УДК 316.468
Олег Владимирович ЕВТИХОВ,
начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат психологических наук, доцент
evtikhov2003@mail.ru
Андрей Владимирович ЖИЛЬЦОВ,
начальник кафедры административного права и административной деятельности Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук
liktor1977@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ
PROFESSIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE AND THE ISSUE OF JUNIOR COMMANDERS' LEADERSHIP IN STUDY GROUPS AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
В статье рассматриваются структура и содержание профессионально-управленческой компетентности руководителя применительно к деятельности младших командиров учебных групп образовательных организаций МВД России. Приводятся краткие результаты исследования развития лидерских качеств командиров учебных групп по годам обучения. Обозначаются направления профессионально-управленческой подготовки командиров учебных групп.
The article considers the structure and the content of heads' professional and administrative competency in relation to the junior commanders' activity in training groups at the educational institutions of the MIA of Russia. A summary of the results of investigation of commanders' leadership qualities development by years of study is presented. The authors highlight tendencies in professional and administrative training of commanders of training groups.
Ключевые слова: руководители, командиры учебных групп, профессионально-управленческая компетентность, лидерство.
Keywords: leaders commanders of the leadership of junior, professional and administrative competency, leadership.
Анализ структуры и содержания профессионально-управленческой компетентности и проблема лидерства младших командиров учебных групп актуальны для образовательных организаций МВД России. Младшие командиры (далее - командиры) учебных групп назначаются из числа курсантов в первые недели после зачисления в вуз, им присваиваются сержантские звания, и на них возлагаются обязанности управления
учебными взводами. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев курсанты, назначенные на сержантские должности, не имеют соответствующей организационно-управленческой подготовки, и для формирования их профессионально-управленческой компетентности необходимо прояснение ее структуры и содержания применительно к специфике обучения и деятельности в вузе МВД России. Также значимой является про-
блема лидерства командиров в учебных взводах. Как правило, впервые назначенные командиры учебных групп не обладают опытом управленческой деятельности и достаточно развитыми лидерскими качествами, что снижает их возможности занять лидерское положение в группе.
Первоначально необходимо внести ясность в понятийный аппарат и конкретизировать сами понятия «профессионально-управленческая компетентность», «лидерский потенциал» и «лидерские качества» применительно к командирам учебных групп.
Под профессионально-управленческой компетентностью руководителя понимается обобщенное личностное образование, заключающее в себе владение руководителем сформированными компетенциями (включающими обладание необходимыми знаниями, умениями и способами деятельности), а также обладание развитыми профессионально важными личностными качествами и первоначальным профессионально-управленческим опытом, обеспечивающими результативность его управленческой деятельности. [4]
В структуре профессиональной компетентности командира учебной группы как руководителя можно выделить две базовые составляющие:
1) профессиональные компетенции -требования, которые предъявляются к командиру учебной группы в соответствии с содержанием и спецификой профессионально-управленческой деятельности, включают в себя профессионально значимые знания (когнитивный компонент) и профессионально-управленческие способности (функцио-нально-деятельностный компонент);
2) профессионально-психологические характеристики, представляющие собой профессионально важные психологические качества командира учебной группы, обеспечивающие успешность его профессионально-управленческой деятельности. Профессионально-психологические характеристики условно могут быть разделены на личностную и деятельностную составляющие. [7]
Базовые составляющие структуры профессионально-управленческой компетентности руководителя приведены на рисунке.
Совокупность требований, предъявляемых к руководителю в соответствии с содержанием и спецификой профессионально-управленческой деятельности, включающих: а) когнитивный компонент - профессионально необходимые знания;
Профессиональные компетенции
б) функционально-деятельностный компонент - профессионально-управленческие способности
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
Обобщенное личностное образование, заключающее в себе владение руководителем сформированными компетенциями (включающими обладание необходимыми знаниями, умениями и способами деятельности), а также обладание развитыми профессионально-важными личностными качествами и первоначальным профессионально-управленческим опытом, обеспечивающими результативность его управленческой деятельности
Совокупность профессиональных и психологических качеств руководителя, обеспечивающих успешность его профессионально-управленческой деятельности
Профессионально-психологические характеристики
Рис. Базовые составляющие структуры профессионально-управленческой компетентности руководителя
1. Когнитивный компонент структуры профессионально-управленческой компетентности командира учебной группы представляет собой совокупность знаний, которые, исходя из области их применения, могут быть условно разделены на следующие группы:
а) знания специфики управленческой деятельности учебными взводами: особенностей организации управления в контексте учебно-воспитательного процесса образовательной организации МВД России, в том числе содержания и специфики применения нормативных правовых актов, особенностей построения системы управления в вузе МВД России и управленческого взаимодействия командиров учебных групп и др.;
б) знания психологических основ управленческой деятельности руководителя: мо-тивационных теорий, социально-психологических особенностей функционирования служебного коллектива, стилей руководства и др.
2. Функционально-деятельностный компонент представляет собой способность результативно осуществлять управленческие функции в профессиональной деятельности с учетом специфики образовательного процесса образовательной организации МВД России. Функционально-деятельностный компонент, в отличие от когнитивного, формируется на основе использования (внедрения) теоретических моделей в профессиональной деятельности. Очевидно, что для выработки способности результативной мотивации подчиненных недостаточно знать мотивационные теории, важно уметь их использовать в управленческой практике.
Исходя из традиционно используемой в теории менеджмента классификации управленческих функций, функционально-дея-тельностный компонент профессиональной компетенции командира учебной группы включает в себя следующие способности:
а) планировать групповую деятельность;
б) организовывать учебный взвод на решение профессиональных задач;
в) стимулировать подчиненных к результативной деятельности;
г) контролировать результаты совместной деятельности сотрудников.
Кроме того, с учетом специфики профессионально-служебной деятельности органов внутренних дел руководитель должен обладать умением формирования и поддержания благоприятного психологического климата в коллективе.
В блоке профессионально-психологических характеристик, составляющих комплекс профессиональных, личностных и социальных качеств руководителя, обеспечивающих успешность его профессионально-управленческой деятельности, для командира учебной группы, на наш взгляд, наиболее значимым является лидерский потенциал и обеспечивающие его «лидерские качества». Это обусловлено тем, что в ситуации равного социального статуса и опыта командиров в сравнении с другими курсантами учебной группы для успешности руководства необходима основа, обеспечивающая личностную правомочность отдачи приказов. Этой основой являются личностный авторитет и лидерский статус сержантов в учебной группе. Практика показывает, что командиры учебных групп - лидеры в своих подразделениях - более успешны в осуществлении управленческих функций, т.к. их должностные полномочия дополняются неформальным авторитетом в группе. В этом случае они получают возможность влияния на процессы самоорганизации коллектива, сближают личностные и групповые интересы членов группы, а также более полно отражают интересы и потребности коллектива во внешнем взаимодействии. В то же время неуставные взаимоотношения и факты нарушения служебной дисциплины чаще происходят в группах, в которых младшие командиры не пользуются уважением и авторитетом среди курсантов и не имеют лидерского статуса в группе.
Под лидерскими качествами организационного лидера традиционно понимается совокупность психологических характеристик, способностей и особенностей взаимодействия руководителя с подчиненными, определяющих возможности его принятия группой в качестве лидера и обеспечивающих успешность дальнейшего выполнения им лидерских функций. [2]
Исследование качеств лидера, которые обеспечивают его возможности занять лидерское положение в социальной группе и эффективно выполнять лидерские функции, вызывало интерес у исследователей на протяжении веков. Мыслители разных времен и народов пытались разобраться в натуре выдающихся личностей и задавались вопросами о том, почему один человек становится лидером, а другой нет, в чем отличие одного лидера от другого и т.п. Начиная с создания библейских сюжетов, люди пытались описать личностные особенности великих людей и предлагали рекомендации по лидерству, например в стиле «Государя» Н. Макиавелли. Так, согласно Н. Макиавелли, правитель должен учитывать главные стимулы человеческой активности (стремление к имущественным благам) и «благодаря умению отгадывать сокровенные желания человеческой души» господствовать над людьми. [6] По мысли Платона, у идеального правителя власть соединяется «с разумением и рассудительностью». [8, с. 420] Конфуций писал, что правителю следует почитать пять прекрасных качеств: благородный муж в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток. [5] По мнению Лао-цзы, лучший вождь - это тот, которого «народ не замечает», на втором месте - тот, которого «народ обожает», на третьем месте - тот, которого «народ боится», и на последнем - тот, кого «ненавидят» [1]. Перечень подобных интерпретаций лидерства можно продолжать и дальше.
Возможности для научного исследования лидерства появились только в ХХ в. в связи с развитием общественных наук, в первую очередь психологии и социологии с их диагностическим инструментарием. Становление промышленности и как следствие широкая распространенность профессии менеджера значительно усилили интерес к этой проблеме. Исследованию лидерских качеств организационного лидера, как было отмечено выше, были посвящены ряд работ, проводимых в ХХ в. в рамках персоналистического подхода к исследованию лидерства. Однако, несмотря на то, что сторонникам «теории
черт» не удалось выделить универсальные лидерские черты, человеку, претендующему на роль лидера в группе, все же необходимо обладать некоторыми лидерскими качествами, особенно на этапах становления («запуска») лидерства. Именно наличие или отсутствие необходимых качеств в некоторой степени определяет, почему одни руководители становятся лидерами в своих подразделениях, а другие не принимаются группой в качестве лидеров. При этом не вызывает сомнения факт, что лидерские качества руководителя органов внутренних дел или промышленного предприятия, руководителя театра и начальника воинского гарнизона могут отличаться. Думается, что перечень лидерских качеств может быть различным и для руководителей различных управленческих уровней. Это вызывает необходимость исследования лидерских качеств организационного лидера применительно к конкретным условиям профессиональной деятельности, в том числе на разных управленческих уровнях.
Для определения лидерских качеств организационного лидера первоначально нами был проведен анализ различных перечней лидерских качеств, описанных в научной литературе. Изучением и описанием лидерских качеств занимались S. Covey, B. Bass, W. Bennis, В. Nanus, M. DePree, F. Heider, J. O'Toole, J. Gardner, R. Stogdill, А. Лоутон и Э. Роуз, М.И. Рожков, Л.И. Уманский и др.
На основе проведенного анализа составлена обобщенная структура из 28 лидерских качеств, распределенных по следующим группам: индивидуально-личностные, организационно-управленческие, социально-психологические и перцептивные качества. [2, с. 109-114]
Для уточнения лидерских качеств применительно к профессионально-управленческой деятельности командиров учебных групп было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого курсантам предлагалось оценить 28 качеств по степени их значимости для лидера учебной группы. Общую выборку исследования составили 756 курсантов, в том числе 594 курсанта СибЮИ МВД России (наборы 2006-2009 гг.) и 162 курсанта СибЮИ ФСКН России (наборы
2012-2014 гг.). В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существует динамика изменения востребованных (профессионально важных) качеств командиров учебных групп по годам обучения, и на различных курсах наиболее востребованы различные качества. Это обусловлено проблемой снижения результативности деятельности командиров, успешных на первых курсах, при переходе на старшие курсы. Поставленная в исследовании гипотеза вытекала из предположения, что значимость определенных профессионально важных лидерских качеств для командиров учебных групп зависит от уровня развития коллектива и степени выраженности профессионального компонента в деятельности.
Результатами исследования было подтверждено, что на первом курсе курсантами отмечаются как наиболее значимые для командиров учебных групп качества, обеспечивающие организационно-управленческую деятельность (способность организовать взвод на решение поставленной задачи; уверенность в себе; стойкость, решительность, твердость, требовательность). На втором и третьем курсах в «зоны предпочитаемости» выходят социальные и личностные качества (готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности; способность отстаивать интересы коллектива и т.п.). А на выпускных курсах становятся актуальными профессионально-деятельностные ка-
чества командиров (успешность в служебной деятельности; надежность в отношениях; готовность помочь и поддержать в служебной деятельности). Универсальными, т.е. востребованными на всех курсах обучения, оказались следующие качества командиров учебных групп: уверенность в себе, способность организовать взвод на решение поставленной задачи, готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности, порядочность, честность, справедливость, способность отстаивать интересы коллектива [3] (см. таблицу).
В заключение можно отметить, что в соответствии с представленной структурой профессионально-управленческой компетентности профессиональную подготовку командиров учебных групп целесообразно осуществлять по трем основным базовым направлениям:
когнитивное направление - формирование совокупности знаний общих психологи-
Таблица
НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ДЛЯ КОМАНДИРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ НА РАЗНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ
Качества 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
ранг ранг ранг ранг
Способность организовать взвод на решение поставленной задачи 1 5 6 -
Уверенность в себе 2 2 4 7
Стойкость, решительность, твердость, требовательность 3 - - -
Порядочность, честность, справедливость 4 4 1 6
Готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности 5 7 2 1
Способность отстаивать интересы коллектива 6 1 3 2
Умение управлять людьми, мотивировать и стимулировать их на работу 7 - - -
Желание и интерес заниматься руководящей работой, стремление к лидерству - - 5 -
Терпимость к людям, способность уважать достоинства других - 6 - -
Надежность в отношениях - - - 3
Последовательность в решениях и поступках - - 7 -
Успешность в служебной деятельности - - - 5
Готовность помочь и поддержать в служебной деятельности - - - 4
ческих основ управленческой деятельности руководителя, а также изучение специфики управленческой деятельности в учебных взводах образовательных организаций МВД России;
функционально-деятельностное направление - формирование способности результативно осуществлять управленческие функции в профессиональной деятельности с учетом специфики образовательного процесса вуза МВД России;
психологическое направление - обеспечение формирования лидерского потенциала командиров учебных групп и их принятия (признания) подчиненными курсантами в качестве лидеров.
В качестве основных структурно-содержательных модулей программы профессиональной подготовки командиров учебных групп можно определить следующие:
1) диагностическое обеспечение программы, включающее профессионально-психологическое тестирование командиров, социально-психологические исследования в учебных коллективах (психологического климата, стиля руководства младших командиров, социометрические исследования учебных взводов);
2) создание в образовательной организации социально-педагогических условий
проявления лидерства и развития лидерских качеств командиров учебных групп, включающее административно-управленческое и информационно-пропагандистское стимулирование лидерства сержантов и формирование их лидерского образа в восприятии курсантов;
3) профессионально-управленческая подготовка командиров учебных групп, включающая теоретическую подготовку (лекцион-но-семинарские занятия, направленные на формирование профессионально-управленческой компетентности командиров учебных групп) и практическую подготовку (тренинго-вые занятия по развитию лидерских качеств командиров учебных групп);
4) социально-педагогическая работа с учебными группами, включающая командо-образующие тренинги, а также консультативное сопровождение командиров учебных групп в рамках психологического сопровождения профессионально-управленческой деятельности.
Также результаты исследования позволяют создать тематические ориентиры для профессионально-управленческой подготовки командиров учебных групп на разных курсах обучения.
Библиографический список
1. Дао дэ цзин. Книга пути и благодати / пер. с кит. Ян Хин Шуна. - М., 2008.
2. Евтихов, О.В. Развитие лидерского потенциала руководителя : монография / О.В. Евти-хов. - М.: ИНФРА-М, 2014.
3. Евтихов, О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов : монография / О.В. Евтихов. - М.: ИНФРА-М, 2016.
4. Евтихов, О.В. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема / О.В. Евтихов, А.Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 1(48). -С. 128-132.
5. Конфуций. Суждения и беседы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
6. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли. - М.: Планета, 1990.
7. Невирко, Д.Д. Профессионально-управленческая компетентность руководителя подразделения органов наркоконтроля / Д.Д. Невирко, О.В. Евтихов, А.В. Жильцов. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2016.
8. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Книжный Дом, 2003. -С. 420.