ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Е. А. Шахова, заместитель директора по научно-методической работе ГОУ СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»
Основной целью профессионального образования на сегодняшний день является реализация компетент-ностного подхода, что позволяет обеспечить подготовку квалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Для этого необходимо создать условия по формированию механизмов саморазвития, самосовершенствования, самообразования. Одним из таких условий является организация самостоятельной работы.
Главная задача самостоятельной работы студентов — это развитие умений, приобретение знаний путем личного поиска информации, формирования активного интереса к учебной деятельности. В процессе самостоятельной работы студент должен научиться анализировать поставленную проблему, приходить к обоснованным выводам и заключениям. Организация самостоятельной работы студентов предполагает, что преподаватель лишь дает необходимый минимум лекционного материала, который обязательно должен быть дополнен самостоятельной работой самих обучающихся.
Самостоятельная работа может способствовать формированию компетенций:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- организовывать собственную деятельность и т. д.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под руководством
преподавателя. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом без непосредственного участия преподавателя, по его заданию.
Благодаря самостоятельной работе студент становится активным субъектом обучения, что означает:
- его способность занимать в обучении активную позицию;
- умение проектировать, планировать и прогнозировать свою учебную деятельность;
- осознание своих учебных возможностей и готовность составить программу действий по саморазвитию.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов — планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеурочное время по заданию и при руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов:
- определение цели самостоятельной работы;
- конкретизация задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе;
- выбор способа действий по решению задачи;
- планирование самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии мотивации. Рассмотрим некоторые мотивирующие факторы:
1. Полезность выполняемой работы.
Если студент знает, что результаты его работы могут быть использованы в дальнейшем или применены в образовательном процессе, то отношение к выполнению задания меняется в сторону улучшения ее качества. При этом важно показать студенту, как необходима его работа.
Другим вариантом «полезности» является активное применение результатов работы в профессиональной деятельности. Например, если
студент сможет использовать собранные материалы для выполнения дипломной (квалификационной) работы или применить их в практической деятельности.
В ГОУ СПО ПЭМСТ этот опыт имеет место при реальном дипломном проектировании. Студенты, получив задание, самостоятельно занимаются поиском необходимого материала, затем на основе собранных данных реализуют задуманное. Так, нашими студентами в рамках реальных дипломных проектов был создан стенд компьютерной диагностики отечественных автомобилей. Проведенная работа позволила в условиях учебного процесса отобразить работу современной станции технического обслуживания по выявлению неполадок в системе управления автомобильным двигателем.
2. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, научно-исследовательских или прикладных работах и т. д.
В ГОУ СПО ПЭМСТ традиционно проводится студенческая научно-практическая конференция «Ценностные ориентиры современной молодежи». Тематика конференции позволяет студентам рассмотреть проблемы по направлениям подготовки и самостоятельно найти пути выхода из них.
Самостоятельный поиск материала и воплощение задуманного позволяют говорить о том, что студенты освоили общие и профессиональные компетенции по специальности.
3. Поощрение студентов за успехи в учебе или творческой деятельности.
4. Повышение самооценки, признание в коллективе, определение перспективы своего внутреннего роста — личностный мотивирующий фактор.
Для эффективности выполнения самостоятельной работы необходимо выполнить ряд условий:
- правильное сочетание объемов аудиторной и внеаудиторной работы;
- правильная организация работы студента;
- обеспечение студента необходимыми материалами;
- ведение контроля за организацией и ходом самостоятельной работы.
Грамотное сочетание и правильное применение преподавателем в учебном процессе видов, форм и условий выполнения самостоятельной работы формирует у обучающегося общие и профессиональные компетенции, которые способствуют профессиональному самоопределению и становлению конкурентоспособного специалиста.