УДК 316
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И.А. Баева
Аннотация. Статья посвящена проблеме психологических аспектов безопасности в образовательной организации. Особое внимание уделено определению места психологической безопасности в системе обеспечения комплексной безопасности. Рассмотрены методология и практика реализации проекта по созданию системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства региона. Методом экспертной оценки определен перечень рисков безопасности среды образовательной организации, а затем эмпирически проверены их значимость и наличие.
Ключевые слова: комплексная безопасность, психологическая безопасность образовательной среды, риск в образовательной среде, технологии повышения безопасности образовательной среды.
PSYCHOLOGICAL SECURITY OF EDUCATIONAL
ENVIRONMENT IN THE STRUCTURE OF INTEGRATED
SECURITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATION
I. Baeva
Abstract. The article is devoted to the problem of psychological aspects of security in the educational organization. Particular attention is paid to determining the place of psychological security in the system of integrative security. The methodology and practice of implementing a project to create a system for supporting the psychological security of the subjects of the educational space in the region are considered. The method of peer review identified a list of security risks in the environment of the educational organization, and then empirically verified their significance and availability.
Keywords: integrative security, psychological security of the educational environment, risk in the educational environment, technologies to improve the security of the educational environment.
Cогласно концепции Долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из значимых результатов перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития является развитие человеческого потенциала России и развитие образования, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности. Развитие такой личности возможно только в условиях образовательной среды, которая отвечает критериям безопасности для физического и психического здоровья и благополучия ее участников. Принимая во внимание тот факт, что среда современной образовательной организации является открытой системой, отражающей все закономерности жизнедеятельности и тенденции развития социальной среды, необходимо признать, что на сегодняшний день в ней преломляются и все проблемы, характерные для современного российского общества. Это порождает ситуации, нарушающие безопасность образовательной среды, и, как следствие, ограничения прав и потребностей учащегося в условиях,
способствующих сохранению его здоровья, благополучия и обеспечивающих максимальную реализацию его возможностей. Из совокупности основных социальных проблем, характерных для российского общества, особую опасность представляют те, что затрагивают процессы формирования личности подрастающего поколения и оказывают непосредственное влияние на систему отношения детей, подростков и молодежи к социальным явлениям, другому человеку и себе самому.
Актуализация проблем, связанных, в первую очередь, с высоким уровнем преступности, употреблением психоактивных веществ, негативными проявлениями в отношении к представителям другой национальности и социальной группе, внутри образовательной среды становится не только фактом, характеризующим жизнедеятельность общества, но фактором, обусловливающим тенденции его развития в будущем.
Проблема безопасности России и ее граждан, их психического здоровья имеет важное значение для жизни страны. В Законе Российской Федерации «О безопасности» безопасность
определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Безопасность -состояние защищенности (человека и среды), а также способность отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
Существенной частью системы национальной безопасности необходимо считать безопасность образовательной среды как пространства, оказывающего значимое влияние на развитие и формирование личности граждан. Вместе с осознанием несомненной важности роли системы образования в жизни каждого современного человека, необходимо учитывать то, что даже незначительные на первый взгляд негативные тенденции, связанные с возникновением отдельных событий, несущих угрозу субъективному благополучию учащихся, могут стать причиной и пусковым механизмом процессов, последствия которых оказываются необратимыми.
Образовательная среда является очень емким и системным понятием, в силу этого, феномен ее безопасности неоднозначен и имеет полифакторную обусловленность. Вес всех факторов, так или иначе влияющих на безопасность образовательной среды, учесть довольно сложно, но выделить некоторые системообразующие вполне возможно. Для этого необходимы исследования, позволяющие определить актуальное состояние условий, в которых протекает учебно--воспитательный процесс, с комплексной точки зрения, с целью их оценки, прогноза и планирования. Обеспечение безопасности образовательной среды является не только важнейшей задачей в организации деятельности образовательных учреждений, но условием, позволяющим реализовать все те задачи, которые ставит перед системой образования общество и государство.
Развитие и формирование качеств личности, требуемых современным обществом, внедрение инновационных технологий в систему обучения, ускорение процессов информатизации - все это уже является ощутимой нагрузкой для учащегося, и отсутствие должного уровня качественных характеристик образовательной среды, в том числе и уровня ее безопасности, может вызвать большие затруднения в достижении требуемого результата. Безопасность образовательной среды раскрывается через такое состояние организационных, пространственно-предметных
и социальных аспектов образовательной среды, которое, помимо обеспечения жизни и здоровья субъектов образования, выступает необходимым условием для развития и формирования их личности и обеспечивает правовую, социальную, психологическую, информационную
защищенность учащихся, педагогов, родителей. Хотелось бы отметить то, что для того чтобы образовательная среда стала безопасной и комфортной для учащихся, она должна стать такой и для педагога, поскольку именно педагог создает условия для обучения и развития ученика. Помимо этого, решая сложную задачу организации максимально благоприятных условий обучения, педагоги способствуют не только позитивному развитию личности учащегося, но и своему личностному, и профессиональному росту.
Безопасность означает наличие определенных условий, необходимых для жизни, развития и деятельности. Образовательная среда есть совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении большого отрезка жизненного пути. Участников данной среды возможно рассматривать как субъектов безопасности. Осознание и принятие ответственности за себя, социальную группу, общество - важнейшая задача компетентностного подхода в образовании в целом. А это означает, что человек становится субъектом безопасности, т.е. субъектом безопасного процесса развития. Человек в данном случае выступает как субъект и объект безопасности одновременно.
Комплексный подход в обеспечении безопасности образовательной среды реализуется за счет совместной деятельности ведомств, отвечающих за различные аспекты безопасности образовательного учреждения. Комплексность -это правовые, организационные,
координационные и другие аспекты как в категории анализа, так и в категории деятельности специалистов; эта характеристика системы безопасности образования предполагает не только выстраивание концептуальной модели безопасности, но и соединение усилий тех, кто работает с субъективными аспектами среды и ее объективными факторами.
Организация системы обеспечения безопасности образовательной среды с учетом комплексного подхода предполагает реализацию следующих направлений совместной
деятельности образовательных учреждений, государственных органов управления
образованием, силовых ведомств и ученых-исследователей и практических работников в
области психолого-педагогических проблем в образовании.
Во-первых, для организации эффективной профилактики рисков безопасности
образовательной среды необходимо создание и проведение мониторинговых исследований рисков и угроз безопасности образовательной среды, позволяющих систематически
отслеживать наличие и уровень тех или иных рисков безопасности субъектов образования. Такая система мониторинга позволит не только осуществлять своевременное вмешательство специалистов в ситуации нарушения безопасности, но даст материалы для построения прогностических моделей безопасности образовательной среды, которые укажут на возможное развитие ситуаций риска, что, в свою очередь, повысит результативность
профилактических мероприятий в
образовательной организации.
Для осуществления эффективного мониторинга безопасности образовательной среды необходимо решение ряда задач. Поскольку эффективность системы диагностики безопасности образовательной среды определяется, в первую очередь, ее чувствительностью к показателям нарушения тех или иных аспектов безопасности, важнейшей задачей является разработка системы индикаторов, позволяющих с достаточной долей точности выявлять не только наличие риска, но и возможность его превращения из потенциальной возможности в реальную угрозу. Разработка системы этих индикаторов требует, в свою очередь, консолидации усилий специалистов различного профиля в совместной деятельности по разработке модели безопасности образовательной среды, проявляющей механизмы возникновения тех ли иных рисков и угроз и их взаимовлияния.
Во-вторых, отдельным направлением выступает развитие психолого-педагогических и социально-правовых технологий повышения безопасности образовательной среды, включающих профилактику, устранение последствий и последующее сопровождение субъектов образовательной среды в ситуации нарушения их безопасности. В число задач данного направления входят:
- разработка и внедрение психолого-педагогических технологий, направленных на предотвращение возникновения рисков и угроз безопасности образовательной среды в соответствии со спецификой рисков, образовательной организации и ее контингента;
- разработка и внедрение психолого-педагогических технологий, направленных на
устранение последствий нарушения различных аспектов безопасности образовательной среды;
- разработка и развитие социально-правовой поддержки субъектов образовательной среды в аспекте нарушения права на безопасное развитие;
- развитие технологий формирования культуры безопасного поведения учащихся;
- разработка системы компетентностей специалистов, обеспечивающих безопасность образовательного учреждения;
- поиск путей совершенствования управленческого, правового, кадрового ресурсов по вопросам, касающимся обеспечения безопасности образовательной среды.
Кроме того, актуальной задачей, решение которой является необходимым условием выполнения двух предыдущих направлений, является развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки работников системы образования и других специалистов, деятельность которых связана с обеспечением безопасности образовательной среды, направленной на формирование компетенций в области организации, обеспечения и сопровождения безопасности образовательной среды. Обеспечение безопасности жизни детей в образовании может быть реализовано только через создание эффективной педагогической деятельности взрослых; создание системы обеспечения комплексной безопасности на базе образовательного учреждения определяется содержанием и качеством подготовки кадров, работающих в образовании.
Анализ проблемных ситуаций, связанных с обеспечением безопасности образовательной среды, показывает, что на сегодняшний день можно выделить, как минимум, четыре категории рисков ее нарушения. В их числе риски, связанные с проявлением насилия в межличностном взаимодействии в
образовательной среде школы, любых видов, типов и форм проявления агрессии одного человека по отношению к другому или группе людей с целью нанесения ущерба их физическому и психическому здоровью, нарушения их психологического благополучия. Ксенофобия и экстремизм, являющиеся, по существу, также проявлением насилия, тем не менее, выступают сегодня отдельной категорией рисков для субъектов образовательной среды. Это связано с особым содержательным наполнением и социальным значением проявлений ксенофобии и экстремизма, а также высокой степенью опасности для формирующейся личности, еще не имеющей устойчивой гражданской и нравственной позиции, но довольно часто обладающей выраженной потребностью быть
частью группы, противопоставляющей себя нормам общества. Следующая категория рисков нарушения безопасности образовательной среды относится к саморазрушающему поведению, включающему разнообразные действия детей и подростков, связанные с нанесением ущерба собственной жизни и здоровью; это различные виды зависимостей, асоциальное и делинквентное поведение, суицидальное поведение. К отдельной категории рисков нарушения безопасности образовательной среды можно отнести риски, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Важным моментом при соотнесении и выборе сил и средств обеспечения безопасности является возрастание роли психологических факторов, являющихся системообразующими в
комплексном соединении с юридическими, организационными, социальными, медицинскими аспектами.
Проблема психологической безопасности среды и личности является приоритетной в современном обществе, науке и образовании, поскольку в условиях переориентации на личностно ориентированный подход
современного образования, всестороннее и адекватное развитие обучающегося,
психологическая безопасность образовательной среды отождествляется с социальным благополучием всего общества в целом.
Психологическая безопасность
образовательной среды, которую мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, влияет на психическое здоровье не только школьников, но и других участников образовательной среды - учителей и родителей. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне образовательной организации это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В практическом психологическом смысле - это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.
В зарубежных исследованиях также отмечается ведущая роль безопасности среды школы в сохранении психического здоровья и психологического благополучия детей и подростков. S. Hong, M.K. Eamon, (2012), C. Hilarski, (2004), говоря об актуальности проблемы безопасности школы, отмечают тот факт, что
небезопасные условия школы связаны с большим количеством разнообразных проблем, в числе которых низкий уровень посещаемости и успеваемости учащихся, их вовлеченности в школьную жизнь, негативное отношение к школе, школьные страхи, нарушения дисциплины и др. [6;7].
Влияние безопасности образовательной среды школы на состояние детей и подростков, их здоровье, успешность в освоении образовательной программы и особенности психического развития получило широкое подтверждение в рамках концепции психологической безопасности образовательной среды, где было доказано, что безопасность является необходимым условием развития и формирования психологически здоровой личности [1;2].
Концепция была положена в основу разработки проекта «Создание и внедрение системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства Ленинградской области», который прошел общественную аккредитацию и получил статус экспериментальной площадки Российской академии образования.
Содержательная идея проекта заключается в разработке системы сопровождения
психологических аспектов безопасности образовательного пространства Ленинградской области, что будет способствовать снижению рисков, препятствующих позитивному психическому и социальному развитию его субъектов (учеников, педагогов, родителей). Перспективной задачей является апробация модели государственно-общественного
управления и экспертизы образовательным пространством региона, на примере решения вопросов обеспечения психологической безопасности субъектов образования.
Организационная идея проекта заключается в разработке сетевого взаимодействия как между разработчиками проекта (соединение возможностей научного, управленческого, организационного, методического потенциалов), так и между его участниками (психолого-педагогические медико-социальные центры; центры диагностики и консультирования; образовательные организации разного вида и типы, действующие на территории Ленинградской области).
Актуальность определяется противоречием между значимостью ценности безопасности в сознании человека, ее ролью в позитивном, устойчивом личностном развитии,
необходимостью укрепления резервных возможностей психики для сопротивления
деструктивным воздействиям и отсутствием системы психолого-педагогических технологий, способствующих их развитию и формированию у подрастающего поколения.
В результате деятельности в рамках проекта были созданы теоретические основы системы сопровождения субъектов образовательного пространства (концепция психологической безопасности образовательного пространства); разработаны методология и методы построения экспериментальной деятельности; технологии оценки образовательной среды в системе сопровождения психологической безопасности ее субъектов (мониторинг, экспертиза, диагностика); проведено масштабное эмпирическое исследование состояния безопасности образовательной среды; созданы технологии психологического сопровождения и
профилактики рисков и угроз безопасности субъектов образовательного пространства [3-5].
Наш подход к оценке безопасности образовательного пространства состоял в том, чтобы сопоставить с одной стороны риски безопасности среды и ее субъектов - детей и подростков. С другой - выявить ресурсный потенциал, позволяющий менять ситуацию в лучшую сторону и поддерживать безопасность среды и ее субъектов.
В исследовании, проведенном в 25-ти образовательных организациях Ленинградской области, мы методом экспертной оценки определили перечень рисков безопасности школьной среды, а затем эмпирически проверили их значимость и наличие [4]. Были определены как наиболее характерные для современной образовательной среды риски: безопасности школьной территории; употребления
психоактивных веществ; проявлений насилия; нарушения субъективного благополучия; проявлений межэтнических конфликтов, нарушения комфортности среды, нарушения дисциплины, некорректного использования информационно-коммуникационной сети
Интернет, склонность к суицидальному поведению. Экспериментально доказано, что повышение уровня психологической
безопасности образовательной среды способствует снижению уровня рисков в ней.
Кроме того, обучающиеся обследовались на наличие признаков социально-психологической дезадаптации, а именно: негативное восприятие настоящего, прошлого и будущего; выраженность переживания одиночества; потенциальный риск депрессии; наличие суицидальных мыслей; склонность к эмоциональной неустойчивости, импульсивности, самовлюбленности
(акцентуации характера); низкий уровень сплоченности и адаптивности семьи.
В числе данных, относящихся к ресурсам, оценивались: возможности образовательного пространства (города, региона) по организации внешкольной жизни обучающихся;
психоэмоциональное благополучие
педагогических работников и их готовность к новым и дополнительным профессиональным задачам; ресурсы образовательной организации по психолого-педагогическому сопровождению детей группы риска.
Разработаны конкретные психолого-педагогических технологии (программы), основанные на единой теоретической базе и показывающие разнообразие решений поставленных задач по моделированию и развитию психологической безопасности образовательного пространства, с учетом специфики отдельной образовательной организации. Созданы программы повышения квалификации специалистов системы
образования по проблемам психологической безопасности образовательной среды [5].
Система образования, накопившая большой опыт теоретических разработок и практических технологий по проблеме психологической безопасности образовательной среды и психологии кризисных экстремальных ситуаций в образовательной практике, может выступить основой для создания системы безопасности населения, мониторинга и экспертизы состояния безопасности социальной среды,
профилактической основой психического здоровья детей и молодежи.
По данным специалистов, работающих в направлении снижения опасностей техногенных и экологических катастроф, в 15 раз дешевле предупредить катастрофу, чем работать с последствиями. Это сопоставимо и с психолого-педагогической работой в образовательной практике. Важнейшей психологической задачей является перестройка сознания - от ликвидации последствий катастроф, аварий - к своевременной оценке рисков и их профилактике. Современная последовательность работы с рисками и угрозами такова: предупреждение - выявление -ликвидация последствий. Это относится к системе предупреждения техногенных и природных катастроф, и подобная же последовательность абсолютно приемлема и к вопросам обеспечения безопасности в образовательной среде.
Деятельность по обеспечению безопасности в образовании способствует трансляции ценности безопасности в общественную жизнь, снижает уровень насилия во взаимодействии людей и
является мощным профилактическим средством адекватного поведения деятельности людей как в обычных ситуациях социального взаимодействия, так и в экстремальных, и чрезвычайных.
Образование, в этом случае, становится ресурсной базой сохранения здоровья подрастающего поколения и, следовательно, и социального, и психического здоровья нации.
Литература:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева. - СПб.: Издательство «Союз», 2002.
2. Баева И.А., Баев Н.Н., Гаязова Л.А. Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды и условие психологического благополучия ученика и учителя / И.А. Баева, Н.Н. Баев, Л.А. Гаязова // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. -СПб., 2013. - № 4. - С. 183-197.
3. Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки: монография; под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2014.
4. Баева И.А., Тарасов С.В. и др. Психолого-педагогическое сопровождение безопасной образовательной среды: экспертиза и диагностика: научно-методическое пособие; под ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2015.
5. Баева И.А., Тарасов С.В. и др. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие; под ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2017.
6. Hilarski C. How school environments contribute to violent behavior in youth. // Journal of Human Behavior in the Social Environment (2004), 9, p. 165-178.
7. Hong J.S., Eamon M.K. Students' Perceptions of Unsafe Schools: An Ecological Systems Analysis // Journal of Child Family Study (2012), 21, p. 428-438.
Сведения об авторе:
Баева Ирина Александровна (г. Санкт-Петербург, Россия), академик РАО, доктор психологических наук, профессор ФГОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», e-mail: [email protected]
Data about the author:
I. Baeva (Saint-Petersburg, Russia) Member of Russian Academy of Education, Doctor of Psychology, Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia, e-mail: [email protected]