УДК 376
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ В ВУЗЕ
© Лариса Анатольевна БОРОВЦОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии, e-mail: borovchovalarisa@yandex.ru © Надежда Николаевна ИВАНОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии, e-mail: nadegda2011@mail.ru
Представлена актуальность проблемы формирования профессиональной культуры будущих дефектологов в процессе обучения в вузе. На основе изучения теоретико-методологических подходов определены организационно-педагогические условия формирования профессиональной культуры студентов дефектологического профиля.
Ключевые слова: профессиональная культура; подготовка дефектологов; обучение в вузе.
Сегодня необходимо учитывать возрастание значимости системы профессионального образования как социального института по воспроизводству профессионалов, способных эффективно работать в новых условиях модернизирующегося общества.
Исходя из динамического изменения ситуации, от педагога-дефектолога, работающего в современных условиях, требуется умение выстраивать стратегию своей работы, проектировать и моделировать педагогическую деятельность, побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя, т. е. выполнять определенные ролевые функции. Дефектологу необходимо владеть умениями комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации идей социального согласия, толерантности к различиям между людьми, признания самоценности каждого человека.
В соответствии с этими требованиями профессионал-дефектолог должен обладать адекватной профессиональной культурой.
Профессиональная культура дефектолога задает ценностное профессиональное пространство для подготовки будущих профессионалов и для его самостоятельной работы в педагогической сфере.
Человек, не воспринявший в полной мере культуру профессии, не интегрировавшийся в нее изначально и, соответственно, не идентифицирующий себя с ней, не сможет стать полноценным специалистом, даже будучи достаточно хорошо подготовленным в теоретическом и практическом плане, поскольку находится в состоянии «... чужеродного элемента по отношению к профессии, в лучшем случае имитирующего деятельность, а в худшем - дискредитирующего ее» [1].
Научный термин «профессиональная культура» рассматривается в обиходе теоретического и прикладного знания. Емкость, сложность и неоднозначность данного понятия требуют наличия широкого методологического контекста научного поиска, который обеспечивал бы комплексность, междисциплинарность и гуманитарную ориентацию исследований [2].
В процессе контекстного анализа различных концепций феномена профессиональной культуры дефектолога, становятся заметными противоречия в подходах к его рассмотрению и отсутствие единых представлений о ее природе.
В гуманитарном и психолого-педагоги-ческом контексте профессиональная культура дефектолога рассматривается как некая система отношений между людьми, их практических действий и стереотипов поведения,
которая в течение определенного времени формирует, а затем поддерживает у представителей профессионального сообщества уникальную общую для них психологию. Именно психологическая общность позволяет людям, принадлежащим к одной культуре, чувствовать, что они ближе друг к другу, чем к тем, кто не является членом данной культуры.
В педагогических концепциях определяется, что люди, воспитывавшиеся в одной природной, вещной и знаковой среде, видят мир одинаково. Очевидно, что человек воспринимает окружающий мир через призму той среды, в которой он развивался и воспитывался.
В отечественной системе образования научно-педагогической предпосылкой приобщения молодежи к профессиональной культуре служит сложившаяся традиция воспитания и образования. Уже в начальный период развития отечественной педагогической науки такие видные педагоги, как
A. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и другие, отмечали значимость воспитания в процессе коллективного труда.
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются: философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, об активности личности. Основу исследования составили философские подходы к проблеме образования и культуры (Н.А. Бердяев,
B.С. Библер, А.А. Богданов, С.Н. Булгаков, П.С. Гуревич, М.С. Каган, В.В. Селиванов, А.Я. Флиер, С.Л. Франк, А. Швейцер), идеи социальной обусловленности развития человека и его способностей (Г.М. Андреева,
А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и др.).
Большое значение для работы имеют: теоретические основы профессионального образования (А.А. Вербицкий, Б.С. Герушин-ский, А.А. Деркач, В.И. Жуков, А.С. Запесоц-кий, Т.В. Лодкина, О. Мак Дениел, В.А. Садовничий, В.С. Собкин и др.), современные педагогические концепции и подходы (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, М.И. Рожков, Н.М. Таланчук, Н.Е. Щуркова и др.), педагогика индивидуальности (О.С. Гребе-нюк, Т.Б. Гребенюк), экзистенциальная педагогика (М.И. Рожков, Н.В. Рыбалкина), положение отечественной психологии и педа-
гогики о трансформации внешних воздействий через «внутренние условия» (А.Г. Асмо-лов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Ланге), культурноисторическая теория (Л.С. Выготский, М. Коул), теория роли деятельности, сознания и личности в реализации человеческой активности (Р. Брене, М.С. Каган, А. Коссковски,
Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Ж.-Фр. Ришар, Л.И. Уманский, Х. Хекхаузен,
В. Д. Шадриков и др.).
Вопросы совершенствования подготовки кадров дефектологического профиля рассматривались в трудах О.В. Бачиной, С.В. Васильева, Е.Л. Гончаровой, О.Е. Грибовой, А. В. Григониса, Х.С. Замского, Н. Пивоваро-ва и др.
Тем не менее, сегодня отсутствует действенная методическая база, способная обеспечить эффективность процесса формирования профессиональной культуры будущих дефектологов в результате их профессиональной подготовки в условиях вуза.
Рассматривая психолого-педагогические проблемы профессионального образования, можно прийти к выводу, что оно не может в полной мере на основе классических принципов педагогики и философии, обеспечить качество подготовки будущих дефектологов, поскольку традиции, сложившиеся в системе высшего образования, говорят об отсутствии эффективных механизмов с акцентом на формирование профессиональной культуры. Сам феномен «профессиональная культура дефектолога» в педагогической науке, на наш взгляд, недостаточно разработан, т. к. существуют расхождения в его понимании, отсутствует научное обоснование процесса формирования профессиональной культуры будущего дефектолога в вузе.
Требует уточнения и коррекции понятийный аппарат профессиональной культуры дефектолога, не определены ее сущность и структура, содержание, формы, методы и особенности формирования в учреждениях высшего профессионального образования, недостаточно обоснованы возможности, потенциал учреждений профессионального образования, пути и условия ее формирования.
Профессиональная культура дефектолога включает обладание профессионала знанием «социального организма», а значит, пониманием социально-экономических, обществен-
ных, политических отношений, умение ориентироваться в профессиональных и общественных процессах, умение вносить деловые предложения по улучшению существующей педагогической системы, решать стоящие перед ним профессиональные задачи [3].
Выражение и реализация своих знаний и способностей в интересах других, в интересах служения обществу, при сохранении гармонии между потребностями своего «Я» и требованиями профессионального сообщества - одна из целей формирования профессиональной культуры дефектолога.
В то же время анализ известных концепций и технологий формирования профессиональной культуры специалистов показывает недостаточную их адаптацию к системе подготовки будущих дефектологов в процессе получения высшего образования.
В основе расхождений понимания феномена «профессиональная культура дефектолога» и требований, предъявляемых обществом к уровню подготовки будущих дефектологов в вузе, их профессиональной культуры, лежат противоречия, обусловленные недостаточной теоретической и методической базой для организации эффективного процесса формирования профессиональной культуры будущих дефектологов в вузе между:
- социально обусловленной необходимостью формирования профессиональной культуры дефектолога как целостности и отсутствием научно-педагогического знания о сущности этого вида культуры, закономерностях и принципах ее формирования в условиях вузовской подготовки дефектолога;
- объективной необходимостью повышения профессиональной культуры будущих дефектологов и научным видением процесса ее формирования;
- требованиями, предъявляемыми современным обществом к профессиональной подготовке дефектологов и несформирован-ностью у них адекватной профессиональной культуры, которая бы соответствовала современным требованиям общества;
- существующими педагогическими технологиями формирования профессиональной культуры и недостаточностью их соответствия модели профессиональной культуры современного дефектолога.
Мы полагаем, что профессиональная культура будущих дефектологов определяет-
ся как культура социальной организации и регуляции, выраженная в совокупности принципов, методов, приемов осуществления общения и взаимодействия в системах «человек - человек», «человек - общество», включающая характерные ценностные ориентации, мотивацию, традиции, систему профессионально-этических норм (внутренне содержащихся и внешне проявляемых) и этикета, определяющих поведение личности в профессиональной среде.
В процессе поэтапного формирования профессиональной культуры будущих дефектологов этот вид культуры переходит на качественно новый уровень (обогащается новыми свойствами и качествами) при условии, что процесс формирования профессиональной культуры будущих дефектологов будет строиться на основе деятельностного подхода при достижении гармонии между «Я» и профессиональной культурой дефектолога и объединяется в профессиональной Я-концепции личности будущего дефектолога; охарактеризована система профессионально-этических норм и ценностных ориентаций, детерминирующая высокий уровень профессиональной культуры дефектолога и выраженная в определенной мировоззренческо-поведенческой конструкции.
Профессиональная культура будущих дефектологов будет формироваться в вузе эффективно при выполнении ряда условий:
1) научно обосновано представление о профессиональной культуре дефектолога как педагогическом явлении, содержащем знание о структуре, функциях и особенностях данного вида культуры;
2) дана научная характеристика формирования профессиональной культуры дефектолога в вузе, содержащая: сочетание проектирования и конструирования студентами своей будущей профессиональной роли и рефлексивного анализа профессиональных проб в специально организованных социально-педагогических условиях; со-трансформа-цию интериоризации и экстериоризации студентами системы профессионально-этических норм и ценностных ориентаций, определяющих поведение личности в профессиональной среде, обусловленной особым образом организованной деятельностью; целевую ориентацию на перевод профессиональной культуры будущих дефектологов в
процессе ее формирования на качественно высокий уровень;
3) авторскую концепцию применения деятельностного подхода к формированию профессиональной культуры будущих дефектологов в вузе, построенную на специфических принципах его использования, отражающих закономерности появления и динамики структурных образований профессиональной культуры студентов под воздействием специально разработанных средств и условий; научное описание методики формирования профессиональной культуры студентов - будущих дефектологов, реализующей основные концептуальные положения исследования и учитывающей возможности дисциплин профессионального блока в решении исследуемой проблемы.
Так как указанные условия включают все виды целостной педагогической деятельности: опору на деятельностный подход, целе-полагание, проектирование и организацию, содержание, деятельность и управление ею, диагностику и коррекцию, то, по нашему мнению, они являются необходимыми и достаточными при формировании профессиональной культуры будущих дефектологов в вузе.
Методологическая основа и теоретическая база позволили сформулировать ведущую идею исследования о формировании в вузе на основе деятельностного подхода профессиональной культуры будущих дефектологов, рассматриваемой как культура социальной организации и регуляции, выраженная в совокупности принципов, методов, приемов осуществления общения и взаимодействия в системах «человек - человек», «человек - общество», включающая характерные ценностные ориентации, мотивацию, традиции, систему профессионально-этических норм (внутренне содержащихся и внешне проявляемых) и этикета, определяющих поведение личности в профессиональной среде.
При деятельностном подходе достижение гармонии между «Я» и профессиональной культурой будущего дефектолога становится возможным при рефлексии позиций «Я - в профессии» и «Профессия во мне», которое объединяется в Я-концепции личности будущего дефектолога.
Основная идея заключается в следующем: с опорой на субъективные позиции студента в вузе создаются условия для формирования высокого уровня профессиональной культуры будущего дефектолога на основе деятельностного подхода с целью развития, саморазвития и самореализации студента как высокопрофессиональной, духовно развитой и свободной личности, социально-мобильного субъекта и будущего специалиста-про-фессионала.
Обоснованность подхода определяется построением педагогической деятельности на основе принципов субъектности формирования профессиональной культуры; со-трансформации интериоризации и экстерио-ризации системы профессионально-этических норм и ценностных ориентаций; проектирования, конструирования профессиональных ролей дефектолога и создания условий для профессиональных проб; обязательной рефлексивности выполнения профессиональной роли дефектолога; высокой мотивации освоения профессии; амплификации (обогащения, усиления, углубления) развития личности студента и ее профессионально значимых качеств.
Определена система социально-педагогических условий повышения эффективности формирования профессионально-этических норм и ценностных ориентаций, обеспечивающая формирование высокого уровня профессиональной культуры будущих дефектологов, включающая условия, ключевыми из которых являются: благоприятный психологический климат вуза; построение образовательного пространства «теория -практика»; успешная адаптация к освоению профессиональной роли дефектолога; система традиций вуза; студенческое самоуправление; пространственно-предметная среда; организационная культура базы прохождения практики; возможность совмещения учебы и работы, дальнейшего трудоустройства; сотрудничество с социальными партнерами; успешная адаптация к организационной культуре учреждения; коммуникативная среда (возможность общения студентов с разными представителями педагогической профессии).
1. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.
2. Кравченко А.И. Культурология. М., 2001.
3. Иванова Н.Н., Бачина О.В. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики. Тамбов, 2001.
Поступила в редакцию 10.09.2012 г.
UDC 376
FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE DEFECTOLOGISTS IN HIGH SCHOOL Larisa Anatolyevna BOROVTSOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Associate Professor of Special Pre-school Pedagogics and Psychology Department, e-mail: borovchovalarisa@yandex.ru
Nadezhda Nikolayevna IVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Head of Special Pre-school Pedagogics and Psychology Department, e-mail: nadegda2011@mail.ru
The urgency of a problem of formation of professional culture future defectologists is submitted during training in high school. On the basis of study of the theoretical and methodological approaches the organization-pedagogical conditions of formation of professional culture of the students of defect profile of structure are determined.
Key words: professional culture; preparation of defectologists; training in high school.