ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
О. С. Васильева, преподаватель Анжеро-Судженского педагогического колледжа
Требования работодателей к подготовке современного специалиста ориентированы на профессиональную самостоятельность, постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и творческий подход к специальности.
Профессиональный рост специалиста зависит от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества профессионального образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и самостоятельной.
При реализации ФГОС специальности «дошкольное образование» у обучающихся необходимо сформировать не только профессиональные компетенции, но и общие, т. е. студенты обязаны самостоятельно осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Все вышеперечисленные компетенции созвучны с задачами, которые ставятся при организации самостоятельной работы студентов. В настоящее время самостоятельная работа студентов рассматривается как один из основных компонентов образования, поскольку именно она создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою
- 20
квалификацию, формирует готовность к самообразованию.
В условиях интенсивной информатизации общества одним из эффективных методов организации самостоятельной работы, как аудиторной, так и внеаудиторной, является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В нашем колледже широко используются задания и формы организации самостоятельной работы студента с использованием ИКТ:
• поиск информации в сети Интернет и обработка этой информации;
• подготовка презентаций для сообщений;
• составление и заполнение таблиц с привлечением информационных ресурсов;
• подбор графических изображений и видеороликов по предложенной теме в сети Интернет;
• разработка проектов, при работе над которыми студенты демонстрируют навыки владения компьютером и поисковыми системами для поиска, ввода и редактирования информации;
• тестирование в целях контроля и самоконтроля;
• подготовка курсовых и дипломных работ в электронном виде;
• составление библиографического списка.
При подготовке к лекционным и практическим занятиям по дисциплине «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста» в рамках реализации образовательной программы «Дошкольное образование» студентам предоставляется возможность самостоятельной подготовки отдельных тем и вопросов с использованием презентационных технологий, сопровождающих изложение учебного материала. Обучающиеся исследуют виды продуктивной деятельности детей в ДОУ, работая с сайтами детских садов и ресурсами электронной системы. Исследуемый материал обобщается и представляется в виде презентаций.
Одной из форм организации самостоятельной работы студентов в колледже является использование автоматизированной системы управления Moodle (система дистанционного обучения). В Moodle создан дистанционный
«образование. карьера. общество» № 1 (60) 2019
курс по дисциплине «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста». Размещены лекционный материал, практический материал, тестовые задания, презентации, вопросы и задания для подготовки к самостоятельной внеаудиторной работе. У каждого студента имеется логин и пароль для доступа в личный кабинет.
Объем времени на самостоятельную работу определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, примерной и рабочей программой учебной дисциплины. В своей работе мы постарались мотивировать студентов на выполнение самостоятельной работы. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в методическом пособии, при написании курсовой или выпускной квалификационной работы, при подготовке публикации, для портфолио, для сдачи квалификационного экзамена, для успешного прохождения практики, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.
Например, по МДК «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов
деятельности детей дошкольного возраста» студенты в ходе самостоятельной работы закрепляют полученные знания, систематизируют их и профессионально применяют их на практике с детьми. При выполнении такого задания, как отработка техники показа рисования для детей дошкольного возраста, студентам необходимо изначально подобрать техники рисования по своей возрастной группе, проанализировать их, затем подобрать материал, который был бы доступен детям, самостоятельно выполнить задания, перед тем как учить детей рисовать. Когда студенты выходят на практику к детям, им легко отрабатывать разные виды деятельности, потому что они уже самостоятельно поработали в «домашних» условиях.
Можно отметить, что рациональное управление процессом обучения обеспечивает становление специалиста, отвечающего требованиям социального заказа. Продуманное привлечение студентов к поиску способов овладения специальными приемами учебной деятельности, направленными на качественное усвоение учебного материала, развивает их инициативность и самостоятельность. Поэтому самостоятельная внеаудиторная работа является главным резервом повышения эффективности подготовки специалиста.
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. И. Коровкина, заместитель директора по научно-методической работе Прокопьевского промышленно-экономического техникума О. В. Филонова, методист
Подготовка обучающихся в профессиональных образовательных организациях ориентирована на практику, но успех на практике невозможен без умения осмыслить собственную деятельность, умения решать возникающие жизненные и профессиональные проблемы. При реализации в рамках ОПОП СПО ФГОС среднего общего образования насущным вопросом является обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей содержания образования, наряду с традиционным изложе-
Н. И. Коровкина О. В. Филонова
«образование. карьера. общество» № 1 (60) 2019
21