Научная статья на тему 'Развитие Интернета в школах Ленинградской области в условиях цифровизации образования'

Развитие Интернета в школах Ленинградской области в условиях цифровизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АКТИВНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ / DIGITALIZATION OF EDUCATION / GENERAL EDUCATION / INTERNET / IT / EDUCATIONAL PROCESS / ACTIVITY ON THE INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колыхматов Владимир Игоревич

Развитие цифровой экономики невозможно без внедрения современных информационных технологий в образование, расширения использования Интернета, совершенствования инфраструктуры и технологичности образовательного процесса для освоения новых цифровых навыков.Результаты социально-психологического тестирования более 44000 обучающихся общеобразовательных организаций Ленинградской области позволили установить высокую активность обучающихся в Интернете, а также основные направления его использования.Определены приоритетные задачи развития региональной системы образования для обеспечения эффективности процесса цифровизации образования и профилактики негативных проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INTERNET NETWORKIN SCHOOLS OF LENINGRAD REGION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

The development of the digital economy is impossible without the introduction of IT in education, increasing the use of the Internet, improving the infrastructure and technology of the educational process for developing new digital skills.The results of socio-psychological testing of more than 44,000 pupils of educational organizations of the Leningrad region have established a high activity in the Internet, as well as the main directions of its use.The priority tasks of the regional education development to ensure the effectiveness of digitalization of education and prevention of negative manifestations are determined.

Текст научной работы на тему «Развитие Интернета в школах Ленинградской области в условиях цифровизации образования»

Колыхматов Владимир Игоревич,

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, ко1укИта1оу@1о1го. ги

РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТА В ШКОЛАХ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Развитие цифровой экономики невозможно без внедрения современных информационных технологий в образование, расширения использования Интернета, совершенствования инфраструктуры и технологичности образовательного процесса для освоения новых цифровых навыков. Результаты социально-психологического тестирования более 44000 обучающихся общеобразовательных организаций Ленинградской области позволили установить высокую активность обучающихся в Интернете, а также основные направления его использования.

Определены приоритетные задачи развития региональной системы образования для обеспечения эффективности процесса цифровизации образования и профилактики негативных проявлений. Ключевые слова:

цифровизация образования; общее образование; сеть Интернет; информационные технологии; образовательный процесс; активность в Интернете.

Процесс цифровизации образования связан с внедрением и развитием информационных технологий и в самом широком смысле представляет собой процесс социально-экономической трансформации, инициированный массовым внедрением и усвоением цифровых технологий создания, обработки, обмена и передачи информации [1; 4].

Развитие неограниченного доступа к огромному массиву данных позволяют использовать современные информационные технологии (ИТ) в образовательном процессе, существенно меняя не только принципы взаимодействия субъектов образовательных отношений, но и подходы к обучению и подаче учебного материала [16; 17].

Развитие Интернета создает уникальные условия для всех пользователей, вне зависимости от их возраста, временного и пространственного расположения, получать необходимую информацию, обеспечивая прежде всего индивидуализацию обучения в условиях сетевого взаимодействия вне традиционной системы образования в школе и других общепринятых форм обучения [2; 16].

Исследователями [5] отмечается, что базовой характеристикой любой компьютерной технологии и Интернета, в частности, является ее «персональность», возможность индивидуализировать и настроить «под себя», свои потребности, особенности и темп, что сложно реализуемо в традиционной школе.

Расширение активного взаимодействия участников образовательных отношений, их вовлеченность в образовательный процесс, а также увеличение скорости обмена информацией позволяют повысить успешность и эффективность образования [2].

Именно поэтому целью настоящего исследования явилось изучение влияния современных ИТ и Интернета на изменение содержания и технологий обучения для определения перспективных направлений развития региональной системы общего образования.

Задачи исследования:

1. Изучить значение Интернета и внедрения современных ИТ в развитии общего образования.

2. Определить активность обучающихся Ленинградской области в Интернете и основные направления его использования.

Для решения поставленных задач использовались педагогические методы исследования: анализ информационных источников, блогов, материалов и отчетов об использовании современных ИТ в образовании, а также проведение социально-психологического тестирования обучающихся общеобразовательных школ Ленинградской области.

Развитие сети Интернет и широкое распространение современных ИТ привело к многочисленным изменениям в политической, экономической и общественной сферах во всех странах мира: созданы и развиваются сервисы электронного правительства, работает электронная торговля, развиваются технологии электронного обучения посредством использования современных ИТ [2].

Результаты анализа статистических наблюдений [10] показали, что доля жителей Российской Федерации, использующих Интернет в 2016 году, составила 73%, при этом 45% населения для выхода в Интернет используют мобильный Интернет и смартфоны.

С использованием цифровых технологий изменяются повседневная жизнь человека, производственные отношения, структура экономики и образование, а также возникают новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам [8].

В настоящее время обеспечение доступа к Интернету является важной составляющей развития образования во многих странах, способствует формированию цифровых навыков всего населения посредством реализации следующих направлений:

• повышение технологичности образования в школах посредством развития беспроводных технологий (создание «беспроводных классов»), широкополосного подключения к Интернету [13; 18];

• развитие центров обеспечения доступности Интернета для населения на базе образовательных организации и библиотек [18].

Сегодня во многих странах реализуются различные программы и проекты развития образования, основанные на расширении использования современных ИТ в образовательном процессе, например национальный план образовательных технологий США (National Education Technology Plan) [15], национальный план развития образования Малайзии (Malaysia Education Blueprint 2013-2025 (Preschool to Post-Secondary Education) [14]. В России реализуется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [6], ведется работа над разработкой проекта цифровизации школы (проект «Цифровая школа» [10], по другим данным «Цифровая образовательная среда» [3]) в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [8], предусматривающей развитие доступа к Интернету посредством существенных инфраструктурных изменений. При этом авторы программы развития цифровой экономики констатируют, что все большее число граждан Российской Федерации признает необходимость обладания цифровыми компетенциями, однако уровень использования современных ИТ и Интернета в России все еще ниже, чем в Европе, и существует серьезный разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения [8].

Разрабатываемый проект цифровизации школы в Российской Федерации должен обеспечить повышение квалификации педагогов, а также оснащение школ необходимой инфраструктурой для обеспечения доступа к Интернету, различным электронным ресурсам, а также ресурсу Российской электронной школы, в которой предполагается накопление значительного объема онлайн-материалов для обучающихся и педагогов образовательных организаций общего образования.

Реализация проекта позволит создать цифровую экосистему, благодаря которой станет возможным переход к автоматизированному делопроизводству, работе с цифровыми инструментами, использованию широкого спектра современных образовательных технологий (электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, смешанного, мобильного обучения), расширению индивидуализации образования [3; 10].

Развитие ИТ и цифровизация всего общества предъявляют иные требования к знаниям, совершенствованию так называемых цифровых навыков современного человека, среди которых способность к приобретению (поиску) новых знаний, различных форм и видов данных, необходимых сведений и информации, а также различных их интерпретаций, способов работы с ними [5; 18].

Интересен факт, когда расширение доступа к Интернету позволило педагогам посредством самообразования, изучения различных ресурсов и взаимообмена опытом всего лишь за один год повысить эффективность использования интерактивной доски в школе на 5% [9].

Расширение доступа к Интернету посредством активного распространения смартфонов, интернет-кафе приводит к тому, что современное поколение все чаще работает в двух отдельных цифровых мирах - в контролируемой образовательной среде в школе, школьной лаборатории, где часто происходит обучение «цифровой грамотности», освоение нужных цифровых навыков; и бесконтрольной среде, где знания, навыки и социальные отношения, необходимые для ориентации в «цифровой жизни», гораздо сложнее приобрести [19].

При этом исследователем [19] отмечается, что внимание современной школы должно быть сконцентрировано не на ограничении доступа к Интернету, а на том, чтобы обеспечить его безопасность и научить обучающихся самостоятельно оценивать возможные риски, воспитывать культуру использования цифровых технологий, совершенствовать механизмы профилактики аддиктивного поведения. Главными техническими задачами в обеспечении такого доступа остаются: совершенствование технологичности подключения, увеличение скорости, надежности и доступности существующих подключений для обучения компьютерной грамотности и развития цифровых навыков, а также обеспечение конфиденциальности, фильтрация нежелательной информации и безопасности в самом широком смысле [18; 20].

Не случайно одним из показателей оценки системы российского образования является обеспечение соответствующей скорости подключения к сети Интернет, а одними из актуальных направлений среди основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в Российской Федерации [7], являются мероприятия по созданию безопасного информационного пространства для детей.

Для определения активности обучающихся Ленинградской области в Интернете и основных направлений ее использования был проанализирован ряд вопросов социально-психологического тестирования в динамике за последние годы.

Всего в социально-психологическом тестировании в 2016-2017 гг. приняло участие более 44000 обучающихся общеобразовательных организаций 18 муниципальных образований Ленинградской области в возрасте старше 13 лет.

Вопросы, которые касаются культуры использования компьютерных технологий и, в частности, Интернета, позволяют оценить степень зависимости обучающихся от современных ИТ.

В результате проведенного исследования было выявлено, что преобладающее большинство школьников Ленинградской области - 67 и 72% в 2016 и 2017 гг. соответственно - используют Интернет более 5 лет, что свидетельствует о начале его использования в возрасте 8 лет и ранее. Именно поэтому современное поколение намного эффективнее использует и быстрее осваивает новые ИТ.

Рис. 1. Динамика ответов обучающихся образовательных организаций на вопрос «Как долго Вы являетесь пользователем Интернета?»

Отвечая на вопрос о продолжительности использования Интернета за один сеанс (рис. 2), половина опрошенных школьников Ленинградской области - 51 и 50% в 2016 и 2017 гг. соответственно - тратят от 1 до 3 часов, при этом прослеживается тенденция увеличения времени использования Интернета от 3 до 5 часов и более 5 часов в 2017 году по сравнению с 2016 годом.

Рис. 2. Динамика ответов обучающихся образовательных организаций на вопрос «Сколько времени Вы проводите в Интернете за один сеанс?» (%)

В то же время представленные результаты в Ленинградской области значительно ниже данных сопоставимых исследований среди учащейся молодежи [12], которые установили, что 45% опрошенных школьников находятся в Интернете «онлайн» «почти постоянно». При этом исследователями установлено значительное увеличение (на 21%) доли школьников «онлайн» в 2018 году по сравнению с 2014-2015 гг., что объясняется расширением доступности Интернета посредством массового внедрения смартфонов. Вероятно, именно развития цифровых технологий по схожему сценарию следует ожидать и в Ленинградской области в ближайшие годы.

Отвечая на вопрос о наличии контроля доступа к Интернету со стороны родителей (рис. 3), половина школьников Ленинградской области - 52 и 53% в 2016 и 2017 гг. соответственно - сообщили о том, что родители их не ограничивают. Полученные данные свидетельствуют о возрастании роли

школы в организации взаимодеиствия с родителями по вопросам обеспечения информационной безопасности детей в Интернете, воспитания культуры использования современными ИТ.

Рис. 3. Динамика ответов обучающихся образовательных организаций на вопрос « Ограничивают ли родители доступ к Интернету ?» /0/-

Анализ ответов школьников Ленинградской области по основным направлениям использования Интернета (рис. 4) позволил установить, что более половины опрошенных - 54-55% - общаются в различных мессенджерах и социальных сетях, 21-22% обучающихся ищут различную информацию, 15% - играют, 6% респондентов используют возможности Интернета для обучения, а 3% - зарабатывают деньги.

Рис. 4. Динамика ответов обучающихся образовательных организаций

на вопрос «В Интернете я...» (%)

В то же время зарубежный опыт свидетельствует о том, что выявленный высокий процент школьников, использующих Интернет для общения, не должен вызывать какого-либо беспокойства со стороны педагогического сообщества и руководства образовательными организациями [18; 19].

Социальные сети, получившие наибольшее развитие в развивающихся странах, способствуют не только получению интересующей информации (в том числе и учебного материала), но и формированию взаимоотношений пользователей, освоению навыков общения в Интернете. При этом исследователями [20] отмечается, что создание альтернативы бесконтрольного общения в социальных сетях - разработка официальных страниц образовательных организаций в наиболее популярных социальных сетях - в большинстве случаев не несет смысловой нагрузки и является лишь средством односторонней коммуникации и неинтересны современным школьникам.

Возможным эффективным решением в сложившейся ситуации является увеличение доли образовательного контента в Интернете и возможности обучения, а также создание условий для развития обратной связи и поддержки общения на соответствующих образовательных ресурсах с целью активизации познавательного и продуктивного общения.

Заключение

Развитие цифровой экономики и достижение запланированных показателей социально-экономического развития невозможно без внедрения и широкого использования современных ИТ.

Результаты настоящего исследования подтвердили высокую значимость Интернета и ИТ в образовательном процессе в школе, приобретении цифровых навыков и повышения качества образования в целом посредством развития соответствующей инфраструктуры и технологий.

Результаты социально-психологического тестирования позволили установить высокую активность обучающихся Ленинградской области в Интернете: 2/3 школьников имеют стаж использования Интернета более 5 лет, половина обучающихся тратит от 1 до 3 часов времени за один сеанс, при посещении сети Интернет половина школьников общается в социальных сетях и мессенджерах, при этом в половине случаев родители не ограничивают доступ детей.

Учитывая высокую значимость развития Интернета в образовательных организациях, активность школьников Ленинградской области в Интернете, а также существующие технологические особенности развития региональной системы образования, перед всем педагогическим сообществом Ленинградской области стоит ряд задач:

• обеспечение широкого доступа к Интернету (развитие механизмов софинансирования и технологичности подключения, увеличение скорости, надежности и доступности существующих подключений);

• обучение компьютерной грамотности и развитие цифровых навыков обучающихся и педагогов;

• обеспечение информационной безопасности в Интернете;

• совершенствование механизмов профилактики аддиктивного поведения обучающихся;

• обеспечение взаимодействия школы и родительской общественности по вопросам использования современных ИТ.

Успешная реализация поставленных задач позволит существенно повысить эффективность внедрения современных ИТ в образовательный процесс в школе и активизировать процессы цифровизации региональной системы образования.

Литература

1. Абдуразаков М.М., Мухидинов М.Г. Проектирование модели подготовки к современной профессиональной деятельности будущего учителя информатики // Педагогика. 2016. №5. 2016. С. 71-79.

2. Асадпур К.М. Роль Интернета в процессе обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. Вып. №3(18). С. 19-22.

3. Девять заданий министра Васильевой. Как Россия планирует войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2018/07/31/olga-vasileva-raskryla-podrobnosti-nacproekta-obrazovanie.html (дата обращения: 08.08.2018).

4. Доклад НИУ ВШЭ «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса» [Электронный ресурс] // Институт менеджмента инноваций: [сайт]. URL: https://imi.hse.ru/pr2017_1 (дата обращения: 10.08.2018).

5. Митрофанов К.Г., Зайцева О.В. Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 10(88). С. 64-68.

6. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»: утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25.10.2016 №9) [Электронный ресурс] // Правительство: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/ 8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 08.08.2018).

7. План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства: утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 №1375-р [Электронный ресурс] // Правительство: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/sZ1Pt6qoNGaXsiXVpTX lSJc3svtwE2HE.pdf (дата обращения: 07.11.2018).

8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 №1632-р [Электронный ресурс] // Правительство: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4b vR7M0.pdf (дата обращения: 06.08.2018).

9. Учителя школ РФ неэффективно используют интерактивные доски -эксперт [Электронный ресурс] // РИА Новости: [сайт]. URL: https://ria.ru/society/20130221/924087176.html (дата обращения: 10.08.2018).

10. «Цифровая школа» изменит роль педагогов в образовательных организациях [Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф: [сайт]. URL: ЬАрв://минобрнауки.рф/пресс-цешр/12933 (дата обращения: 08.08.2018).

11. Цифровая экономика: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, А.В. Демьянова, Е.Л. Дьяченко, Г.Г. Ковалева, М.Н. Коцемир, И.А. Кузнецова, Т.В. Ратай, З.А. Рыжикова, Е.А. Стрельцова, С.Ю. Фридлянова, К.С. Фурсов. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 96 с.

12. Anderson M. Teens, Social Media & Technology 2018 [Электронный ресурс] // Pew Research Center: [сайт]. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/14/2018/05/31102617/PI_2018.05.31_TeensTech_FINAL.pdf (дата обращения: 07.08.2018).

13. E-Rate and Education [Электронный ресурс] // Federal Communications Commission: [сайт]. URL: https://www.fcc.gov/general/e-rate-and-education-history (дата обращения: 07.08.2018).

14. Malaysia Education Blueprint 2013-2025 (Preschool to Post-Secondary Education), Ministry of Education Malaysia [Электронный ресурс] // Kementerian Pendidikan Malaysia: [портал]. URL: https://www. moe.gov. my/images/dasar-kpm/articlefile_file_003108.pdf (дата обращения: 07.08.2018).

15. National Education Technology Plan [Электронный ресурс] // U.S. Department of Education: [сайт]. URL: https://tech.ed.gov/netp/#collapseaccordionone (дата обращения: 07.08.2017).

16. Smart Education Networks by Design (SEND) [Электронный ресурс] // Consortium for School Networking: [сайт]. URL: https://cosn.org/information-technology-schools (дата обращения: 25.07.2018).

17. Thakur A. Top 10 benefits of information technology [Электронный ресурс] // Topyaps.com: [сайт]. URL: https://topyaps.com/top-10-benefits-of-information-technology (дата обращения: 25.07.2018).

18. Trucano M. Expanding the conversation in education around 'access' to the Internet [Электронный ресурс] // Blogs.worldbank.org: [сайт]. URL: http://blogs.worldbank.org/edutech/expanding-internet-access-debate-education (дата обращения: 25.07.2018).

19. Trucano M. Ten things about computer use in schools that you don't want to hear (but I'll say them anyway) [Электронный ресурс] // Blogs.worldbank.org: [сайт]. URL: http://blogs.worldbank.org/edutech/10-things (дата обращения: 25.07.2018).

20. Trucano M. Ten trends in technology use in education in developing countries that you may not have heard about [Электронный ресурс] // Blogs.worldbank.org: [сайт]. URL: http://blogs.worldbank.org/edutech/some-more-trends (дата обращения: 25.07.2018).

Koiyxmatov Vladimir Igorevich,

State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education «Leningrad Regional Institute of Education Development», the Associate professor of The Department of Pedagogy and Psychology, Candidate of Pedagogics, kolykhmatov@loiro. ru

THE DEVELOPMENT OF INTERNET NETWORK IN SCHOOLS OF LENINGRAD REGION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Annotation

The development of the digital economy is impossible without the introduction of IT in education, increasing the use of the Internet, improving the infrastructure and technology of the educational process for developing new digital skills. The results of socio-psychological testing of more than 44,000 pupils of educational organizations of the Leningrad region have established a high activity in the Internet, as well as the main directions of its use.

The priority tasks of the regional education development to ensure the effectiveness of digitalization of education and prevention of negative manifestations are determined. Keywords:

digitalization of education; general education; the Internet; IT; educational process; activity on the Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.