УДК 378.14:378.662
https://doi.org/10.24158/spp.2017.9.13
Кологривая Ирина Евгеньевна
Kologrivaya Irina Evgenyevna
доцент кафедры «Организация перевозок и безопасность на транспорте» Дальневосточного государственного университета путей сообщения
ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Assistant Professor, Department of Logistics and Transport Safety, Far Eastern State Transport University
STAGES AND AREAS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR VOCATIONAL ADJUSTMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY'S STUDENTS
Аннотация:
Проблема адаптации студентов технического вуза к профессионально ориентированной образовательной среде и профессиональному взаимодействию является предметом исследования многих ученых-педагогов. Одним их факторов, влияющих на успешность адаптационных процессов, выступает педагогическое сопровождение как система мер, направленных на удовлетворение потребностей всех участников и заказчиков образовательной услуги: вуза, студентов и предприятий, на которые придут работать выпускники. В статье проанализированы проблемы педагогического взаимодействия и адаптации студентов технического вуза, определены компоненты профессиональной адаптации, критерии успешности педагогического взаимодействия с процессом адаптации студентов, классифицированы направления и этапы педагогического сопровождения. Исследования автора опираются на современные воззрения ученых-педагогов по проблеме педагогического сопровождения процессов адаптации студентов и форм их реализации.
Ключевые слова:
педагогическое сопровождение, педагогическая адаптация, профессиональная адаптация, адаптационные процессы, профессионально ориентированная образовательная среда, профессиональное взаимодействие, самоопределение, самореализация, готовность к профессиональной деятельности, студенты технического вуза.
Summary:
The problem of technical university students' adjustment to vocational learning environment and professional interaction is the research subject of many scientific teachers. One of their factors affecting the success of adaptation processes is pedagogical support as a system of measures aimed at meeting the needs of all participants and customers of educational service, namely: university, students and enterprises for graduates. The article analyzes the problems of pedagogical interaction and adaptation of technical university's students, identifies the components of vocational adjustment and the success criteria of pedagogical interaction with the process of students' adaptation. The paper classifies the areas and stages of pedagogical support as well. This research is based on modern views of scientific teachers on pedagogical support during the processes of students' adaptation and forms of their implementation.
Keywords:
pedagogical support, pedagogical adaptation, vocational adjustment, adaptation processes, vocational learning environment, professional interaction, self-determination, self-realization, professional readiness, technical university's students.
Для успешной адаптации студентов технического вуза к профессионально ориентированной образовательной среде необходимо педагогическое сопровождение как система мер психолого-педагогической помощи, направленная на создание организационно-педагогических условий успешного самоопределения, самоидентификации и самореализации студентов в выбранной профессиональной сфере. Эта система должна иметь личностно ориентированную направленность, учитывать индивидуальные возможности, способности личности, содействовать постепенному успешному вхождению студента в профессиональную деятельность, помочь молодому специалисту в построении карьеры.
Проблемы педагогического сопровождения и педагогической адаптации студентов технического вуза нашли свое отражение в трудах Е.П. Албитовой, Г.И. Рогалевой, И.Г. Гуровой, Н.К. Зайцевой, Е.Э. Магомедовой, Н.В. Пилипчевской, В.А. Адольфа, И.А. Позднякова, С.В. Смо-люк, Н.М. Смысловой и др.
Н.М. Смыслова выявляет зависимость адаптационного процесса от адаптивных возможностей личности [1].
Е.П. Албитова и Г.И. Рогалева, выделяя педагогическую сущность адаптации студентов-первокурсников в воспитательном пространстве университета, рассматривают роль педагогической поддержки и многофакторность влияния воспитательного пространства университета на адаптацию студентов [2].
Н.К. Зайцева указывает на существенную роль социально-психологической готовности личности в успешности социально-педагогической адаптации и, как следствие, в профессиональной деятельности будущего специалиста [3].
И.А. Поздняков предлагает учитывать фактор культуроформирующей среды студентов вуза, которая влияет на процесс адаптации к профессионально-учебной деятельности [4].
С.В. Смолюк указывает на высокий социальный статус профессии как элемент адаптации к ней студентов в процессе обучения [5].
Е.Э. Магомедова в своих исследованиях обнаруживает взаимосвязь адаптивного поведения и нравственного воспитания личности [6].
В.А. Адольф и Н.В. Пилипчевская доказывают, что введение в практику высших учебных заведений технологии тьюторского сопровождения и специальной позиции тьютора поможет студентам быстрее адаптироваться к образовательному пространству учебного заведения как социально, так и психологически, определить свой образовательный заказ и найти пути его решения, сформировать качества высококвалифицированного специалиста [7].
Х. Хартманн рассматривает адаптацию как способ оценки реальности, с тем чтобы наилучшим образом использовать нерациональные и рациональные склонности личности [8].
Профессиональная адаптация в нашем понимании представляется поэтапным процессом развития, базирующимся на индивидуальных особенностях личности с целью формирования профессионально важных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности впоследствии.
Адаптированность к профессионально-образовательной деятельности является результатом процесса профессионально-образовательной адаптации и заключается:
- в высоком уровне мотивации к овладению профессией;
- заинтересованности к личностному развитию и саморазвитию;
- формировании профессионально ориентированных компетенций;
- состоянии психологического комфорта.
Процесс педагогического сопровождения профессиональной адаптации студентов технического вуза включает ряд взаимосвязанных компонентов:
- целевой - профессиональная адаптация студентов технического вуза к условиям профессионально-образовательной среды; реализация данного компонента заключается в разработке и реализации педагогического сопровождения, определении его этапов, форм и методов;
- организационный - непрерывное педагогическое взаимодействие в профессионально-образовательном процессе и внеучебной деятельности;
- результирующий - готовность студентов технического вуза к самостоятельной профессиональной деятельности.
Критериями успешности педагогического взаимодействия с процессом профессиональной адаптации студентов технического вуза будут являться:
- осознанность студентами профессионального самоопределения, ответственность за свой профессиональный выбор, готовность к реализации себя в профессиональной деятельности, к профессиональному взаимодействию;
- активность студента технического вуза в учебной и внеучебной деятельности;
- эмоциональное и психологическое удовлетворение от собственной учебной и практической деятельности в процессе прохождения практик на предприятиях.
Этапы и направления педагогического сопровождения профессиональной адаптации студентов технического вуза представлены на рисунке 1.
Рассмотрим подробнее этапы и направления педагогического сопровождения профессиональной адаптации студентов технического вуза.
Этап профориентационной деятельности преподавателей вуза в учреждениях среднего и средне-специального образования является первым по привлечению будущих студентов к обучению в вузе. Целью этапа является ознакомление абитуриентов с направлениями подготовки в вузе, с местом профессий в профессиональном сообществе, карьерными возможностями и перспективами, возможностями, которые предоставляет реализация в профессиональной сфере во взаимосвязи с социальными лифтами. Проводятся профессиональное консультирование по выбранной профессии, тестирование абитуриента с возможностью выявления личных стремлений, умений и навыков, необходимых для овладения профессией.
На этапе адаптации студентов к профессионально-образовательной среде вуза происходит процесс вовлечения в новый, отличный от школьного тип образовательного процесса. Основными отличиями являются типы и формы проведения занятий, увеличение времени на самостоятельную работу, отличные от школьных средства контроля, вовлечение студентов в работу студенческих научных обществ, практико-ориентированные курсовые работы и проекты, общение не только с преподавателями вуза, но и с наставниками производства при прохождении практик.
Этап профориентационной деятельности преподавателей вуза в учреждениях среднего и средне-специального образования для привлечения к поступлению в вуз — - информирование о профессиях
индивидуальное консультирование по профессиональному выбору
трудовые пробы
собеседование
Этап адаптации к профессионально-образовательной среде технического вуза -адаптация студентов к условиям и требованиям обучения в вузе — —► адаптация студентов к системе профессионально-образовательных взаимоотношений в образовательном процессе технического вуза
вовлечение студентов в построение коллективных внутригрупповых отношений
—► проявление активности в разнообразных видах внеучебной деятельности
-О
Этап адаптации к профессиональной деятельности и общению в трудовом коллективе прогностическая оценка выпускников, выстраивание траекторий личностного и профессионального развития
определение перспективы трудоустройства и адаптации студентов на предприятиях
►
выявление особенностей адаптации студентов в производственном коллективе; создание условий для расширения рамок профессионального взаимодействия
О
Этап профессиональной адаптации в условиях реального производства индивидуальное консультирование выпускников по проблемам адаптации на производстве
привлечение выпускников к профориентационной деятельности с будущими студентами
Рисунок 1 - Этапы и направления педагогического сопровождения профессиональной адаптации студентов технического вуза
Этап адаптации к профессиональной деятельности и общению в трудовом коллективе имеет место при прохождении студентами практик, выполнении профессионально ориентированных курсовых и дипломных проектов. На этом этапе студенты при помощи преподавателей и наставников производства определяют перспективы трудоустройства, выстраивают личностное и профессиональное взаимодействие, прогнозируют возможности профессионального роста и карьерных устремлений.
На этапе профессиональной адаптации в условиях реального производства возможно индивидуальное консультирование по преодолению проблем, с которыми сталкивается молодой специалист.
Педагогическое сопровождение студентов в их профессиональной адаптации учитывает интересы всех участников адаптационного процесса: вуза и профессионального сообщества, студента - будущего работника и способствует как реализации целей профессионального образования, так и удовлетворению индивидуальных потребностей студента в профессиональном становлении.
Ссылки:
1. Смыслова Н.М. Адаптация как один из этапов социально-профессионального становления личности // Казанский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 85-90.
2. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Педагогическая поддержка студентов-первокурсников как средство их адаптации к вузовскому образованию // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 148-151.
3. Зайцева Н.К. Особенности социально-педагогической адаптации студентов в условиях учебно-научно-педагогического комплекса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С. 55-58.
4. Поздняков И.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в России в контексте педагогического сопровождения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 121. С. 161-166.
5. Смолюк С.В. Проблемы психолого-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. № 12. С. 143-145.
6. Магомедова Е.Э. Навыки адаптивного поведения как условие нравственного воспитания // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 4. С. 65-70.
7. Пилипчевская Н.В., Адольф В.А. Тьюторское сопровождение социально-педагогической адаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 12. С. 134-141.
8. Hartmann H. Ego Phychology and the Problem of Adaptation. N. Y., 1958.
References:
Albitova, EP & Rogaleva, GI 2013, 'Pedagogical support of first-year students as a means of their adaptation to university education', Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1, pp. 148-151, (in Russian).
Hartmann, H 1958, Ego Phychology and the Problem of Adaptation, New York. https://doi.org/10.1037/13180-000.
Magomedova, EE 2011, 'Skills of adaptive behavior as a term of moral education', Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki, no. 4, pp. 65-70, (in Russian).
Pilipchevskaya, NV & Adolf, VA 2009, 'Tutor support of students' social and pedagogical adaptation', Sibirskiy pedagog-icheskiy zhurnal, no. 12, pp. 134-141, (in Russian).
Pozdnyakov, IA 2010, 'Adaptation problems of international students in Russia in the context of pedagogical support', Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, no. 121, pp. 161-166, (in Russian).
Smolyuk, SV 2010, 'Problems of students' psychological and pedagogical adaptation to the higher educational environment', Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta, no. 12, pp. 143-145, (in Russian).
Smyslova, NM 2011, 'Adaptation as one of the stages of social and professional development of personality', Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, no. 2, pp. 85-90, (in Russian).
Zaitseva, Nk 2009, 'Peculiarities of social and pedagogical adaptation of students in academic and pedagogical context', Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 4, pp. 55-58, (in Russian).