педагогические науки
Венцель Владимир Давыдович, Янчий Светлана Владимировна, Каргаполова Елена Олеговна ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КУРАТОРА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ...
УДК 378
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КУРАТОРА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
© 2018
Венцель Владимир Давыдович, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Янчий Светлана Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Каргаполова Елена Олеговна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Омский государственный технический университет, (644050, Россия, Омск, проспект Мира, 11, e-mail: elena_myz@mail.ru)
Аннотация. Проведен анализ существующих проблем, связанных с кураторской деятельностью в Российской Федерации и определена для исследования проблема адаптации студентов в высшем образовательном учреждении на протяжении всего периода обучения. Рассмотрен алгоритм взаимодействия системы «личность студента - коллектив студентов - образовательная среда», выявлены его особенности и направления, требующие усиленного внимания в процессе адаптации студента в университете. Выявлена важность роли куратора в воспитательной работе вуза. Показаны направления деятельности куратора в конкретном техническом вузе, определенные нормативными документами. Приведен перечень мероприятий по адаптации студентов в университете из многолетнего опыта организации работы куратора выпускающей кафедры и предложен ожидаемый результат. Выделено три этапа проведения таких мероприятий, способствующих целенаправленной воспитательной работе в группе студентов. Показаны периоды проведения, характеристики и особенности каждого этапа. Отмечено, что с повышением курса обучения студента в вузе он проявляет большую самостоятельность и, как следствие, меньше нуждается в помощи куратора. Данное условие приводит куратора к сужению предлагаемого перечня мероприятий и его акцентированию на формировании профессиональных компетенций будущего специалиста.
Ключевые слова: адаптация студентов, воспитательная работа, высшее образование, коллектив студентов, куратор, кураторская деятельность, личность студента, образовательная среда, роль куратора, технический вуз, уровень адаптации студента, функции куратора
ORGANIZATION OF WORK OF THE CURATOR IN THE ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS: THE EXAMPLE OF TECHNICAL UNIVERSITY
© 2018
Venzel Vladimir Davidovich, associate Professor of the Department «Life Safety» Yanchij Svetlana Vladimirovna, candidate of philosophical Sciences, associate Professor
of the Department «Life Safety» Kargapolova Elena Olegovna, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department «Life Safety» Omsk State Technical University (644050, Russia, Omsk, Mira Avenue, 11, e-mail: elena_myz@mail.ru)
Abstract. The analysis of existing problems related to the curatorial activities in the Russian Federation and determined to study the problem of adaptation of students in higher educational institution throughout the period of study. The algorithm of interaction of the system «the personality of the student - team of students educational environment», identified its characteristics and the areas requiring increased attention in the process of adaptation of students in the University. Identified the importance of the role of a curator educational work at the University. Shows the activities of the curator in the appropriate technical institution, certain regulatory documents. Given a list of activities on adaptation of students at the University from many years of experience in the organization of work of the curator of the Department and the proposed expected result. Allocated three stages of such events, the purposeful educational work in the students group. The periods shown, characteristics and features of each stage. Noted that with the increase of training of students in high school, he shows great independence and, consequently, less in need of assistance of a curator. This condition leads to a narrowing of the curator of the proposed list of activities and its emphasis on the formation of professional competence of a future specialist.
Keywords: adaptation of students, educational work, higher education, a group of students, the curator, curatorial activities, the identity of the student, the educational environment, the role of the curator, the technical University, the level of adaptation of the student, the functions of the curator
Важную роль в воспитательной работе высшего профессионального образовательного учреждения играет куратор студенческой группы. Он является ключевой фигурой, способной объединять деятельность студентов, преподавателей, администрации вуза и т.д. В связи с этим, нельзя недооценивать значимость подобной деятельности. Безусловно, в данном направлении исследования присутствует ряд проблем, которыми занимаются отдельные авторы.
Так, вопросы определения трудностей, связанные с начальным этапом обучения и факторов, которые способны влиять на адаптационный процесс изучали: А.Д. Андреева, М.С. Жамкочьян, Ю.А. Кустов, А.Н. Леонтьев, А.И. Рувинский, Р.Л. Шевченко и др. Анализ уровней адаптации в своих работах рассматривали С.М. Годник, Л.Д. Демина, Р.П. Жданов, М.М. Ковалева, А.Е. Соловьева и др.
Анализируя лишь некоторое количество современных исследований, посвященных работе куратора в российских вузах, обозначим направления, рассматриваемые в них.
1. Эффективность организации кураторской деятельности в контексте формирования современного специалиста [1-3].
2. Обязанности куратора академической группы в нормативных документах вузов [4].
3. Антропопрактика кураторства студентов 1 курса [5-9].
4. Проектирование кураторской деятельности [1012].
5. Адаптация иностранных студентов в вузах России [13-15].
Анализируя вышеназванные направления исследования, можно выделить несколько проблем, связанных с кураторской деятельностью в настоящее время: необходимость научного теоретического осмысления института кураторства и внедрения его в практику; низкий уровень системы кураторства в вузе; недостаточный уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, осуществляющего кураторскую деятельность; адаптация студентов-первокурсников в вузе.
Авторами исследования далее будет подробнее рас-
Venzel Vladimir Davidovich, Yanchij Svetlana Vladimirovna, Kargapolova Elena Olegovna ORGANIZATION OF WORK OF THE CURATOR IN THE ADAPTATION OF UNIVERSITY .
pedagogical sciences
смотрена одна из проблем - адаптация студентов в вузе на протяжении всего процесса обучения. Поясним причину повышенного интереса к данной проблеме. Можно проследить зависимость между успешной адаптацией студента в вузе, дальнейшим его обучением и, как следствие, ориентированием в профессии.
Из этого следует цель исследования: проанализировать проблему адаптации студента в вузе, предложить из многолетнего опыта работы кураторов выпускающей кафедры технического вуза перечень мероприятий по данной проблеме.
Рассмотрим подробнее понятия «куратор» и направления его деятельности в вузе.
Словарь С.И. Ожегова содержит определение термина «курировать», который означает «осуществлять наблюдение и помощь» [16, с. 422].
Наиболее полное определение термина «куратор студенческой группы», по нашему мнению, предлагает Л.М. Васильева [17, с. 8]: «человек, осуществляющий воспитательную деятельность в вузе, являющийся духовным посредником между обществом, профессией и студентом в освоении общей и профессиональной культуры, организующий систему ценностных отношений через разнообразные виды деятельности студенческого коллектива, создающий условия развития каждой личности, защищающий интересы студентов».
Авторам близко данное определение, поскольку акцент расставлен в пользу личности студента и процессов, происходящих вокруг него, а также его нацеленности на освоение будущей профессии.
Кроме того, оно позволяет определить направления деятельности куратора: успешная адаптация студентов к условиям обучения вуза; реализации прав и обязанностей студентов; оказание содействия студенту в духовно-нравственном становлении личности будущего специалиста; оказание содействия студенту в профессиональном становлении личности будущего специалиста.
В современной литературе выделяют различные виды адаптации студентов: профессиональной; социальной, психофизиологической; медицинской; к новой среде; по академической успеваемости студента и пр.
Как было отмечено ранее, центром обеспечения адаптации в целом должна выступать личность студента. Тогда алгоритм взаимодействия системы «личность студента - коллектив студентов - образовательная среда» может выглядеть так, как показано на рисунке 1.
Взаимодействие в данной системе рассматривается между элементами: личность студента, коллектив студентов и образовательная среда. Рассмотрим среду А. Она представлена взаимодействием коллектива студентов, взаимодействующие личности которых находятся в его рамках.
Коллектив студентов - среда каждого студента, которая должна способствовать реализации его профессиональных способностей, участию в разнообразных видах учебной и внеучебной деятельности, усвоению определенных общественных критериев отношения к своей личности, как субъекту будущей профессиональной деятельности. В коллективе формируется объединение целей, задач взаимодействия, ценностных ориентаций, ответственности, зависимостей, самоуправления и пр. Личность в коллективе должна самоопределиться, обрести «свое лицо», реализовать индивидуальные возможности.
Образовательная среда (среда Б) представлена взаимодействием структурных подразделений университета, которые обеспечивают учебную и внеучебную деятельность вуза.
Какими могут быть виды взаимодействий между средами А и Б без участия деятельности куратора (или при его отсутствии)?
1. Условно эффективное. Мы можем наблюдать условно идеальные условия, при которых студент полностью адаптирован к условиям среды Б, учебный процесс
завершается выдачей диплома. Адаптация студента способствует быстрому овладению методами, приемами, формами, применяемыми в образовательной среде вуза и эффективности качества подготовки будущего специалиста. Однако, присутствует наличие условности, поскольку существуют отдельные студенты, освоившие дисциплины, но, высказывающих сомнения в правильности выбора профессии. В данном случае, конечного результата - завершения обучения - может не наступить.
Рисунок 1 - Позиционирование студента во взаимодействии системы «личность студента - коллектив студентов - образовательная среда»
2. Умеренно эффективное. В данном взаимодействии не происходит полной адаптации студента в среде Б. Однако, наступает конечный результат - завершение обучения.
3. Не эффективное. Студент не адаптирован в среде Б. Личностная неадаптивность может привести личность к психическому дискомфорту, снижению познавательной и общественной активности студентов [6, 14]. Конечный результат не наступил.
Таким образом, все три вида взаимодействия могут не быть нацелены на результат.
Обратная ситуация может сложиться при участии деятельности куратора, как представителя среды Б. Она заключается в оказании поддержки самореализации личности студента в коллективе, уравновешивании нацеленности студента на конечный результат (во всех вышеназванных видах взаимодействия) и, как, следствие, способствует адаптации студента в образовательной среде вуза.
Л.Д. Демина рассматривает отдельные уровни адаптации студентов в вузе [18], предложенные в таблице 1. Стоит отметить, что она, как и другие авторы [5-9, 15], анализируют адаптацию студентов только первого курса.
Таблица 1 - Уровни адаптации студента в образовательной среде вуза (таблица предложена в редакции авторов исследования)
№ уровня Название уровня Сроки адаптации, недели обучения Характеристика уровня адаптации
1 Ориентировочный 1-4 Пр оиеходнт р а ссогл а сование психических функци-связанных с решением новых, более сложных для
2 Неустойчивой адаптации 5-8 Огаечается сдвиг пиков работоспособности и пр одактивности
3 Относительно устойчивой адаптации 9-13 Сопровождается нарастанием параметровработо-способности
4 Поздней адаптации до 14 Студенты длительное время не могут выработать адекватные способы решения вопросов для новых вид овд еятельно с ти
5 Дезадаптации Не наблюдается стабилизация показателей адаптации
Безусловно, чем ниже уровень адаптации или дезадаптации, тем больше требуется внимание куратора к данному студенту.
Необходимо отметить в этой связи, что различные авторы выделяют несколько ролей куратора. Так, В.П. Зелеева наделяет куратора дополнительными ролями [19, с. 23]: «информатор»; «организатор»; «психотерапевт»; «родитель»; «приятель»; «беззаботный студент»; «администратор». Причем, она отмечает их наличие в практической деятельности, что может дать как положительный, так и отрицательный эффект. В частности, «родитель», а также «психотерапевт» могут инте-
педагогические науки
Венцель Владимир Давыдович, Янчий Светлана Владимировна, Каргаполова Елена Олеговна ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КУРАТОРА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ...
ресоваться даже личной жизнью студента, что не всегда приемлемо и, может вызвать протест с его стороны в отношении куратора. Поэтому внимание со стороны куратора должно быть в достаточной степени умеренным, квалифицированным и корректным.
В рамках данной статьи авторы анализируют многолетний (более 15 лет) опыт работы кураторов выпускающей кафедры технического вуза, где разработаны и утверждены все необходимые нормативные документы (в том числе, системы менеджмента качества), обеспечивающие деятельность института кураторов. В соответствии с нормативными документами вуза, воспитательная работа со студентами организована на уровнях университета, деканата/института, куратора и др. подразделений и сотрудников.
Помощь куратору в организации деятельности, ее координации и, наконец, методическую поддержку осуществляют: Служба проректора по внеучебной работе и социальным вопросам; Советы факультетов. Ежегодно в вузе проводится конкурс «Куратор года», где на конкурсной основе выделяют лучшего куратора года.
Деятельность куратора определена следующими направлениями:
- адаптация студентов-первокурсников;
- повышение качества обучения студентов;
- содействие самореализации личности студента; профилактика правонарушений и формирование ценности здорового образа жизни;
- патриотическое воспитание;
- профессионально-трудовое воспитание;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
- творческое развитие;
- антитеррор.
Все мероприятия, нацеленные на адаптацию студентов, проводимые кураторами выпускающей кафедры исследуемого вуза, можно разбить на три этапа.
Первый этап. Период: 1 семестр обучения. Характеристика этапа: погружение студентов в учебную и внеучебную деятельность технического вуза; ознакомление с традициями, требованиями, правами и обязанностями.
Приведем пример мероприятия. Самое первое мероприятие вчерашнего абитуриента, сегодняшнего студента нашего университета - организационное собрание поступивших студентов. Инициатором является администрация факультета/ института, которая вручает первый документ - студенческий билет. Это волнительный момент для каждого студента! По этой причине, как правило, они присутствуют с родителями. Для куратора, пожалуй, - это прекрасная возможность познакомиться с родителями и самими студентами, а также предоставить краткую информацию об учебном процессе в нашем вузе. С этой целью кураторами кафедры разработано «Информационное письмо» для родителей и, конечно, студентов. Его польза заключается в том, что можно ознакомить с информацией родителей в очной и заочной формах. Этот аспект играет важную роль в случае, когда в группе большое количество иногородних студентов. Данный документ включает в себя следующую информацию: количество баллов в системе рейтингового обучения, которое студент получает за семестр; график учебного процесса на 1, 2 семестр по датам, включая каникулы и сессию; краткая информация по проживанию в общежитии; контактные телефоны деканата, комендантов общежитий и куратора группы.
Второй этап проводимых мероприятий, нацеленных на адаптацию студента в университете. Период: 2-4 семестры. Характеристика этапа: формирование самостоятельности, самоуправления, самоконтроля; включение в профессиональную деятельность.
Третий этап. Период: 5-8 семестры. Характеристика этапа: формирование общекультурных, профессиональных компетенции, приближенных к профессиональной среде.
Каждый этап сопровождается системной работой куратора студенческой группы и имеет отличительные особенности. Так, куратора 1 курса можно наделить всеми дополнительными ролями по В.П. Зелеевой [19, с. 23], поскольку студент ищет в нем помощника во всех направлениях своей деятельности. Чем старше курс обучения студента в вузе, тем большую самостоятельность он проявляет и, как следствие, меньше нуждается в помощи куратора.
Приведем перечень мероприятий, проводимых на каждом курсе в пределах вышеназванных направлений деятельности на выпускающей кафедре исследуемого вуза (табл. 2).
Таблица 2 - Перечень примерных мероприятий, способствующих адаптации студента на выпускающей кафедре технического вуза
№ пп Проводимое мероприятие Контингент, прово ливший мероприятие Предполагаемый результат
1 семестр обучения*
1 Участие куратора в организационном собрании поступивших студентов. Консультация по расписанию занятий Куратор Знакомство студентов с куратором, обмен контактами, выдача '(Информационного письма» по организации учебного процесса для студентов и родителей (описание приведено далее)
2 Экскурсия по университету. Сроки: первая неделя обучения Куратор Получение информации студентами о расположении корпусов, кафедр и отдельных подразделений вуза
3 Посещение Музея вуза Сотрудники Музея, деканата, куратор Знакомство с историей университета и его традициями
4 Информирование студентов о действующих документах, на базе которых осуществляется деятельность университета и студенческая деятельность Куратор Знакомство студентов с Уставом университета, правах и обязанностях студентов, Положении о стипендиях, правилах проживания в общежитиях {для проживающих в них студентов) и пр.
5 Психологические тренинги по знакомству и адаптации студентов в группе. Сроки: первый месяц обучения Куратор; пр е д ст авнтелн кафедры -(Психологии» Способствовать ускорению знакомства студентов друг с другом и сплочению
б Работа с родителями студентов** Куратор, преподаватели-предметники Информирование родителей о процессе обучения и адаптации студента в вузе
7 Разъяснение назначения контрольной недели. Сроки: 6—7 неделя обучения Куратор, преподаватели-предметники Повышение качества обучения
S Регулярное проведение кураторских часов, согласно «Плана работы куратора» Куратор с привлечением актива группы Обмен информацией с группой, выявление проблем, работа по сплочению коллектива, организация деятельности в рамках выше названных направлений воспитательной работы в университете
9 Обязательное проведение кураторского часа на тему: «Экзамены — это не страшно!«. Сроки: до первой экзаменационной сессии Куратор Ознакомление студента с процедурой проведения экзамена и выставления оценки
2-й с&мвстр обучения
Осуществляются мероприятия 1 семестра с JVa 6—S
Мероприятия, которые актуальны для выполнения с J по 4 курсы
1 Обсуждение проблем, связанных с учебным пр оцессом и принятие корректирующих мероприятий Куратор, преподаватель-предметник Повышение качества обучения и посещения занятий
2 Помощь в организации быта студентов (для студентов, проживающих в общежитиях) Куратор, коменданты общежития Решение вопросов и проблем, проживании, соблюдении требовании проживания, вопросов оплаты и пр.
3 Оформление и веление отчетных документов: журнала куратора, плана работы куратора, отчета о работе куратора Куратор Организация воспитательной работы в ipynne, корректирующие мероприятия
4 Помощь в организации учебных, производственных, преддипломных практик Куратор, по кафедре за организацию практик Прохождение практик, получение навыков профессиональной деятельности
* в 1 семестре обучения куратору необходимо усилить внимание на студентов группы, разъяснять все процессы учебной и внеучебной деятельности. По этой причине куратором, как правило, является преподаватель, имеющий определенный стаж работы в университете.
** как показывает многолетний опыт работы авторов настоящего исследования, родители особенно часто интересуются результатами обучения, проблемами студентов в первые два года обучения.
Обобщая вышесказанное можно говорить о целенаправленной воспитательной работе кураторов, которую проводят в вузе, где большое внимание уделяется адаптации студентов, особенно на первых курсах обучения.
Немаловажную роль здесь играет внеучебная деятельность студентов, которую также должен организовывать куратор группы. Данный вид деятельности сплачивает студентов, позволяя им становиться более уверенными в себе, что непосредственно отражается и на учебной деятельности.
Таким образом, можно сделать выводы о практической значимости деятельности куратора в адаптации студента в вузе на протяжении всего периода обучения,
Venzel Vladimir Davidovich, Yanchij Svetlana Vladimirovna, Kargapolova Elena Olegovna ORGANIZATION OF WORK OF THE CURATOR IN THE ADAPTATION OF UNIVERSITY .
pedagogical sciences
связанной непосредственно в помощи решения проблем взаимодействия коллектива студентов и образовательной среды вуза. Особенность заключается в периоде обучения. Поскольку повышение курса обучения студента способствует большему проявлению его самостоятельности и, как следствие, меньшей помощи куратора. Данное условие приводит куратора к необходимости сужения рассматриваемого перечня мероприятий и акцентированию его деятельности на формировании профессиональных компетенций будущего специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Царапина Т.П. Эффективная организация кураторской деятельности: учеб.-метод. пособ. [текст] / Т.П Царапина, Т.А. Ульрих, И.В. Никулина. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. - 147 с.
2. Бородина Е.С. Организация работы куратора студенческой группы в вузе [текст] / Е.С. Бородина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2013, том 5. - № 3. - С. 77-80.
3. Кутузова Ю.А. Некоторые проблемы кураторства в российских вузах [электронный ресурс] / Ю.А. Кутузова. - URL: https://docviewer. yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fconf.sfu-kras.ru%2 Fsites%2Fmn2012%2Fthesis%2Fs013%2Fs013-051. pdf&name=s013-051.pdf&lang=ru&c =56966a417b67 (дата обращения 13.01.2016).
4. Буянова Г. В. Обязанности куратора академической группы в нормативных документах вузов [электронный ресурс] / Г.В. Буянова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww. srience-education.ru%2Fpdf%2F2014%2F6%2F1418. pdf&name=1418.pdf&lang=ru&c=569664e09b5b (дата обращения 13.01.2016).
5. Фишман Б.Е. От педагогического сопровождения к антропопрактике кураторства студентов 1 курса [текст] / Б.Е. Фишман, О.В. Буховцева // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. - 2013. - № 4. -С. 1236-1239.
6. Петухова Е.А. Проблемы адаптации студентов первого курса и значение роли куратора в их решении [электронный ресурс] / Е.А. Петухова. - URL: https:// docviewer.yandex.rU/?url=http%3A%2F%2Fizvestia.asu. ru%2Fmedia%2Ffiles%2Fissue%2F6%2Farticles%2Fru% 2F55-57.pdf&name=55-57.pdf&lang=ru&c=569666b52116 (дата обращения 13.01.2016).
7. Будаева В.К. Педагогические основы социальной и профессиональной адаптации студентов технического вуза [электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Улан-Удэ, 2003. 161 c. - URL: http://www.dsHb. net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-osnovy-socialnoj-i-professionalnoj-adaptacii-studentov.html (дата обращения 13.01.2016).
8. Киселева Н.Н. Этапы проектирования кураторской деятельности как социально-педагогической системы [текст] / Н.Н. Киселева // Новый юридический журнал. - 2013. - № 2. - С. 92-97.
9. Сергеева С.В. Педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза [электронный ресурс] / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко, Т.Б. Паршина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 9. С. 74-85. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18097348 (дата обращения 04.01.2018).
10. Руденко И.В. Деятельность куратора студенческой группы как инновационный блок внеучебной работы в вузе [текст] / И.В. Руденко, Н.С. Бейлина // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 4. С. 280-282.
11. Бейлина Н.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 33-36.
12. Александрова Е.А., Суменков И.А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный жур-
нал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 235-238.
13. Максимов, Н.Р. К вопросу о социальной адаптации китайских студентов в российских вузах [электронный ресурс] / Н.Р. Максимов, С.В. Панина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 1. - С. 106108. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28118821 (дата обращения 14.01.2018).
14. Шевелев Г.Е. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению В России [электронный ресурс] / Г.Е. Шевелев, О.Г. Берестнева, Х. Нгуен // Современные проблемы науки и образования. 2012. - № 3. - С. 198. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17822438 (дата обращения 05.01.2018).
15. Глебов В.В. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН [электронный ресурс] / В.В. Глебов, Г.Г. Аракелов // Вестник РУДН, серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». - 2014. - № 2. - С. 8995. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21532783 (дата обращения 28.01.2018).
16. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений [текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. - 4-е изд., доп. - М. : ТЕМП, 2004. - 944 с.
17. Васильева Л.М. Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Васильева. - Ставрополь, 2004. - 23 с.
18. Демина Л.Д., Ярошенко А.И., Супрун А.П. Психологические аспекты индивидуальной профадапта-ции [текст]. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1990. - 86 с.
19. Зелеева В.П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп [текст] / В.П. Зелеева // Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении: отчеты о науч.-исслед. работе. - Казань: Изд-во КГУ, 2000. - C. 20-26.
Статья поступила в редакцию 30.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018