УДК 37 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10111
Понятие коммуникативной компетенции в отечественной лингвистике
The Concept of Communicative Competence in Domestic Linguistics
Ольга Викторовна ИШАЕВА,
старший преподаватель кафедры «Иностранные языки-5» Российского университета транспорта (МИИТ)
E-mail: [email protected]
Олег Юрьевич АНАНЬИН,
кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя
Аннотация. Статья посвящена анализу термина «коммуникативная компетенция», установлению его содержания и структуры. Приводятся мнения ученых относительно формирования и развития коммуникативных компетенций. Акцентируется внимание на фактическом отсутствии единой позиции в научной среде об объеме и составляющих указанной компетенции. Делается вывод, что, несмотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетенции, все авторы сходятся во мнении, что коммуникативная компетенция представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетенция, поведенческое взаимодействие, профессиональное развитие
Abstract. The article is devoted to the analysis of the term "communicative competence", the establishment of its content and structure. The opinions of scientists regarding the formation and development of communicative competences are cited. Attention is focused on the actual absence of a single position in the scientific community about the scope and components of the specified competence. It is concluded that despite the difference in understanding of the components of communicative competence, all authors agree that communicative competence is the ability to establish and maintain the necessary contacts with other people.
Key words: communication, communicative competence, behavioral interaction, professional development
Применение термина «коммуникативная компетенция» было введено и использовано советским и российским психологом A.A. Бодалевым в контексте способности к установлению и поддержанию эффективных контактов с людьми при условии наличия внутренних ресурсов (а именно умений и знаний) [1].
В дальнейшем термин получил некоторое уточнение как ориентированность в разноплановых ситуациях коммуникации, которая основывается на таких составляющих, как знания, опыт индивида, способности к эффективному взаимо-
действию, понимание себя и других в ситуации постоянного изменения межличностных отношений, психических состояний и условий социальной среды.
Некоторые ученые определяют исследуемую компетенцию как успешность в общении. Так, В.И. Жуков пишет, что коммуникативная компетенция — это «психологическая характеристика человека как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав так понимаемой коммуникативной компетенции включается совокуп-
ность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека» [4].
Коммуникативная компетенция формируется и развивается в условиях опыта взаимодействия в социуме. Приобретению соответствующих навыков способствуют самообразование, приобщение к культурной жизни общества, посещение общественных мест культурного содержания.
Под коммуникативной компетенцией понимают также «интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица».
Комплексное исследование коммуникативной компетенции встречается в работах и других исследователей. Так, коммуникативная компетенция представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов — эмо-ционально-мотивационного, когнитивного и поведенческого.
Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетенции, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели.
Когнитивная составляющая включает знания в сфере отношений людей и специализированные знания в области психологии, которые получаются через обучение, смыслы, образы как партнера для взаимодействия, способности к умению «читать» собеседника, индивидуально-личностные характеристики, которые образуют коммуникативный «портрет» личности.
Поведенческий уровень в таком контексте является определенной персонифицированной системой моделей межличностной коммуникации [9; 10].
Анализ работ в области коммуникативной компетенции позволяет сделать вывод, что ее структура достаточна сложна и включает такие коммуникативные элементы, как знания, умения и способности.
В целом, под коммуникативными знаниями понимают знания об общении, его видах, фазах и закономерностях в развитии. Более того, это представления о существующих коммуникативных приемах и методах, об их возможностях и ограничениях. Кроме этого, это знания об эффективных методах коммуникации в социуме.
К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие — не эффективны.
Коммуникативные умения включают такие составляющие, как:
■ умение транслировать текст посыла в понимаемую для окружающих форму;
■ речевые умения;
■ умения оптимизировать внешние проявления и внутренние;
■ умения в получении обратной связи;
■ умения в преодолении коммуникативных барьеров.
В литературе выделяют интерактивные умения, среди них: умения строить общение, формировать положительную эмоциональную и психологическую атмосферу, самоконтроль и саморегуляция, организация плодотворного сотрудничества.
Дополнительно выделяют умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания; группу социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.
Коммуникативные способности как индивидуально-психологические свойства личности отвечают требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивают ее быстрое и успешное осуществление.
Некоторые исследователи рассматривают указанные компоненты и составляющие коммуникативной компетенции в отдельности. Имеются работы, в которых составляющие коммуникативной компетенции рассматриваются под другим углом.
Так, исследуя понятие коммуникативной компетенции, В.А. Лабунская выделяет в нем три составляющих:
■ точность (правильность) восприятия других людей;
■ развитость невербальных средств общения;
■ владение устной и письменной речью [7].
Ю.Н. Емельянов подчеркивает качественную
составляющую и особенности понятия коммуникативной компетенции, считая, что коммуникативная компетенция является совокупностью таких качеств, как:
■ способность брать и исполнять разные социальные роли;
■ способность адаптироваться к социальным группам и ситуациям;
■ умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;
■ способность к организации и управлению «межличностным пространством» при инициативном и активном общении;
■ осознание личностных ценностных ориен-таций, потребностей;
■ техники работы с людьми;
■ психолого-перцептивные возможности [3].
Л.А. Петровская обращает внимание на три
стороны коммуникативной компетенции. Компетенция во всех видах общения заключается в достижении трех уровней адекватности партнеров — коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о
различных видах компетенции в общении [8]. Она отмечает, что коммуникативная компетенция (компетенция в общении) предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстраненной, и близкой. Трудности порой могут быть связаны с владением какой-либо одной из них и ее реализацией повсеместно, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации. Автор считает, что именно гибкость в адекватной смене психологических позиций является одним из существенных показателей компетентного общения.
С.А. Езова также рассматривает коммуникативную компетенцию с точки зрения ее составляющих, объединяя все составляющие в три основные группы (рис. 1).
г
и
и
о л
н а
т к
с и
о н
н
ч и С м м
£ е о к
м
о
я в
и о
р С
о с
е
1— р
> 4
а. 9 ч с
ш О
-О О
I I
н I
о ф
3 §
ш °
Знания
т
I §
ф ^
5 ^
_ о
к: ш
В >
I— о.
Структура коммуникативной компетенции
I
Умения
11__I
.а .а
т т
и а
р о в Э
о с с
е е
и и
н н
е е
м м
У У
е
.и и
т н
а в и а е д е в
р т с о с
ы *
в я и
е н
и е
н Ч
е м о н
У т
о
Т
Личностные качества
ттт
с о н
п с
е т и
ю
о
с о н т н а
а е
с
о
я и т а
с
м
СП
и др.
и др.
и др.
Рис. 1. Составляющие коммуникативной компетенции
С.А. Езова считает, что коммуникативная компетентность включает способность человека применять знания, навыки, личные качества:
■ традиционное и виртуальное взаимодействие через сообщения (коммуникационный контент) построения и в программе;
■ построение отношений;
■ поведение тактики выбора;
■ партнерское общение [2].
С.А. Езова, как и многие другие авторы, считает коммуникативную компетентность основным фактором коммуникативных возможностей.
Коммуникативная компетентность как структура включает в себя выразительную и интерактивную возможности.
Категория коммуникативной компетенции охватывает:
■ социально-психологические прогнозы коммуникативной ситуации, в которой происходит общение;
■ социально-психологическую программу коммуникативного процесса, коммуникативную ситуацию как основу уникальности;
■ коммуникативный процесс социально-психологического управления реализацией коммуникативной ситуации.
Прогноз формируется коммуникативным отношением к уровню коммуникативной ситуации, процессом анализа, который позволит автору понять процесс общения, личностное поведение,
вид программы. Уровень установки можно спрогнозировать: партнер тематических интересов, эмоционально-оценочные отношения различных событий, коммуникативная форма отношения, вовлеченность партнеров в коммуникативные взаимодействия в системе.
Существует еще одна позиция, согласно которой коммуникативная компетентность понимается как коммуникативные возможности, которые проявляются людьми через общение и позволяют достичь поставленных целей:
■ умение точно воспринимать ситуацию, взаимоотношения и оценивать вероятность достижения поставленных целей;
■ умение правильно понимать и оценивать людей;
■ средства коммуникации и способы выбора способностей осуществляются так, чтобы они соответствовали ситуации партнеров и задачам;
■ партнер по индивидуальным характеристикам способен адаптировать общение с ними адекватными средствами отбора как вербального, так и невербального уровня;
■ способность влиять на психическое состояние людей;
■ способность изменять коммуникативное поведение людей;
■ умение налаживать и поддерживать хорошие отношения;
■ умение оставить хорошее впечатление о себе.
О.В. Крючкова пишет, что высокоразвитая коммуникативная компетентность может рассматриваться только в том случае, если человек обладает этими способностями и выражает их людям посредством общения [6].
Онтогенез развития коммуникативной компетентности становится психической, а также общей деятельностью, характером и направленностью развития. Характер индивидуальной коммуникативной деятельности зависит от ее коммуникативной компетентности, общепризнанных коммуникативных ценностей, специфической мотивации и коммуникативных потребностей.
Е.В. Арцишевская рассматривает коммуникативную компетентность как концепцию профессионального развития, что характеризуется коммуникативной компетентностью специалиста, взаимодействием личного и профессионального опыта, установлением определенного уровня, необходимого для индивидуального функционирования в профессиональной среде и в обществе, их возможностями и социальным статусом [5].
Таким образом, коммуникативная компетентность — это целостное, относительно стабильное лингвистическое образование, которое проявляется в индивидуально-психологических и личностных характеристиках конкретного человека, его поведении и общении. Несмотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетенции, все авторы сходятся во мнении, что коммуникативная компетенция представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Коммуникативная компетентность специалиста, в том числе переводчика, имеет определенную специфику, которая характерна для сферы профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Бодалев АА. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
2. Езова СА Коммуникативная компетентность библиотечного специалиста // Библиография. 2006. № 2. С. 22—25.
3. Емельянов Ю.Н. Основы культуральной антропологии: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 1994.
4. Жуков В.К., Андреев В.И., Капилевия Л.В. Педагогика и психология: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Томск. политех. ун-та, 2008.
5. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Языковые и коммуникативные способности и компетенция // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 43—48.
6. Крюякова О.В. Вопросы лингвистической трактовки лексической редупликации в русском языке // Русский язык в научном освещении. М.: Ин-т русского языка РАН. 2004. № 2 (8). С. 63—83.
7. Лабунская ВА. Невербальное поведение: структура и функции // Социальная психология: хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 84—111.
8. Петровская ЛА. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1989.
9. Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблема // Известия Южного отделения Российской академии образования. 1999. Вып. 1. С. 127—136.
10. Флоренская ТА. Диалог как метод психологии консультирования (духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 5. С. 44—55.