Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях ‎ ‎двухуровневой подготовки'

Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях ‎ ‎двухуровневой подготовки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1355
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ДВУХУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COMPETENT APPROACH / THE TWO-LEVEL SYSTEM OF TRAINING / KEY COMPETENCES / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE SKILLS / COMMUNICATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хусаинова Гузэль Абдрахмановна

В статье представлены характеристики коммуникативной компетентности как сложного, многомерного феномена, даны дефиниции коммуникативной компетентности личности в контексте различных научных подходов и описание ее структурных компонентов. Особое внимание автор уделяет рассмотрению коммуникативной компетентности как интегрального личностного качества, обеспечивающего ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения в различных языковых средах. На основе теоретического анализа исследуемого феномена описаны три стороны коммуникативной компетентности и показана их взаимосвязь с гностическими, экспрессивными и интерактивными способностями; раскрыты отдельные аспекты, имеющие отношение к формированию коммуникативной компетентности студентов в условиях двухуровневой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of communicative competence of students in terms of two levels

The article presents the characteristics of communicative competence as a complex, multidimensional phenomenon, given the definitions of communicative competence of personality in the context of different scientific approaches. Special attention is paid to the consideration of communicative competence as an integral personal quality, providing situational adaptability and freedom to own verbal and nonverbal communication in different language environments. On the basis of theoretical analysis of the investigated phenomenon described three parties of communicative competence and show their relationship with the Gnostic, expressive and interactive abilities; revealed certain aspects related to the formation of communicative competence of students in terms of two levels.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях ‎ ‎двухуровневой подготовки»

р * 13314 2326-7425 24124437

ТЬс ¡пигга! о(;с1сп(Шс гм[н1«

НеаШ?

♦ & шШепшит

Ейасаиоч

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В УСЛОВИЯХ ДВУХУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Г.А. Хусаинова

Стерлитамакскии филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» г. Стерлитамак, Россия, 453100

Аннотация. В статье представлены характеристики коммуникативной компетентности как сложного, многомерного феномена, даны дефиниции коммуникативной компетентности личности в контексте различных научных подходов и описание ее структурных компонентов. Особое внимание автор уделяет рассмотрению коммуникативной компетентности как интегрального личностного качества, обеспечивающего ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения в различных языковых средах. На основе теоретического анализа исследуемого феномена описаны три стороны коммуникативной компетентности и показана их взаимосвязь с гностическими, экспрессивными и интерактивными способностями; раскрыты отдельные аспекты, имеющие отношение к формированию коммуникативной компетентности студентов в условиях двухуровневой подготовки.

Ключевые слова: компетентностый подход, система двухуровневой подготовки, ключевые компетенции, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетенция, коммуникативные умения, коммуникативные способности.

Актуальность данной темы связана с необходимостью научного анализа масштабных социальных и культурных изменений, происходящих в современном обществе под воздействием информатизации и компьютеризации. В 2000 году постановлением Правительства Российской Федерации № 751 (04.10.2000 г.) утверждена «Национальная доктрина образования до 2025 года», определившая политику государства в области образования, направленную на повышение его качества.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только в России, но и в мировом сообществе. Она решается только в связи с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, самое главное, пере-

осмыслением цели и результата образования. Особое значение для модернизации образования имеет компетентностный подход, предполагающий четкую ориентацию на будущее и проявляющийся в возможности построения образования с учетом успешности в будущей профессиональной деятельности. Развитие коммуникативного потенциала посредством современных информационных технологий позволяет перевести на новый уровень общение педагога с обучаемыми и коллегами. Переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат-магистратура) предполагает существенные изменения учебных планов и программ, перечня учебных дисциплин. Оптимизация этого процесса возможна путем внедрения в образовательный процесс современных инновацион-

—--—

~ 744 ~

ных форм и технологий, что предполагает овладение будущими педагогами не только общекультурными и профессиональными компетенциями, но и коммуникативными умениями.

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которыми должен обладать любой представитель современной цивилизации [8]: политические и социальные: (брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений); компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков, религий); компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, в том числе владение иностранными языками; компетенции, связанные с возникновением общества информации (электронные компетенции); способность учиться всю жизнь — как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. В этой связи особую актуальность приобретает проблема формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях двухуровневой подготовки.

Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано A.A. Бодалевым и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [1]. В.Н. Куницина определяет коммуникативную компетентность просто как «успешность общения» [6]. По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность — это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» [4]. По мнению учёного в состав коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека.

Анализируя различные определения коммуникативной компетентности в работах A.A. Бода-лева, К. Данцигера, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.П. Захарова, Л.А. Петровской и других, мож-

но сделать вывод, что общей чертой для их большинства является включение данного термина в структуру эффективного общения. Термин «коммуникативная компетентность» предполагает наличие у человека определенного уровня мастерства в межличностном общении и опирается на психологические знания о других и о себе, а также на комплекс соответствующих умений и выбранную стратегию общения.

В работах по лингвистике, риторике, педагогике М.А. Брандеса, Т.А. Дридзе, М.А. Гвенцадзе фигурирует ещё одно понятие — коммуникативная компетенция, которая рассматривается, как исходное понятие (способность адекватно использовать языковые и речевые средства применительно к задачам общения) и как целевое (формирование умений понимать, правильно истолковывать и строить типы текста, обусловленных владением нормами речи и умением учитывать специфику данной речевой ситуации), то есть как достижение компетентности. Д. Хаймз в понятии коммуникативной компетенции выделили следующие составляющие: лингвистическую (правила языка); дискурсивную (правила построения смыслового высказывания); социально-лингвистическую (правила диалектной речи); стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником). Л. Бахман предложил подробное описание коммуникативной компетенции. Он использует термин «коммуникативное языковое умение» и включает в него следующие ключевые компетенции: языковую/лингвистическую/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы); дискурсную (связанность, логичность, организация); прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом); разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм); социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, «знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере» Д. Хаймз); стратегическую (умение использовать коммуника-

—--—

~ 745 ~

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

—■--—

тивные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения); речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыс-лительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования). Таким образом, коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица.

Комплексное исследование коммуникативной компетентности встречается в работах И.Н. Зотовой. По её мнению коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоцио-нально-мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты. Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели. В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности. На поведенческом уровне — это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения.

В результате теоретического анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, И.Н. Зотова делает вывод, что в её структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности [5]. Коммуника-

тивные знания — это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие не эффективны. К числу коммуникативных умений относятся: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму; речевые умения; умение гармонизировать внешние и внутренние проявления; умение получать обратную связь; умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Большинство учёных выделяют две различных группы названных умений: 1) группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания; 2) группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление. Коммуникативные способности рассмотрены, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие её быстрое и успешное осуществление.

Ю.Н. Емельянов характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности, он считает, что коммуникативная компетентность представляет собой совокупность следующих качеств: способность человека брать на себя и исполнять различные социальные роли; способность адаптироваться в социальных группах

—--—

~ 746 ~

—--—

и ситуациях, умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения; способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми; осознание своих ценностных ориентаций, потребностей; техники работы с людьми; перцептивные возможности [3].

Л.А. Петровская обращает внимание на три стороны коммуникативной компетентности. Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров — коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Она так же отмечает, что коммуникативная компетентность (компетентность в общении) предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. Автор считает, что именно гибкость в адекватной смене психологических позиций является одним из существенных показателей компетентного общения [8]. С.А. Езова так же рассматривает коммуникативную компетентность с точки зрения её составляющих. Она считает, что коммуникативная компетентность включает способность человека применять знания, умения, личностные качества: а) в построении и передаче сообщения (содержания общения) посредством традиционного и виртуального взаимодействия; б) в выстраивании отношений; в) в выборе тактики поведения; г) в формах общения с партнером [2]. С.А. Езова, как и многие другие авторы, считает, что основным фактором коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. Г. С. Васильева в состав коммуникативной компетентности включает три вида таких способностей: гностические, экспрессивные и интерактивные.

Резюмируя сказанное, отметим, что коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное

психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Развитие коммуникативной компетентности в онтогенезе происходит по мере развития характера и направленности умственной и общей активности. Характер коммуникативной активности индивида зависит от его коммуникативной компетентности, признаваемых им коммуникативных ценностей, от специфики мотивации и потребностей в общении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев A.A. Психологическое общение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О. «Модек», 1996.

2. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4. С. 34—39.

3. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. СПб.: Речь, 2001.

4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении). М.: Просвещение, 2004.

5. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века». Кисловодск: 2006. С. 109.

6. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

7. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Оценка качества профессионального образования. Доклад / Под общ. ред. В.И. Байденко. М.: Инфра-М, 2009.

8. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Академия, 2002.

—--—

~ 747 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

—■--—

T HE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN TERMS OF TWO LEVELS

G.A. Husainova

Sterlitamak branch of Federal State budgetary educational institution «Bashkir state University» Sterlitamak, Russia, 453100

Annotation. The article presents the characteristics of communicative competence as a complex, multidimensional phenomenon, given the definitions of communicative competence of personality in the context of different scientific approaches. Special attention is paid to the consideration of communicative competence as an integral personal quality, providing situational adaptability and freedom to own verbal and nonverbal communication in different language environments. On the basis of theoretical analysis of the investigated phenomenon described three parties of communicative competence and show their relationship with the Gnostic, expressive and interactive abilities; revealed certain aspects related to the formation of communicative competence of students in terms of two levels.

Key words: competent approach, the two-level system of training, key competences, communicative competence, communicative competence, communicative skills, communicative abilities.

REFERENCE

1. Bodalev A.A. Psihologicheskoe obshhenie. Moscow, Izd-vo «Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh, N.P.O. «Modek», 1996.

2. Ezova S.A. Kommunikativnaja kompetencija. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki, 2008, no. 4, pp. 34—39.

3. Emel'janov Ju.N. Teorija formirovanija i praktika sovershenstvovanija kommunikativnoj kompetentnosti. St.Petersburg, Rech', 2001.

4. Zhukov Ju.M., Petrovskaja L.A. Problema diag-nostiki social'no-perceptivnoj kompetentnosti (v pedago-gicheskom obshhenii). Moscow, Prosveshhenie, 2004.

5. Zotova I.N. Kommunikativnaja kompetentnost' kak aspekt socializacii lichnosti studenta v uslovijah in-formatizacii obshhestva. Aktual'nye social'no-psihologi-cheskie problemy razvitija lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve XXI veka». Kislovodsk, 2006. P. 109.

6. Kunicyna V.N. Mezhlichnostnoe obshhenie: Uchebnik dlja vuzov. St.Petersburg, Piter, 2001.

7. Oskarsson B. Bazovye navyki kak objazatel'nyj komponent vysokokachestvennogo professional'nogo ob-razovanija. Ocenka kachestva professional'nogo obrazova-nija. Doklad. Ed. V.I. Bajdenko. Moscow, Infra-M, 2009.

8. Petrovskaja L.A. Teoreticheskie i metodicheskie problemy social'no-psihologicheskogo treninga. Moscow, Akademija, 2002.

к 'к' ■! .1

w UHMITU

HI ¡Bin 1Ü

^Щ^т^ OAJI ф ulrichsweb

GOOgle ^ Cite Factor ^ | JJ

i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.