Научная статья на тему 'Анализ лидерских качеств младших командиров учебных групп в вузе МВД России'

Анализ лидерских качеств младших командиров учебных групп в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1716
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Лидерство / лидерские качества / курсанты / младшие командиры учебных групп / Leadership / leadership qualities / trainees / junior instruction unit commanders

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович

В статье проведен анализ опубликованных в научной литературе моделей лидерских качеств, приведены результаты изучения субъективных представлений курсантов о качествах, необходимых лидеру учебной группы, и на этой основе описана модель лидерских качеств младших командиров высших образовательных учреждений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the leadership qualities models presented in research literature and presents the results of surveying the subjective ideas of the trainees regarding the qualities required of an instruction unit leader. Based on this, the author suggests a leadership qualities model for junior commanders in higher educational institutions of the Russian MIA.

Текст научной работы на тему «Анализ лидерских качеств младших командиров учебных групп в вузе МВД России»

Пспхопого-педагогпческое

обеспечение

учебно-воспитательного

процесса

АНАЛИЗ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП В ВУЗЕ МВД РОССИИ

О. В. Евтихов

В статье проведен анализ опубликованных в научной литературе моделей лидерских качеств, приведены результаты изучения субъективных представлений курсантов о качествах, необходимых лидеру учебной группы, и на этой основе описана модель лидерских качеств младших командиров высших образовательных учреждений МВД России.

Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, курсанты, младшие командиры учебных групп.

Практический интерес к исследованию лидерских качеств младших командиров - сержантов учебно-строевых подразделений высших образовательных учреждений МВД России связан с проблемой повышения эффективности их профессиональной деятельности. Практика показывает, что младшие командиры (далее - МК), являющиеся лидерами в своих подразделениях, более успешны в осуществлении управленческих функций, так как их должностные полномочия дополняются неформальным авторитетом в группе. В этом случае они получают возможность влияния на процессы самоорганизации коллектива, сближают личностные и в целом интересы группы и более полно отражают интересы и потребности коллектива во внешних инстанциях. В то же время неуставные взаимоотношения и факты нарушения служебной дисциплины чаще происходят в группах, в которых младшие командиры не пользуются уважением и авторитетом среди курсантов, не имеют лидерского статуса в группе. Поэтому важными задачами психологических служб образовательных учреждений МВД России является определение кандидатов на должности младших командиров с учетом их лидерского потенциала и организация целенаправленной программы развития у них лидерских качеств. Однако для того, чтобы на научной основе организовать отбор кандидатов на должности младших командиров, а также провести мероприятия, направленные на развитие лидерских качеств, необходимо внести ясность, какие именно качества можно признать лидерскими.

Под лидерскими мы понимаем совокупность психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия командиров с группой, определяющих их возможности занять лидерское положение в группе и успешность дальнейшего использования лидерского ресурса в практике управления.

С целью определения лидерских качеств младших командиров нами был проведен анализ моделей лидерских качеств организационного лидера, описанных в научной литературе. Так, Веппіє выделяет шесть важных качеств, необходимых такому лидеру: 1) направляющее видение - отчетливое понимание своих целей и действий как профессионала и как личности, способность проявлять упорство при неудачах и даже провалах; 2) внутренняя страсть - стремление воспользоваться теми возможностями, которые сулит жизнь, совпадающее с весьма специфической страстью к определенному призванию, профессии, образу действий; 3) целостность личности, производная от знания человеком самого себя, искренности и зрелости. Знание сильных и слабых сторон, верность своим принципам, желание и умение учиться у других людей и работать с ними; 4) доверие (надежность) - способность заслужить доверие других; 5) любознательность - стремление к самообразованию и самосовершенствованию; 6) дерзновенность - готовность идти на риск, экспериментировать, испытывать новое (6, 39-42).

А. Лоутон и Э. Роуз по итогам семинара руководителей, проведенного в Лондоне в 1987 г., выделили основные качества, повышающие эффективность организационного лидера: 1) дальновидность - умение видеть перспективные цели, сформировать облик и задачи организации; 2) умение определять приоритеты - различать, что необходимо, а что просто важно; 3) умение мотивировать последователей; 4) владение искусством межличностных отношений; 5) «политическое чутье» - способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть; 6) стойкость - непоколебимость перед лицом оппонента; 7) харизма, или обаяние - нечто трудно поддающееся определению, но пленяющее людей; 8) способность идти на риск, а также делегировать полномочия последователям; 9) гибкость - способность отзываться на новые идеи и опыт; 10) решительность, твердость, когда этого требуют обстоятельства (2).

М. И. Рожков определяет следующие основные качества лидера - организатора: а) способность управлять собой, в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выходить из стрессовых ситуаций и т. п.; б) наличие четких целей, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним; в) умение решать проблемы, вычленять главное и второстепенное, оценивать варианты, прогнозировать последствия, оценивать и распределять ресурсы; г) творческий подход к решению управленческих

задач, умение генерировать идеи, готовность к нововведениям; е) знание особенностей организаторской и организационной деятельности, умение управлять людьми, мотивировать и стимулировать их действия, умение работать с группой; ж) наличие специфических организаторских качеств личности и др. (3).

В трудах Л. И. Уманского приводятся общие и специфические качества лидера. Под общими понимаются качества, которыми могут обладать и не лидеры, но которые повышают эффективность лидера. В число специфических качеств лидера входят: а) организаторская проницательность - тонкая психическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого человека его место на основе индивидуальных особенностей; б) способность к активному психологическому воздействию - разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации; в) склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать на себя ответственность (4).

Перечисление лидерских качеств организационного лидера можно продолжить, тем более что у исследователей нет единого мнения по этому вопросу. Не вызывает сомнения, что лидер должен обладать качествами, отличающими его от других членов группы в лидерской роли. Однако опыт исследований лидерства, проведенных в рамках персоналистического и ситуационного подходов, показал, что выделение лидерских качеств, а соответственно и решение задачи их развития, необходимо осуществлять в контексте изучения ситуационных факторов, в том числе социально-психологических условий учебной и служебной деятельности, в которых осуществляются процессы лидерства младших командиров, особенностей совместной жизнедеятельности учебных групп, специфики решаемых задач и характера профессиональных взаимоотношений в группах, а также социодемографических особенностей членов группы.

Анализ специфики обучения и профессиональной деятельности МК позволил выделить три основные группы факторов, влияющих на проявления лидерства в учебных группах в высших образовательных учреждениях МВД России. Первая группа факторов связана с ведущей деятельностью курсантов. В процессе обучения в вузах МВД России курсанты совмещают учебную и служебную деятельности с избыточными интеллектуальными, физическими и психическими нагрузками. Специфический характер служебной деятельности сотрудника ОВД основан на субординации отношений, жесткой регламентации поведения требованиями устава, принципах долженствования и подчиненности.

Вторая группа факторов обусловлена спецификой совместного проживания и жизнедеятельности курсантов. Вузы МВД России являются закрытыми образовательными учреждениями с контрольно-пропускным режимом не только входа, но и выхода. Проживание курсантов в казарме с ограниченной свободой выхода за пределы института приводит к более интенсивному внутригрупповому взаимодействию.

Третья группа связана с возрастными особенностями курсантов. Период обучения курсантов в вузе совпадает с возрастным этапом формирования их социальной зрелости и стремления найти свое место в системе доступных общественных отношений. Главные мотивационные линии этого возрастного периода: самопознание, самоутверждение и самовыражение.

Важным в процессе лидерства является восприятие лидера последователями, ведь в конечном итоге именно последователи признают лидера в этом статусе или отвергают его. Поэтому в дополнение к опубликованным ранее результатам анализа индивидуально-личностных качеств командиров-лидеров мы предприняли попытку, направленную на изучение факторов, которые рассматривают курсанты, когда приписывают определенные результаты лидерству. С этой целью нами было проведено изучение субъективных представлений курсантов о качествах, необходимых лидеру учебной группы. Опрос проводился по анкете, содержащей 24 качества, представленные в четырех блоках: личностном, социальном, организационно-управленческом и профессионально-деятельностном. Курсантам предлагалось оценить указанные качества по степени их значимости для лидера учебной группы. Перечень качеств был составлен на основе обобщения и группирования различных моделей лидерских качеств организационного лидера. Выборку эмпирического исследования составили 601 курсант 1-4 курсов Сибирского ЮИ МВД России.

Результаты исследования были проанализированы в двух направлениях. Первое заключалось в выделении наиболее значимых для лидера учебной группы качеств в каждом из содержательных блоков. Второе направление -в ранжировании всех качеств по степени их значимости для лидера учебной группы на разных курсах обучения.

В целом по всей выборке наиболее важными качествами были признаны: готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности; порядочность, честность, справедливость; способность организовать взвод на решение поставленной задачи; уверенность в себе; способность отстаивать интересы коллектива; готовность помочь и поддержать в служебной деятельности.

Как важные и очень важные из группы организационно-управленческих качеств в целом по всей выборке 60,9% курсантов признали готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности; 51,0 - умение организовать взвод на решение поставленной задачи; 47,2% - способность отстаивать интересы коллектива.

В группе социальных качеств как важные и очень важные 57,1% курсантов отметили порядочность, честность, справедливость; 42,9 - терпимость к людям, способность уважать достоинство других; 40,9 - надежность в отношениях; 37,4% - коммуникативную компетентность.

В группе личностных качеств к числу важных и очень важных 51,0% курсантов отнесли уверенность в себе; 39,1 - жизненную активность, целеустремленность, стремление к достижению успеха; 38,8% курсантов выделили эмоциональную уравновешенность и стрессо-устойчивость.

Из числа профессионально-деятельностных качеств

наиболее значимыми признаны: готовность помочь и поддержать в служебной деятельности (46,3%) и стремление к самосовершенствованию в профессиональной сфере (34,4%). Однако важность профессионально-деятельностных качеств для лидера учебной группы была отмечена в большей степени курсантами 4 курса.

Анализ качеств по степени их значимости для лидера учебной группы на разных курсах обучения показал, что как наиболее важные для лидера учебной группы первого курса были выделены: уверенность в себе; способность организовать взвод на решение поставленной задачи; стойкость, решительность, твердость, требовательность; порядочность, честность, справедливость; умение управлять людьми, мотивировать и стимулировать их на работу; готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности.

На втором курсе - способность отстаивать интересы коллектива; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость; порядочность, честность, справедливость; терпимость к людям; способность уважать достоинство других; способность организовать взвод на решение поставленной задачи.

На третьем курсе - порядочность, честность, справедливость; готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности; уверенность в себе; способность отстаивать интересы коллектива; желание и интерес заниматься руководящей работой, стремление к лидерству; способность организовать взвод на решение поставленной задачи.

На четвертом курсе - готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности; способность отстаивать интересы коллектива; надежность в отношениях; готовность помочь и поддержать в служебной деятельности; успешность в служебной деятельности; порядочность, честность, справедливость.

Результаты опросов отражают динамику развития лидерских качеств на разных курсах обучения и подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что на различных годах обучения в высших образовательных учреждениях МВД России наиболее востребованы различные лидерские качества лидера учебной группы. Так, если на первом курсе курсантами наиболее востребованы качества, обеспечивающие организационно-управленческую деятельность, то на втором и третьем курсах в большей степени предпочитаемыми становятся социальные и личностные качества. На выпускных курсах в большей степени проявилась важность профессионально-деятельностных качеств.

На наш взгляд, это объясняется тем, что на первом курсе во вновь сформированных учебных группах в первую очередь актуальны проблемы, связанные с самоорганизацией и управлением учебных взводов. Большинство молодых людей впервые попадают в ситуацию, требующую статусно-должностного подчинения. При этом только что назначенные младшие командиры, сами являющиеся курсантами, еще не имеют знаний и навыков в области руководства и управления, что и определяет

значительную актуальность организационно-управленческих и личностных качеств для лидера учебной группы.

На более старших курсах проблемы компетентности лидера в вопросах руководства и управления частично снимаются, и на первый план выходят социальные и личностные качества.

На выпускных курсах курсанты близки к началу самостоятельной профессиональной деятельности, проходят практику и, соответственно, более актуальными становятся именно профессиональные качества.

Таким образом, на первом курсе в учебных группах более актуальна потребность в организационных лидерах, на 2-3 курсах проявляется потребность в эмоциональном лидере, а на выпускных курсах более востребованы профессиональные лидеры. На наш взгляд, это связано с развитием учебных коллективов, а также становлением профессионально важных качеств курсантов. На практике это нередко проявляется в том, что младшие командиры на старших курсах начинают «сдавать свои лидерские позиции», самоустраняясь от управления взводом. В этот период нередки случаи подачи младшими командирами рапортов с просьбой «освободить их от занимаемых должностей».

Изменение потребности в лидерских качествах лидеров учебных групп требует изменения стиля руководства и взаимодействия младших командиров с одногруп-никами, что создает необходимость организации сопровождающей профессионально-психологической подготовки младших командиров не только на первом, но и на последующих курсах.

На основе анализа описанных в научной литературе моделей лидерских качеств организационного лидера и результатов эмпирического исследования, направленного на выявление индивидуально-личностных качеств МК-лидеров, а также изучения факторов, которые рассматривают курсанты, когда приписывают определенные результаты лидерству, мы построили обобщенную модель лидерских качеств организационного лидера учебной группы ВОУ МВД России.

1. Индивидуально-личностные качества.

Знание и чувствование себя. Лидеру необходимо быть достаточно «проработанной» личностью, хорошо знать себя, уметь прислушиваться к себе, своим чувствам и эмоциям. Чувствование человеком себя, знание того, что ему нравится и чего он желает, является важным элементом формирования адекватной Я-концеп-ции, помогает ориентироваться на жизненном пути и понимать других людей. Эту идею обосновывал W. Bennis, отмечая, что знание своих сильных и слабых сторон, верность своим принципам являются важными качествами лидера (7, 42-60).

Уверенность в себе. Адекватно высокий уровень самооценки лидера в сочетании с уверенностью в себе повышают решительность лидера в критических ситуациях и помогают при необходимости идти на риск. Это позволяет ему раздвигать границы своих возможностей и пополнять опыт. Эту идею обосновывал B. Bass, который в 1981 г. проанализировал ведущие исследования лидерства и подтвердил, что чувство уверенности в себе, а также уровень самооценки у лидера значительно выше, чем у последователей (5).

Активная жизненная позиция и стремление к лидерству. Активная жизненная позиция позволяет лидеру быть в центре событий, что необходимо для адекватной ориентации в ситуации. Стремление к лидерству и достижениям является фактором, необходимым для саморазвития и самосовершенствования лидера. Эту идею поддерживал S. Covey (8, 33-39).

Моральная нормативность, надежность, последовательность в поступках. Лидер является носителем норм и ценностей группы, поэтому его поведение и мировоззрение должны быть согласованы с нормами общечеловеческой морали - справедливостью, честностью, ответственностью, надежностью и последовательностью в поступках. В. Nanus это качество лидера называл «высокая честность и цельность характера» (11, 81-97).

Развитая лидерская Я-концепция. Мировоззрение лидера и характер его взаимодействия с последователями во многом определяется лидерской Я-концепцией, включающей в себя систему представлений о себе как лидере и собственной лидерской роли во взаимодействии с группой.

2. Организационно-управленческие качества.

Обращенность в будущее и видение перспективы. Для того, чтобы командиру-лидеру вести группу за собой, он сам должен знать, куда идти. Для этого ему необходимо видеть перспективы деятельности группы. Это качество W. Bennis назвал «направляющее видение» (6, 39-42).

Чувствительность к ситуации и гибкость поведения. Лидер часто является участником сложного процесса и находится на «арене», где действует огромное количество различных сил, многие из которых порой находятся за пределами его знания, понимания и контроля в настоящий момент. Поэтому чувствительность к ситуации, способность быстро в ней ориентироваться и принимать правильное решение является важным качеством организационного лидера. Схожее качество М. DePree называл ситуативной проницательностью (9, 222-225).

Способность создавать команду. Важным качеством младшего командира, определяющим успешность его становления в роли лидера, является умение притягивать к себе других (созидательными программами, идеями, идеалами) и создавать команду единомышленников. Формирование корпоративных целей и ценностей, а также контроль приверженности к ним последователей является одной из важнейших задач лидера. Подобное качество лидера в более широком виде В. Nanus назвал «способность к построению организации» (11, 81-97).

Способность организовывать группу на решение поставленной задачи является одним из фундаментальных для организационного лидера качеств. Она включает умение распределять функции между членами группы, способность мотивировать и воодушевлять их на выполнение задачи, координировать работу и т. п.; способность контролировать результаты совместной деятельности, благодарить и поощрять.

3. Социальные качества.

Межличностная чувствительность, способность понимать потребности других людей. Лидерство является социальным феноменом и ориентировано на людей, поэтому понимание других людей, чувствование

их стремлений, проблем и забот, а также понимание взаимоотношений «лидер-последователи» во многом определяет успех лидера. Это качество обосновывал J. O’Toole (12, 23-24).

Коммуникативная компетентность. Умение командира быстро налаживать контакты с людьми, уверенно чувствовать себя в коллективе являются важными качествами, обеспечивающими лидеру успешность его организационно-управленческой деятельности. Схожее качество J. Gardner называл «навыки работы с людьми» (10, 48-53).

Умение создавать условия для самореализации последователей является основой для формирования доверия к лидеру и готовности последователей идти за младшим командиром.

Справедливость. Командир выступает координатором взаимоотношений в коллективе, и такой лидер должен быть объективным и справедливым в оценке действий и поступков других курсантов.

Способность представлять и отстаивать интересы группы вовне, брать на себя ответственность за групповую деятельность. Младший командир является представителем группы, поэтому способность представлять и отстаивать интересы группы во внешних инстанциях, брать на себя ответственность за внутригрупповую деятельность являются важными качествами организационного лидера. Схожее качество обосновывал J. Gardner (10, 48-53).

Рассмотренные выше качества составляют лидерский потенциал организационного лидера, но обладание ими не обязательно превращает индивида в лидера. Каждое из них может быть значимо и полезно как для руководителя, так и для любого человека, стремящегося в жизни к успеху. На наш взгляд, качествами, которые можно считать исключительно лидерскими, являются те, которые приписывает лидеру группа, а именно: признание его лидерского статуса и авторитета; наличие последователей, готовых следовать за лидером; наличие личных ожиданий у членов группы от деятельности лидера; делегирование членами группы части личной активности лидеру и т. п.

Можно утверждать, что если группа не наделяет индивида этими качествами, то лидером в этой группе он не является. Таким образом, в структуре лидерских качеств младшего командира мы выделили четыре основных компонента: 1) личностный компонент, который представляет комплекс личностных и профессиональных качеств; 2) социальный компонент - качества, проявляющиеся в отношениях с другими людьми; 3) организационный компонент - качества, проявляющиеся в контексте организационных отношений; 4) перцептивный компонент - качества, которыми наделяет лидера группа.

Выделенные качества занимают различное положение в разработанной нами трехуровневой модели лидерских качеств младших командиров:

- первый уровень - индивидуальный, включает индивидуально-личностные и профессиональные качества, характеризующие человека как личность и определяющие его лидерскую Я-концепцию;

- второй уровень - лидерского взаимодействия, включает социально-психологические и организацион-

но-управленческие качества, реализующиеся в процессе взаимодействия с другими членами группы;

- третий уровень - актуально-лидерский, включает качества, которыми наделяет лидера группа.

На наш взгляд, для того, чтобы индивиду подняться в группе с «индивидуального уровня» на «лидерский уровень», ему необходимо успешно реализоваться на «уровне взаимодействия». Младшие командиры, успешно проявившие в процессе внутригруппового взаимодействия организационно-управленческие и социальнопсихологические качества, наделяются группой перцептивно-лидерскими качествами, т. е. признаются и принимаются в качестве лидеров.

Выделенная трехуровневая модель лидерских качеств командира позволяет организовать психологическое сопровождение профессиональной деятельности младших командиров. Так, качества, относящиеся к первому уровню модели, полезно учитывать в качестве критериев в процессе профессионального психологического отбора кандидатов на должности младших командиров и развивать в процессе личностного тренинга.

Качества, относящиеся ко второму уровню модели, в большей степени подлежат развитию в ходе профессионально-психологического тренинга и тренинга лидерства в лабораторных группах.

Успешным результатом реализации программы развития лидерских качеств является обретение перцептивно-лидерских качеств. Поэтому, выбирая в качестве цели обеспечение становления младших командиров в учебных группах в статусе лидеров, необходимо уделить особое внимание формированию восприятия группой младших командиров как лидеров и формирования у командиров лидерской Я-концепции. В ином случае лидерский потенциал может оказаться нереализованным. Практическая реализация этой работы может осуществляться в процессе организационно-деятельностных и сюжетно-ролевых игр, проводимых с естественными учебными группами и направленных на формирование позитивного опыта лидерского взаимодействия младших командиров с одногрупниками, закрепление их лидерского образа в восприятии курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евтихов О. В. Лидерство и руководство. Тренинг развития лидерских качеств: учебно-методическое пособие. -Красноярск, 2005.

2. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. - М., 1993.

3. Рожков М. И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах. - М., 1990.

4. Уманский А. Л. Педагогические условия и средства стимулирования лидерства в детских и юношеских коллективах. -Кострома, 1994.

5. BassB. Stogdill’s handbook of leadership. - N.-Y, 1981.

6. Bennis W. On becoming a leader - N.-Y., 1989/1994.

7. Bennis W. Where have all the leaders gone // Contemporary Issues in Leadership. - Boulder, Colo, 1984.

8. Covey S. ff Principle-Centered leadership. - N.-Y, 1991.

9. DePree M. Leadership jazz: the art of conducting business through leadership, fellowship, teamwork, touch, voice. - N.-Y, 1993.

10. Gardner J. On leadership. - N.-Y., 1990.

11. Nanus B. The leader’s edge: the seven keys to leadership in a turbulent world. - N.-Y., 1989.

12. O ’Toole J. Leading change: the argument for values-based leadership. - N.-Y., 1996.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ

В. О. Солнцев, О. Ю. Ефремов

В статье рассматриваются вопросы совершенствования воспитательной работы в ходе профессиональной подготовки обучающихся в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России. Отмечается, что совершенствование подготовки и деятельности сотрудников этой службы неразрывно связано с повышением роли воспитательной составляющей в образовательном процессе вузов.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, образовательный процесс, профессиональная подготовка, вузы ГПС МЧС России.

В Концепции кадровой работы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвыгаайныш ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) была поставлена задача создания отвечающей современным требованиям системы воспитания всех категорий сотрудников МЧС России (3). Основным элементом системы подготовки сотрудников МЧС России являются вузы Государственной противопожарной службы (далее - ГПС), функционирование которых неразрывно связано с воспитанием личного состава. Воспитание в вузах ГПС МЧС России осуществляется в ходе целостного образовательного процесса и непосредственно путем проведения воспитательной работы.

Главной целью воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России в настоящее время является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника ГПС МЧС России.

Материалы печати, проведенное исследование свидетельствуют, что негативное влияние как в целом на совершенствование деятельности ГПС МЧС России, так и непосредственно на эффективность процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России оказывает слабая воспитательная работа. Как показал анализ, основныши причинами низкой эффективности воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России являются: отсутствие системности в воспитательной работе; низкий уровень психолого-педагогической подготовки должностных лиц; недостаточное использование потенциала педагогики, современный технологий организации воспитательной работы в образовательном учреждении ГПС МЧС.

С учетом отмеченных обстоятельств в современных условиях возрастает потребность в теоретическом обосновании путей совершенствования воспитательной работы, практической разработке, апробации и реализации целостной системы воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России как существенного элемента системы воспитания и профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России (2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.