Таблица 1 - Влияние на составляющие компетентности разнообразных педагогических технологий сточки зрения выполнения требований современного рынка труда
Примечание: X - обеспечивает полностью, А - обеспечивает частично; С - совсем не обеспечивает.
В технологии эвристического обучения [3, с.94] основной акцент проставляется на личностную направленность процесса обучения, при этом перенося акцент с вопроса "чему учить?" на вопрос "как учить?". В связи с этим данная технология наибольший эффект способна продемонстрировать модулях общеобразовательных дисциплин, содействуя росту уровня компетентности за счет активизирования таких личностных качеств студента, как инициативность и настойчивость. Тем не менее, в решении проблемы, отвечающей на вопрос "чему учить", рассматриваемая технология не позволяет извлечь максимальную выгоду, преимущественно вучебных модуляхтехничес-ких и функциональных дисциплин.
Все результаты проведенного нами анализа роли и характера влияния педагогических технологий представлены в таблице 1.
Несмотря на то, что каждая из рассмотренных технологий обладает рядом достоинств, обусловленных схемой наиболее оптимального сочетания образовательных целей и степенью информативности их достижения, ни одна из представленных технологий не содействует достижению образовательных целей в полной мере, особенно в том, что касается модулей функциональных и технических учебных дисциплин. Необходимо отметить, что построение такого процесса обучения практически
невозможно в рамках традиционной организации образовательной деятельности с жестким расписанием учебных занятий и постоянно чередующимися учебными дисциплинами.
Литература:
1. Баликаева М.Б. К вопросу тех-нологизации формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования / М.Б. Баликаева // Перспективы науки и образования. - 2015. - №3(15). - С. 98-103.
2. Вербицкий A.A. Педагогическая технология в контекстном обучении / A.A. Вербицкий // Педагогика и психология образования.-2009.-С. 53-60.
3. Ковалева Ю.Ю. Педагогические условия применения модульной технологии в системе иноязычной подготовки студентов технического вуза / Ю.Ю. Ковалева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - С. 93-94.
4. Лунина И.Н. и др. Об опыте интеграции педагогических технологий в техническом университете / И.Н. Лунина, М.В. Покровская, Е.В. Резчикова / / Высшее образование в России. - 2013. - №2. - С. 90-95.
5. Пионтковский В.В. Педагогические технологии в системе научной классификации / В.В. Пионтковский // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова - 2005 - Т.2. - №4. - С. 32-34.
6. Прошечкин С.Е. и др. Использование инновационных технологий в преподавании отечественной истории в техническом вузе / С.Е. Прошечкин, С.Г. Стафеев, A.M. Страхов // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2011.- С. 100-101.
7. Рогожкина И.Д. Педагогические условия повышения эффективности процесса обучения в техническом вузе / И.Д. Рогожкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 1 (79). - С. 36-40.
8. Рыбников В.Ю. и др. Теоретические проблемы проектирования педагогических технологий в системе профессионального образования / В.Ю. Рыбников, C.B. Марихин, Д.М. Уманец // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №4(132). - С. 28-33.
9. Сечкина, И.В и др. Возможности педагогической технологии синтеза знаний в организации аудиторной самостоятельной работы студентов технического вуза по математике / И.В. Сечкина, Г.И. Сечкин // Концепт. - 2016. - №8. - С. 34-41.
Педагогические Значимые составляющие компетентности
технологии Технические знания Функциональные знания Инициативность Обязательность Настойчивость Технические способности Общие знания
Полного усвоения G е G А А А X
Концентрированного обучения А е G X X А X
Педагогических мастерских А/X G / А А А А X X
Обучение как учебного исследования А е А X X G X
Коллективной мысле-деятельности А G G А А G X
Коллективной мысле-деятельности + Концентрированного обучения А G А А А А X
Эвристическая А А А А А А А
THE TECHNOLOGY OF REALIZATION OF THE MODEL FOR THE FORMATION OF THE PROJECT-RESEARCH CULTURE OF STUDENTS
Isaeva Maryam Abdrahmanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Geometry and Methods of Teaching Mathematics, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Chechen Republic
In the article the technology of realization of the model of the formation of the design and research culture of students of pedagogical specialties in the system of mathematical education is considered. It is concluded that under the model of preparing students of pedagogical profiles for the preparation of design and research activities is meant the totality of those optimal conditions, methods and techniques, forms and means of influence on students that provide the most complete approximation of graduates of the university to the personality model of a specialist.
Keywords: technology; model; design and research culture; student.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ УДК 378.14
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОЙКУЛЬ ТУРЫ ВАК РФ 13.00.08
СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается технология реализации модели формирования про- @ Исаева М.А., 2018 ектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей в системе математического образования. Сделан вывод о том, что под моделью подготовки студентов педагогических профилей к проектно-иссле-довательской деятельности подразумевается совокупность тех оптимальных условий, способов и приемов, форм и средств воздействия на студентов, которые обеспечивают наиболее полное приближение выпускников вуза к модели личности специалиста.
Ключевые слова: технология; модель; проектно-исследовательская культура; студент.
Процесс профессионального становления педагога должен, по возможности, моделировать заданную структуру профессиональной деятельности. В основу построения концепции подготовки специалиста к проектно-исследовательской деятельности нами были положены: системный, рефлексивно-деятельный и индивидуально-творческий подход, которые обеспечивают функционирование процесса формирования личности специалиста.
Системный подход подразумевает, что звенья образования будут стимулировать проявление различных компонентов инновационной деятельности. Реализация проектно-исследовательского подхода предполагает наличие способности у педагога умения входить в активную исследовательскую позицию по отношению к себе и к своей деятельности, с целью осмысления, оценки и критического анализа ее эффективности для развития личности обучающегося.
Проектно-исследовательский подход выводит на личностный уровень, обеспечивающий выявление и формирование у педагога творческой индивидуальности, развитие у него инновационного сознания, неповторимой технологии деятельности.
Мотивация к проектно-исследовательской деятельности и профессиональному творчеству может рассматриваться в двух планах: сточки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов личности; с точки зрения потребности личности в новшествах.
Под моделью подготовки студентов педагогических профилей подготовки к проектно-исследовательской деятельности подразумевается совокупность тех оптимальных условий, способов и приемов, форм и средств воздействия на студентов, которые обеспечивают наиболее полное приближение выпускников вуза к модели личности специалиста, способного к творческому самовыражению в сфере профессиональной деятельности.
Модель подготовки педагога в вузе представляет собой "проекцию" модели личности специалиста на систему образования. В подобном "проектировании" ведущая роль принадлежит психолого-педагогическим наукам, так как именно они определяют обоснованную систему способов и приемов, форм и средств воз-
ИСАЕВА Марьям Абдрахмановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Гэометрии и методики преподавания математики, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Чеченская республика isae va_ m_ a@mail. ru
ЪС
LU
s ъс u
UJ
<
d UJ
*
50
действия, адекватную возможностям обучаемых и обеспечивающую достижение цели подготовки будущих педагогов.
Алгоритм моделирования образовательного процесса обусловливает структура содержания компетентностного становления личности, включающая:
1. Определение границ опыта деятельности, его содержательной характеристики.
2. Определение круга компетенций, их содержательных характеристик.
3. Анализ каждой компетенции с позиций ее элементного состава.
4. Наполнение каждого элемента компетенции признаками их качества. [1]
Основная идея организации обучения в рамках компетентностного подхода, заключается в интеграции дисциплин в области формирования обобщенных умений решения познавательных и профессиональных задач. Поэтому одним из ведущих аспектов в формировании модели является общепредметное содержание образования, которое устанавливает роль и место общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности. Образовательный минимум общепредметного знания включает опыт, фиксирующий результаты обучения в следующих направлениях: познавательная деятельность; осуществление воспроизводящей деятельности; творческая деятельность; сфера эмоционально-ценностных отношений.
В рамках получения образования в магистратуре имеются случаи обучения студентов, уже имеющих опыт работы в различных сферах. В свете этого факта, образование, как и воспитание, приобретает новую грань: студенты не только получают знания и навыки от преподавателя, но и сами обмениваются своими знаниями и опытом, полученными за время работы. Роль преподавателя как источника знаний, информации замещается ролью наставника - примера для поведения, примера этических и моральных качеств.
Основные задачи педагога сводятся к выполнению следующих действий:
- разделение студентов на группы для самостоятельной работы с целью добиться эффекта синергии, иными словами создание таких условий, при которых каждый студент полностью реализует свой потенциал и дополняет возможности других своих коллег;
- подача информации и знаний в объемах, достаточных для выполнения заданий, но не избыточных;
- стимулирование студентов к самостоятельному изучению различных вопросов, связанных с образовательным процессом;
- стимулирование студентов к проектной творческой деятельности.
В такой ситуации преподаватель несет повышенную ответственность за формирование будущих специалистов из числа своих подопечных. Такая ответственность может стать непосильной. Помощь педагогу в решении учебно-воспитательных задач окажет использование современных технологий:
- компьютеризация обучения: активное внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс;
- интеграция дисциплин: составление учебных планов таким образом, что отдельные изучаемые дисциплины создают более полную картину и дополняют друг друга;
- организация различных видов практик на предприятиях.
В связи с переходом к информационному обществу, очевидна острая нехватка ресурсов для организации полноценного информационно-насыщенного образовательного процесса, который позволил бы формировать высококвалифицированные кадры.
Очевидны и факторы, влияющие на этот процесс, в частности, низкая степень использования потенциала информационно-коммуникативных технологий в рамках обучения и организации проектной деятельности.
На фоне этого процесса происходит постепенное смещение роли преподавателя к роли наставника. Позволяющее активно обогащать компетенции студентов - как их профессиональные, так и личностные характеристики.
Наиболее интересна нам, в представленном выше контексте, проектно-исследователь-ская технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и средств, творческих по своей сути, но вместе с тем требующих определенной систематизации. По мнению Г.Н. Александрова, термин "метод проектов" целесообразно в ряде случаев заменить терминами "учебно-исследовательская" деятельность или "научно-исследовательская" деятельность, которые, наряду с систематизированным приобретением знаний обучаемыми, составляют органичный элемент учебной деятельности. Так, в технологии проектов целесообразно выделить: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практически-ориентированные, коммуникативные (с открытой координацией, со скрытой координацией) проекты.
Интересной с точки зрения особенностей реализации выступает технология индивидуальных образовательных траекторий, разработанная H.H. Суртаевой. [3] Данная технология
представляет собой один из множества вариантов реализации проектного, личностно-ори-ентированного обучения. Индивидуальные образовательные траектории (индивидуальные научно-исследовательские планы или проекты) дают возможность студентам при изучении специальных дисциплин выбирать:
1) уровень, объем содержания предметного знания в соответствии с темой проекта, но не ниже стандартного;
2) информационные источники для усвоения задания, связанного с темой курсовой или дипломной работы (учебник, дополнительная литература);
3) способ учения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками и содержанием задания по курсовой или выпускной квалификационной работе;
4) темп продвижения по теме, соответствующий личностным характеристикам и индивидуальному плану;
5) форму, вид и время контроля по согласованию с преподавателем-руководителем проекта. [4]
При организации индивидуальной образовательной траектории (проекта) студенты сталкиваются с необходимостью постоянно принимать самостоятельные решения. Такая деятельность способствует воспитанию ответственности, готовит к самостоятельной жизни после окончания университета.
Следует заметить, что анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме педагогических технологий (В.П. Беспалько, Б.О. Блум, A.A. Вербицкий, М.В. Кларин, М.И. Мах-мутов и др.) показал, что, несмотря на имеющийся богатый арсенал различныхтехнологий обучения, ни одна из них в отдельности не может обеспечивать достижение поставленных целей.
Технология индивидуальных образовательных траекторий отличается гибкостью, позволяет сочетать ее с другими технологиями и способами обучения. Это дает возможность реализовать интеграцию различных образовательных технологий.
Взаимообусловленность мотивационных и инструментальных составляющих созидания -отличительный признаксвободной деятельности. При организации процесса обучения на старших курсах по данной технологии стимулирование максимального раскрытия способностей и творческих возможностей каждой личности сочетается с ориентацией на познавательные и научно-исследовательские интересы.
Педагогический процесс, организованный по технологии индивидуальных образовательных траекторий, удачно вписывается и в познавательную, и в систему личностного развития. В соответствии с познавательной концепцией педагогический процесс рассматривается по аналогии с процессом познания, проектируется и осуществляется как исследовательский или квазиисследовательский процесс. [2] В такой интерпретации личностные аспекты обучения сводятся, с одной стороны, к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей, а с другой -через осваиваемое предметное содержание -к накоплению опыта содержательных (смысловых, ценностных, эмоциональных) оценок поведения окружающих и своего собственного.
Таким образом, личностная концепция предполагает такую организацию образования, которая сосредоточена преимущественно на личности студента, ее самобытности, уникальности, неповторимости, субъективности. Организация процесса обучения сводится к созданию условий для законосообразной деятельности студентов. В основе технологии индивидуальных образовательныхтехнологий лежат обе парадигмы, но доминирует - личностная. В деятельности педагога серьезное значение приобретает проектирование на основе результатов диагностических срезов, что позволяет ему идти не с учебным предметом к студенту, а со студентом к учебному предмету. Диагностика необходима для получения индивидуально-личностных характеристик студентов. Затем осуществляют дифференциацию студентов и подбирают вариативное содержание и индивидуальные способы обучения, создают оптимальные условия для выявления и развития их задатков и способностей.
Литература:
1. Берестнева О.Г., Иванкина Л.И., Марухина О.В. Компетентностно-ориентированное образование: от технологии обучения к технологии развития человека // Известия ТПУ. - 2011. - №6. -С. 173
2. Люткин Н. Научно-исследовательская деятельность студентов: общественно-политическая литература / Н. Люткин // Высшее образование в России. - 2005. - №3. - С. 122-124.
3. Суртаева H.H. Педагогические технологии естественного обучения // Химия в школе. - 2006. -№7.-С. 13-17.
4. Шубина И.В. Модель специалиста: сущность, среда формирования // Статистика и экономика. -2015.-№ 6.-С. 16-20.