УДК 377.5
Т.П. Ивченко, Е.Г. Юрьева, Л.П. Смирнова
Формирование механизмов адаптации студентов колледжа к меняющимся условиям развития экономики региона
Аннотация
В статье описывается содержание деятельности педагогического коллектива по созданию условий для образования конкурентоспособного выпускника колледжа. Авторы хотят привлечь внимание к одному из таких условий - организации педагогического сопровождения успешной адаптации студентов к профессиональной деятельности. Работа адресована руководителям и педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций, а также может быть использована аспирантами, соискателями, целенаправленно изучающими проблемы социально-профессиональной адаптации студентов-выпускников.
I
T.P. Ivchenko, E.G. Yurieva, L.P. Smirnova
Formation of student's adaptation mechanisms to changing conditions of regional economy development
Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, адаптация студента, будущая профессиональная деятельность, процесс педагогического сопровождения, успешная адаптация выпускников, проектная деятельность студентов, проектная деятельность преподавателей, организация образовательного процесса, студенческое самоуправление, студенческая инициатива.
This article describes the activity of pedagogical personnel in order to create necessary conditions for making a competitive person, a student of college - a graduate. The authors emphasize attention using the example of such condition as the process of pedagogical assistance for successful adaptation of graduates to professional activity. This article is of interest to directors and pedagogical body of professional educational institutions. It also may be used by graduates, applicants who study the problems of socio-professional students' adaptation deliberately.
I Keywords: competitive specialist, student's adaptation to future professional activity, the process of pedagogical assistance for successful adaptation of graduates, student self-government and initiative, educational process organization, student and teacher project activities.
Главный вопрос новейшей реальности России -сможет ли традиционная система профессионального образования и регулирования рынка труда снабдить новую экономику конкурентоспособными профессионалами, обеспечить конкурентоспособность всей экономики страны, её политики, каждого предприятия?
Мировая практика показывает, что носителем конкурентоспособности выступает, прежде всего, человек, будь то наёмный работник, собственник бизнеса или интеллектуального ресурса. Таким образом, сегодня фактор человека приобретает значение несколько иное, нежели на предыдущих этапах развития экономики и общества.
Педагогическая наука и российская образовательная система обязаны в этих условиях предложить реальным участникам рынка труда две группы образовательных продуктов - эффективного выпускника, модели адаптации и карьерного развития специалиста в изменяющихся условиях экономического развития.
Адаптация - динамический процесс, включающий активность со стороны личности, сопровождаемый определенными сдвигами в ее структуре. Это особый момент, фаза в становлении человека, от которой зависит характер его дальнейшего личностного развития. В связи с этим положительный опыт адаптации, приобретаемый обучающимися в колледже
на разных возрастных этапах, на разных уровнях образования, делает их более подготовленным к решению личностных проблем в изменяющемся социуме.
Поэтому особое значение приобретает социально-профессиональная адаптация личности,
представляющая собой единство совместной деятельности и взаимного общения, основанное на общности целей и ценностных ориентациях участников учебно-воспитательного процесса. Социально-профессиональная адаптация предполагает вхождение человека в новую социальную среду обучения, освоение избранной профессии, вхождение в социально-профессиональное пространство.
Выпускник является эффективным там, где проблема успешной адаптации, социализации рассматриваются в контексте правильно подобранных содержания, форм, методов, приёмов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и материально-пространственной среды. Поэтому торгово-экономический колледж, планируя свою деятельность, всегда предусматривает условия, чтобы адаптация, социализация уже на начальном этапе обучения студентов являлись наиболее важными явлениями, так как в это время происходит личностное и профессиональное самоопределение, формирование индивидуальных ценностей и ориентаций.
В колледже осуществляется педагогическое сопровождение успешной адаптации студентов к условиям их будущей профессиональной деятельности. Развитие «адаптивных ресурсов» обучающихся с точки зрения их занятости и самозанятости осуществляется в колледже параллельно с развитием общих и профессиональных компетенций студентов:
- на первом-втором курсах - встречи с выпускниками колледжа, ставшими успешными в профессиональной карьере, в различных областях профессиональной деятельности;
- далее встречи с работодателями в рамках проекта «Работодателям - лучшие молодые кадры» (конкурс-аукцион, в ходе которого студенты колледжа проходят профессиональное собеседование, проводят самопрезентации, а работодатели подбирают себе наиболее перспективных будущих специалистов);
- разработка модели дополнительного образования, включающей в себя обеспечение занятости обучающихся через реализацию досуговых и образовательных программ: Клуб любителей английского языка, Клуб всезнаек, Юридический консультационный пункт, Грамотный потребитель и др.;
- производственная практика, в течение которой студенты выполняют отдельные трудовые функции, связанные с профессиональной деятельностью;
- реализован механизм кооперации колледжа с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования, в частности, обеспечено участие
студентов и педагогических работников в закрытом конкурсе профессионального мастерства «Сладких дел мастер», проводимого благотворительным фондом «поколение Ашан» в рамках программы «Содействие развитию образования»;
- участие студентов колледжа в Полигоне профессиональных проб «Вкус карьеры»;
- выполнение выпускных квалификационных работ по темам, предлагаемым социальными партнерами колледжа и реализуемых под их руководством и проч.
Студенты колледжа при реализации программы педагогического сопровождения знакомятся с разными «гранями» их будущей профессиональной деятельности и к окончанию обучения могут сделать осознанный выбор - в каком направлении они будут строить свою профессиональную карьеру и/или повышать свой уровень образования.
Особое внимание колледж уделяет развитию предпринимательских компетенций студентов, считая, что предпринимательство присуще любому направлению профессиональной деятельности и доступно каждому человеку.
Колледж предоставляет площадку для написания бизнес-плана малого предприятия, апробации предпринимательских навыков и идей через реализацию проектов: «Этический кодекс студентов ТЭК», «Газета», «PR-технологии продвижения колледжа на рынке образовательных услуг» и проч.
Успешно были реализованы и защищены проекты «Создание портфолио студенческой группы», «Организация и проведение НПК «Бизнес. Образование. Качество жизни», «Организация деятельности студенческого клуба «Яркие краски», «Мастерская по ремонту мобильной электроники», «Мастерская по ремонту компьютерной техники», Фотосалон, Студия Web-дизайна и др., причем последние были оформлены в виде субъектов малого предпринимательства и успешно функционируют на рынке. Совместная деятельность преподавателей и студентов обеспечила проявление обучающимися умений давать взвешенные оценки, находить нестандартные решения, вести себя и принимать решения в условиях неопределенности, вырабатывать новые коммерческие идеи, оценивать действия с точки зрения этики и морали, устанавливать контакты, вести переговоры, получать причитающееся и т. д.
Разработана программа имитационной предпринимательской деятельности с использованием компьютерного экономического симулятора «БК-Корпорация» (продукт разработан ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса», г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова), моделирующего экономическую составляющую предприятия.
Основной процесс предпринимательской подготовки проходит в рамках разработанного в колледже профессионального модуля «Ведение предпринимательской деятельности» и строится на освоении обучающимся своих возможностей, прежде всего, через апробирование себя в разных
практических ситуациях в состязательной, конкурентной среде.
Специально организованная проектно-практическая деятельность обучающихся направлена на создание новых источников ресурсов (человеческих, управленческих, организационных и т. д.). В рамках модуля создается особый профессиональный контекст, в который с первого и до последнего дня оказываются погруженными и обучающиеся, и преподаватели. Попадание обучающегося в контекст реального
производственного процесса, со свойственными ей своеобразными и многосторонними социальными взаимосвязями и взаимоотношениями, создает особую тренинговую среду, способствующую развитию как профессиональных, так и общих компетенций.
Модуль предпринимательской подготовки позволяет перевести студента от познавательной к социальной активности: думать (прежде, чем рисковать); вырабатывать отношение (нравственно-культурный аспект); действовать (в соответствие с законодательством); получать знания для того, чтобы грамотно ими пользоваться.
Реализация программы педагогического сопровождения успешной социально-
профессиональной адаптации студентов, является одним из элементов воспитательной среды колледжа. Воспитательная работа является составной частью образовательной среды колледжа. Постоянное совершенствование в соответствии с изменениями российского общества, позволяют ей быть актуальной и востребованной в студенческом коллективе.
Так, в свое время были организованы и проводились факультативы для первокурсников -«Школа первокурсника», для студентов старших курсов - «Личность. Карьера. Успех». Сейчас эти направления стали частью программы педагогического сопровождения успешной адаптации и эффективной самореализации, мероприятия которой вовлекают студентов в разнообразные виды деятельности: профессионально-трудовую, военно-патриотическую, спортивно-оздоровительную, общественную, познавательную, художественно-творческую, духовно-нравственную, культурно-досуговую, консультативно-профилактическую.
Отдельным и очень перспективным направлением деятельности мы считаем развитие студенческого самоуправления и студенческой инициативы.
В качестве примера назовем мероприятия для первокурсников: проекты «Первый курс - покажи свои таланты!», «Посвящение в студенты», студенческий фестиваль «Набат памяти», литературно-исторические композиция «Никто не забыт, ничто не забыто» и др. Ответственными за проведение мероприятий выступают студенческий совет колледжа, административно-педагогический состав, кураторы, члены клубов «Политолог», Клуба всезнаек общеобразовательных наук, студенты всех групп, которые готовы выступить в различных жанрах искусства: литературная работа, художественное
слово, вокал, хореография, живопись, театр. Организация и проведение фестиваля иностранного языка студентов СПОУ «Музыкальный глобус» под патронажем Министерства образования Омской области.
Основываясь на сформулированных ФГОС СПО общих и профессиональных компетенциях, реализуя воспитательную составляющую образования, приходится озадачиваться вопросами: какую личность мы хотим приобрести на выходе получения образования, какие базовые требования к ней предъявляем?
Первое - уметь учиться, то есть постоянно осваивать новое. Здесь необходимо тренировать такие свойства, как усидчивость и терпение, способность длительно удерживать внимание, любознательность. Становится актуальным суметь совмещать обучение и развлечение, игровые способы получения образования.
Второе - многофункциональность компетенций. Человек должен не только быть в курсе новых коммуникационных возможностей, но и свободно ими пользоваться. Мобильность, умение организовать себя во времени и пространстве - также необходимый навык.
Третье - в условиях неопределенности возрастает значимость психологической устойчивости и умения справляться со стрессом.
Четвертое - духовные и ценностные устои.
Выстраивая образовательную политику, мы одновременно активно проводим воспитательную работу из-за очевидности их единства. Наша идеология заключается в том, чтобы весь коллектив, каждое структурное подразделение и отдельный сотрудник в силу своих возможностей участвовали в этом процессе, формируя у студентов нравственные позиции, убежденность в необходимости соблюдения норм морали, добросовестного выполнения в будущем профессиональных обязанностей.
Воспитательная работа способствует успешной адаптации студентов и к учебной и к будущей профессиональной деятельности через установление положительного межличностного взаимодействия между студентами и преподавателями, творческого подхода к каждой личности, воспитания в студенческих группах взаимопомощи, ответственности.
Механизмами успешной адаптации, социализации студента в колледже являются: осознание приобретенного нового социального статуса - статуса студента, наличие мотивации к обучению и получению профессии, адекватной самооценки, создание оптимального режима труда и отдыха, принятие норм и ценностей социальной среды, что даёт возможность не только учиться, но и дружить, развивать собственный творческий потенциал и собственную культуру.
Поэтому можно констатировать, что управлять адаптивным процессом обучения - значит сознательно и последовательно обеспечивать переход от одной
стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной.
Осуществляемое в стенах образовательного учреждения педагогическое сопровождение, даёт студентам возможность овладеть социально значимыми нормативами в виде заданных образцов и руководствоваться ими в собственном поведении.
Таким образом, на наш взгляд, составляющими процесса развития «адаптивных ресурсов» обучающихся являются:
- формирование определённого уровня организации взаимодействия и коммуникативных умений, эмоциональной устойчивости, умения адекватно вести себя в коллективе, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации и т. д.;
- развитие творческого потенциала личности, активизация участия её в воспитательно -образовательном процессе, в частности, организации и проведении концертов, праздников, вечеров;
- проведение различных компаний, связанных с формированием у студентов навыков самодисциплины и порядка, например, Акции волонтёрского отряда, посвящённые Дню без табака, Дню здоровья, рейды по проверке санитарного состояния аудиторий, внешнего вида студентов и т. д.
Значимым компонентом образовательной среды колледжа является система военно-патриотической воспитания. При этом решающее значение имеет вовлечение студента в патриотические общественно-полезные дела. В первую очередь, добросовестное выполнение своего личного и общественного долга -учебы. Добросовестная учеба, формирование современного специалиста - важное не только личное, но и общественное дело, способствующее укреплению и развитию страны, ее экономики и культуры.
Большими возможностями патриотического воспитания располагают занятия физкультурой и спортом. Они направлены на развитие физической силы и выносливости, на овладение физическими приемами, которые могут быть применены в военном деле, благодаря чему у студентов формируется чувство национальной и патриотической гордости за успехи нашей спортивной молодежи.
Участие в мероприятиях по патриотическому воспитанию является источником формирования гражданских чувств, взглядов и убеждений.
Патриот - это человек - гражданин, который не только защищает Родину в годы тяжелых испытаний, но и по-государственному мыслит, укрепляет могущество страны своим высокоэффективным трудом. Готовить патриотов - значит формировать граждан, осознающих интересы общества, понимающих международную обстановку и место в ней России, потенциально готовых к защите своей Родины.
Например, конкурс среди студентов колледжа «Что я знаю о Великой Отечественной войне?». Конкурс -это содействие развитию научно-исследовательского и творческого потенциала обучающихся, формированию патриотического сознания, ответственного отношения
к своим поступкам, развитию умения формулировать и представлять свою точку зрения.
Проект «Влияние глобализационных процессов на патриотическое сознание граждан России» призван помочь студенту разобраться в лавинообразном потоке информации и сформировать свою точку зрения по данной проблеме: проанализировать, какое влияние оказывают процессы глобализации на патриотическое сознание граждан России; выработать свое отношение к процессам глобализации, определить, в каком качестве Россия должна принимать участие в данных процессах, и какое важное значение на современном этапе развития России отводится патриотическому сознанию наших граждан.
В результате реализации проекта «Формирование патриотических чувств через создание видеоматериалов» были созданы:
1. Фильм «Бессмертна слава России», посвященный Отечественной войне 1812 г., формирует убеждение, что великую победу может одержать только поистине великий народ -сплоченный, решительный и самоотверженный, каковыми и являются народы России.
2. Фильм «Хлеб военных лет» - был представлен на XIV Областном конкурсе учебно-методических фильмов «XXI век - век знаний», отмечен сертификатом участника в номинации «Авторская видеопрограмма - выразительный аспект воспитания личности».
3. Фильм-воспоминание о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «Война глазами детей» принял участие в V Областном фестивале духовной культуры «Воспитание души - истинное служение отечеству».
4. Короткометражный фильм «Я в мире этом без памяти люблю людей», посвященный директору колледжа Г.Д. Зуйковой, чьё имя с гордостью носит наша образовательная организация.
5. Областная музейная познавательная игра «Нам дороги эти позабыть нельзя», которая проводилась в течение года. Итог длительных этапов «борьбы» за первое место - колледж стал победителем.
6. Проект «С чего начинается Родина?» ставит целью изучить историю своего рода, своей семьи; составить генеалогическое древо своего рода; описать наиболее яркие страницы истории своей семьи, края, страны.
Актуальность обращения к истории семьи, края, страны объясняется тем, что, к сожалению, утрачиваются традиции, забываются корни, разрывается связь времён. Однако в жизни каждой семьи, каждого рода, края, страны есть удивительные, яркие, героические страницы, достойные того, чтобы о них узнали другие.
Колледж считает необходимым по поддержанию здорового образа жизни и формированию ценностей комплекс взаимосвязанных мероприятий:
1. Функционирование структурного подразделения - Учебно-производственного предприятия общественного питания, представляющего собой полный производственный цикл, являясь базой
учебной практики для студентов колледжа, благодаря чему они входят в структуру производственных отношений, получают опыт будущей профессиональной деятельности. Поэтому мы считаем, что наличие такой структуры позволяет:
- реализовать проект «Организация питания в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями нормативно-технических документов». Задачи проекта изучение: 1) санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; 2) процедуры разработки новых блюд для питания и создания технологической документации; 3) потребительских предпочтений студентов к разработанному и внедренному ассортименту блюд; 4) процедуры внедрения новых блюд и оформления производственной отчетности;
- быть стажировочной площадкой Министерства образования Омской области по организации здорового питания, что позволяет распространять свой опыт на многие комбинаты питания образовательных организаций Омской области;
- вести волонтерскую деятельность. Через студенческое волонтерское движение реализуются пропаганда здорового питания, публикации в газете колледжа, печать буклетов о рациональном питании и размещение их в столовой колледжа. На сегодняшний день волонтерское движение колледжа вошло в состав добровольческих организаций региона и участвует в следующих акциях: «Студенты - детям», «Весенняя неделя добра», «Человек собаке друг», «Ветеран живет рядом», «Зимняя сказка» и пр.;
- организовать деятельность студенческой имитационной фирмы «Свое дело»;
- являться социальным объектом общественного питания, обеспечивая горячим сбалансированным питанием по низким ценам студентов нашего колледжа и близлежащих образовательных учреждений: строительный колледж, колледж культуры и искусства, колледж торговли, экономики и сервиса, колледж транспортного строительства и проч.
2. Проект «Спорт вместо наркотиков» позволяет организовать просветительскую деятельность среди молодежи для формирования представлений о негативных последствиях воздействия наркотиков на физическое и духовное здоровье человека, побуждения их к здоровому образу жизни
3. Спортивно-оздоровительный праздник «В здоровом теле - здоровый дух» позволяет привлечь коллектив колледжа, родительскую общественность и студенческую молодежь к регулярным занятиям физической культурой, способствует укреплению здоровья, выявляет особые таланты коллег и обучающихся.
4. Проект «Физическая культура - универсальный путь повышения качества жизни» реализуется по направлениям:
- учебно-методическое: разработка рабочих программ по дисциплине «Физическая культура», методических рекомендаций, проведение открытых
занятий, создание автоматизированного рабочего места тренера по фитнесу, разработке видеокомплекса занятий по шейпингу «Фигурка» и т. д.;
- методико-практическое: участие в семинарах, научно-практических конференциях на уровне колледжа, города и области; участие в областных конкурсах методических разработок, проведение открытых мероприятий, занятий на уровне колледжа, города и области по обмену опытом;
- спортивно-массовое: участие в спартакиаде колледжа, в областной спартакиаде ссуз, в традиционных соревнованиях - мини-футболу памяти Б. Елизарова, «День бегуна», «День здоровья», «День защиты детей; участие в соревнованиях г. Омска -«Кросс наций», «Лыжня России», эстафета на приз «Омская правда»; организация и проведение туристических походов;
- военно-патриотическое: организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Защитника Отечества, Дню призывника; разработка проектов по основам военной службы.
5. Проект подготовки спортивного туристического форума среди студентов и сотрудников колледжа для пропаганды здорового образа жизни, популяризации спорта, формирования туристических навыков, воспитания бережного отношения к среде обитания, совершенствования навыков безопасности жизнедеятельности, достижения взаимопонимания и содружества.
6. Конкурс социально-экологической рекламы «Чистый город» призван привлечь внимание студентов к вопросам окружающей среды, познакомить с экологической информацией и способами ее подачи, способствовать развитию чувства причастности к решению вопросов сохранения окружающей среды.
7. Формирование на базе коллежа студенческого сервисного отряда, который в летний период работает в ООО Санаторий «Вита» (Краснодарский край), принимал участие в обслуживании туристов и спортсменов во время проведения олимпиады в Сочи, обслуживании на уровне региона, например, сельского спортивно-культурного «Праздника Севера - Большие Уки 2015».
8. Традиционным стал ежегодный турнир по мини-футболу памяти Б.Ф. Елизарова - руководителя физического воспитания колледжа, талантливого тренера, воспитателя, педагога. Символичность турнира в том, что он ведет к единению различных учебных учреждений Омской области, формируя у подрастающего поколения командный дух, а для педагогического сообщества - стратегии сотрудничества.
Таким образом, считаем, что чёткость и корректность организации системы аудиторных и внеаудиторных мероприятий способствует усвоению алгоритма самоорганизации студента, формированию вышеописанных ценностных ориентаций,
способствует успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
Хочется еще раз выделить особые формы организации учебного процесса - проект и игра. Природа проекта и урока - принципиально различна, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному, лекционно-семинарскому обучению. Будущее учебного заведения - в балансе альтернатив. Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далёкая от формирования чисто теоретической образованности. Проект позволяет органично соединить несоединимое -ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Педагогический коллектив колледжа понимает и социокультурное назначение игры - обеспечить усвоение студентами всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов студенческого коллектива. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним.
Эффективность игровой ситуации взаимосвязана со способностью её участников принять на себя соответствующие роли, развить свои профессиональнее интересы. В колледже весьма эффективно используются такие игры, как «Контракт», «Виртуальный отдел», «Моя будущая профессия», «Деловая беседа», «Публичное выступление», «Необитаемый остров» и проч.
Развитие «адаптационных ресурсов» обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни, системы военно-патриотического воспитания - это сложный процесс, результат внутренних и внешних изменений личности, активного приспособления к новому образу жизни, к новому кругу общения; это творческая самореализация студента в научной, общественной, духовной, спортивной, досуговой и других сферах общественной жизни.
Процесс педагогического сопровождения успешной социализации выпускников - это комплекс целенаправленных воспитательно-образовательных мероприятий, включающий содержание и технологии помощи студентам в освоении нового социального статуса - статуса специалиста.
Создание адекватного образа о своей профессии -это задача профессиональной подготовки. Однако
соединение представления с реальностью даже в идеальном случае носит кризисный характер. Поэтому обучение в условиях профессиональной деятельности и доводка уже специалиста необходимы, они призваны стать функциональной частью общей системы развития предприятия и его персонала. Поэтому для колледжа очень важна связь с выпускниками, которые часто выступают в роли проводников в мир социального партнерства.
Опираясь на достижения в педагогической науке по отдельным аспектам обоснования, разработки и использования критериев и показателей, обеспечивающих достижение требуемого качества профессиональной подготовки, деятельность педагогического коллектива колледжа направлена на создание внутренней системы оценки качества подготовки специалиста. Управление качеством в БПОУ «ТЭК» осуществляется на основе участия всех работников учебного заведения.
Формой, позволяющей исследовать и совершенствовать уровень профессиональных достижений выпускников, является мониторинг, как составная часть системы внутриколледжного контроля. Данный подход применяется для оценки всех объектов мониторинга: уровня подготовки студента по дисциплине, междисциплинарному курсу; уровня результатов освоения профессионального модуля, учебной/производственной практики; выполненной курсовой работы (проекта); уровня подготовки студента по специальности (используются на государственной итоговой аттестации); уровня оценки учебного портфолио, уровня профессиональных достижений выпускников.
Мониторинг отличается от традиционного учета фактов, профессиональных достижений выпускников тем, что он осуществляется систематически и планомерно. При этом предполагается не просто фиксация изменений, а использование результатов мониторинга для постоянного совершенствования процессов развития отношений во внешней среде и конкретно с выпускниками. Главным в мониторинге является диагностика, определение профессионального развития личности, карьерного роста, отношения к нам и себе.
Проведение мониторинга в колледже обеспечивает прозрачность и объективность результатов оценки, например, индивидуальных достижений выпускников и осуществляется посредством разработанных критериев оценки.
Таблица 1
Критерии и показатели системного мониторинга карьерной траектории выпускников образовательной организации Год выпуска Место работы
№ п/п Критерии Баллы Показатели
1 2 3 4
9-10 Удовлетворён карьерой
1. Результаты развития карьеры с начала трудовой деятельности 7-8 Есть перспективы карьерного роста
4-6 Нет штатных единиц для карьерного роста
1-3 Нет карьерного роста
2. Степень удовлетворенности выпускника своей работой 9-10 Высокая (работа дает ощущение её важности, значимости, позволяет испытывать ощущение ответственности за ее результаты, дает возможность принимать решения, приносит справедливое вознаграждение)
7-8 Средняя
4-6 Низкая
1-3 Неудовлетворен
3. Уровень социального партнерства(участие в отношениях взаимовыгодного сотрудничества, социального диалога) 9-10 Явно выражена готовность к взаимодействию
7-8 Выражена
4-6 Слабо выражена
1-3 Нет желания
4. Наличие деловых связей с другими партнерами, количество контактов с внешней средой 9-10 Готовность делиться связями с ТЭК, количество деловых партнеров - 5 и более
7-8 Готовность делиться связями с ТЭК, количество деловых партнеров - 2-3
4-6 Готовность делиться связями с ТЭК, количество деловых партнеров - 1-2
1-3 Отсутствуют связи
5. Готовность выступать рекомендателем для потенциальных абитуриентов ТЭК 9-10 Высокая
7-8 Средняя
4-6 Низкая
1-3 Отсутствует
6. Профессиональное развитие (планы на будущее (3-5 лет) 9-10 Высокая степень и поисковая активность в развитии
7-8 Средняя степень и поисковая активность в развитии
4-6 Минимальная заинтересованность в профессиональном развитии
1-3 Полное отсутствие интереса к профессиональному будущему
7. Наличие потребности в получении дополнительного профессионального образования или повышении квалификации 9-10 Стремление к обновлению умений, знаний, практического опыта
7-8 Получил или получает дополнительное профессиональное образование
4-6 Имеет планы к получению ДПО
1-3 Непонимание необходимости дополнительного профессионального образования
8. Наличие программы самообразования 9-10 Реализация
7-8 Стремление
4-6 Понимание
1-3 Непонимание необходимости
9. Характер отношений в трудовом коллективе (конструктивность взаимодействия) 9-10 Отношения сотрудничества
7-8 Отношения ровные, без конфликтов
4-6 Изредка возникают конфликтные ситуации
1-3 Постоянные ситуации срыва в отношениях
10. Отношение к жизни 9-10 Оптимистичное, в предвкушении перспектив
7-8 Радостное
4-6 Ровное, без особых выраженных потребностей
1-3 Упадническое
Для измерения и оценивания названных критериев, информации с использованием вербально-числовой в основном, применяется метод анализа накопленной шкалы Харрингтона, которая имеет достаточно
универсальный характер и может применяться для оценки различных показателей. Смысл этой шкалы заключается в том, что она позволяет измерить степень интенсивности критериального свойства, имеющего субъективный характер. В её состав, как правило, входят содержательное описание градаций шкалы и числовые значения, соответствующие каждой из градаций шкалы.
При подсчете итогового результата применяется весовой коэффициент каждого критерия, как числовой коэффициент, отражающий значимость, относительную важность показателя в сравнении с другими факторами, оказывающими влияние на изучаемый процесс. Определение весовых показателей производилось на основе оценок экспертов в диапазоне 0-1. Экспертами были заместители директора, заведующие отделений, заведующие предметно - цикловых комиссий, преподаватели колледжа.
В деятельности колледжа самостоятельно создана и внедрена программа, позволяющая автоматизировать ввод, ведение, выполнение расчетов и получение отчетов различного вида. Оценка карьерной траектории выпускников чаще всего рассматривается как результат деятельности колледжа.
Разработанная нами система измерения и оценки сформированности карьерной траектории выпускников позволяет повысить эффективность контроля в колледже, рассмотреть показатели в динамике, провести сравнительный анализ карьерных достижений выпускников и готовности сотрудничать с колледжем. У выпускников появляется возможность проводить самодиагностику, а колледж обеспечен эффективной обратной связью, позволяющей своевременно проводить коррекцию образовательного процесса.
Литература
1. Ивченко Т.П. Условия образования конкурентоспособного человека в колледже / Т.П. Ивченко, Е.Г. Юрьева // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: Материалы I международной НПК (Москва, 1.12.2012). - М.: Перро, 2012. - Ч. 2. - С. 176-179.
2. Ивченко Т.П. Позитивный опыт формирования вариативной части основных профессиональных образовательных программ СПО / Т.П. Ивченко, Е.Г. Юрьева // Профессиональное образование современной России: истории успеха / Авт.-сост. Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович; под общей ред. Профессора В.И. Блинова. - М.: Эко-Принт, 2013. - Вып. 1. - C. 36-37.
3. Ивченко Т.П. Закладывая нравственные основы личности / Т.П. Ивченко // Промышленность России: Федеральный журнал. - 2014. - №4. - С. 21.
4. Ивченко Т.П. Система измерения и оценки сформированности результатов профессионального образования в Торгово-экономическом колледже / Т.П. Ивченко, Е.Г. Юрьева // Оценка результатов освоения программ профессионального образования в контексте ФГОС: региональный опыт: Материалы XII Всероссийской НПК с международным участием (Омск, 25.04.2014). - Омск, изд-во ОмГПУ, 2014. - С. 93-97.
5. Ивченко Т.П. Опыт взаимодействия торгово-экономического колледжа с компаниями-работодателями / Т.П. Ивченко, Е.Г. Юрьева, В.Ю. Загребнев // Практическое обучение как основа профессиональной подготовки специалиста для развивающейся экономики региона: Материалы межрегиональной конференции с международным участием. - Омск, 2015. - С. 66-70.
6. Юшко И.А. Учебное портфолио как форма оценивания результатов освоения программы дисциплины «Физическая культура» в СПО / И.А. Юшко, Ю.А. Мельникова // Оценка результатов освоения программ профессионального образования в контексте ФГОС: региональный опыт: Материалы XII Всероссийской НПК с международным участием (Омск, 25.04.2014). - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. - С. 210-213.