УДК 37 ББК 74
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ КОРРЕКТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ КУШНАРЕНКО,
профессор кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России,
доктор философских наук, доцент Научная специальность 09.00.11 — социальная философия E-mail: kushnarenko_igor@list.ru АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЭРДНИЕВ, начальник курса Международно-правового факультета Московского Университета МВД России, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: konfuci@inbox.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены вопросы воспитания профессиональных нравственных качеств у курсантов высших учебных заведений МВД России. Проведен анализ корректности термина «солдат правопорядка», формы и содержания пропагандистской и культурно-досуговой работы. Выделены требования к офицерам, осуществляющим непосредственную работу с курсантами. Предложена модель реформирования системы подготовки специалистов для органов внутренних дел.
Ключевые слова: служебный долг, патриотизм, солдат правопорядка, воспитание, кадры.
Annotation. The issues of professional education of moral qualities at cadets of higher educational institutions the Russian Interior Ministry. The analysis of the correctness of the term «men of law and order,» the form and content of propaganda, cultural and leisure activities. Allocated to the requirements of the officers engaged in direct work with students. The model of reforming the system of training for law-enforcement bodies.
Keywords: call of duty, patriotism, soldiers, law enforcement, education, human resources.
Существует ряд основных направлений формирования профессиональных нравственных качеств. Каждое направление в той или иной степени воздействует на сознание личности курсанта. Рассмотрим в первую очередь механизмы, направленные на формирование таких ценностно-мотивационных элементов сознания, как чувства долга и патриотизма. Тесная взаимосвязь этих элементов обсуждалась, в частности, в работе А.В.Щеглова [1]. Указанные качества у сотрудников развиваются в ходе информационно-пропагандистской работы. Ключевым понятием, вокруг которого складываются способы воздействия на сознание курсантов, является понятие «солдат правопорядка». Безусловно, «солдат» — это привлекательный идеологический образ, фокусирующий на себе внимание. Воин — всегда защитник, это высокая нравственная категория, характеризующая человека, стоящего на защите суверените-
та, прав и свобод граждан.
Но один из глубинных смыслов данного слова заключается в том, что для защиты интересов «своего» окружения ты подавляешь интересы противоборствующей стороны. Рассматривая категорию «солдат» с точки зрения военного ремесла, мы должны понимать, что воин существует лишь тогда, когда есть с кем воевать. Тогда возникает справедливый вопрос: с кем воюет солдат правопорядка? Мы не можем говорить о наличии физических противников, антиподов солдату правопорядка по причине их отсутствия, в противном случае возникает установка на физическое уничтожение противника. Ведь он (противник — враг) нарушил законные интересы нашего общества и будет их всегда нарушать, потому что преследуемые им цели радикально расходятся с нашими. Но в силу ст. 1 ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты
жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Отсюда следует, что ни о каком физическом уничтожении живой силы противника не может быть и речи. Тогда следует считать, что солдат правопорядка, стоя на страже закона, противоборствует беззаконию, несправедливости, отсутствию гуманизма у людей, разложению моральных ценностей и норм. Если вывести из этого перечня те цели, которые традиционно относятся к компетенции совести и общественного мнения, то остается беззаконие как объект применения силы «солдата».
Но беззаконие не персонифицировано. Это определенное состояние общества и государства, сложный комплекс объективных условий и субъективных воле-проявлений. К беззаконию невозможно применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, а на подавляющее большинство субъективных выразителей этого явления распространяется вся полнота конституционных гарантий, что принципиально отличает их от солдат вражеских армий. Поэтому «солдат правопорядка» не может быть отождествлен со своей «военной» сущностью в связи с отсутствием открыто являющей себя противоборствующей стороны.
Тогда следует признать, что слово «солдат» в данном контексте имеет переносное значение. Солдат представлен в виде носителя высоких идей. Солдат — это человек, посвятивший себя социально значимому делу, абсолютной идее правопорядка. Получается, что такой индивид, являясь органичным звеном движения за торжество закона, никогда не встанет перед моральным выбором, соблюсти или не соблюдать правовые нормы. Он носитель или орудие некой абсолютной правовой воли, и потому в его случае отсутствует нравственное вменение. Следовательно, нет необходимости в нравственном воспитании такого солдата, он в своей сущности материальное проявление закона и будет соблюдать только нормы закона. Но такая картина не укладывается в педагогическую модель по формированию профессиональных нравственных качеств.
Возникает ситуация, в которой любые определения понятия «солдат» этимологически не могут отразить содержание, вкладываемое в словосочетание «солдат правопорядка» в той сфере, в которой используем его мы, выполняя функцию подготовки квалифицированных специалистов для органов внутренних дел.
Следующая причина, по которой необходимо из-
менить идеальную модель сотрудника полиции, вытекает из понимания термина «солдат» в общественном сознании. Общепринятое значение — воин, защитник. Но одновременно этот образ ассоциируется с рядом фольклорных характеристик. Веселое горе (горькое веселье), солдатская жизнь! Красная нужда, солдатская служба! Солдата за все бьют, только за воровство не бьют! У солдата шило бреет, а шубы нет, так палка греет! Солдат — отрезанный ломоть. На то он и солдат, чтобы драться да буянить!
Представленный образ никак не сочетается с высоконравственным служителем закона и искажает представление о самой правоохранительной службе. Получается, что мы не можем применять к сотрудникам полиции социальную категорию «солдат», так как этот социальный слой увязывается с несвойственными для сотрудников ОВД характеристиками личности.
Возможно главной причиной, по которой понятие «солдат правопорядка» выпадает из общей картины воспитательной системы, является восприятие данной категории объектами воспитания. Что есть солдат в понимании современного курсанта? Это воин, беззаветно преданный Родине, готовый защищать свою Отчизну ценой своей жизни и здоровья. Теперь делаем контекстную замену слова «Родина» на «правопорядок». И получаем следующее: «солдат правопорядка» — личность, беззаветно любящая закон и готовая для него пожертвовать жизнью и здоровьем, а при необходимости и благополучием своих близких. Обратимся теперь к понятию «закон». Большинство наших соотечественников понимают под словом «закон» писаную норму поведения, закрепленную в нормативно-правовых актах, выполняющую функцию по распределению полномочий и общественных благ между власть держащими и власть обеспечивающими, представляя тем самым интересы элитарного меньшинства. Тогда «солдат правопорядка» представляет из себя индивида, который стоит на защите законных интересов правящей элиты, выступая своеобразным аналогом преторианского гвардейца. Подобные аналогии порождают серьезный внутренний конфликт.
Вероятно, следует пересмотреть применимость ставшего привычным эмоционального образа «солдат правопорядка» к представителям полицейской профессии, и пользоваться терминами, более отвечающими современному укладу жизни российского общества, скажем, «служитель закона», или «страж правопорядка». В то же время нельзя, изменив название, как один из элементов формы, оставить без изменений само содержание предмета. Так, требование общества состо-
ит и в том, чтобы смена «милиции» на «полицию» не ограничивалось лишь сменой вывески. Должна измениться и суть правоохранительной системы.
Соответственно, возникает потребность и в изменении форм пропаганды. От летописи славы, описывающей подвиги сотрудников милиции в основном через призму боевых действий и контртеррористических операций, следует постепенно перейти к преимущественному освещению самоотверженных действий сотрудников полиции «в штатном режиме» — в ходе повседневного обеспечения общественного порядка.
Существует немало примеров достойного выполнения служебных обязанностей, не обязательно связанных с прямым физическим противостоянием. К примеру, деятельность оперативных сотрудников полиции, осуществлявших долгосрочное оперативное внедрение в организованные преступные сообщества и как итог — их ликвидацию. Так, сотрудник центрального аппарата МВД России, внедренный в криминализированную структуру этнического характера, ликвидировал ее материальную основу, перекрыв денежный поток из Юго-Восточной Азии. За добросовестное выполнение служебных обязанностей награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Или выработка сотрудниками дорожно-постовой службы физиономических интуитивных навыков, благодаря которым рядовой инспектор ГИБДД неоднократно выявлял участников дорожного движения, перевозивших незаконные грузы (оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства). Достоин высокой оценки труд экспертов-криминалистов, разработавших или доработавших какие-либо методы исследования, например, определение периода смерти пострадавшего по наличию объема паразитов в теле умершего. Нельзя забывать и о профессиональных действиях следователей, сумевших вопреки сложившимся обстоятельствам доказать реальную причастность различных лиц к совершению особо тяжких и резонансных преступлений (например, поимка «Битцевского маньяка»). Вспомним, наконец, как в 2004 г. участковый уполномоченный ОВД Вешняки подполковник Колькин в возрасте 64 лет догнал и обезвредил молодого грабителя.
Подобных примеров более чем достаточно, и популяризировать их, создав новую летопись славы, не составит большого труда. А летопись, существующая сейчас — прекрасная иллюстрация подвигов воинов, но не подвигов полицейских. Но у полиции значительно больше функций, нежели простое уничтожение живой силы противника.
Новая модель воспитания должна отвечать таким
характеристикам, как профессионализм, востребованность службой и обществом и перспективы с точки зрения индивидуального развития.
Если производительные силы общества существуют по рыночным законам, то и модели формирования личности должны соответствовать складывающимся экономическим условиям. Соответственно, любые нравственнее качества, а тем более такие категории, как долг и патриотизм, должны соответствовать задаче социализации личности.
С чем ассоциируется первоначальный опыт познания личности сотрудника полиции у курсантов? Изначально с семейными традициями. Но родственный круг — эта идеальная модель, сродни модели «солдата правопорядка». Остается окружающая среда, то есть среда образовательной организации МВД России. Образ сотрудника полиции ассоциируется в первую очередь с непосредственным начальником, как прямым носителем функции вертикали подчинения. Педагоги в данном случае как целевой образ не подходят по той причине, что взаимодействуют с переменным составом по менее насущным, конкретным поводам, и по времени значительно меньше, нежели руководители курсов и факультетов.
В этой связи представляется очень важным наличие у данной категории сотрудников опыта в выбранной курсантом профессии. Если курсант обучается на факультете оперативных сотрудников полиции, то в идеале начальник курса должен обладать навыками оперативной работы, опытом работы в оперативных подразделениях и на руководящих должностях, и на должностях рядовых оперативников. Лишь в этом случае эффективно заработает механизм преемственности опыта поколений. В противном случае представляемая курсанту профессиональная модель, которой он в перспективе должен соответствовать, будет не полной.
Модель офицера, осуществляющего непосредственную работу с личным составом, должна соответствовать следующим требованиям: наличие опыта работы в подразделениях, для которых готовит сотрудников факультет, наличие опыта административной работы, перспектива карьерного роста в подразделениях МВД. Руководящие кадры факультета помимо вышеперечисленных качеств в идеале должны обладать опытом кадровой работы в органах внутренних дел. Остальные характеристики должны соответствовать требованиям, в том числе и нравственным, предъявляемым ко всем сотрудникам органов внутренних дел.
Одним из направлений по формированию профессионально-нравственных качеств является интеграция
культурно-досуговой работы в образовательную деятельность. В этой связи интересным представляется теоретический и педагогический опыт, обобщенный Лазаревой И.Ю. по вопросу влияния культурно-до-суговой работы на профессиональное воспитание сотрудников МВД России. Автор показал, что «культурный центр в системе МВД России является формой дополнительного образования, развивающей общекультурные компетенции сотрудников МВД России» [2]. Безусловно, культурно-досуговая работа является одним из атрибутов, формирующих профессиональные нравственные качества сотрудника полиции. Но при нерациональном подходе эта деятельность может привести и к отрицательным последствиям.
Одно из них состоит в том, что курсанты с задатками потенциальных лидеров, активно включаясь в культурно-досуговую деятельность, интегрируясь в творческие коллективы, зачастую снижают свои академические показатели, одновременно сокращая взаимодействие с первичными служебными коллективами. Этот момент в упомянутом исследовании учтен не был.
Другим проблемным фактором в культурно-досу-говой деятельности является время. Для образовательных организаций казарменного типа вопрос в организации досуга для личного состава стоит очень остро. Если досуг не будет занят комплексом воспитательных работ, то курсант займет его по своему разумению, не всегда в должном направлении ориентированному. Но в образовательных организациях без казармы по окончании учебного процесса происходит перемещение к месту постоянной дислокации, и вот в этих условиях времени на досуговую работу взять просто негде. Представляется целесообразным придать творческой деятельности, организуемой культурными центрами, статус факультативного образовательного процесса, сформировав на базе центра различные кружки и секции по совершенствованию творческого потенциала личности сотрудника полиции. Неразумно также использовать пространство образовательного учреждения как «обкатную» площадку. Зритель в лице курсанта не всегда будет благодарен за организацию такого «досуга», когда после восьми академических часов учебного процесса, выполнения служебной нагрузки ему приходится осуществлять зрительскую поддержку на очередном концерте или соревновании клуба веселых и находчивых.
Достаточно сложно также определить устойчивость сформированных в вузе МВД России профессиональных нравственных качеств личности сотрудника полиции. В период обучения в образовательной
организации курсант находится под постоянным наблюдением педагогического коллектива. Но что с ним происходит после окончания учебного заведения, проследить почти невозможно, да и редко кто из представителей курсового и факультетского звена, сотрудников аппарата по работе с личным составом, преподавателей ставит перед собой такую задачу. А ставить такую задачу необходимо, и решать ее совместно с представителями органов внутренних дел, куда направляются служить выпускники.
Следующая проблема связана с вопросом профессиональной ориентированности молодых специалистов для органов внутренних дел. Желание, стремление служить по выбранному направлению подготовки и обладание необходимыми навыками для осуществления своих перспективных служебных полномочий формируется далеко не сразу у курсанта и уж тем более не на стадии абитуриента, заключающего контракт с комплектующим органом. Это продукт кропотливого труда всего педагогического коллектива образовательной организации. Имеющаяся предрасположенность благодаря целенаправленным усилиям может в дальнейшем развиться в набор характеристик, в том числе и нравственных, способствующих эффективному выполнению служебных обязанностей будущего сотрудника полиции. Но эффективность выполнения служебных обязанностей, а вместе с ней и моральная составляющая любой работы во многом зависит от того, насколько человеку нравится ей заниматься. В противном случае неоткуда взяться таким нравственным качествам, как чувство долга и верность службе, коллективизм, ответственность и дисциплина.
Возможно, есть смысл несколько трансформировать систему подготовки специалистов для органов внутренних дел, разбив ее на три основных этапа. Первый этап будет заключаться в формировании так называемых первичных навыков, что не требует квалифицированного и длительного образовательного процесса. На данном этапе должны преподаваться базовые дисциплины — для осуществления в первую очередь охраны общественного порядка в ранге сотрудника патрульно-постовой службы. Одной из таких дисциплин видится профессиональная этика и служебный этикет, закладывающая нравственные основы служебной деятельности и культуры общения с гражданами. Через год подготовки курсанты, успешно сдавшие итоговые испытания, направляются на практику в подразделения органов внутренних дел для осуществления служебной деятельности на патрульно-постовой службе. Через определенный период
выполнения служебных обязанностей курсанты направляются для дальнейшего обучения в университет и в соответствии с характеристиками, полученными «на земле», и характеристиками, которые были получены в первый год обучения в Университете, распределяются по факультетам и получают академические знания по необходимой отрасли профессиональной деятельности в течение двух лет. Одним из ключевых показателей при распределении между факультетами должен быть уровень коммуникативного взаимодействия. Сотрудник полиции, успешно использующий положения этики общения с гражданами, способен нести значительно большую административную нагрузку, нежели его коллега, не обладающий профессиональными нравственными характеристиками. По окончании второго этапа обучения курсанты, успешно сдавшие итоговые экзамены, направляются для прохождения службы в органы внутренних дел в звании младшего лейтенанта и выполняют в течение года в полном объеме служебные обязанности в территориальных подразделениях ОВД. Те слушатели, которые выполнили в полном объеме свои служебные обязанности и успешно сдали по итогам теоретической и практической деятельности комплексные экзамены, получают диплом бакалавра. Перед ними открывается также возможность дальнейшего обучения в образовательной организации МВД России с перспективой получения диплома магистра. В этом качестве они могут гарантированно претендовать на должности руководящего состава в территориальных отделах внутренних дел (командир роты, руководитель службы, начальник отделения, заместитель начальника отдела). На завершающем этапе подготовки одним из важнейших критериев будет проявление нравственных качеств при формировании взаимоотношений власти-подчинения. Несколько успешно будут проявляться профессиональные нравственные качества в повседневной служебной деятельности, настолько и будет видно, в какой формирующей плоскости следует сосредотачивать
воспитательные воздействия при подготовке кадров для органов внутренних дел.
При переходе к описанной модели подготовки квалифицированных специалистов для органов внутренних может быть успешно решен ряд актуальных задач. Во-первых, наглядно выявляется степень сформиро-ванности профессиональных нравственных качеств в личности сотрудника полиции на разных стадиях обучения и службы. Во-вторых, на любом из этапов обучения можно оперативно вносить необходимые коррективы в педагогическую, а значит и формирующую деятельность, и не допустить профессиональной нравственной деформации личности сотрудника полиции. В-третьих, при подобной системе взаимодействия не прерывается связь с практическими подразделениями, и теоретическая подготовка будет пополняться реальными практическими элементами. Будут достигаться основные цели подготовки квалифицированных специалистов для органов внутренних дел. Одна — обеспечение практической значимости формирующих действий педагогического коллектива. Вторая — постоянное пополнение кадрового состава подразделений охраны общественного порядка правоспособными сотрудниками полиции. Немаловажным представляется также наличие возможности пополнения кадрового состава образовательного учреждения МВД России за счет специалистов, получивших устойчивые практические навыки в территориальных подразделениях полиции.
Литература
1. Щеглов А.В. Деонтологические основы воспитания патриотизма (из опыта работы кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России) // Вестник Московского университета МВД России. 2014. №6. С.252-257.
2. Лазарева И.Ю. Влияние культурно-досуговой работы на профессиональное воспитание сотрудников МВД России. Дисс... канд. пед. наук. Москва. 2012.