УДК 377 Т. А. Кудрявцева, методист Чебаркульского
профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская обл., г. Чебаркуль, e-mail: [email protected] Т. И. Пуртова, преп. ЧПТ М. Г. Соколова, зам. директора ЧПТ, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье показаны проблемы организации самостоятельной работы студентов в ПОО СПО, возникающие в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения, предложены пути их решения на примере Чебаркульского профессионального техникума.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, проблемы, этапы, условия организации самостоятельной работы студентов.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения (далее ФГОС СПО — 3) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента. Таким образом, в концепции ФГОС СПО — 3 самостоятельная работа студентов постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса, в которой более всего могут проявляться мотивация студента, его целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Мы согласны с мнением И. А. Зимней, что самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе [1].
Для рассмотрения процесса организации самостоятельной работы в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования (далее — ПОО СПО) необходимо определить содержание понятия «самостоятельная работа». Исследователи, занимающиеся данной проблемой в профессиональном образовании (С. И. Архангельский, М. Г. Гару-нов, И. И. Ильясов, Б. Г. Иоганзен, В. Я. Ляудис, А. Г. Молибог, П. И. Пидкасистый и др.), вкладывают различное содержание в термин «самостоятельная работа», определяя его как:
- поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний
для решения учебных, научных и профессиональных задач [1];
- многоаспектную деятельность, складывающуюся из многих элементов (творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых, дипломных работ и т. д.) [2];
- выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства [3];
- систему организации педагогических условий для управления учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя [4];
- работу, организуемую самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемую им в наиболее удобное время, контролируемую им самим в процессе и по результату деятельности, которая осуществляется на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера [5].
Многообразие подходов к определению самостоятельной работы говорит не только об ее многоаспектности, но и о возрастающей роли такого вида работы в обучении.
Вместе с тем множественность толкований данного понятия и наличие разных подходов
к выбору базовых критериев оценки эффективности ее организации вызывают трудности в проведении как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Анализ научно-методической литературы и наш педагогический опыт позволили выделить ряд общих проблем и некоторые причины неэффективности существующих технологий организации и контроля самостоятельной работы студентов, с которыми столкнулись преподаватели Чебаркульского профессионального техникума при реализации ФГОС СПО — 3, это:
1) неразработанность форм и методов организации индивидуальной работы студентов, подходящих для достижения оптимального результата;
2) отсутствие прямой связи между содержанием самостоятельной работы, реализуемой разными преподавателями в рамках читаемых курсов, и новыми целями — формированием компетенций;
3) недостаточное количество учебных и методических пособий для организации самостоятельной работы;
4) недостаток заданий, которые были бы интересны по содержанию и одновременно позволяли бы студентам работать самостоятельно.
В свою очередь, студенты испытали трудности, к которым можно отнести:
1) неумение планировать самостоятельную работу;
2) несформированность у них психологической готовности к выполнению самостоятельной работы;
3) низкую сознательность, самостоятельность и активность в процессе решения поставленных задач, отсутствие личностного смысла;
4) отсутствие сформированных навыков самостоятельной работы: они не умеют (а часто и не хотят) работать самостоятельно, потому что их не научили этому в школе;
5) неспособность самостоятельно организовывать распределение учебных действий во времени и контролировать их выполнение;
6) недостаточный уровень познавательного интереса к целому ряду учебных дисциплин, в том числе к физике, химии, математике и т. д.;
7) слабые навыки в оформлении самостоятельной работы (обучающиеся не умеют кратко и рационально оформить выписки, тезисы, план, конспект, аннотацию, рецензию, реферат и т. д.) и поиске информации (работа с каталогами, словарями, энциклопедиями, сетевыми ресурсами).
Кроме того, в организации самостоятельной деятельности студентов как достаточно слож-
ной и трудоемкой работы выявились проблемы, связанные с недостаточной подготовленностью к ее проведению самими педагогическими работниками, а именно:
1) недостаточное знание технологий, способствующих развитию самостоятельности студентов, активизирующих саморазвитие личности;
2) использование видов самостоятельных работ, которые сформулированы недиагностич-но, не связаны с каким-либо образовательным результатом, которые можно оценить, когда виды этих работ указывают на процессы, а не на результаты (например, подготовка к лабораторным и практическим работам, проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы и т. д.);
3) неумение рассчитать трудоемкость самостоятельной работы, когда затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания не соответствуют его объему или сложности;
4) неумение четко конструировать учебно-познавательные и практические задания для организации самостоятельной работы, когда задания не носят деятельностного характера и обучающимся предлагается просто прочитать и пересказать учебный материал;
5) поверхностное знание инструментов оценивания, учета продуктов самостоятельной деятельности обучающихся, сроков ее предоставления.
Главный путь преодоления этих трудностей — грамотная организация самостоятельной работы студентов, создание условий для успешной организации самостоятельной работы в ПОО СПО.
Для реализации нормативных требований выстраивания аудиторной и внеаудиторной работы в Чебаркульском профессиональном техникуме введена система эффективной организации самостоятельной работы студентов, ко -торую мы разделили на этапы:
1) подготовительный — составление рабочей программы с выделением тем и заданий для самостоятельной работы, определение уровня подготовки студентов и разработка учебно-методических материалов;
2) организационный — определение целей индивидуально-групповой работы обучающихся, проведение индивидуальных и групповых установочных консультаций, установление сроков и форм представления промежуточных результатов;
3) мотивационно-деятельностный — создание преподавателем положительной мотивации
деятельности студентов, контроль промежуточных результатов, организация самоконтроля и самокоррекции, взаимообмен и взаимопроверка в соответствии с выбранной целью;
4) контрольно-оценочный — отчеты обучающихся в индивидуальной или групповой формах и их оценка, письменные контрольные работы, коллоквиумы, промежуточные и итоговые тестирования, проводимые в аудитории, и др.
Разработанная нами система по организации самостоятельной работы студентов техникума в условиях внедрения ФГОС СПО — 3 позволяет повысить успешность обучения студентов и их мотивацию.
Анализ научной литературы [6; 7] и педагогический опыт [8] позволили нам также определить условия, способствующие более рациональной организации самостоятельной работы как в учебной, так и во внеучебной деятельности техникума, к которым мы отнесли: нормативные, организационные, материально-технические, учебно-методические и информационные, кадровые, содержательные, технологические.
1. Нормативные условия, регламентирующие самостоятельную работу студентов. Для реализации этих условий наряду с использованием документов федерального уровня в техникуме разработаны локальные акты образовательной организации, а именно: положение о самостоятельной работе студентов, определяющее сущность их самостоятельной работы, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля; положение о журнале учета самостоятельной работы студентов, определяющее порядок оформления и ведения журналов учета данной работы.
2. Организационные — все те педагогические условия, которые способствует саморазвитию, самообразованию, самоопределению студентов. Это институты тьюторов, кураторов, службы психологической поддержки студентов техникума. Задача педагогов-тьюторов — создание условий для построения и реализации индивидуальных программ развития студентов, осуществления их психолого-педагогической поддержки и сопровождения по формированию субъектной позиции. С первого дня учебы в техникуме деятельность каждого студента находится под контролем преподавателя: совместно они составляют индивидуальный план аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, подготавливают и реализуют учебные и социальные проекты, решают учебные и социально-бытовые проблемы, занимаются учебно-исследовательской работой. Тьютор помогает начинающему
студенту адаптироваться в условиях техникума, объясняет особенности самостоятельной работы в открытой образовательной среде образовательной организации, раскрывает возможности получения дополнительного профессионального образования и т. п.
Первостепенная цель службы психологов техникума — психологическое сопровождение участников образовательного процесса, содействие их личностному росту, профессиональному становлению и самосовершенствованию, а также создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья всех участников образовательного процесса.
3. Материально-технические условия, предполагающие наличие необходимого аудиторного фонда, включая профильные кабинеты, читальные залы, высокий уровень оснащенности ауди -торий мультимедийным оборудованием, организацию свободного дня для работы в библиотеке. Для самостоятельной работы студентов техникума имеется необходимая материальная база: кабинет дипломного и курсового проектирования, библиотека с читальным залом, в котором есть возможность воспользоваться электронными ресурсами в сети Интернет, кабинет социально-экономических дисциплин. Студентам техникума разрешается в рабочее время использовать свободные от аудиторных занятий помещения для самостоятельной работы. Компьютерные классы для самоподготовки выделяются в соответствии с отдельным расписанием.
4. Учебно-методические и информационные условия, включающие необходимое количество учебной литературы, учебно-методических комплексов, учебных материалов на электронных носителях, большой набор вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению в режиме индивидуальной самостоятельной работы, наличие периодических изданий.
Для методического обеспечения и руководства самостоятельной работой техникум располагает необходимыми учебно-методическими материалами и литературой, в полной мере отражающими содержание программ по дисциплинам, а также учебными пособиями по изучаемым дисциплинам, методическими указаниями по самостоятельной подготовке к различным видам занятий (семинарские, практические, лабораторные и т. п.) с учетом специальности, особенностей контингента группы, объема и содержания самостоятельной работы, форм контроля и т. п. В библиотеке и на сайте организации имеются учебные, учебно-методические материалы, которые знакомят
обучающихся с правилами оформления конспектов уроков, контрольных, курсовых и дипломных работ по действующим стандартам. В библиотеке и учебно-методическом кабинете постоянно действуют тематические выставки.
5. Кадровые условия, выражающиеся в наличии высококвалифицированных преподавателей, а также в организации курсов повышения квалификации преподавательского состава в разных формах, в том числе в виде круглых столов, семинаров по вопросам организации самостоятельной работы студентов. При проектировании самостоятельной работы каждый педагог техникума имеет возможность воспользоваться методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы студентов, которые разработаны методической службой техникума. Рекомендации содержат вопросы планирования, организации самостоятельной работы, контроля за качеством ее выполнения, конструктор учебно-познавательных заданий, материал по классификации видов самостоятельной работы и примерные нормы времени для реализации этих видов. В техникуме проводятся круглые столы, семинары-дискуссии, семинары-диспуты, обучающие семинары для педагогов, направленные на изучение позитивного опыта работы, повышение качества организации самостоятельной работы, например: «Технология организации самостоятельной работы», «Типология педагогических условий по обеспечению самостоятельной работы студентов в ПОО», «Планирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов в системе управляемого самостоятельного обучения» и т. д.
6. Содержательные условия, предполагающие разработку программ курсов и консультаций для студентов. В техникуме проводятся курсы, помогающие обучающимся в организации учебной и внеучебной самостоятельной работы, направленной на профессиональное становление личности, например: «Методика самостоятельной работы студента», «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» и др. Преподаватели техникума проводят консультации (групповые, индивидуальные, письменные, устные, интерактивные).
7. Технологические условия, выражающиеся в использовании инновационных технологий, интерактивных форм обучения: деловых игр, телекоммуникационных проектов, предполагающих работу в тематических интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте. Среди современных технологий в контексте ФГОС СПО — 3 педагоги техникума при организации самостоятельной работы студентов используют технологии развития критического мышления, кейс-метод, метод проектов, технологию портфолио и др. Современные педагогические технологии дают возможность кардинально реформировать моти-вационную, деятельностную и оценочную составляющие самостоятельной работы.
Итак, опыт организации самостоятельной работы студентов в нашем техникуме показал, что грамотно организованная самостоятельная работа при соблюдении указанных условий способствует повышению уровня самостоятельности в учебно-познавательной деятельности студентов и качества выполнения самостоятельных работ, что влечет за собой и повышение качества обучения.
Библиографический список
1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2003.
2. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе [Текст] / С. И. Архангельский. — М., 1980.
3. Молибог, А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе [Текст] / А. Г. Молибог. — Минск : Высшая школа, 1975.
4. Гарунов, М. Г. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов [Текст] / М. Г. Гарунов // Материалы Всесоюзного совещания-семинара. — Пермь : Изд-во ПГУ, 1979.
5. Иоганзен, Б. Г. Контроль как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов в обучении [Текст] / Б. Г. Иоганзен. — М., 2005.
6. Ананьина, Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС [Текст] / Н. В. Ананьина // Образование. Карьера. Общество. — 2013-2014. — № 4-1 (40). — С. 51-55.
7. Затеева, Т. Г. — Типология педагогических условий по обеспечению самостоятельной работы студентов в вузе [Текст] / Т. Г. Затеева // Дискуссия. — 2014. — № 2. — С. 85-89.
8. Соколова, М. Г. Внеаудиторная самостоятельная работа по химии как важный элемент формирования профессиональной компетентности будущего специалиста лесного хозяйства в ссузе [Текст] / М. Г. Соколова, С. В. Митрофанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2012. — № 1. — С. 97-101.