УДК 159.99 ББК 88.4
К.С. ЧЕРЁМУХИНА
Байкальский государственный университет
экономики и права г. Иркутск [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО
ФАКУЛЬТЕТОВ
K.S. Cheremukhina
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
COMPARATIVE ANALYSIS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE ELEMENTS OF LAW AND PSYCHOLOGY DEPARTMENTS STUDENTS
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы правильной диагностики, обучения и «взращивания» компетентных специалистов; профессиональная компетентность психологов и юристов включает в себя много компетенций, но коммуникативную компетентность этих специалистов мы рассматриваем как одну из основных; выделяются такие компоненты коммуникативной компетентности, как: коммуникативные умения личности, коммуникативное знание (степень толерантности), уровень коммуникативной установки личности и перцептивно-невербальная составляющая коммуникативной компетентности, на основании характеристик этих компонентов выстраиваются и очень подробно описываются уровни коммуникативной компетентности: высокий, средний и низкий; выявляется специфика коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей: «Психология», «Юриспруденция»; ставится и частично подтверждается гипотеза, что студенты специальности «Психология» имеют более сформированную коммуникативную компетентность, чем студенты-юристы.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, уровни коммуникативной компетентности, коммуникативные умения, коммуникативная толерантность, коммуникативные установки, уровень перцептивно-невербальной компетентности
Annotation: The article considers issues of proper diagnostics, training and "nurturing" of professionals; professional competence of psychologists and lawyer includes many competences, but communicative one is considered as key component; points such elements of communicative competence as person's communicative skills, communicative cognition (tolerance amount), communicative mindset level and perceptive-nonverbal element of communicative competence; sets forth and describes in details communicative competence levels, using characteristics of these components (high, intermediate and low); educes communicative competence specificity of Humanities Departments' students: "Psychology", "Law"; makes and partially confirms a hypothesis that students of "Psychology" possess more formed communicative competence then students of "Law" do.
Keywords: communicative competence, levels of communicative competence, communicative skills, communicative tolerance, communicative mindset, level of perceptive-nonverbal competence.
Пограничная психиатрия является одной из активно развивающейся областью современной медицины в последние десятилетия, что обусловлено неуклонным ростом психических расстройств невротического и аффективного спектра в популяции. В структуре всей психической патологии пограничные психические расстройства составляют порядка 80%, а диапазон их распространенности в общем населении чрезвычайно высок - от 17 до 210 на 1000 населения [1]. Зачастую описываемые расстройства скрываются под маской соматического неблагополучия, что приводит к хождению страдающего контингента по учреждениях общесоматического профиля. Средний возраст появления депрессивного эпизода колеблется от 20 до 40 лет, страдает наиболее трудоспособное население, что неминуемо приводит к повышению уровня экономических затрат. Так, ежегодные экономические потери в США вследствие депрессии превышают уровень 80 миллиардов долларов, при этом на прямые затраты здравоохранения приходится чуть более 25 млрд долларов (31%), 51,5 млрд (62%) составляют расходы, связанные с утратой трудоспособности [2]. Согласно данным европейских исследований (проведенных в Швеции, Великобритании и Испании), ежегодные затраты на одного пациента с расстройством пограничного уровня составляют от 1171 до 16581 евро. В России ежегодные дополнительные расходы на амбулаторную и стационарную помощь, пенсии по инвалидности и убытки, связанные с пропущенными днями работы оцениваются в среднем в 8083,5 руб. на одного пациента с депрессией. Необходимо учитывать риск суицида среди людей, страдающих аффективной патологией, только в 2000 г., по расчетам ВОЗ, смертность от суицида составила 814 000 смертельных исходов.
В настоящее время огромное внимание уделяется вопросам соответствия работников различных сфер тем задачам и целям, которые ставит перед ними профессиональная деятельность. Сегодня диагностика профессиональных характеристик индивида рассматривается как необходимое условие отбора кадров. Любая профессия предъявляет целый ряд специфических требований, среди которых основное — профессиональная компетентность. Компетентность является предиктором успешности в профессии. В связи с этим появляется проблема обучения и «взращивания» компетентных специалистов, обладающих набором необходимых качеств. Реформы образования, разработка и внедрение компетентностного подхода позволяют эти задачи и проблемы решать.
В своей работе мы хотим выявить различия между
уровнем сформированности некоторых компонентов коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по таким гуманитарным специальностям, как «Психология» и «Юриспруденция». Мы предполагаем, что студенты психологического факультета имеют более сформированную коммуникативную компетентность, чем студенты юридического факультета.
При изучении профессиональных компетенций юристов и психологов мы опирались на теоретические положения Л.М. Митиной, В.Н. Карандашева, Ю.В. Чу-фаровского, при рассмотрении коммуникативной компетентности - Е.В. Сидоренко, Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой.
Профессиональная компетентность психолога требует обладания специальной, персональной, коммуникативной и рефлексивной компетенциями. Л.М. Митина в структуре педагогической компетентности выделяет две структуры: деятельностную (ЗУНы и способы осуществления деятельности) и коммуникативную (ЗУНы и способы осуществления общения).
По мнению В. Н. Карандашева, профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
На наш взгляд, большое значение имеют коммуникативные качества личности психолога: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. К коммуникативным качествам психолога можно отнести: тактичность, вежливость, умение слушать, слышать и понимать другого человека, умение задавать вопросы. В психологической литературе весь комплекс этих качеств часто называют «талантом общения», который включает в себя 5 блоков качеств личности: 1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая реакция в ситуации; 2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение его в духовный мир, психологическая интуиция, основанная на глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности; 3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь; 4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей; 5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, умение слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызывать доверие, обладание чувством юмора.
Юридическая деятельность в первую очередь связана с нормами права, их применением в различных
Уровень коммуникативной компетентности Коммуникативные умения (стиль межличностного коммуникативного взаимодействия) Выраженность негативной коммуникативной установки (в баллах) Коммуникативная толерантность (в баллах) Перцептивно-невербальная компетентность (в стенах)
Высокий Компетентный 0-33 0-38 1-3
Средний Зависимый 34-56 39-74 4-7
Низкий Агрессивный 57-100 74-135 8-10
жизненных ситуациях. Психологический анализ юридической деятельности позволяет выделить следующие ее стороны: социальную, поисковую (познавательную), коммуникативную, удостоверительную, организационную, реконструктивную, воспитательную.
Юридическая деятельность во всех своих проявлениях связана с общением с людьми, причем нередко в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели. Профессиональная деятельность юриста предполагает общение с различными категориями граждан. От него требуются умения устанавливать и поддерживать на должном уровне психологический контакт, оказывать управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования. В структуре психологической деятельности коммуникативный компонент также является основой, движущей силой взаимодействия.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённых ситуациях личностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность, согласно Л.А. Петровской, - это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Емельянов Ю.Н. определяет коммуникативную компетентность как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. Мерой коммуникативной компетентности является степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других.
Сидоренко Е.В. предлагает следующую схему определения: коммуникативная компетентность - это коммуникативная способность, коммуникативные умения и коммуникативное знание, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.
Мы в структуру коммуникативной компетент-
лица 1. Уровни коммуникативной компетентности ности включаем следующие компоненты: коммуникативные умения личности, коммуникативное знание (степень толерантности), уровень коммуникативной установки личности и перцептивно-невербальную составляющую коммуникативной компетентности.
В соответствии с принятым выделением сторон общения развитие компетентности также можно рассматривать в плане трех указанных аспектов, выделяя соответственно развитие перцептивной, коммуникативной и интерактивной составляющих компетентности.
Поскольку всесторонняя диагностика коммуникативной компетентности затруднительна, в нашем исследовании мы не пытались охватить данный вопрос полностью. Были выделены наиболее важные составляющие коммуникативной компетентности, сообразно которым был подобран диагностический инструментарий.
Исследование проводилось на базе Байкальского Государственного Университета Экономики и Права г. Иркутска (2009-2012 гг.). В качестве респондентов выступили 60 человек - студенты Байкальского Государственного Университета Экономики и Права, из них 30 человек - студенты специальности «Психология» и 30 человек - студенты, обучающиеся по специальности «Юриспруденция» (исследование проводилось совместно с выпускницей специальности «Психология» В.Бухольцевой).
Для диагностики компонентов коммуникативной компетентности мы воспользовались следующими методиками: методикой диагностики коммуникативной установки и коммуникативной толерантности В.В. Бойко, методикой диагностики уровня перцептивно-невербальной компетентности Г.Я. Розена и тестом коммуникативных умений Л. Михельсона.
На основании анализа уровня сформированности этих компонентов коммуникативной компетентности нами были выделены виды коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий (см. таблицу 1).
Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает сформированные коммуникативные умения, которые проявляются при уверенном,
Стили коммуникативного взаимодействия Студенты-психологи Студенты-юристы
Компетентный 72% 59%
Зависимый 23% 22%
Агрессивный 6% 19%
Таблица 2. Стили коммуникативного взаимодействия компетентном стиле взаимодействия: умение вступать в контакт с человеком; адекватное, доброжелательное реагирование на попытку вступить в контакт со стороны другого человека; адекватное реагирование на справедливую и несправедливую критику; адекватное реагирование на провоцирующее поведение собеседника; умение давать отказ; умение оказывать сочувствие и поддержку; умение принимать сочувствие и поддержку со стороны других; умение слушать и слышать. Также высокая степень развития коммуникативной компетентности предполагает умение видеть, понимать и использовать невербальные характеристики общения как свои собственные, так и со стороны собеседника (жесты, мимику, положение в пространстве и пр.) в различных коммуникативных ситуациях; положительную коммуникативную установку; высокий уровень коммуникативной толерантности, т.е. принятие индивидуальных особенностей людей, безоценочные суждения о людях, сглаживание неприятных впечатлений при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера, понимание и терпимость к физическим и психическим дискомфортным состояниям окружающих, адаптивные способности во взаимодействии с людьми.
Средний уровень коммуникативной компетентности характеризуется недостаточной степенью сфор-мированности вышеперечисленных коммуникативных умений, что проявляется в зависимом стиле взаимодействия, пристройке к собеседнику «снизу», неуверенном способе поведения. Умение видеть, понимать и использовать невербальные характеристики общения проявляется не во всех коммуникативных ситуациях либо нет навыка применения существующих знаний о невербальных проявлениях. Средний уровень коммуникативной компетентности характеризуется наличием в небольшой степени негативной коммуникативной установки, обоснованным негативизмом в суждениях о людях; снижением коммуникативной толерантности, т.е. принятие индивидуальных особенностей людей, понимание и терпимость к физическим и психическим дискомфортным состояниям окружающих наблюдаются не во всех случаях коммуникативного взаимодействия и не ко всем категориям людей.
Низкий уровень коммуникативной компетентности характеризуется преобладанием агрессивного стиля взаимодействия, пристройке к собеседнику «сверху», что объясняется несформи-рованностью важнейших коммуникативных умений: умения вступать в контакт с человеком; умения адекватно реагировать на попытку вступить в контакт со стороны другого человека; умения воспринимать критику и реагировать на провоцирующее поведение собеседника. Лица, данной категории поглощены своими проблемами и недостаточно внимательны к другим людям, обнаруживают неспособность налаживать отношения, понимать и учитывать невербальные характеристики межличностного взаимодействия в большинстве случаев. Присутствуют выраженная негативная установка, завуалированная или открытая жестокость по отношению к людям, которые неблагоприятно сказываются на самочувствии собеседников. Коммуникативная толерантность низкая, т.е. наблюдаются категоричность в оценках людей, неприятие или непонимание индивидуальности другого человека, использование себя в качестве эталона при оценке других, неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера, стремление переделать партнера, подогнать его под себя, нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера, неумение прощать ошибки.
Рассмотрим результаты, полученные по каждой из составляющих коммуникативной компетентности, и сравним данные показатели у психологов и юристов.
Результаты теста коммуникативных умений (Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбу-ха) представлены в таблице 2.
Как у студентов-психологов, так и у студентов-юристов в качестве преобладающего выявлен компетентный стиль межличностного коммуникативного взаимодействия. Проявление зависимой позиции в ситуациях коммуникативного взаимодействия встречается у студентов-психологов и студентов-юристов практически в равной степени (разница в 1%). Наблюдается явная выраженность агрессивного стиля взаимодействия у юристов (по сравнению с показателями психологов на 13%), что можно объяснить более жесткими условиями профессиональной деятельности и, возможно, существующей стратегией обучения юристов, когда преподаватели нацеливают будущих специалистов на строгость, жесткость и формализм в общении.
Результаты методики «Коммуникативная установ-
ка» В.В.Бойко представлены на рис.1.
100 80 60 40 20 0
Выраженность негативной коммуникативной установки
В среднем выраженность негативной коммуникативной установки у студентов-психологов составляет 49,1 баллов, что немного превышает нормы для представителей гуманитарных специальностей (медсестры - 42, воспитатели - 31,6 и др.). Можно диагностировать наличие негативной установки, так как полученный результат выше общего среднего равного 33 баллам. Данный критерий говорит о среднем уровне коммуникативной компетентности. Выраженность негативной коммуникативной установки у студентов-юристов в среднем составляет 60,6 баллов, что практически в 2 раза превышает средние нормативы для представителей гуманитарных специальностей, следовательно, можно диагностировать наличие выраженной негативной установки в общении, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров по взаимодействию. Данный критерий говорит о низком уровне коммуникативной компетентности.
Уровень общей коммуникативной толерантности студентов-психологов составляет 43,5 баллов, что практически не превышает групповые нормативы по гуманитарным профессиям (медсестры - 43; врачи - 40,2; воспитатели - 31,2). Можно диагностировать адекватный уровень общей коммуникативной толерантности, так как полученный результат ненамного превышает общее среднее равное 38,5 баллов. Данный критерий говорит о среднем уровне коммуникативной компетентности.
Уровень общей коммуникативной толерантности студентов-юристов составляет 63,1 баллов, что превышает групповые нормативы по гуманитарным профессиям на 20%. Необходимо помнить, что здесь характер интерпретации носит обратный характер: чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Можно диагностировать несколько заниженный уровень общей коммуникативной толерантности, недостаточность коммуникативных знаний и умений. Данный критерий говорит о среднем уровне коммуникативной компетентности.
Выраженность негативной коммуникативной установки у студентов специальности «юриспруденция» в
60,6 44.1 63,1
43,5
■ Студенты-психологи □ Студенты юристы
Уровень коммуникативной толерантности
Рисунок 1. Сравнительная характеристика коммуникативной установки и коммуникативной толерантности у респондентов специальностей «психология» и «юриспруденция» (в баллах)
среднем больше на 11,5%, а уровень общей коммуникативной толерантности ниже в среднем на 20%.
Результаты методики определения уровня перцептивно-невербальной компетентности Г.Я. Розена представлены на рис. 2.
Уровень перцептивно-невербальной компетентности в среднем для групп студентов-психологов и студентов-юристов равен 7,6 стен и 7,7 стен соответственно, что интерпретируется как средний уровень, т.е. умение видеть, понимать и использовать невербальные характеристики общения проявляется не во всех коммуникативных ситуациях, либо как отсутствие навыка применения существующих знаний о невербальных проявлениях. Различий по данному компоненту коммуникативной компетентности не выявлено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, особенности коммуникативной компетентности студентов, обучающихся по специальностям «психология» и «юриспруденция» находится на среднем уровне развития.
Наиболее яркие отличия между средними показателями наблюдаются по коммуникативным установкам и общей коммуникативной толерантности. Таким образом, наибольшие различия между степенью сформи-рованности компетентности в общении у представителей специальностей «психология» и «юриспруденция» наблюдаются в коммуникативном и интерактивном аспектах. В перцептивном и невербальном плане особых различий не выявлено. У студентов-психологов лучше развиты коммуникативные умения и навыки, коммуникативное знание (степень толерантности), бо-
Рисунок 2. Показатели перцептивно-невербальной компетентности (в стенах) у студентов-психологов
и студентов-юристов
лее положителен уровень коммуникативной установки личности. Данный факт позволяет говорить о более высокой степени развития и общей коммуникативной компетентности, столь важной для профессиональной деятельности гуманитарной направленности, у представителей специальности «психология», нежели у студентов юридического факультета.
Исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что студенты психологического факультета имеют более сформированную коммуникативную компетентность, чем студенты юридического факультета. Это можно объяснить тем, что на психологических факультетах больше времени уделяется проблеме формирования и развития коммуникативных способностей и умений личности; делается акцент на повышении коммуникативного потенциала и культуры личности; формируется профессиональное знание об особенностях процесса общения и взаимодействия между людьми. Поэтому необходимо целенаправленно заниматься формированием коммуникативной компетентности как важной составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов гуманитарного профиля в период обучения в вузе.
С целью развития ключевых компетенций современного юриста нужно сместить акцент со знаниецен-трического подхода к обучению (традиционных лекций и семинаров) на интерактивный личностно-деятель-ностный подход, который предполагает тренинги лич-ностно-профессионального роста и разнообразные активные методы обучения, такие как: учебно-правовые практики, научно-исследовательскую работу, деловые и ролевые игры, социально-психологический тренинг, инсценировки судебных заседаний, работу в юридических клиниках, любые виды творческой профессионально ориентированной самостоятельной работы студентов.
Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом. Проблема диагностики компетентности не решается одним лишь информированием испытуемого о результатах тестирования - суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики таким образом, чтобы участники получали действенную информацию, на основе которой смогли бы осуществлять необходимую коррекцию своего поведения.
Библиографический список
1) Лебедева Н.М. Толерантность в межкультурном диалоге / Н.М. Лебедева - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2005.
2) Лебедева Н.М., Мартынова М.Ю., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности / Н.М. Лебедева, М.Ю. Мартынова, Т.Г. Стефаненко - М: Издательство РУДН, 2003.
3) Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности / Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова, Т.Ю. Прокофьева, О.А. Кравцова - М.: Смысл, 2008.
4) Стефаненко Т.Г Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г Стефаненко - М.: Институт психологии РАН, Академический проект, 2005.
5) Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сбоник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко - М.:РУДН, 2009.
6) Трофимова Е.Л. Учет этнопсихологических особенностей при разработке программ обучения межкультурной компетентности / Е.Л. Трофимова // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы девятой всероссийской научно-практической конференции/ под общ. ред. д-ра психол. наук, профессора Карнышева А.Д. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008.
7) Мунгалов В.Н. Психологическое пространство человека: содержание и объяснительные возможности понятия // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. №3. С. 140-143