УДК 159.9.072.43 ББК 88.8
@ А.Е. ТИТАРЕВ. 2019
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF LEADERSHIP AND LEADERSHIP IN TRAINING GROUPS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS COURSANTS OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA
АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ТИТАРЕВ,
соискатель кафедры психологии Московского университета МВД России Email: titareff.aleck@yandex.ru
ALEXEY EVGENIEVICH TITAREV, applicant of the department of psychology Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Email: titareff.aleck@yandex.ru
Научный руководитель: Лебедев Игорь Борисович, доктор психологических наук, профессор Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: А.Е. ТИТАРЕВ. Психологические особенности руководства и лидерства в учебных группах курсантов образовательных организаций системы МВД России. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 99—104.
Аннотация. В данной работе показано соотношение понятий «Лидер» и «Руководитель», а также «Лидерство» и «Руководство» в учебных группах курсантов образовательных организаций МВД России. Приводится сравнительная характеристика данных понятий. Приводится сравнительный анализ влияния формального руководителя и неформального лидера на коллектив. Выявляются лидеры в учебных группах, обосновывается важность соответствия черт лидера в лице руководителя. Выделяются характерные черты, присущие лидеру. Выделяется особенность возникновения неформальных лидеров в учебных группах курсантов образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: лидерство, лидер, руководство, руководитель
Annotation. This article shows the relationship between the concepts of «Leadership» and «Leadership» in the training groups of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, reveals their similarities and differences, provides a comparative analysis of the activities of the team leader and the leader, as well as the difference in the approaches of the formal leader and the informal leader to management issues. The types and styles of leadership in the team. Distinguishes and compares the psychological characteristics of their activities, as well as the peculiarity of the emergence of informal leaders in study groups of students of educational institutions of the MIA of Russia. The importance of leadership development among managers is substantiated.
Key words: leadership style, leader, socio-psycho-logical climate
Актуальность темы исследования. Важнейшим фактором эффективности повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности в профессиональной подготовке курсантов является совершенствование управления и руководства руководите-
ля с целью раскрытия наибольшего потенциала каждого курсанта. При анализе теоретических подходов, а также на основе множества экспериментальных исследований, направленных на изучение вопросов, связанных с лидерством и руководством, исследователи
четко обозначают границы между двумя понятиями. Однако на практике деятельность неформальных лидеров обычно не воспринимается формальными руководителями. Важно отметить, что командиры курсантских подразделений в основном ориентированы на выполнение задачи любой ценой без учета потребностей и интересов курсантов. В связи с этим, курсантам не предоставляется возможность раскрытия собственного потенциала и совершенствования своих личностных качеств. В курсантских коллективах не ярко выражена управленческая лидерская деятельность, которая, несомненно, усилила бы эффективность в профессиональной подготовке курсантов. На младших курсах начальники курсов при подборе кандидатов на младших командиров обычно ориентируются на их опыт службы до поступление в образовательных учреждения МВД России (спортшколы, суворовские училища, служба в армии и т.д.). Стоит отметить, что, несмотря на обоснованность данного подхода к подбору кандидатов на младший начальствующий состав, в большинстве своем теряется возможность проанализировать деятельность остальных, хотя возможно, данные курсанты могут и не обладать достаточными лидерскими качествами. И фактически, управление группой берут на себя неформальные лидеры в учебном коллективе, оставшиеся незамеченными. Таким образом, деятельность неформальных лидеров в коллективе не в полной мере берется во внимание. Однако стоит отметить, что эффективность деятельности учебного подразделения значительно повышается, если руководство курса и младшие командиры, в полной мере используют административные полномочия и обладают достаточным набором лидерских качеств, позволяющим успешно реализовы-вать управленческую деятельность. Исследуемые понятия могут быть различными по своему содержанию, так и синонимами в определенных ситуациях. Содержание в деятельности руководителя и лидера имеет между собой много общего. Оба ведут коллектив к решению поставленных задач, используя определенные управленческие воздействия на группу. И руководитель и лидер находятся в центре внимания группы. От них зависит успех в развитии сего коллектива. Однако,
вместе с тем, данные понятия могут отличаться. Зачастую командному составу не хватает знаний о таких понятий как руководство и лидерство. Руководство может осуществляться стихийно, без использования систематически накопленных знаний и опыта и как следствие, снижается управленческая деятельность в коллективе. Однако практика показывает, что зачастую группа оценивает лидерские качества выше, чем равносильные качества остальных людей. В 1971 году в советской науке были официально утверждены основные отличия между руководителем и лидером в группе благодаря работе Б.Д. Парыгина «Основы социально-психологической теории» [1]. Он выявил следующие основные отличия:
1) деятельность лидера направлена на неформальную регуляцию межличностных отношений в группе; руководитель — является официальным представителем отношений группы как социальной организации
2) деятельность лидера ограничена рамками группы; деятельность руководителя выходит за пределы группы. Сфера деятельности руководителя — более широкая социальная система.
3) Лидерство возникает ситуативно, руководитель назначается официально и остается неизменным от ситуации.
Руководство можно определить, как способность индивида влиять на других людей для достижения определенной цели.
Лидерство определяется как способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации (Мескон, Альберт, Хедоури) [2].
Лидерство (руководство) можно определить, как способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей (Дафт) [3].
Казалось бы, данные понятия являются очень схожими, и грань между ними бывает очень незаметна, однако главное отличие состоит в характере влияния индивида на группу. Руководитель осуществляет процесс управления посредством своих формальных полномочий; лидер- посредством собственных личностных качеств. При сравнительном анализе данных терминов можно сказать, что руководство — это процесс реализации формальных
полномочий руководителем, с помощью которого он воздействует на коллектив для решения определенной профессиональной задачи. Лидерством можно считать характеристику руководителя, показывающую эффективность и способы воздействия на людей в коллективе. Отсюда следует, что данные понятия могут в той или иной степени совмещаться, и руководитель может быть лидером в той или иной степени. Однако неформальный лидер ни при каких условиях не может стать руководителем, осуществляющий формальные полномочия. В этом случае данные понятия будут различаться, так как это два различных человека, выполняющие различные функции в коллективе. Когда ставят знак равенства между руководителем и лидером могут также иметь в виду не лидерство, а лидирование, т.е. процесс воздействия и влияние на людей с помощью неформальных взаимоотношений, без осуществления формального регулирования посредством своих должностных обязанностей. Исходя из этого, руководство и лидирование обозначены как процессы, а значит, данные понятия в этом случае — синонимы.
При рассмотрении данных понятий применимо в Московском университете МВД России можно сказать, что руководитель и лидер в одном лице может быть только при наличии высокой компетентности. Командный состав и лидер в учебной группе имеют общие характеристики: между ними и другими членами коллектива устанавливаются и поддерживаются отношения доминирования и подчинения. И командир и лидер используют различные средства влияния. Командиру учебного подразделения необходимо стремиться стать лидером в коллективе. Для практической реализации этого требования необходима характеристика лидерства, которая может быть получена в результате сравнительного анализа с руководством.
1. Руководство учебной группой могут осуществлять разные руководители в зависимости от целей и задач. Лидерство всегда персонифицировано и осуществляется в зависимости от поставленных задач руководителем внутри группы.
2. Цели руководителя и исполнителя могут быть не согласованы. В этом случае используются формы власти, имеющие организацион-
ную основу. Цели лидера согласовываются с объектом управления.
3. Руководитель назначается формально. Лидером становятся благодаря личностным качествам и используемым управленческим воздействием на группу
4. Руководитель воспринимает структуру организации как данную и в течение своей карьеры стремится обеспечить максимально быстрое свое продвижение по ступеням иерархии. Лидер, как правило, оказывает мощное влияние на формирование организации. Деятельность лидера, как правило, фиксирована в рамках определенной группы. [4].
5. Руководитель направляет деятельность подчиненных. Лидер определяет каким образом будет осуществляться деятельность коллектива.
6. Руководитель использует форму влияния, имеющую организационную основу. Лидер, не занимающий руководящей должности, сравнительно ограничен в применении воздействия на группу, например, принуждения.
7. Руководитель, как правило, широко известен. И чем более высокий пост он занимает, тем шире его известность. Иное дело с лидером. Р. Таунсенд приводит очень интересную цитату Лао-Цзы. «Что же касается наилучших лидеров, то люди и не подозревают об их существовании. Затем идут лидеры похуже, этих люди хранят и почитают. Затем идут руководители, которых люди боятся; и, наконец, те, которых ненавидят». Из этого следует, что не всегда коллектив будет знать об истинном лидере группы, и к тому же в зависимости от особенностей деятельности лидерство может переходить между членами коллектива.
Однако, при рассмотрении структуры отдельно взятого учебного подразделения (курса) можно сказать, что в нем присутствует смешанная структура — вертикальная и горизонтальная структура подчинения. Вертикальная структура характеризуется высокой степенью централизации при принятии решений и обеспечивает высокий уровень контроля над выполнением определенной задачи. При использовании горизонтальной структуры появляется возможность в гибком и быстром реагировании на любые изменения в создавшихся условий, а также способностью к выработке нестандартных решений поставленных задач, творческому подходу (см. рис. 1).
Рис. 1. Структура управления в учебном подразделении Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
При организации подобной структуры управления деятельность руководителя и неформального лидера, а также особенности их взаимодействия наиболее заметна. Также, эта структура управления обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциала управленческих возможностей членов коллектива, а также позволяет наблюдать уровень выраженности лидерских качеств у руководителей.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельниц-кий, могут служить следующие проявления.
1) Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
2) Настойчив, умеет разумно рисковать.
3) Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
4) Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. 5) Независим.
6) Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
7) Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
8) Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
9) Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
10) Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
11) Надежен, держит слово, на него можно положиться.
12) Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
13) Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
14) Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
15) Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
16) Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
17) Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
Для анализа уровня выраженности лидерских качеств у различных представителей учебного коллектива образовательного учреждения МВД России проводилось экспери-
ментальное исследование, где присутствовали такие категории участников исследования как начальник курса, заместитель начальника курса, заместитель командира взвода, командир отделения, личный состав. Данная выборка обоснована тем, что присутствует необходимость выявления неформального лидера как среди курсантов в учебном коллективе, так и среди руководителей различного уровня.
Всего в исследовании приняло участие 72 человека, из них 15 человек — руководство курса категории заместитель начальника курса (7) и начальник курса (8); 20 человек — младшие командиры категории заместитель командира взвода (10) и командир отделения (10) и 37 курсантов. Для того чтобы проанализировать сформированность лидерских качеств у каждого курсанта в отдельности, так и у формальных руководителей применялись методики.
1) Тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жарикова, Е. Крушельницкий), которая позволила оценить способность человека быть лидером.
2) Методика «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов), направленная надиагностирова-ния потенциальной эффективности члена коллектива в роли лидера и его возможную лидерскую деятельность на практике.
3) Методика «Социометрия» (Дж. Морено), которая поможет измерить степень сплоченности или разобщенности в группе; выявить «социометрические позиции», то есть сопоставимого авторитета членов группы по признакам симпатии или антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; обнаружить внутри-групповые подсистемы, сплоченные образования, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Проведенное исследование позволило выявить, что не всегда руководители обладают лидерскими качествами. Понятия «Руководитель» и «Лидер» не всегда являются синонимами. Исследование показало, что лидерские качества в крайней степени выражены у 6 руководителей — младшего начальствующего состава, а также у 7 курсантов учебной группы. У остальных руководителей младшего и среднего начальствующего состава лидерские качества выражены средне. По результатам
наблюдения за данными руководителями можно сказать, что у них присутствует ярко выраженный авторитарный стиль руководства. Из этого следует, что наиболее оптимальны средние значения у методик, крайние значения выражают определенные сложности в процессе руководства, либо во взаимодействии с членами коллектива. У большинства курсантов лидерские качества были выражены слабо (20 человек), что объясняется тем, что данные курсанты не являются постоянными лидерами учебных групп. 10 курсантов имеют средний уровень развития лидерских качеств, что можно пояснить тем, что в зависимости от ситуации данные курсанты становятся лидерами учебной группы. Из числа курсантского состава и командного было выявлено 16 испытуемых, у которых обнаружены высокие лидерские качества. Этим они показали, что стиль их руководства (а у курсантов — стиль управления) - высокоэффективный. Данные курсанты и руководители являются постоянными лидерами учебных групп в повседневной деятельности (6 человек — командный состав и 7 — курсанты). Исходя из этого, можно сказать, что именно в этом случае понятия «Руководитель» и «Лидер» синонимы.
У остальных руководителей эффективность является средней. А также выявлено, что у курсантов учебных групп эффективность лидерства наблюдается низкая. При социометрическом изучении коллектива можно сказать, что самое большое число выборов среди всех испытуемых было у данных 16 испытуемых. Статистически достоверные данные по трем методикам позволили выделить потенциальных лидеров, которые управляют учебной группой и влияют на процесс принятия решений формальными руководителями, а также задают морально-психологический климат в учебном коллективе. Лидеров учебных групп отличают наиболее высокий авторитет выявленный при социологическом исследовании по методике Дж. Морено. Данных курсантов и руководителей отличает высоко-эффетивный стиль лидерства. При наблюдении за их деятельностью можно сказать, что их отличает профессиональная компетентность, высокие комуникативные качества, широта мышления.
Таким образом, по результатам экспериментального исследования было установлено, что понятия «Руководство» и «Лидерство» могут являться синонимами, но в зависимости от ситуации. Тогда, когда руководитель совмещает в себе и развитые лидерские качества и является неформальным лидером учебной группы, можно говорить о совмещении данных понятий. Примечательно, что высокими лидерскими качествами обладали только 3 руководителя — младший начальствующий состав. Руководство курса не являлось неформальными лидерами в коллективе и обладали средними лидерскими качествами. При проведении социометрии не выбирались курсантами, хотя и было предложено. Стиль их руководства рассматривался как среднеэф-фективный. Высокоэффективный стиль руководства наблюдался у тех, у кого были высоко развиты лидерские качества, в том числе и у 3 младших командиров. Одна из причин в этом может быть то, что младшие командиры входят в состав учебного коллектива, который находится в подчинении у руководства курса, и поэтому задействуют всю широту методов воздействия как формального, так и неформального характера. Соответственно, при развитых лидерских качеств и подборе в этой связи оптимальных стилей руководства, данные руководители обладают наиболее эффективным воздействием, применяя все доступные средства управления и руководства, чем руководитель, пользующийся формальными должностными полномочиями. В зависимости от того, какую роль член коллектива выполняет, различается также и специфика их деятельности. Между понятиями «руководство» и «управление» не всегда можно поставить знак равенства, так как руководящую деятельность осуществляет только формальный руководитель, наделенный данными формальными полномочиями. Управление осуществляет лидер, так как руководящими формальными полномочиями он не наделен. Однако, содержание понятия «управление» является гораздо более объемным, чем «руководство» и опреде-
ляется как воздействие субъекта управления на управляемую систему с целью обеспечения или изменения ее характеристик. Т.е. управлять руководитель может также без применения своих должностных полномочий. Но как в руководстве, так и в управлении выделяют авторитарный, демократический и либеральные стили, которые неотделимы друг от друга и обязательно должны быть все использованы лидером либо руководителем в зависимости от ситуации.
В связи с этим, необходимо подчеркнуть, что при выборе стиля управления руководителю необходимо обращать внимание как на формальные взаимоотношения в коллективе, так и на неформальные. Принимая во внимание управленческую деятельность неформальных лидеров в коллективе, руководитель может существенно повысить эффективность. Было выяснено, что лидерство - это управленческая деятельность в коллективе одним из его членов по отношению к остальным участникам коллектива, независимо от наличия или отсутствия у него властных полномочий, так как развитые необходимые психологические качества способствуют проявлению управленческих способностей. При рассмотрении понятий «Руководитель» и «Лидер» конечно желательно, чтобы оба этих понятия воплощались в одном лице. Тогда можно использовать преимущества и того, и другого.
Список литературы
1. Антипина Г. С. Теоретико-методические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: ЛГУ, 1982. 411 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
367.
3. Бодалев A.A. Психология межличностного общения. Рязань, 1994. 89с.
4. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.
5. Гребенюк Г.А., Самсонова Е.Ю. Личность руководителя и стили руководства // Психологическое обозрение. 1995. № 1. С. 11—12.