УДК 37.047
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Н.Н. Иванова, Л.Н. Макарова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-mail: nadegda2011@mail.ru
В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогов-дефектологов в вузе в условиях новой образовательной парадигмы. Отмечается, что гуманизация образования требует от педагога-дефектолога не только профессиональной компетентности, но и личностной готовности, профессиональной культуры для осуществления педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Обосновывается, что профессия педагога-дефектолога имеет значительную специфику, связанную с контингентом обучающихся. Раскрываются понятия «педагогическая компетентность», «профессиональная культура» применительно к педагогу дефектологического профиля. Представлены виды профессиональной деятельности учителя-дефектолога, сформулирован круг необходимых профессиональных умений и навыков.
Ключевые слова: личностные качества, профессиональная культура, профессиональная компетентность, педагог-дефектолог, обучение в вузе.
Общая тенденция гуманизации образования, набирающая силу на современном этапе развития общества, приобретает особую значимость для дефектологии. Она предполагает уважение к личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и на этой основе создание психологического, педагогического и социального комфорта для каждого ребенка.
Современному образовательному учреждению необходим компетентный специалист, творчески реализующий новые технологии обучения, добивающийся высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с увеличением количества детей, испытывающих трудности в обучении и нуждающихся в специальной педагогической помощи, все время повышаются требования к педагогу системы специального образования - педагогу-дефектологу.
Исходя из динамического изменения ситуации, от педагога-дефектолога, работающего в современных условиях, требуется умение выстраивать стратегию своей работы, проектировать и моделировать педагогическую деятельность, побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя, т.е. выполнять определенные ролевые функции [1]. Дефектологу необходимо владеть умениями комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации идей со-
циального согласия, толерантности к различиям между людьми, признания самоценности каждого человека.
Профессия педагога-дефектолога имеет значительную специфику, связанную с контингентом обучающихся. Особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, требуют от дефектолога не только высокой профессиональной компетентности, но и сформированных профессионально-ценностных отношений к педагогической деятельности, предполагающих высокий уровень понимания внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особую организацию учебно-воспитательного процесса с учетом интересов и возможностей таких детей, их способностей [2].
Современная система специального образования стоит перед необходимостью перехода на личностно ориентированную модель обучения, направленную на построение взаимодействия ребенка, имеющего проблемы в развитии, со взрослым.
Профессиональная компетентность является основным показателем, характеризующим деятельность педагога. Она определяет необходимость и эффективность применения знаний и умений в педагогической практике, умение действовать самостоятельно и ответственно. Педагогическая компетентность - важнейшее условие успешности профессиональной деятельности педагога и показатель его возможностей. На первое ме-
сто выступают такие содержательные компоненты компетентности педагога, как критичность мышления, способность к анализу и самоанализу, потребность в самосовершенствовании, склонность к творчеству и любовь к своей профессии [3]. Педагогическая компетентность учителя-дефектолога не исчерпывается узкопрофессиональными рамками. От него требуется осмысление широкого спектра социальных, психологических и других проблем, сопряженных с образованием и воспитанием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог-профессионал - это человек, хорошо понимающий общие тенденции развития мирового образовательного процесса и своего места в нем, обладающий особым видением человека в процессе развития, понимающий направленность и результативность психологических действий и воздействий, превращающий любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способный к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя [4].
По определению О.А. Козыревой, профессиональная компетентность педагога представляет собой интегральную характеристику личности и деятельности педагога, опосредующую результативный профессиональный опыт [5]. Используя термин «профессиональная компетентность», А.К. Маркова рассматривает ее как соотношение объективно необходимых знаний, умений, психологических качеств, которыми обладает учитель [6].
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определены виды профессиональной деятельности специалиста, овладение которыми ориентировано на освоение профессионально-статусного комплекса, позволяющего выстраивать личностно-развивающую модель профессиональной подготовки, гарантирующей достижение успеха.
Подготовка учителя-дефектолога предполагает овладение преподавательской, ди-агностико-аналитической, консультативной, воспитательной, психопрофилактирующей, коррекционно-развивающей, просветительской и научно-исследовательской видами деятельности.
Сформулирован круг профессиональных умений и навыков учителя-дефектолога:
- умение проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития ребенка, его соответствия возрастным нормам;
- владение методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;
- консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
- умение осуществлять психопрофилактическую работу, направленную на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;
- владение умениями и приемами обучения, методами воспитания детей с нарушениями развития;
- знание о профилактике и о методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;
- знание способов оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
- владение навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
В связи с этим возрастает значимость системы высшего образования как социального института по воспроизводству профессионалов, способных эффективно работать в новых условиях модернизирующегося общества.
Проблемы подготовки педагога-дефекто-лога отражены в работах отечественных дефектологов Х.С. Замского, А.И. Метт, О.В. Правдиной, Ф.А. Рау, Н.А. Чевелевой и др. Современными учеными активно обсуждаются вопросы совершенствования отдельных сторон подготовки будущего дефектоло-га: Л.С. Волкова, М.Н. Перова, В.А. Лапшин, С.Н. Шаховская и др.
Проблеме культуры профессионального взаимодействия посвящена работа С.Ф. Ле-вяш. Вопросы изменений в профессиональной педагогической подготовке педагогов коррекционных учреждений обсуждаются в работах Т.П. Головиной, Н.М. Назаровой, Э.М. Стерниной и др.
Новая парадигма образования требует от педагога-дефектолога не только профессио-
нальной компетентности, но и особого отношения к педагогической деятельности. Так, Е.Г. Речицкой большое внимание уделяет личностно-деятельностному подходу, ориентирующему педагога на оптимальное развитие способностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Научный термин «профессиональная культура» рассматривается в обиходе теоретического и прикладного знания. Емкость, сложность и неоднозначность данного понятия требуют наличия широкого методологического контекста научного поиска, который обеспечивал бы комплексность, междисциплинарность и гуманитарную ориентацию исследований.
В процессе контекстного анализа различных концепций феномена профессиональной культуры дефектолога становятся заметными противоречия в подходах к его рассмотрению и отсутствие единых представлений о его природе.
В гуманитарном и психолого-педагогическом контексте профессиональная культура дефектолога рассматривается как некая система отношений между людьми, их практических действий и стереотипов поведения, которая в течение определенного времени формирует, а затем поддерживает у представителей профессионального сообщества уникальную общую для них психологию. Именно психологическая общность позволяет людям, принадлежащим к одной культуре, чувствовать, что они ближе друг к другу, чем к тем, кто не является членом данной культуры.
В отечественной системе образования научно-педагогической предпосылкой приобщения молодежи к профессиональной культуре служит сложившаяся традиция воспитания и образования. Уже в начальный период развития отечественной педагогической науки такие видные педагоги, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. отмечали значимость воспитания в процессе коллективного труда.
Рассматривая психолого-педагогические проблемы профессионального образования, можно прийти к выводу, что оно не может в полной мере на основе классических принципов педагогики и философии обеспечить качество подготовки будущих дефектологов, поскольку традиции, сложившиеся в системе высшего образования, говорят об отсутствии эффективных механизмов с акцентом на
формирование профессиональной культуры. Сам феномен «профессиональная культура дефектолога» в педагогической науке, на наш взгляд, недостаточно разработан, так как существуют расхождения в его понимании, отсутствует научное обоснование процесса формирования профессиональной культуры будущего дефектолога в вузе.
Требует уточнения и коррекции понятийный аппарат профессиональной культуры дефектолога, не определены ее сущность и структура, содержание, формы, методы и особенности формирования в учреждениях высшего профессионального образования, недостаточно обоснованы возможности, потенциал учреждений профессионального образования, пути и условия ее формирования.
Профессиональная культура дефектоло-га включает обладание профессионала знанием «социального организма», а значит, пониманием социально-экономических, общественных, политических отношений, умение ориентироваться в профессиональных и общественных процессах, умение вносить деловые предложения по улучшению существующей педагогической системы, решать стоящие перед ним профессиональные задачи.
Выражение и реализация своих знаний и способностей в интересах других, в интересах служения обществу при сохранении гармонии между потребностями своего «Я» и требованиями профессионального сообщества - одна из целей формирования профессиональной культуры дефектолога.
В то же время анализ известных концепций и технологий формирования профессиональной культуры специалистов показывает недостаточную их адаптацию к системе подготовки будущих дефектологов в процессе получения высшего образования.
В основе расхождений понимания феномена «профессиональная культура дефекто-лога» и требований, предъявляемых обществом к уровню подготовки будущих дефекто-логов в вузе, их профессиональной культуры, лежат противоречия, обусловленные недостаточной теоретической и методической базой для организации эффективного процесса формирования профессиональной культуры будущих дефектологов в вузе:
- между социально обусловленной необходимостью формирования профессио-
нальной культуры дефектолога как целостности и отсутствием научно-педагогического знания о сущности этого вида культуры, закономерностях и принципах ее формирования в условиях вузовской подготовки дефектолога;
- между объективной необходимостью повышения профессиональной культуры будущих дефектологов и научным видением процесса ее формирования;
- между требованиями, предъявляемыми современным обществом к профессиональной подготовке дефектологов и несформирован-ностью адекватной профессиональной культуры будущих дефектологов, которая бы соответствовала современным требованиям общества;
- между существующими педагогическими технологиями формирования профессиональной культуры и недостаточностью их соответствия модели профессиональной культуры современного дефектолога.
Мы полагаем, что профессиональная культура будущих дефектологов определяется как культура социальной организации и регуляции, выраженная в совокупности принципов, методов, приемов осуществления общения и взаимодействия в системах «человек - человек», «человек - общество», включающая характерные ценностные ориентации, мотивацию, традиции, систему профессионально-этических норм (внутренне содержащихся и внешне проявляемых) и этикета, определяющих поведение личности в профессиональной среде.
В процессе поэтапного формирования профессиональной культуры будущих де-фектологов этот вид культуры переходит на качественно новый уровень (обогащается новыми свойствами и качествами) при условии, что процесс формирования профессиональной культуры будущих дефектологов строится на основе деятельностного подхода при достижении гармонии между «Я» и профессиональной культурой дефектолога; охарактеризована система профессионально-этических норм и ценностных ориентаций, детерминирующая высокий уровень профессиональной культуры дефектолога.
Говоря о профессии дефектолога, можно выделить наиболее важные проблемы:
- определение объема общих и специальных знаний, необходимых педагогу-дефектологу в современных условиях;
- определение круга необходимых умений для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- характеристика личностных качеств учителя-де фектолога.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо подобрать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения студентов-дефектологов.
Важное значение придается организации учебных занятий, лекций, семинаров, на которых студенты получают теоретические профессиональные знания о работе с детьми, имеющими нарушения развития. Огромную роль играет организация практических занятий и педагогической практики, в процессе которых у студентов закрепляются теоретические знания, проверяются профессиональные умения и формируются навыки работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Кроме того, большое значение придается организации самостоятельной работы, необходимой студентам для пополнения знаний и развития исследовательских способностей.
Осуществлять обратную связь позволяет проверка и оценка знаний студентов, в процессе которой сами студенты получают объективную информацию об уровне своих знаний и умений, обучаются самоконтролю. У студентов вырабатывается правильное отношение к труду, чувство ответственности, удовлетворенность полученными результатами, желание дальнейшего самосовершенствования.
Литература
1. Иванова Н.Н., Буданцева М.В. Специфика подготовки учителей-дефектологов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы / отв. ред. А.А. Зарайский. Саратов, 2013.
2. Боровцова Л.А., Иванова Н.Н. Формирование профессиональной культуры студентов-дефек-тологов в процессе обучения в вузе // Регионы России: Стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития / отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М., 2012. Ч. 2.
3. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.
4. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998.
5. Козырева О.А. Концептуальная модель развития профессиональной компетентности педагога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 6.
6. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Педагогика. 1990. № 8.
References
1. Ivanova N.N., Budanceva M.V. Specifika podgo-tovki uchitelej-defektologov k pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyah inklyuzivnogo obrazo-vaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Sovremennoe obrazovanie: plyusy, minusy i perspektivy / otv. red. A.A. Zarajskij. Saratov, 2013.
2. Borovcova L.A., Ivanova N.N. Formirovanie professional'noj kul'tury studentov-defektologov v processe obucheniya v vuze // Regiony Rossii: Strategii i mehanizmy modernizacii, innovacion-nogo i tehnologicheskogo razvitiya / otv. red. Yu.S. Pivovarov. M., 2012. Ch. 2.
3. Makarova L.N., Sharshov I.A. Povyshenie kvali-fikacii prepodavatelya vysshej shkoly: samorazvi-tie i kompetentnost' // Vestnik Moskovskogo go-rodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psihologiya. 2012. № 2. S. 43-52.
4. Krasnoryadceva O.M. Osobennosti profession-al'nogo myshleniya v usloviyah psihodiagnosti-cheskoj deyatel'nosti. Barnaul, 1998.
5. Kozyreva O.A. Konceptual'naya model' razvitiya professional'noj kompetentnosti pedagoga // Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. 2004. № 6.
6. Markova A.K. Psihologicheskij analiz profes-sional'noj kompetentnosti uchitelya // Pedagogi-ka. 1990. № 8.
FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE AND PROFESSIONAL CULTURE OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS IN THE PROCESS OF EDUCATION AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTE
N.N. Ivanova, L.N. Makarova Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov. e-mail: nadegda2011@mail.ru
In the article the problems of preparation of teachers-defectologists at higher educational institute in the conditions of new educational paradigm are reviewed. It is marked, that humanization of education demands of teachers-defecto-logists not only professional competence, but also personal readiness, professional culture for working with children, who have limited health abilities. It is founded, that the profession of teacher-defectologist has significant specifics, which are connected with contingent of the students. The concepts "pedagogic competence", "professional culture" are revealed, applying to teacher-defectologist. The types of professional activity of teacher-defectologist are presented, the circle of necessary professional skills and abilities is formulated.
Key words: personal qualities, professional culture, professional competence, teacher-defectologist, studying at higher educational institute.
УДК 37.06
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Л.К. Иванова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e-mail: ivanova175@yandex.ru
ИВ. Колесов
Центр «Спортивный и Инвент-менеджмент» Государственного университета управления, Россия, г. Москва,
e-mail: kolesov@m-verim.ru
В статье обращается внимание на необходимость формирования социальной активности подростков как важнейшей задачи социального воспитания. Авторами указывается, что решение этой проблемы на современном этапе социального развития требует уточнения сущности и содержания социальной активности этой возрастной категории. На основе определения атрибутивных признаков понятия «социальная активность», особенностей социального статуса подростков дается авторское понимание сущности и содержания их социальной активности.
Ключевые слова: социальное воспитание, социализация, социальная активность, подростки.
Проблема социального воспитания учащейся молодежи и включение ее в число актуальнейших направлений развития совре-
менной педагогической мысли является результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили