НОВЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
O.E. ДУДКО
Аннотация. В современных условиях большое значение придается компетентности специалиста, работающего в системе образования. Необходимость новых подходов к повышению профессиональной компетентности дефектологов обусловлена спецификой их профессиональной деятельности. Данная статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями в целях оказания максимальной помощи дошкольнику с задержкой психического развития.
Ключевые слова: Профессиональная компетентность учителя-дефектолога, взаимодействие с семьями, дети с задержкой психического развития.
NEW WAYS OF IMPROVEMENT THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER-DEFECTOLOGIST
O.B. DUDKO
The summary. A great meaning is given to the competence of specialists, working in the education, now. The necessity of new approaches to the system of advanced training of teachers-defectologists is conditioned by the specific character of their professional activities. This article is dedicated to the professional competence of the specialist-defectologists through the collaboration between a teacher-defectologist and parents for a more effective help to children with development disorders.
Key words: Professional competence of teachers-defectologists, collaboration with families, children with development disorders.
Развитие системы компенсирующего обучения влечет за собой необходимость поиска новых подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов: современные образовательные учреждения нуждаются в специалистах, хорошо ориентирующихся в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии, обладающих знаниями в области смежных наук, использующих инновационные технологии и добивающихся высоких результатов в своей профессиональной деятельности.
Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе специального дошкольного учреждения для детей с ЗПР принадлежит учителю-дефектологу, Профессиональная компетентность дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса: воспитанниками, педагогами и родителями. Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность дефектолога организовать отношения с родителями в форме активного взаимодействия и в процессе совместной деятельности максимально помочь ребенку. Семья является системообразующей детерминантой в социально-культурном статусе ре-
бенка и предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает семью как реабилитационную структуру, обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий развития и воспитания ребенка [4]. Изменения в социальной сфере, растущий интерес государства и общества к семейному воспитанию, развитие современной науки диктуют необходимость повышения уровня профессиональной компетентности дефектологов в области взаимодействия с семьями. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения их квалификации. Одним из путей совершенствования профессиональной компетентности дефектологов является методическая работа в ДОУ. Преимущество методической работы видится нам в нахождении педагога в квалифицированной среде опытных коллег, возможности немедленно применять на практике новые знания и корректировать результаты работы.
С целью повышения профессиональной компетентности дефектологов в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР нами была разра-
ботана и внедрена научно-обоснованная программа методической работы. При разработке программы были поставлены следующие задачи: формирование у педагогов системы знаний о современных принципах и направлениях взаимодействия с семьями, развитие практических умений диагностирования особенностей семейного воспитания и потребностей родителей в психологическом сопровождении и педагогической помощи; формирование умений по планированию педагогами взаимодействия с семьями, психолого-педагогическому консультированию и организации взаимодействия с родителями; развитие профессионально значимых в работе с семьями личностных качеств педагога: рефлексивности, эмпатич-ности, гибкости, эмоциональной привлекательности, коммуникативных умений и навыков.
В соответствии с поставленной целью и задачами были разработаны соответствующие педагогические условия:
осуществление процесса обучения в трех направлениях: расширение теоретических знаний в области взаимодействия с семьями, совершенствование практических навыков работы с родителями и развитие профессионально значимых личностных качеств педагога;
обеспечение содержания работы, соответствующего выдвинутым направлениям и включающего развитие знаний, умений, навыков и устремлений к профессиональному совершенствованию в данной области;
подбор необходимых форм и методов обучения, призванных эффективно реализовать намеченное содержание работы;
обеспечение немедленного применения педагогами полученных знаний и умений на практике путем организации в ДОУ взаимодействия с семьями.
Программа повышения профессиональной компетентности дефектологов в области взаимодействия с семьями состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Структура программы: объяснительная записка, название, цель и содержание занятий; требования к уровню знаний, умений и навыков; список литературы. Занятия по программе объемом в 50 часов проходили в течение учебного года с периодичностью 1 раз в неделю.
Вводная часть программы направлена на повышение мотивации к профессиональному совершенствованию. Путем самоанализа собственной педагогической деятельности в ходе письменного ответа на вопрос: «Какие проблемы мне приходится решать в ходе взаимодействия с родителями моих воспитанников?» дефектологами было проведено рефлексивное обобщение своего опыта взаимодействия с родителями, были названы и проанализированы причины возникающих трудностей.
Реализация основной части программы осуществлялась комплексно в соответствии с разделами:
теоретическим, практическим и личностным. Лекционные занятия использовались для формирования у дефектологов ориентировочной теоретической основы последующей работы. Проблемные лекции предполагали формулирование проблемы профессиональной компетентности, совместный поиск и анализ необходимых профессиональных качеств дефекто-лога в работе с семьями. Проведение лекций вдвоем позволило изучать и сравнивать психологические портреты родителей в диалоге двух преподавателей. Лекция-пресс-конференция проводилась по вопросам дефектологов после оглашения темы и плана занятия. Проведение лекции-визуализации позволило значительное количество устной информации о традиционных и инновационных направлениях взаимодействия с семьями преобразовать в визуальную форму (слайды, рисунки, схемы, видеоматериалы) и подать в форме развернутого комментирования. Обучение методам психолого-педагогического изучения семей проводилось в форме семинаров, позволивших совместно обсуждать и анализировать проблему. Определение содержания профессиональной компетентности в соответствии с современными направлениями взаимодействия с семьями проводилось на семинарах-дискуссиях, способствовавших приобретению навыков точного выражения мысли, активного отстаивания своей точки зрения, аргументированного опровержения ошибочной позиции. Занятия в форме семинара-исследования активизировали аналитические и логические способности дефектологов. Серия семинаров-практикумов была посвящена изучению методов исследования личностных особенностей, внутрисемейных отношений, ценностных ориента-ций и воспитательных позиций родителей. Деловые игры требовали принятия определенной роли и выбора способов взаимодействия. Практикум общения позволил специалистам расширить собственные коммуникативные способности, снять эмоциональные барьеры, задуматься о стиле своего общения. Были разработаны инновационные методы работы с семьями: создание обучающей видеотеки (занятия для детей и/или родителей, режимные моменты в детском саду, модели организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях и др.); распространение видеоматериалов среди родителей часто болеющих детей и родителей с высокой занятостью; создание и регулярная работа «почтового ящика вопросов и ответов» в Интернете, электронной странички взаимных консультаций и обмена опытом.
Заключительная часть методической программы проводилась в форме деловой игры «Педагогический брифинг»: создание игровой ситуации «вопросов и ответов» позволило максимально активизировать де-фектологов для закрепления полученных в ходе занятий по программе знаний и умений.
В процессе внедрения программы дефектологи имели возможность интегрировать формируемые знания
и умения и немедленно применить их на практике. Для этого было составлено календарно-тематическое планирование работы ДОУ с семьями на учебный год и разработаны методические рекомендации по организации взаимодействия. Целями взаимодействия выступали: расширение психолого-педагогической осведомленности родителей; информирование о содержании коррекционно-развивающей работы; формирование адекватной воспитательной позиции в отношении к ребенку; обучение некоторым приемам работы с детьми с ЗПР; формирование потребности участия в коррекционно-развивающей работе ДОУ; обеспечение тесного взаимодействия и единых требований ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР. В результате проведенной методической работы у дефектологов была сформирована система знаний о современных принципах и направлениях взаимодействия с семьями; развиты практические умения диагностирования особенностей семейного воспитания и потребностей родителей в психолого-педагогической помощи; сформированы умения по планированию взаимодействия с семьей, психолого-педагогическому консультированию родителей и организации взаимодействия; получили свое дальнейшее развитие профессионально значимые личностные качества: рефлексивность, эмпатичность, гибкость, эмоциональная привлекательность, а также коммуникативные умения и навыки. Внедрение экс-
периментальной программы одновременно с организацией взаимодействия с семьями в ДОУ способствовало: интенсификации психолого-педагогического просвещения родителей, повышению их компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка; увеличению числа обращений по вопросам консультирования и психолого-педагогического сопровождения; росту интереса к предлагаемым формам взаимодействия; пониманию интересов и возможностей ребенка с ЗПР и стремлению учитывать их в процессе совместной деятельности.
Литература
1. Козырева О.А. Концептуальная модель развития профессиональной компетентности педагога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 6. С. 3—10.
2. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя, как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1.
3. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие: Монография. — Ульяновск: УИПККПРО, 2002.
4. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. — М.: Книголюб, 2007.
5. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — М.: Школьная Пресса, 2004.
Правоохранительные органы
6-е изд. 2009 г.
Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.В. Ендольцевой, доктора юридических наук, профессора О.А. Галустьяна, заслуженного юриста РФ, кандидата юридических наук, государственного советника юстиции 2-го класса А.П. Кизлыка
В учебнике на основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган» и установлен исчерпывающий перечень этих органов. Правовая категория «правоприменение» позволила выделить органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы).
Посредством системного подхода установлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, установлены их взаимосвязи.
В учебнике (в частях I—III) учтено законодательство, а также решения органов судебной власти по состоянию на 1 сентября 2008 г.
Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.
Правоохранительные органы