Научная статья на тему 'Повышение профессиональной компетентности дефектологов'

Повышение профессиональной компетентности дефектологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С СЕМЬЯМИ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS-DEFECTOLOGISTS / COLLABORATION BETWEEN A FAMILY AND TEACHER-DEFECTOLOGIST / CHILDREN WITH DEVELOPMENT DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудко Ольга Борисовна

Статья посвящена развитию профессиональной компетентности учителя-дефектолога дошкольного учреждения в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудко Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of the professional competence of defectologists

The article is devoted to professional competence of the specialist-defectologists through the collaboration between a teacher-defectologist and parents of children with development disorders.

Текст научной работы на тему «Повышение профессиональной компетентности дефектологов»

Повышение профессиональной компетентности дефектологов

О. Б. Дудко

Статья посвящена развитию профессиональной компетентности учителя-дефектолога дошкольного учреждения в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: повышение профессиональной компетентности учителя-дефектолога, взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, дети с задержкой психического развития.

The Improvement of the Professional Competence of Defectologists

O. B. Dudko

The article is devoted to professional competence of the specialist-defectologists through the collaboration between a teacher-defectologist and parents of children with development disorders.

Key words: improvement of professional competence of teachers-defectologists, collaboration between a family and teacher-defectologist, children with development disorders.

Развитие системы компенсирующего обучения влечет за собой необходимость поиска новых подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов. Современные дошкольные образовательные учреждения нуждаются в специалистах, хорошо ориентирующихся в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии, обладающих знаниями в области смежных наук, использующих инновационные технологии и добивающихся высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе специального дошкольного учреждения для детей с ЗПР принадлежит учителю-дефектологу. В обязанности дефектолога входит следующее: динамическое изучение ребенка; выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания; осуществление преемственности в работе с педагогами ДОУ; осуществление контакта с врачом; взаимосвязь с родителями [5]. Профессиональная компетентность дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса: воспитанниками, педагогами и родителями. Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность дефектолога организовать отношения с родите ля-ми воспитанников в форме активного взаимодействия и в процессе совместной деятельности максимально помочь ребенку.

Дошкольное учреждение для детей с ЗПР посещают дети из самых разных семей: полных и

неполных, с высоким достатком и скромным, дети хорошо образованных, успешных родителей и неблагополучных, дети из семей с отличающимися от российских традициями воспитания. Все эти семьи объединяет любовь к ребенку и высокие требования к качеству работы педагогов. Помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Семья выступает системообразующей детерминантой в социально-культурном статусе ребенка и предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает семью как реабилитационную структуру, обладающую потенциальными возможно -стями для создания максимально благоприятных условий развития и воспитания ребенка [4].

Изучение практического опыта взаимодействия педагогов ДОУ с семьями дошкольников с ЗПР характеризуется обоюдными трудностями. Со стороны родителей во многих случаях выявлено непонимание психофизических особенностей развития ребенка с ЗПР, неумение организовать соответствующее его уровню развития общение и эффективное познавательное взаимодействие, отсутствие интереса к содержанию коррекционно-воспитательной работы, отсутствие стремления к сотрудничеству с педагогами. Со стороны учителей-дефектологов имеет место недостаточное знание методов изучения семьи и особенностей семейного воспитания ребенка с ЗПР, современных принципов и направлений организации взаимодействия с родителями; недостаточные умения в планировании и организации

координированного сотрудничества всего педагогического коллектива ДОУ в работе с семьями; заниженная самооценка собственных личностных качеств и практических умений, высокая критичность по отношению к родителям. Исследование показало, что трудности взаимодействия детерминированы недостаточным развитием профессиональной компетентности дефектологов в области взаимодействия с семьями.

Изменения в социальной сфере, растущий интерес государства и общества к семейному воспитанию, развитие современной науки диктуют необходимость повышения уровня профессиональной компетентности учителей-дефектологов в области взаимодействия с семьями. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения их квалификации. Одним из путей совершенствования профессиональной компетентности учите-лей-дефектологов является методическая работа в дошкольном учреждении. Преимущество методической работы видится нам в нахождении педагога в квалифицированной среде опытных коллег, возможности получать и немедленно применять на практике новые знания и умения по взаимодействию с семьями, своевременно отслеживать и корректировать результаты работы.

С целью повышения профессиональной компетентности дефектологов в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР нами была разработана и внедрена научно обоснованная программа методической работы. При разработке программы были поставлены следующие задачи: формирование у педагогов системы знаний о современных принципах и направлениях взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ЗПР; развитие практических умений диагностирования особенностей семейного воспитания и потребностей родителей в психологическом сопровождении и педагогической помощи; формирование умений по планированию педагогами взаимодействия с семьями, психолого-педагогическому консультированию и организации взаимодействия с родителями; развитие профессионально значимых в работе с семьями личностных качеств педагога: рефлексивности, эмпа-тичности, гибкости, эмоциональной привлекательности, коммуникабельности.

В соответствии с поставленной целью и задачами были разработаны следующие педагогические условия:

— осуществление процесса обучения учите-

лей-дефектологов в трех направлениях: расширение теоретических знаний в области взаимодействия с семьями, совершенствование практических навыков работы с родителями и развитие профессионально значимых личностных качеств педагога;

— обеспечение содержания работы, соответствующего выдвинутым направлениям и включающего развитие знаний, умений, навыков и устремлений к профессиональному совершенствованию в данной области;

— подбор необходимых форм и методов обучения, призванных эффективно реализовать намеченное содержание работы;

— обеспечение немедленного применения де-фектологами полученных знаний и умений на практике путем организации в дошкольном учреждении взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ЗПР.

Основные принципы повышения профессиональной компетентности дефектологов в области взаимодействия с семьями воспитанников были разработаны с опорой на принципы повышения квалификации педагогических кадров: соответствие содержания работы основным тенденциям обновления содержания образования на современном этапе развития; целостность процесса методической работы, взаимосвязь теоретической подготовки и возможности применения полученных знаний в практической деятельности; сочетание использования потенциала группового обучения с индивидуальным саморазвивающим обучением; возможности осознания и оценки в процессе обучения собственного опыта, организация деятельности педагогов с учетом конкретных, важных для них, практических проблем; ориентация проводимой работы на формирование у специалистов потребности в профессиональном совершенствовании в данной области.

Занятия с дефектологами проводились на базе дошкольного учреждения с периодичностью 1 раз в неделю. Структура программы: объяснительная записка, название, цель и содержание занятий; требования к уровню знаний, умений и навыков дефектологов; список литературы; объем программы 50 часов.

Вводная часть методической программы направлена на повышение мотивации к профессиональному совершенствованию. Путем самоанализа педагогической деятельности посредством письменного ответа на вопрос: «Какие проблемы мне приходится решать в ходе взаимодействия с родителями моих воспитанников?» дефектолога-

ми было проведено рефлексивное обобщение опыта взаимодействия с семьями, были названы и проанализированы причины возникающих трудностей.

Реализация основной части методической программы осуществлялась комплексно в соответствии с разделами: теоретическим, практическим и личностным. Для активизации учебно-познавательной деятельности педагогов наряду с традиционными формами и методами обучения в образовательный процесс внедрялись формы и методы активного обучения: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция-пресс-конференция; семинар-исследование, семинар-дискуссия; деловая игра; тренинги.

Лекционные занятия использовались для формирования у дефектологов ориентировочной теоретической основы последующей работы. Мы стремились сделать лекции содержательными, яркими и запоминающимися. Проблемная лекция «Профессиональная компетентность учителя-дефектолога детского сада для детей с ЗПР в области взаимодействия с семьями воспитанников» предполагала формулирование проблемы профессиональной компетентности, совместный поиск и анализ необходимых профессиональных качеств дефектолога в работе с родителями. Проведение лекции вдвоем позволило изучать и сравнивать психологические портреты родителей в диалоге двух преподавателей. Лекция-пресс-конференция проводилась по вопросам дефекто-логов после оглашения темы и плана занятия. Проведение лекции-визуализации позволило значительное количество устной информации о традиционных и инновационных направлениях взаимодействия с семьями в дошкольных учреждениях преобразовать в визуальную форму (слайды, рисунки, схемы, видеоматериалы) и подать как развернутое комментирование.

Знакомство с основными принципами и направлениями взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР и обучение методам психолого-педагогического изучения семьи проводилось в форме семинаров, позволивших совместно обсуждать проблему, анализировать ее особенности, углубленно изучать первоисточники. Определение содержания профессиональной компетентности в соответствии с современными направлениями взаимодействия с семьями проводилось на занятиях в форме семинара-дискуссии, что способствовало приобретению навыков точного выражения мысли, активного отстаивания своей точки зрения, аргументированного опровержения

ошибочной позиции. Занятия в форме семинара-исследования активизировали аналитические и логические способности дефектологов. Серия семинаров-практикумов была посвящена изучению методов исследования личностных особенностей, внутрисемейных отношений, ценностных ориентаций и воспитательных позиций родителей, а также изучению авторской методики экспресс-диагностики семьи В. В. Ткачевой и совершенствованию навыков составления психолого-педагогического заключения.

Деловые игры способствовали закреплению полученных знаний, требовали от специалистов умения принять определенную роль и выбрать способы взаимодействия с коллегами и родителями воспитанников. Практикум общения позволил специалистам расширить собственные коммуникативные способности, снять эмоциональные барьеры, задуматься о стиле своего общения. Практические занятия в форме взаимных посещений занятий коллег с последующим обсуждением способствовали уточнению содержания коррекционного воздействия и целесообразному использованию определенных приемов работы с детьми и их родителями.

В процессе обучения большое внимание уделялось умению дефектологов осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в работе с семьями. Были предложены для использования инновационные методы работы с семьями: создание обучающей видеотеки (занятия для детей и/или родителей, режимные моменты в детском саду, модели организации кор-рекционно-развивающей среды в домашних условиях и др.); распространение видеоматериалов среди родителей часто болеющих детей и родителей с высокой занятостью; создание и регулярная работа «почтового ящика вопросов и ответов» в Интернете, электронной странички взаимных консультаций и обмена опытом.

Заключительная часть методической программы проводилась в форме деловой игры «Педагогический брифинг». Создание игровой ситуации «вопросов и ответов» позволило максимально активизировать дефектологов для закрепления полученных в ходе занятий по программе знаний, умений и навыков.

В процессе внедрения программы дефектоло-ги имели возможность интегрировать формируемые знания, умения и навыки взаимодействия с семьями и немедленно применить их на практике. Для этого параллельно с занятиями по программе было организовано систематическое

взаимодействие с семьями детей с ЗПР, посещающих дошкольное учреждение. Данное взаимодействие осуществлялось по составленному нами календарно-тематическому планированию работы ДОУ с семьями на учебный год и разработанным методическим рекомендациям. Целями взаимодействия выступали следующие: расширение психолого-педагогической осведомленности родителей; информирование о содержании коррекционно-развивающей работы; формирование адекватной воспитательной позиции в отношении к ребенку; обучение некоторым приемам работы с детьми с ЗПР; формирование потребно -сти участия в коррекционно-развивающей работе ДОУ; обеспечение тесного взаимодействия и единых требований ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР.

В результате проведенной методической работы по предложенной нами программе у дефекто-логов была сформирована система знаний о современных принципах и направлениях взаимодействия с семьями детей с ЗПР; развиты практические умения диагностирования особенностей семейного воспитания и потребностей родителей в психолого-педагогической помощи; сформированы умения по планированию взаимодействия с семьями, психолого-педагогическому консультированию родителей и организации взаимодействия; получили свое дальнейшее развитие профессионально значимые личностные качества: рефлексивность, эмпатичность, гибкость, эмоциональная привлекательность, а так-

же коммуникативные умения и навыки. Внедрение программы методической работы, проводимое одновременно с организацией взаимодействия с семьями детей с ЗПР, способствовало интенсификации психолого-педагогического просвещения родителей, повышению их компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка; увеличению числа обращений по вопросам консультирования и психолого-педагогического сопровождения; росту интереса к предлагаемым формам взаимодействия с ДОУ; большему пониманию родителями интересов и возможностей ребенка с ЗПР.

Библиографический список

1. Козырева, О. А. Концептуальная модель развития профессиональной компетентности педагога [Текст] / О. А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 6. - С. 3-10.

2. Кузьмина, Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. -1984. - № 1.

3. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие [Текст] : монографии / М. И. Лукьянова. - Ульяновск: УИПККПРО, 2002.

4. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование [Текст] / В. В. Ткачева. - М.: Книголюб, 2007.

5. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст] / С. Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.