@ Виноградова M.B. 2018
FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES IN JUNIOR COMMANDING STAFF OF CADET DEPARTMENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА КУРСАНТСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Maria Vladimirovna VINOGRADOVA,
cadet 439 vzvod of Institute of psychology ATS service activities of the Kikot Moscow University of the MIA of Russia, Moscow, ordinary police Email: vinograd971@rambler.ru
Мария Владимировна ВИНОГРАДОВА,
курсант 439 учебного взвода института-факультета психологии служебной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, рядовой полиции Email: vinograd971@rambler.ru
Научный руководитель: Охотников Юрий Михайлович, доцент кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент Для цитирования: Виноградова М.В. Формирование лидерских качеств у младшего командного состава курсантских подразделений вузов МВД России. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 18—20.
Annotation. The article deals with the psychological features of the formation of leadership qualities in the junior command of the cadet units of universities of the Ministry of internal affairs of Russia, as well as psychological conditions and means of their development.
Key words: leader, leadership, leadership qualities of junior command staff
Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности формирования лидерских качеств у младшего командного состава курсантских подразделений вузов МВД России, а также психологические условия и средства их развития.
Ключевые слова: лидер, лидерство, лидерские качества младшего командного состава
Проблема лидерства, формирования и развития лидерских качеств руководителей давно находится в центре внимания научной общественности. Но особое значение она приобрела в последние десятилетия. Служебно-боевая деятельность офицера внутренних дел требует наличия комплекса определенных качеств, которые, образуя профессиональную структуру его личности, являются в тоже время основой лидерства офицера в служебном коллективе.
Особенности развития и формирования лидерства в зарубежной психологии рассматривались с опорой на личные качества лидера (Ф. Гальтон), через поведенческие особенности личности (теория Д. Мак Грегори, теория Р. Лайкерта, двухмерной трактовки Р. Стогдилла, управленческой решетки Р. Блэйка и Д. Мутона), ситуационного подхода (теория Ф. Фидлера, теория Т. Митчела и Р. Хауса, теории жизненного
цикла П. Херси и К. Бланшар, модельный В. Врума — Ф. Йеттона), а так же с позиции эмоционального интеллекта (Д. Гоулман).
Целью статьи является рассмотрение психологических особенностей формирования лидерства у младшего командного состава курсантских подразделений вузов МВД России.
В ходе нашего исследования ставились следующие задачи: выявление влияния лидерства младшего командного состава на эффективность их управленческой деятельности в курсантских подразделениях; определение структуры и особенностей основных лидерских качеств у младших командиров; изучение психологических условий и средств развития лидерских качеств младшего командного состава курсантских подразделений вузов МВД России.
Решение обозначенных задач в исследовании осуществлялось с помощью следующего мето-
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
дического инструментария: анкетный опрос; использование психодиагностических методик: социометрической программа «Мониторинг»; семантический дифференциал Ч. Осгуда; общая оценка психологического климата в коллективах (Л.Н. Лутошкин); тест жизнестойкости С. Мадди (адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рас-сказовой); опросник на эмоциональный интеллект (Д.В. Люсин).
Лидер — личность, способная объединять людей ради достижения конкретных целей при выполнении служебных и служебно-боевых задач.
Лидером является член группы, по которому она признает преимущество в статусе и дает право принимать решения в значимых для нее ситуациях; это сотрудник ОВД, способный выполнять центральную роль в организации совместной деятельности и регулирования взаимоотношений в группе.
Лидерские качества представляют собой личностные качества, которые обеспечивают эффективное лидерство — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности личности, влияющие на группу и приводят ее к достижению цели.
Анализируя научные исследования по проблемам лидерства в отечественной психологии и в системе МВД Российской Федерации (И.П. Волков, Н.С. Жеребова, А.Л. Журавлев, Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, С.В. Сарычев, Л.И. Уманский, О.В. Евтихов, Л.Е. Киселёва, Ю.М. Охотников), обобщая характеристики профессиональных и психологических качеств сотрудника ОВД — лидера, представляется необходимым опираясь на исследования А.В. Валькова, выделить трехкомпонентную структуру лидерских качеств, исходя из строения и специфики его профессиональной и служебной деятельности:
1) мотивационно-целевой;
2) организаторско-волевой;
3) субъективно-деятельностный1.
Нами был проведен опрос 18 младших командиров двух курсантских групп на предмет выявления личностно-деятельностных характеристик, мотивационных установок, организаторских способностей, лежащих в основе их авторитета у подчиненных. Также мы изучили стили деятельности и поведения младших командиров, признанных подчиненными как безусловными лидерами. На основе полученных результатов нами выделены группы лидерских качеств, которыми должен обладать младший командный состав учебных групп, а также будущий выпуск-
ник вуза, как профессионал организаторской и руководящей деятельности:
• нравственно-гражданские (четко обозначенная нравственно-гражданская позиция по отношению к выполнению служебного долга, проявлению чести, ответственности, патриотизма, уважению личного достоинств, подкрепленная личной добросовестностью);
• профессиональные базовые: организованность, разносторонняя компетентность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, высокая работоспособность, результативность;
• управленческо-организаторские: широкое видение ситуации и возможных вариантов ее развития, точность оценки происходящих событий, принятие оптимальных и эффективных решений, способность создавать команду единомышленников, умение мотивировать, справедливая требовательность, своевременность постановки задач, всестороннее обеспечение их решения, доведение дела до успешного завершения.
Как отмечает К.Т. Базарова, развитие лидерских качеств младшего командного состава, как будущих руководителей, будет успешным, если удастся вызвать у него стремление к целенаправленному личностно-профессиональному самосовершенствованию посредством осуществления самообразовательной деятельности, составляющей ядро процесса самообразования2.
Выявленная система лидерских качеств младших командиров требует комплексного развития ее сложной структуры в процессе самообразования, во время учебной и служебной деятельности в целях успешного выполнения поставленных задач. Качественные изменения, происходящие у личности младшего командира в образовательной среде вуза МВД России, являются определяющими показателями процесса ее развития.
Современная образовательная практика в вузах МВД России обуславливает разработку целепо-лагающих основ на основе глубокого понимания сущности личности будущего руководителя, ее реального становления как профессионала, активно участвующего в потоке экономических, политических, социальных и культурных процессов общества, и вместе с тем и как самостоятельного субъекта, реализующего себя в свободном выборе программы действий, в принятии
№ 3 / 2018
19
принципиальных решений и ответственном нравственном поведении при выполнении служебных задач.
Психолого-педагогическая цель по развитию лидерских качеств младшего командного состава должна отвечать требованиям к подготовке специалистов, содержащихся в федеральных государственных образовательных стандартах и образовательных программах, квалификационных требованиях, формированию их компетентности в профессиональной и служебной деятельности.
Для достижения определенного результата в развитии лидерских качеств необходимо проявление соответствующего уровня физиологической, психической и социальной активности личности младшего командира.
Таким образом, лидерские качества младших командиров требуют комплексного развития во всех сферах их учебной и служебной деятельности, при этом, необходимо обладать нравственно-гражданскими, профессиональными и управ-
ленческо-организаторскими качествами как будущему руководителю на службе в ОВД.
1 Вальков A.B. Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 312—315. URL https://moluch.ru/ archive/43/5234/.
2 Базарова К. Т. Социально-психологические факторы развития лидерских качеств: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008. 208 с.
3 Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. СПб.: Речь, 2007. 256 с.
4 Охотников Ю.М. Психологические факторы формирования группового лидерства среди военнослужащих, проходящих службу по призыву: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2004. 199 с.