УДК 37
Педагогические науки
Окунев С. В., студент магистратуры 3 курс, факультет «Психологии» Новосибирский Государственный педагогический университет,
Россия, г. Новосибирск
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО
КОРПУСА
Аннотация: в статье описывается сущность категории «лидерство». Раскрываются особенности взглядов на лидерские качества индивида. Описывается специфика педагогического воздействия на воспитанников кадетского корпуса. Приведена характеристика условий формирования лидерских качеств у воспитанников кадетского корпуса.
Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, кадетский корпус, воспитанники кадетского корпуса, формирование.
Annotation: The article describes the essence of the leadership category. The features of views on the leadership qualities of an individual are revealed. The specificity of the pedagogical impact on the pupils of the cadet corps is described. The characteristic of the conditions for the formation of leadership qualities among pupils of the cadet corps is described.
Key words: leadership, leadership qualities, cadet corps, pupils of the cadet corps, formation.
В настоящее время, в рамках современного психологического знания существует большое количество различных теорий относительно понимания феномена лидерства. Многие авторы выдвигают свои точки зрения по данному поводу, однако в общем смысле лидерство можно охарактеризовать в качестве
процесса, благодаря которому организуется групповая работа, а лидер, является человеком, к чьему мнению прислушиваются все члены этой группы [1, с. 25].
Вслед за определением понятия «лидерство», современные исследователи имеют различные мнения касательно определения сущности лидерских качеств. Так, согласно одному подходу, объяснение сущности лидерских качеств основывается на том, что лидеры - это носители определенных, присущих только им, качеств и умений, имеющих врожденный характер и обнаруживающихся, не смотря на особенности ситуации или группы [3, с. 144].
По этой причине, лидерство, как социально-психологический феномен рассматривалось в виде совокупности выдающихся характеристик личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть благодаря наличию этих уникальных качеств. Вместе с тем, в качестве одной из наиболее общепринятых позиций западных авторов является «теория лидерства как функции ситуации».
Наблюдая за тем, как одни и те же самые люди в разных группах могут занимать разное положение, играть в них различные роли (ребенок может быть «лидером» среди ребят в своем дворе и «ведомым» в классе; учитель может быть «лидером» в школе и не занимать это положение в семье), её авторы сделали вывод о том, что лидерство - не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многоаспектного влияния различных факторов при вхождении в разные ситуации [2, с. 169].
Согласно третьей, наиболее распространенной позиции, существует два типа лидеров:
1) эмоциональный (обеспечивающий регулирование межличностных отношений)
2) инструментальный (захватывающий инициативу в специфических видах деятельности и координирующий общие усилия по достижению цели) [2, с. 170]. Исходя из этой типологии, лидерство не является статичным состоянием личности.
В настоящее время, одной из распространенных теорий лидерства является та, в которой лидерские качества не являются врожденными, а считаются приобретенными, вследствие чего, особую значимость в данном процессе играет формирование лидерских качеств.
Исследователями выделяются следующие качества, которыми должен обладать лидер: знание себя, своих чувств и эмоций; готовность идти на риск; уверенность в себе; надежность, способность к реализации нормативного поведения; активная жизненная позиция; инициативность и мотивационные навыки; умение организовать командную работу; способность организовать коллектив на решение поставленных задач; видение перспектив; гибкость поведения и чувствительность к ситуации; наличие эмпатичного поведения; коммуникабельность; справедливость; способность представлять и отстаивать интересы коллектива; умение создавать условия для самореализации своих последователей [4, с. 156].
Как следует из вышеописанных характеристик, особую значимость все приведенные качества приобретают в контексте обучения воспитанников кадетского корпуса, поскольку их дальнейшая деятельность связана с большой ответственностью, умением быстро принимать решения в условиях изменяющейся среды и готовность идти на риск в опасных ситуациях.
В рамках обучения в кадетском корпусе, психолого-педагогическое воздействие на воспитанников является специфическим, поскольку с одной стороны, к ним применяются общие педагогические меры, которые используются для детей их возрастной категории: 11-17-ти лет, а с другой -параллельно с учетом возрастных особенностей прививать навыки эффективного служения Родине в качестве военной единицы.
Сложность педагогических процессов кадетского корпуса заключается в том, что его образовательная структура является весьма стандартизированной, где каждый из воспитанников является равным своему товарищу. При этом, воспитание лидерских качеств в каждом кадете является необходимым,
поскольку их профессиональные цели заключаются в продвижении в военных ведомствах и принятию на себя звания командира.
Исходя из вышеуказанного, в качестве психолого-педагогических условий формирования лидерских качеств у воспитанников кадетского корпуса будут выступать: организация социально-педагогической работы и психологической поддержки, направленных на развитие интеллектуальных, когнитивных и эмоционально-волевых личностных качеств [5, а 109].
В контексте комплексного понимания подходов к развитию личности кадетов, формирование их лидерских качеств должно включать в себя необходимость организации социально-поддерживающей образовательной среды, в которой педагогический состав, включая офицеров-воспитателей, будут позиционироваться в качестве профессионалов, а сами воспитанники в качестве отдельных личностей, которые могут усвоить определенные. Важнейшим условием развития лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса будет являться их восприятие в качестве полноценных и полноправных участников образовательного процесса, которые имеют собственную позицию, взгляды и интересы, а также имеют право их выражать.
При этом, обучение в кадетском корпусе должно способствовать реализации индивидуальных потребностей воспитанника в самоопределении и самоактуализации собственных возможностей. Исходя из этого, развитие лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса возможно при соблюдении следующих условий:
1. способствование личностному развитию кадета и предоставление ему возможностей для индивидуального самоопределения в воинском коллективе.
2. организация возможностей для самостоятельного удовлетворения познавательного интереса кадета, в основе чего должно находиться предоставление ему специализированных источников получения информации, совместно с обучением знаниям о реализации данных паттернов.
3. формирование у кадета представлений о служебной, профессиональной и учебной деятельности как о личностно значимых и необходимых в жизнедеятельности паттернах.
4. создание для воспитанников кадетского корпуса условий для реализации творческого потенциала, совместно с интеллектуальными, нравственными, организаторскими и коммуникативными потребностями, поскольку именно эти потребности отвечают за воспитание личностных характеристик, которые являются основой для развития лидерских качеств в воинском коллективе.
Библиографический список:
1. Кричевский Р.Л. Механизмы лидерства в юношеских коллективах // Проблемы детской и педагогической психологии. - М., 1976. - Вып .9.- С. 2326.
2. Уманский Л.И. Лидер и лидерство в контактных группах // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума. - Л.: ЛГУ, 1973. - С. 168-170.
3. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
4. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 2009. - 208 с.
5. Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности. - Одесса, 1992. - 168 с.