ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Е. И. Клычкова, методист лаборатории андрагогики ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово
Содержание и организация самостоятельной работы обучающихся — одна из основных проблем современной системы профессионального обучения.
В требованиях ФГОС сделан акцент на развитие у обучающихся профессиональных образовательных организаций творческой инициативы,потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО профессиональная образовательная организация при формировании образовательной программы по профессии или специальности обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, сопровождать ее методическим обеспечением [1].
ФГОС определяют самостоятельную работу обучающихся как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса.
Самостоятельная работа, согласно п. 28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», является одним из видов учебной деятельности обучающихся.
В этих условиях важным аспектом профессиональной деятельности педагогического работника является организация эффективной самостоятельной работы, направленной на развитие творческого потенциала личности, формирование у обучающихся навыков самоорганизации, самообразования, обеспечиваю-
щих возможность непрерывного личностного и профессионального роста [2].
Самообразование обучающихся имеет большое значение в формировании их профессиональной компетентности как будущих специалистов.
Как отмечает А. Н. Бузмакова, «...никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью. Можно с уверенностью утверждать, что какие бы квалифицированные преподаватели ни осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студенты должны проделать самостоятельно. В более полном и точном смысле внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им» [3].
В учебном процессе профессиональной образовательной организации, реализующей обучение по профессиям и специальностям СПО, выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторную и внеаудиторную.
Внеаудиторная самостоятельная работа имеет свои особенности, представляет большие возможности для самореализации личности, то есть создаются благоприятные условия для проявления творческой активности обучающихся и возможности самовыражения.
Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся способствует систематизации, закреплению и углублению полученных ими теоретических знаний и практических умений, развитию познавательных способностей и повышению активности, проявлению творческой инициативы, ответственности и организованности при выполнении задания, формированию самостоятельности мышления, мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
При организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся преподавателям необходимо учитывать, что задания должны
способствовать развитию как общих, так и профессиональных компетенций будущих специалистов. Таким образом, будет осуществляться взаимосвязь самостоятельной работы с профессиональной деятельностью, формирующей профессиональные умения, систему знаний и личностные качества будущего специалиста.
В качестве важной составляющей профессиональной подготовки будущих специалистов при организации самостоятельной работы следует учитывать, что на каждом конкретном этапе обучения самостоятельная работа должна:
- соответствовать конкретной дидактической цели и задаче;
- формировать необходимый уровень знаний и умений для решения профессиональных задач;
- вырабатывать установку на самостоятельное систематическое пополнение знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении учебных и профессиональных задач;
- стать важнейшим условием самоорганизации, самодисциплины и самоконтроля обучающихся при овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения;
- быть управляемой преподавателем деятельностью обучающихся [4].
В связи с этим для повышения эффективности организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся необходимо совершенствовать деятельность педагогических работников профессиональной образовательной организации по вопросам планирования, организации и контроля выполнения самостоятельной работы. Преподаватели и мастера производственного обучения должны быть ориентированы на поиск новых видов и форм самостоятельной работы, технологий, способствующих оптимизации профессиональных программ, формированию общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, и, соответственно, на создание условий для их высокой активности.
Важным ресурсом для совершенствования уровня профессионального мастерства педагогов, мастеров производственного обучения являются курсы повышения квалификации.
На базе ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образова-
ния» г. Кемерово для педагогических работников профессиональных образовательных организаций проводятся курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация и содержание внеаудиторной работы в учреждении профессионального образования по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся» продолжительностью 108 часов, состоящей из двух модулей: «Внеаудиторная работа в учреждении профессионального образования» и «Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся во внеаудиторной работе».
Лаборатория социологических исследований ГОУ «КРИРПО» проведела исследование субъективных оценок качества образовательного процесса слушателями курсов по данной программе. В исследовании приняли участие 24 слушателя.
Курсы повышения квалификации, как отметили слушатели, помогают приобрести или совершенствовать умения (навыки) в решении вопросов формирования профессиональных компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций.
По данным настоящего исследования, 91,3 % слушателей отметили, что курсы помогли им повысить уровень профессиональной компетентности. Из них 26,09 %% — разрешили свои профессиональные затруднения, т. е. получили дополнительные (углубленные) теоретические знания по вопросам: формы внеаудиторной работы, организация самостоятельной работы обучающихся. Приобрели или совершенствовали умения (навыки) по проблеме формирования профессиональных компетенций у обучающихся; 69,57 %% — получили (подготовили) новый учебный материал для использования в педагогической деятельности; полезность знаний, умений и навыков для профессионального и (или) личностного роста отметили 89,77 %% слушателей. Большинство слушателей (95,65 %%) отметили, что они получили достаточно полную информацию по всем темам курса.
Анализ субъективных оценок слушателями собственных знаний, умений и навыков (по 10-балльной шкале) по основным темам (разделам) программы позволяет проследить динамику изменений по уровню знаний в начале и после обучения (табл.).
Таблица
Динамика субъективных оценок знаний, умений и навыков слушателей по основным темам (разделам) программы по 10-балльной шкале
Вопросы Уровень знаний слушателей до обучения, баллов Уровень знаний слушателей после обучения, баллов
Организация воспитательной работы с обучающимися в учреждении профессионального образования 6,71 8,17
Формы внеаудиторной работы в учреждении профессионального образования 6,88 8,17
Организация самостоятельной работы обучающихся 6,58 7,7
Создание условий в образовательном процессе для формирования профессиональных компетенций обучающихся 6,63 7
Формирование и развитие общих компетенций в процессе реализации ФГОС профессионального образования 5,42 7,39
Формирование профессиональных компетенций в процессе реализации ФГОС профессионального образования 5,13 7,26
Полученные данные указывают на высокую результативность обучения педагогических работников по программе «Организация и содержание внеаудиторной работы в учреждении профессионального образования по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся».
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов профессиональных образовательных организаций, формирование новых компетенций является одним из важнейших условий, влияющих на качество образовательного процесса, на эффективность организации внеаудиторной самостоятельной работы, формирование и развитие общих и профессиональных компетенций у обучающихся, способствует формированию профессионально важных качеств, необходимых будущим специалистам в профессиональной деятельности и востребованных работодателями.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». — Режим доступа: www.edu.ru/ db-minobr/mo/Data/d_13/m464.html.
2. Организация самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС НПО и СПО [Текст] / методические рекомендации : авт-сост. О. А. Быковец, Е. В. Янченкова. — Режим доступа: www.mcud.ru/ userfNesZspo.pdf.
3. Бузмакова А. Н. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. — Режим доступа: nsportal.ru/vuz/ khimicheskie-nauki/library/2013/10/01/organizatsiya-vneauditornoy-samostoyatelnoy-raboty.
4. Забурьянова В. Д. Новые стандарты: самостоятельная работа обучающихся [Текст] // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». — 2013. — № 1. — С. 46-56.