилось главной целью проведенного нами исследования.
Научная разработанность понятия «психологическая безопасность». Под психологической безопасностью обычно принято понимать «состояние окружающей среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников» [3, с. 34]. Стоит констатировать, что в современной психологической науке понятие психологической безопасности относится к числу интегративных и недостаточно разработанных. Интегративность данного понятия, по мнению некоторых исследователей (Е. Б. Лактионова, Н. Г. Рассоха и др.), заключается в первую очередь в том, что психологическую безопасность как и любое другое психологическое явление возможно рассматривать в ряде смежных плоскостей, а именно: как процесс (каждый раз создается заново), как состояние (обеспечивает базовую потребность в защищенности) и как свойство личности (выступает внутренним ресурсом сопротивления и противостояния деструктивным воздействиям). Кроме того, интегративность категории «психологическая безопасность» некоторым исследователям видится в том, что данный феномен проявляется на нескольких иерархических уровнях:
- на уровне общества как фактическое обеспечение качества жизни и здоровья людей;
- на уровне среды обитания: семьи, друзей, ближайшего окружения, коллег;
- на уровне личности как переживание своей психологической защищенности или незащищенности, сформированное™ или несформированно-сти механизмов психологической защиты и совла-дания (личностных копинг-ресурсов и средовых копинг-стратегий) [3, 6].
В существующих научных подходах психологическая безопасность обычно рассматривается при изучении чрезвычайных и кризисных ситуаций, техногенных аварий и природных катастроф, а также в рамках профессиональной деятельности, подразумевающей в том числе объекты высокого риска. Необходимо иметь в виду, что современные образовательные учреждения могут быть рассмотрены как объекты высокого риска, поскольку выпускают «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Вполне очевидно, что психологически здоровой личность может быть только в определенных условиях, при этом одним из таких условий является психологическая безопасность образовательной среды.
Нужно отметить, что наряду с обозначенными выше аспектами высокого риска психологический риск в условиях образовательной среды обусловлен использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий или полным отсутствием педагогических технологий как таковых. И. А. Баева и соавторы считают, что риск в данном случае может рассматриваться также в отношении «как качества образования, так и педагогической деятельности и образовательной среды учебного заведения» [3, с. 32]. Отсюда становится вполне очевидным, что среди актуальных задач современной психолого-педагогической науки должно быть изучение факторов риска, угрожающих психологической безопасности образовательной среды, а также условий, способствующих ее защищенности и психологическому комфорту.
Факторы риска и угрозы психологической безопасности образовательной среды. На сегодняшний день практически общепризнанным является рассмотрение образовательной среды как «сложно организованной системы, психолого-педагогической реальности, в рамках которой в специально созданных условиях решаются образовательные задачи и задачи социализации, а также осуществляется психологическое развитие личности учащегося» [7, с. 94]. Образовательная среда может давать как дополнительные возможности, так и некоторые ограничения личностных проявлений ее участников, поскольку выдвигает определенные требования. Она подвержена воздействию социальных перемен, на нее влияют напряженность социальной жизни и усложнение межличностных отношений, что в свою очередь препятствует поддержанию необходимого уровня работоспособности
и сохранению здоровья участников образовательного процесса.
Применительно к образовательной среде обеспечение ее психологической безопасности может осуществляться как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях, поскольку образовательное учреждение есть организация, где осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, целью которой может выступать личностное развитие всех сторон образовательного процесса. Участники образовательной среды учебного заведения и сама образовательная среда могут одновременно выступать как субъектами и объектами психологической безопасности, так и средствами ее обеспечения. По мнению ряда отечественных авторов (Е. А. Семенова, Е. Л. Аршинская, Е. В. Бурмистрова, Е. Б. Лактионова, М. Г. Гераськина и др.), факторами педагогического риска на уровне образовательной среды могут быть:
1) условия обучения в образовательном учреждении (освещенность учебных помещений, размеры мебели, вентиляция, полиграфические параметры учебной литературы и др.);
2) учебная перегрузка обучающихся (неравномерное распределение учебной нагрузки, превышение нормы времени, предусмотренного возрастными и гигиеническими нормами на приготовление домашних заданий и т. п.);
3) стиль межличностных взаимоотношений педагогов, обучающихся и их родителей (повышенная конфликтность в среде обучающихся, педагогические конфликты, нарушенные детско-роди-тельские отношения и др.) [2, 3, 8].
Требование гуманистической педагогики учитывать индивидуальные и личностные особенности учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы предполагает такую организацию, которая бы сформировала психологически комфортное и безопасное социокультурное пространство образовательного учреждения, способствовала сохранению здоровья и развитию личности школьников, в то время как общее образование старается прежде всего обеспечить обучающихся более углубленными знаниями по различным предметам. Все чаще можно услышать мнения о том, что школьные образовательные программы перегружены учебным материалом, который школьники должны усвоить за достаточно небольшой период. Отмечается, что возросло количество времени, затрачиваемого современными школьниками на подготовку домашнего задания и на усвоение учебного материала, приводящее к ограничению двигательной активности, физиологически необходимой для здорового развития подрастающего поколения. Отсюда значительно сократились часы, отводимые де-
тям на отдых и занятие другими видами деятельности, пребывание на свежем воздухе. И, как прямое следствие, снижается учебная мотивация и возникает неспособность справиться с учебной нагрузкой, что вполне обоснованно воспринимается медицинскими психологами и клиницистами (Е. И. Жупиева, Г. С. Корытова, Д. Н. Исаев и др.) в качестве закономерной причины возникновения психогенной школьной дезадаптации, дидакто-и дидаскалогений, пограничных нервно-психических расстройств у обучающихся [8-10].
К педагогическим факторам риска, негативно сказывающимся на развитии и здоровье школьников, а следовательно, на психологической безопасности образовательной среды М. М. Безруких относит интенсификацию учебного процесса, педагогическую тактику, провоцирующую возникновение эмоционального стресса у обучающихся, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей. В ряду негативных факторов они также определяют неграмотность педагогов в вопросах охраны здоровья, отсутствие системы работы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни, в том числе по профилактике вредных привычек, аддикций и девиантных форм поведения [11]. С. В. Феоктистова и С. В. Дмитриева в качестве факторов риска для здоровья обучающихся называют сам процесс обучения в школе (ухудшение состояния здоровья детей от начала обучения в школе к его окончанию, снижение порога жизненной устойчивости и выносливости школьников). Авторы высказывают точку зрения, в соответствии с которой факторами риска в образовательной среде может быть недостаточное обеспечение профессионально компетентными преподавательскими кадрами, бедная материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточная активность обучающихся, низкий уровень воспитанности и культуры, личностно-психо-логические особенности участников образовательного процесса, несформированность представлений и недостаточность профилактики психологического и физического здоровья [12].
Совокупность вышеобозначенных факторов представляет собой угрозу психологической безопасности образовательной среды и развитию личности ее участников. В отечественных энциклопедиях и толковых словарях понятие «угроза» наиболее часто определяется как вид психологического насилия над человеком, намерение нанести ему эмоциональный, физический, материальный и иной вред. Отмечается, что психологическое насилие может проявляться в публичных оскорблениях и унижениях достоинства человека, принуждении делать что-то против своего желания, игно-
рировании, недоброжелательном к нему отношении и др. Согласно проведенным эмпирическим исследованиям (С. Л. Соловьева, Е. В. Змановская и др.), насилие тесно связано с агрессией и антиобщественным поведением, часто выступая побочным продуктом опьянения и химической аддик-ции, а также приемлемым способом разрешить конфликт там, где насилие остается практически безнаказанным. Последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности: вызывают нарушения в познавательной сфере, снижают продуктивность психической деятельности в целом и экстраполируются в будущее, провоцируют определенные паттерны поведения, приводят к стойким личностным изменениям [13, 14].
Аналитический обзор рисков и угроз, существующих в образовательной среде, убеждает нас, что именно психологическая безопасность выступает основополагающим условием обеспечения позитивного личностного развития всех участников образовательной среды. Психопрофилактика угроз позитивному развитию может служить одним из значимых оснований для моделирования безопасности образовательной среды. Как предотвратить чрезвычайные происшествия, уменьшить их воздействие на психическое и физическое здоровье человека, как реагировать в тех или иных кризисных ситуациях, как оказаться к ним подготовленными? Особенно часто эти вопросы возникают именно тогда, когда речь идет о кризисных ситуациях в образовательных учреждениях. К кризисам, способным оказать серьезное влияние на обучающихся и их родителей, преподавателей и администрацию образовательных учреждений, относят несчастные случаи с учащимися или преподавателями, грубое насилие, смерть или самоубийство, захват заложников, техногенные катастрофы (пожары, аварии, взрывы и т. п.) и природные бедствия (землетрясения, наводнения, лавины, ураганы и др.). К некоторым кризисным ситуациям можно заранее подготовиться, другие же практически не оставляют времени для предварительного оценивания ситуации, осознанного поведения и планирования. Психологическая травма и ее последствия могут изменить представление ребенка о себе и о мире; под угрозой оказывается ощущение стабильности и безопасности окружающего мира. Реакция детей на травматические события зависит от тяжести ситуации, возраста обучающихся, их индивидуально-психологических и личностных особенностей, в частности сформированное™ осознанных навыков совладания (копинга) с кризисными обстоятельствами [15, 16].
Показатели психологической безопасности образовательной среды. Создание и обеспечение психологически комфортной и безопасной образо-
вательной среды требует проведения постоянного мониторинга условий обучения и воспитания. Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание. Эмпирическая неразработанность психологической безопасности как характеристики образовательной среды требует определить ее значимые показатели, в числе которых в первую очередь следует назвать отношение к образовательной среде со стороны педагогов, обучающихся, а также их родителей (позитивное, нейтральное, отрицательное).
Другим значимым показателем психологической безопасности образовательной среды выступает удовлетворенность ее участников основными характеристиками взаимодействия в ней. Удовлетворенность средовыми характеристиками является инструментом сохранения психологической безопасности образовательной среды и может стать показателем удовлетворенности всех сторон учебно-воспитательного процесса отдельными составляющими образовательной среды. Проведенный рядом авторов (Н. В. Дашкова, И. А. Баева, Е. В. Бурмистрова, Е. Б. Лактионова и др.) анализ психологического насилия в межличностном взаимодействии дает основание для включения защищенности от психологического насилия в межличностном взаимодействии в качестве показателя психологической безопасности образовательной среды [3, 17].
Таким образом, можно считать, что диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются:
1) уровень отношения к образовательной среде,
2) уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды,
3) уровень защищенности от психологического насилия в межличностном взаимодействии в условиях образовательной среды.
Отсюда, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, у большинства участников которой сформировано положительное к ней отношение, отмечается высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенность от психологического насилия в межличностном взаимодействии.
Эмпирическое изучение критериев и условий психологической безопасности образовательной среды. С целью эмпирического изучения и с опорой на обозначенные показатели (уровень отношения к образовательной среде, уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды, уровень защищенности от психологического насилия в межличностном взаимодействии в усло-
виях образовательной среды) с нашим участием был проведен анонимный опрос учащихся разных возрастов ряда общеобразовательных школ города Томска и Томской области (2012-2014 гг.). В исследовании с использованием психодиагностической методики «Психологическая безопасность образовательной среды», разработанной И. А. Баевой [3, с. 105-118] приняло участие 116 школьников - учащихся основной школы и старших классов (в возрасте от 11 до 17 лет) мужского (50,9 %) и женского (49,1 %) пола. Для выяснения отношения обучающихся к образовательной среде (позитивное, нейтральное, негативное) оценивались дескриптивные показатели (р<0,01), полученные при мате-матико-статистической обработке ответов на вопросы психодиагностической методики «Психологическая безопасность образовательной среды». К их числу, в частности, относятся такие, например, вопросы: «Если бы тебе пришлось выбирать из всех школ своего города (района), выбрал ли бы ты свою школу?», «Предположим, что по каким-то причинам ты долго не мог посещать свою школу, вернулся бы ты на свое прежнее место учебы?», «Если бы твоя семья переехала в другой район/ микрорайон, стал бы ты ездить на учебу в свою школу?» и т. п. Практически каждый второй респондент (56,9 %) продемонстрировал высокий и очень высокий уровни позитивного отношения к образовательной среде своей школы. Каждый пятый ученик (19,9 %) определяет личное отношение к образовательной среде своего учебного заведения на среднем уровне и, наконец, примерно четверть испытуемых (23,2 %) обозначили свое позитивное отношение к образовательной среде на низком и ниже среднего уровнях.
Для определения уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды оценивались (по 5-балльной шкале) такие показатели, как 1) взаимоотношения с учителями, 2) взаимоотношения с учащимися школы, 3) возможность высказать свое мнение, 4) уважительное отношение окружающих, 5) сохранение личного достоинства, 6) возможность обратиться за помощью и др. Более половины респондентов (63,8 %) продемонстрировали усредненные показатели по категориям «высокий» и «очень высокий» уровни удовлетворенности характеристиками образовательной среды своей школы (в пределах от 3,4 до 5 баллов). Как и в оценивании предыдущего показателя («отношение к образовательной среде школы»), каждый пятый обучающийся (22,2 %) определяет уровень удовлетворенности характеристиками своей образовательной среды на низком и ниже среднего уровнях (средний балл менее 2,5).
И, наконец, третий диагностический показатель, анализируемый в нашем эмпирическом ис-
следовании - «защищенность от психологического насилия» оценивался по таким направлениям, как 1) защищенность от оскорблений, 2) защищенность от унижений, 3) защищенность от угроз, 4) защищенность от принуждения, 5) защищенность от игнорирования, 6) защищенность от недоброжелательного отношения. Средний балл, демонстрирующий высокий и очень высокий уровни защищенности от психологического насилия в условиях образовательной среды своей школы (3,4-5 баллов) отмечен у 59,7 % респондентов. На противоположном полюсе континуума (низкий и ниже среднего уровни защищенности) себя определили 25,0 % испытуемых (средний балл менее 2,5).
Следовательно, результаты эмпирического исследования показали, что большинство принявших участие респондентов имеют положительное отношение к образовательной среде своей школы (56,9 %), а также одновременно с этим высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды (63,8 %) и высокий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии (59,7 %). Такие показатели возможны благодаря тому, что учащиеся имеют условия для полноценного личностного развития, высокий уровень вовлеченности в образовательную среду, проявляют навыки самостоятельности в выборе собственного решения, инициативу и активность, чувствуют защищенность и удовлетворенность основных жизненных потребностей.
При этом стоит констатировать, что практически каждый четвертый респондент отмечает потенциальную и реальную опасность образовательной среды для себя. Данные опроса свидетельствуют, что общеобразовательные школы не в полной мере обеспечивают необходимые условия для формирования психологической безопасности и защищенности обучающихся. Это позволяет сделать вывод о том, что психологическая безопасность - не только состояние свободы от психологического насилия, создающее личностную значимость среды, но и система практических мер по предотвращению угроз для позитивного личностного развития субъектов образовательной деятельности. Полученные эмпирическим путем результаты статистически достоверно свидетельствуют о том, что сопровождение психологически комфортной и без-
опасной образовательной среды является объективно актуальной потребностью современной системы общего школьного образования. При этом функцию контроля за обеспечением психологически безопасного взаимодействия в социокультурном пространстве образовательной среды призвана выполнять служба психолого-педагогического сопровождения.
Заключение. В наши дни в многочисленных дискуссиях ученых и педагогов-практиков, посвященных вопросам эффективности и качества современного образовательного процесса, можно выделить две наиболее часто встречающиеся точки зрения. Первая из них - настойчивое введение идей гуманизма (отношения сотрудничества, безопасная среда, уважение свободы и независимости личности, соблюдение прав ребенка, стимулирование развития и успеха детей, воспитание нравственного мировоззрения и т. п.), вторая -опора на готовые технологии обучения с четкой регламентацией взаимодействия педагога и обучающегося. Проблема психологической защищенности, соблюдения прав ребенка прямо или косвенно упоминается в большинстве научных работ, посвященных гуманизации образования. Согласно общепризнанному научному представлению одного из основоположников гуманистической психологии А. Маслоу, потребность в безопасности (наряду с физиологическими потребностями) - базовая в иерархии сферы потребностей человека. Представители гуманистической психологии убеждены, что без хотя бы частичного удовлетворения этой потребности невозможно достичь личностной самореализации. Другой всемирно известный ученый Э. Фромм добавляет, что гуманные отношения между людьми могут развиваться наилучшим образом, если в обществе будут иметься соответствующие предпосылки, а именно безопасность и защищенность. Следовательно, можно уверенно утверждать, что понятие защищенности тесно связано с понятием безопасности, а безопасные условия необходимы для полноценного личностного развития. Особенно актуален данный вопрос в психолого-педагогическом аспекте, в соотнесенности с условиями психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
Список литературы
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Режим доступа: http://nvo.ng.rU/concepts/2000-01-14/7.html (дата обращения: 10.05.2015).
2. Гераськина М. Г. Развитие профессиональной компетентности персонала общеобразовательных учреждений в обеспечении личностной безопасности учащихся: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2007. 21 с.
3. Баева И. А., Бурмистрова Е. В., Лактионова Е. Б., Рассоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПб.: Речь, 2006. 288 с.
4. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Пер Сэ, 2003. 303 с.
5. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. М.: Пед. о-во России, 2000. 539 с.
6. Корытова Г. С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 117-123.
7. Ясвин В. А. Образовательная среда. М.: Смысл, 2001. 365 с.
8. Семенова Е. А., Аршинская Е. Л., Жупиева Е. И. Взаимодействие и психопрофилактика в образовании // Альманах современной науки и образования. М., 2013. № 11 (78). С. 155-157.
9. Корытова Г. С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации: дис. ... канд. психол. наук. Улан-Удэ, 1998. 166 с.
10. Исаев Д. Н. Психопатология развития. СПб.: СпецЛит, 2013. 469 с.
11. Безруких М. М. Ребенок идет в школу. М.: Academia, 2000. 245 c.
12. Феоктистова С. В., Дмитриева С. В. Проблемы здоровья школьников и обеспечение психологической безопасности образовательной среды // Управление здравоохранением. М., 2003. № 2. С. 40-47.
13. Соловьева С. Л. Психологические последствия насилия // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 2003. С. 187-190.
14. Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 189-195.
15. Корытова Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2006. 292 c.
16. Корытова Г. С., Корытов И. В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Глобальная научная интеграция. 2013. № 6. С. 109-112.
17. Дашкова Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности образовательной среды школы: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2002. 220 с.
Корытова Г. С., доктор психологических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: gkorytova@yandex.ru
Закотнова Е. Ю., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: zakotnova.elena@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 16.05.2015.
G. S. Korytova, E. Yu. Zakotnova
PSYCHOLOGICAL SAFETY AND SECURITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: RISK FACTORS, THREATS AND
CONDITIONS
The article is devoted to consideration of the questions connected with providing and formation of psychologically comfortable and safe educational environment. It is shown that one of the most actual problems of modern psychology is studying of the risk factors menacing to psychological safety of the educational environment, and also conditions promoting its security. The characteristic of pedagogical risk factors, negatively affecting development and health, and psychological safety of the trained is given. Results of empirical studying of indicators of psychological safety of the educational environment of high comprehensive schools are presented. Most of the examinees who took part in research was shown by the positive relation to the educational environment of the school, high level of satisfaction with characteristics of the educational environment and high level of security from psychological violence.
Key words: psychological safety, educational environment, pedagogical risk, psychological violence, crisis situations, conditions of psychological safety.
References
1. Kontseptsiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Concept of national security of the Russian Federation]. URL: http://nvo.ng.ru/ concepts/2000-01-14/7.html (accessed 10 May 2015) (in Russian).
2. Geras'kina M. G. Razvitiye professional'noy kompetentnosti personala obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy v obespechenii lichnostnoy bezopasnosti uchashchikhsya: avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Development of professional competence of the personnel of educational institutions of ensuring personal safety of pupils. Abstract of thesis dis. cand. of psychol. sci.]. Ryazan, 2007. 21 p. (in Russian).
3. Baeva I. A., Burmistrova E. V., Laktionova E. B., N. Rassokha N. G. Obespecheniye psikhologicheskoy bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii: prakticheskoye rukovodstvo [Ensuring psychological safety in educational institution: practical guidance]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2006. 288 p. (in Russian).
4. Grachev G. V. Lichnost' i obshchestvo: informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' i psikhologicheskaya zashchita [Person and society: information and psychological safety and psychological protection]. Moscow, Per Se Publ., 2003. 303 p. (in Russian).
5. Kabachenko T. S. Metodypsikhologicheskogo vozdeystviya [Methods psychological influence]. Moscow, Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii Publ., 2000. 539 p. (in Russian).
6. Korytova G. S. Bazisnye strategii sovladaniya v professional'nom povedenii [The basic coping-strategy in professional behavior]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 117-123 (in Russian).
7. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda [Educational environment]. Moscow, Smysl Publ., 2001. 365 p. (in Russian).
8. Semenova E. A., Arshinskaya E. L., Zhupieva E. I. Vzaimodeystviye i psikhoprofilaktika v obrazovanii [Interaction and psychoprevention in education]. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya - Almanac of modern science and education, 2013, no. 11 (78), pp. 155-157 (in Russian).
9. Korytova G. S. Psikhologicheskiye osobennosti vnutrisemeynykh otnosheniy i ikh vliyaniye na proyavleniya shkol'noy dezadaptatsii: dis. kand. psikhol. nauk [Psychological features of the intra family relations and their influence on manifestations of school disadaptation. Thesis cand. of psych. sci.]. Ulan-Ude, 1998. 166 p. (in Russian).
10. Isaev D. N. Psikhopatologiya razvitiya [Psikhopatology of development]. St. Petersburg, SpecLit Publ., 2013. 469 p. (in Russian).
11. Bezrukikh M. M. Rebenokidet vshkolu [Child goes to school]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 245 p. (in Russian).
12. Feoktistova S. V., Dmitrieva S. V. Problemy zdorov'ya shkol'nikov i obespecheniye psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy [Problems of health of school students and ensuring psychological safety of the educational environment]. Upravleniye zdravookhraneniem -Health Management, 2003, no. 2, pp. 40-47. (in Russian).
13. Solov'eva S. L. Psikhologicheskiye posledstviya nasiliya [Psychological consequences of violence]. Materialy Vserossiyskoj nauchno-prakticheskoy konferentsii "Psikhologicheskaya kul'tura i psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii" [Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Psychological culture and psychological safety in education"]. Moscow, 2003. Pp. 187-190 (in Russian).
14. Zmanovskaya E. V. Strukturno-dinamicheskaya kontseptsiya deviantnogo povedeniya [Structural and dynamic concept of deviant behavior]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 5 (133), pp. 189-195 (in Russian).
15. Korytova G. S. Zashchitnoye i sovladayushcheye povedeniye lichnosti: teoreticheskiye osnovaniya [Defensive and coping behavior of the personality: theoretical bases]. Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2006. 292 p. (in Russian).
16. Korytova G. S., Korytov I. V. Problema pedagogicheskogo vzaimodeystviya v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Problem of pedagogical interaction in educational space of higher education institution]. Global'naya nauchnaya integratsiya - Global scientific integration, 2013, no. 6, pp. 109-112 (in Russian).
17. Dashkova N. V. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy shkoly: dis. kand. psikhol. nauk [Psychology and pedagogical maintenance of psychological safety of the educational environment of school. Thesis cand. of psych. sci.]. Samara, 2002. 220 p. (in Russian).
Korytova G. S.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: gkorytova@yandex.ru
Zakotnova E. Yu.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: zakotnova.elena@yandex.ru