Социальная адаптация студенческой молодёжи в профессиональной образовательной организации
УДК 377.018
Грушецкая Ирина Николаевна
кандидат педагогических наук
Баранова Светлана Константиновна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Начальный период обучения студентов в профессиональной образовательной организации требует от обучающихся ряда усилий и готовности к получению профессии. В зависимости от того, насколько адаптирован студент, зависит его дальнейшее обучение, успеваемость, успешность. В статье проанализированы результаты применения диагностических методик социальной адаптации, выявлены особенности их социальной адаптации.
Ключевые слова: социальная адаптация, студент, профессиональная образовательная организация.
Современное развитие нашей страны характеризуется различными видами модернизаций социально-экономического, ценностного, культурного и психолого-педагогического характера. Данные обстоятельства актуализируют потребность в адаптации к новым ценностным ориентациям и условиям жизни у населения.
Кроме того, на сегодняшний день система профессионального образования находится в стадии реформирования и модернизации. Вследствие данных обстоятельств, характеризуемых изменениями образовательных программ и стандартов, проблемой разрыва в содержании, формах и методах, применяемых на разных этапах обучения, наибольшую актуальность приобретает проблема социальной адаптации студентов в профессиональных образовательных организациях. В настоящее время система среднего профессионального образования характеризуется отсутствием комплексной системы сопровождения социальной адаптации студентов.
По мнению Л.В. Мардахаева, социальную адаптацию следует рассматривать как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [3].
Я.В. Бочарникова рассматривает успешную социальную адаптацию студентов как их включенность в новую социальную среду, в учебно-познавательный процесс, в новую систему отношений [1].
В процессе социальной адаптации студентов к условиям профессиональных образовательных организаций существует ряд трудностей.
А.В. Бучкин отмечает, что процесс социальной адаптации в учреждениях профессионального образования затрудняет: понижение интеллектуального уровня учащейся молодежи, развитие страха у учащихся перед будущим, связанного во многом с низким уровнем знаний; низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности, нежелание и неумение учиться, случайный выбор профессии, предопределенность выбора, выбор профес-
сии, не пользующейся спросом; высокий уровень тревожности, обусловленный многочисленными личными проблемами, ведущий к нервным перенапряжениям; проблемы взаимоотношения с педагогами, классным руководителем и мастером производственного обучения, студентами, нежелание считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни; асоциальное поведение (употребление алкоголя, нецензурная брань, правонарушения, преступления) и ряд других [2].
Наша деятельность по организации социальной адаптации студента включала в себя несколько этапов.
Этап диагностики, основной целью которого является изучение особенностей социальной адаптации студентов. На данном этапе могут быть использованы включенное наблюдение, анализ социально-педагогической документации, тестовые методики (например, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова; психодиагностический опросник «Методика исследования адаптивности студентов» Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой).
В рамках второго этапа - адаптации студентов к учебной деятельности, осуществляется реализация курса подготовки студентов к профессиональной деятельности «Учись учиться», согласно учебно-методическому пособию, разработанному Л.А. Байковой, а также создание памяток из серии «Помощь первокурснику».
Третьим этапом является этап адаптации студентов к учебной группе. На нем осуществляется реализация социально-педагогического комплекса тренинговых занятий «Адаптивность или личностный рост студентов первого курса» совместно с психологами профессиональной организации.
4 этап - адаптированность, включает в себя организацию вторичной диагностики студентов, а также организацию рефлексии и анализ эффективности социально-педагогической деятельности в рамках данной проблемы.
Данные этапы социальной адаптации студентов были апробированы на базе двух профессиональных образовательных организаций Костромской области: ОГБОУ СПО «Костромской областной
© Грушецкая И.Н., Баранова С.К., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
153
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
колледж культуры» и ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж». В исследовании принимали участие студенты 1 курса в общем количестве 40 человек в возрасте 15-17 лет, обучающиеся на таких специальностях как «Актерское искусство» и «Машинист дорожных и строительных машин». Выбор участников эксперимента обусловлен тем, что именно данные профессии требуют от студента наиболее высокой степени социальной адаптации.
В ходе первичной диагностики метод наблюдения за студентами на учебных занятиях позволил выявить недостаточный интерес к процессу обучения в колледжах. Анализ социально-педагогических паспортов учебных групп студентов выявил наличие студентов, относящихся к «группе риска» по социально-демографическому, социально-экономическому, социально-педагогическому и социально-психологическому критериям. Наличие данных факторов риска осложняет процесс социальной адаптации студентов.
Проанализировав результаты первичной диагностики студентов посредством многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова следует отметить более высокий личностный адаптационный потенциал у студентов колледжа культуры в сравнении со студентами автодорожного колледжа, более высокий уровень развития коммуникативных способностей и моральной нормативности. Показатели нервно-психической устойчивости у студентов автодорожного колледжа выше, чем у студентов колледжа культуры.
Результаты диагностики при помощи методики Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой позволяют отметить низкий уровень адаптации преобладающего числа студентов обеих профессиональных образовательных организаций к учебной деятельности. Уровень адаптации к учебной группе у студентов колледжа культуры выше, чем у студентов автодорожного колледжа вдвое, что связано с характером учебной и внеучебной деятельности профессиональных образовательных организаций. Студенты колледжа культуры специальности «Актерское искусство» имеют больше возможности для общения друг с другом, так как характер их учебной деятельности носит творческий характер.
По окончании реализации 2 и 3 этапа нами были получены следующие результаты вторичной диагностики. Применяя многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова можно отметить повышение личностного адаптационного потенциала, коммуникативных способностей, нервно-психической устойчивости и моральной нормативности у студентов обоих профессиональных образовательных организаций. Показатели нервно-психической устойчивости у студентов автодорожного колледжа остаются выше, чем у студентов колледжа культуры. Так же, как и при
первичной диагностике отмечается более высокий личностный адаптационный потенциал у студентов колледжа культуры в сравнении со студентами автодорожного колледжа, а также более высокий уровень развития коммуникативных способностей и моральной нормативности.
Результаты вторичной диагностики студентов посредством методики исследования адаптивности студентов Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой свидетельствуют о незначительном повышении адаптации студентов к учебной деятельности и к учебной группе. К тому же, показатели степени адаптации к учебной группе у студентов колледжа культуры остаются выше, чем у студентов автодорожного колледжа. Показатели по шкале «адаптация к учебной деятельности» у студентов обеих профессиональных образовательных организаций равные.
Проанализировав результаты исследования, нами были выявлены следующие особенности социальной адаптации студентов:
- социальная адаптация студентов профессиональных образовательных организаций зависит от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- на осуществление процесса социальной адаптации студентов влияет профиль учреждения, в котором они обучаются: так, среда гуманитарных и творческих образовательных учреждений является наиболее приспособленной для эффективной адаптации студентов к учебной группе, вследствие большого количества внеаудиторных занятий, среда технических профессиональных образовательных организаций, напротив, более эффективна в процессе адаптации студентов к учебной и производственной деятельности;
- студенты 1 курса профессиональных образовательных организаций имеют низкую степень адаптации к учебной деятельности вследствие большого разрыва между содержанием, формами и методами школьного и профессионального образования;
- в основном, студенты гуманитарного профиля являются более адаптированными к учебной группе и имеют более высокий уровень развития коммуникативных навыков по сравнению со студентами технического профиля;
- эффективность социальной адаптации студентов зависит от их мотивации к учебной и профессиональной деятельности и от степени их готовности к обучению.
По результатам практической работы, нами были сформулированы методические рекомендации по развитию социальной адаптации у студентов профессиональных образовательных организаций гуманитарного и технического профиля, которые могут быть применены в социально-педагогической практике.
154
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок для детей и молодежи
Библиографический список
1. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// festival.1september.ru.
2. Бучкин А.В. Критерии социально-педагогической адаптации студентов среднего профессионального образования // Современные проблемы
науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 42-48.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -М.: Гардарики, 2006. - 269 с.
4. Цегельная Н.В. Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 23 с.
УДК 374
Петрова Мария Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент
Сомкина Мария Александровна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОФИЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В статье раскрываются основные идеи, механизмы и формы подготовки студентов к деятельности педагога-организатора профильных площадок для детей и молодежи. Показано, что подготовка стажеров, инструкторов, методистов, руководителей призвана стимулировать продвижение педагога к осознанию собственной педагогической позиции, а также оформлению его педагогического мастерства. Описан опыт организации образовательной площадки подготовки студентов и формирования педагогических отрядов «Школа профессионального вожатого», которая представляет собой творческое объединение студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей Института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.
Ключевые слова: педагог-организатор, профильная площадка, система подготовки, педагогический коллектив.
В последние годы особо актуальным становится вопрос становления молодого человека компетентного, ответственного, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, обладающего мировоззрением, соответствующим реалиям сегодняшнего дня и современным достижениям науки, с высокой гражданской позицией и правовой культурой. Формирование социального опыта молодого человека происходит посредством реализации образовательных и воспитательных программ не только на базе образовательных учреждений, но и профильных площадках различной направленности. Все большую популярность среди детей и молодежи приобретают профильные смены в загородных лагерях, которые дают возможность заняться творческой деятельностью, приобрести личностный опыт, разнообразить досуг.
В настоящей статье речь пойдет о системе подготовки студентов для работы на профильных площадках в качестве педагогов-организаторов.
Профильная площадка является одной из форм образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными, социально активными детьми и молодежью в каникулярный период. Данные площадки в зависимости от направленности организуются на базе образовательных организаций, пансионатов, загородных учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи, досуговых учреждений, учреждений культуры и спорта.
Ключевыми целями проведения профильных смен являются создание условий для самоопреде-
ления личности молодого человека по отношению к социальной деятельности, развития молодежных инициатив; организация жизнедеятельности, обеспечивающей сознательное выявление и утверждение собственной позиции молодого человека; организации жизнедеятельности, стимулирующей социальную активность и обеспечивающей раскрытие и развитие личностных потенциалов молодежи.
Организация и проведение детских и молодежных профильных смен, лагерей, форумов решает следующие задачи:
- подготовка молодых лидеров к разработке, реализации в муниципальных образованиях, образовательных организациях, детских и молодежных общественных объединениях социальных программ и проектов;
- обмен и обобщение опыта реализации молодежных социальных проектов между отдельными участниками, а также детскими и молодежными объединениями;
- активизация деятельности муниципальных и региональных органов, осуществляющих управление в сфере молодежной политики, образовательных организаций, учреждений системы органов по делам молодежи;
- разработка новых программ, соответствующих интересам и потребностям детей и молодежи;
- патриотическое воспитание молодежи, формирование активной гражданской позиции, ценностного отношения к Родине.
Образовательная программа профильных смен направлена на подготовку участников к разработке
© Петрова М.С., Сомкина М. А., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
155