школ, общественных объединений инвалидов, пожилых и других категорий клиентов специалистов сферы социальной работы. Одной из наиболее продуктивных форм, в данном случае, является используемая преподавателями технология «изучения случая». Ситуации, отражающие проблемы и противоречия реальной жизни, выступают для будущих бакалавров социальной работы убедительным учебным материалом, побуждающим их к углубленному анализу социальных проблем, ставящих в ситуацию сопоставления выдвигаемых гуманистических ценностей и опыта реализации социальных программ. Подобная умственная работа служит также источником поиска путей организации инновационной деятельности для творческих личностей.
Таким образом, социальная компетентность является одним из ключевых показателей качества образовательного процесса по направлению подготовки «Социальная работа», а также определяется профессиональную успешность будущего бакалавра в этой сфере. Анализ опыта формирования социальной компетентности будущих бакалавров социальной работы показывает необходимость использования в учебной деятельности развивающих технологий и методов (метода проектов, деловых и ро-
левых игр, тренингов и т.п.), коллективных форм обучения, обеспечения междисциплинарных связей. Особое место отводится формированию основных ценностных систем - духовной ориентации, нравственной позиции, отношения к человеку, к обществу, государству, к культуре, к труду - через предоставление ситуаций выбора изучение конкретного случая в практике социальной работы.
Библиографический список
1. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. - Кострома, 2004. - 206 с.
2. Глушкова Е.О. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности студентов вузов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1 (Ч. 1). - С. 225-228.
3. ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») от 8 декабря 2009г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/Data/d_09/prm709-1.pdf.
УДК 376; 378
Ваниева Виктория Юрьевна
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
vvanieva@yandex.ru
ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГОВ
В статье проведен анализ психологической и педагогической литературы, рассматривающей проблему исследования личностного в структуре профессиональной компетентности педагога, и, в частности, педагога-дефек-толога. Дается характеристика личностного аспекта профессиональной готовности дефектолога, выделяются доминантные личностные характеристики, без которых невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Ключевые слова: профессиональная готовность, личностный аспект профессиональной готовности, структура профессиональной готовности, компоненты профессиональной готовности.
В связи с трансформацией и модернизацией российского образования, его интеграцией в мировое сообщество, гуманизацией и демократизацией российского социального пространства возникает потребность в новых педагогических формах, которые бы могли обеспечить воспитание гармоничного человека. В психолого-педагогических исследованиях профессиональная готовность рассматривается как устойчивая характеристика личности, проявляющаяся и формирующаяся в процессе деятельности, являющаяся как составной частью этой деятельности, так и ее результатом. И зарубежные, и отечественные исследователи отмечают сложность и многомерность этого явления (Э.Ф. Зеер, Дж. Равен, И.А. Зимняя, М.А. Маркова, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.В. Хуторской и др.).
При исследовании структуры профессиональной готовности авторы выделяют различное количество
компонентов. П.Ф. Каптерев выделял специальные (объективные и субъективные) и личностные свойства учителя, причем именно последние он считал одним из важных факторов успешности педагогической деятельности. По А.К. Марковой, структура профессиональной готовности состоит из следующих элементов: профессиональных психологических и педагогических знаний и умений, педагогических позиций и установок и, наконец, личных качеств [6]. Многие авторы дополняют структуру профессиональной готовности компонентом, отражающим ценностное отношение педагога (И.А. Зимняя, Д. Ермаков, М. Подболотова, Ю. Гавронская), а также мотивационной составляющей (В. Адольф, И.А. Зимняя, А.А. Савченко и др.). Н.В. Кузьмина рассматривает пять групп профессиональных умений: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные, коммуникативные. В. Симоненко и М. Ретивых рас-
© Ваниева В.Ю., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
131
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
сматривают такие умения, как гностические, идеологические, дидактические, организационно-методические, коммуникативно-режиссерские, прогностические, рефлексивные, организационно-педагогические, общепрофессиональные, конструктивные и специальные [7]. Э. Зеер выделяет в структуре профессиональной готовности следующие компоненты: ответственность за решение задачи (моти-вационный); знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности (ориентационный); владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др. (операциональный); самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей (волевой); оценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам (оценочный) [3].
Формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его реабилитация и социализация в значительной мере зависит от профессиональной готовности педагога-дефектоло-га. Чрезвычайную важность определенной личностной направленности педагога признают такие исследователи, как В.А. Адольф, Е.А. Жукова, Е.А. Климов, Н.В. Кухарев, А.К. Маркова, Е.И. Рогов, Р.М. Султанова и др. Взаимосвязи и взаимоотношения «профессионального» и «личностного» у человека могут быть различны:
- существование рядом, но раздельно, когда человек функционирует формально, отбывая время на работе;
- полное совмещение, когда человек не мыслит себя вне работы (личное мыслится только в контексте работы);
- частичная идентификация личности со своей профессиональной ролью;
- «полное включение профессиональных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное» [Цит. по: 6].
А.К. Маркова считает последний вариант наиболее гармоничным, когда «профессиональное» вписывается в «личностное» как одна из его сторон [6]. По Е.А. Климову, педагогическая профессия, относящаяся к типу «Человек - Человек», требует следующих качеств: доброжелательности, отзывчивости, коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в процессе общения, собранности, эмпатии, рефлексивности, «душеведческой» направленности ума, педагогического оптимизма, высокой степени саморегуляции» [4, с. 5].
И.А. Зимняя, говоря о значимых для педагога профессиональных и личностных качествах, ссылается на исследования Л.М. Митиной, которой были выделено их более пятидесяти. Этот общий перечень свойств составляет, по мнению И.А. Зимней, психологический портрет идеального учителя [3]. И все же в этом «идеальном» портрете она
самыми необходимыми считает любовь к детям и желание самосовершенствования и саморазвития. В.А. Сластенин важными личностными качествами педагога считает «высокую гражданскую ответственность и социальную активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинную интеллигентность, духовную культуру, желание и умение работать вместе с другими» [9, с. 25].
На специфичность профессиональной деятельности педагога-дефектолога указывали еще Д.И. Азбукин, В.П. Кащенко, JI.C. Выготский, Ф.А. Pay, М.С. Певзнер. Она выходит за рамки традиционной педагогической деятельности, поэтому к личности дефектолога предъявляются еще более высокие требования. Мы полностью разделяем мнение Р.О. Агавеляна, который считает эмпатию ключевым профессиональным качеством педагога, работающего с детьми с различными отклонениями в развитии [1]. Дефектолог должен уметь (и хотеть - прим. авт.) стать на точку зрения ребенка, пусть и аномального, понять его, сочувствовать ему, посмотреть на мир его глазами. По нашему мнению, эмпатия - «предтеча» милосердия. В свою очередь, Е. В. Рязанова рассматривает эмпатию как важнейшее нравственное качество сурдопедагога и в своем исследовании обосновала организацию педагогического процесса по развитию эмпатии у будущих учителей-сурдопедагогов [8].
Другое важное, на наш взгляд, качество, необходимое дефектологу - выдержка и самоконтроль. Не секрет, что у детей с отклонениями в развитии страдает произвольность поведения, что делает педагогическое взаимодействие с ними стрессоген-ным. Необходимость этого качества признает также Л. Ясюкова, которая выделяет три группы личностных характеристик, имеющих для педагога профессиональную значимость [11]:
- развитие эмпатии;
- способность к активному воздействию на ученика;
- способность «владеть собой».
И.М. Яковлева выделяет такое интегральное качество коррекционного педагога, как готовность к оказанию педагогической помощи людям с нарушениями развития, включающая духовность, милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм [10].
Теоретические взгляды авторов на проблему личностных качеств подтверждаются результатами нашего исследования. Нами был проведен опрос, касающийся наиболее важных личностных качеств дефектолога. В качестве респондентов выступили 132 родителя детей, страдающих детским церебральным параличом, находящихся на реабилитации в Республиканском центре реабилитации детей-инвалидов «Феникс» (г. Владикавказ). Им было предложено выбрать из перечня 5 самых значимых
132
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
личностных качеств, которые они хотели бы видеть у специалиста (дефектолога), работающего с их ребенком. Самыми популярными были следующие ответы: любовь к детям (99% опрошенных), доброта (98%), справедливость (94%), чуткость (91%), ответственность (86%).
Таким образом, вопрос взаимосвязи личностного и деятельностного компонентов в профессионализме педагога уже не является дискуссионным. Более того, в настоящий период на первый план выходят проблемы «духовности» педагога, выявления личностных механизмов, повышающих эффективность его профессиональной деятельности. Учитывая тот факт, что дефектологу приходится осуществлять собственно педагогический, коррек-ционно-развивающий, диагностический, консультативный, социально-педагогический и даже психотерапевтический виды деятельности, взаимодействовать с «особыми» детьми, высшей школе необходимо сместить акценты с узкопрофессионального подхода к многостороннему развитию личности эффективного педагога, развивать необходимые доминантные качества с первых месяцев обучения студента в педагогическом ВУЗе.
Библиографический список
1. Агавелян P.O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 16 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М.: Логос, 2000. - 384 с.
4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных про-
фессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. -М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. - 400 с.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.
7. Общая и профессиональная педагогика: В 2-х кн. / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. -Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003. - Кн. 1. -174 с.
8. Рязанова Е.В. Организация педагогического процесса по формированию эмпатии как нравственного качества личности у будущих учителей-сурдопедагогов: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2005. - 174 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. dissercat. com/content/orgaшzatsiya-pedagogicheskogo-protsessa-po-formirovaшyu-empatii-kak-nravstvennogo-kachestv (дата обращения: 02.07.2014).
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
10. Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопеда-гога в системе непрерывного педагогического образования: дис. ... докт. пед. наук. - М., 2010. -501 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. dissercat.com/content/formirovanie-professionalnoi-kompetentnosti-uchitelya-oligofrenopedagoga-v-sisteme-nepreryvn (дата обращения: 25.06.2014).
11. Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. - 1990. - № 5. - С. 72-81.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
133