http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-353-357
УДК: 159.922
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
Недбаева С.В., Недбаев Д.Н., Ткаченко В.В.
ОЧУ ВО Армавирский социально-психологический институт, г. Армавир, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается коммуникативная компетентность как личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности, психологические состояния, сопровождающие процесс общения. Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований по проблеме коммуникативной компетентности позволил авторам определить главные феноменологические и операциональные параметры коммуникативной компетентности, сделать вывод, что данный психологический феномен включает в себя два блока составляющих: первый - это его знания о предмете, лежащем в основе коммуникативного взаимодействия (объективный компонент), второй - определенные психические характеристики человека как участника этого взаимодействия (субъективный компонент). Также в ходе исследования определено, что развитие коммуникативных способностей способствует формированию системы положительных отношений личности с самой собой и миром, а также обеспечивает успешность в социуме и, соответственно, повышает самоуважение человека. Коммуникативная компетентность является интегративной характеристикой человека, определяющей его потенциал как успешного субъекта социального взаимодействия. Коммуникативная компетентность операционализируется в успешных конструктивных актах межличностного взаимодействия; в чувстве собственной компетентности; в умении гибко и динамично трансформировать ситуацию общения, собственную коммуникативную активность и поведение партнера.
Ключевые слова: личность, социализация, поведение, общение, коммуникативные способности, коммуникативная компетентность, её содержание и структура, межличностное взаимодействие.
Компетентность является обобщающим понятием. Одной из разновидностей компетентности является психологическая компетентность. В психологии под коммуникативной компетентностью понимают сложную личностную характеристику, включающую коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности, психологические состояния, сопровождающие процесс общения. Исследование коммуникативной компетентности первоначально имело место в русле психологии общения, в теории и практике социально-психологического тренинга, а также в практико-ориентиро-ванных технологиях совершенствования коммуникаций.
Работы по данной проблематике в значительной степени ориентируются на запросы практики и реализуются по различным векторам: в контексте коммуникативного подхода в обучении; в личностно-деятель-ном подходе к обучению; в теории формирования профессиональной личности; в теории модернизации современного образования; в концепциях эффективности, оптимизации и интенсификации педагогического процесса.
В западной психологии ХХ столетия изучение проблемы коммуникативной компетентности носило, в основном, прагматический характер в связи с необходимостью совершенствования практики делового общения и с развитием всевозможных институтов роста (Щербакова Т.Н.).
Так, теория коммуникативной компетентности (Wiemann) ставит во главу угла исследования эффективного межличностного общения структуру коммуникативной компетентности взаимодействующих партнеров. Коммуникативная компетентность здесь определяется как соответствующее прагматичное использование социального знания и социального навыка в контексте отношений. В русле данного понимания коммуникативной компетентности можно выделить следующие ее характеристики: соответствие поведения контексту интерактивной ситуации; адекватность коммуникативных действий характеру взаимоотношений между партнерами; знание принципов и правил установления желаемого контакта и способность эффективно реализовывать их на практике; возможность сознательно регулировать степень компетентности взаимоотношений с партнером в соответствии с преследуемой субъективной целью контакта;
способность длительное время поддерживать желаемые взаимоотношения.
Компетентные отношения могут квалифицироваться как таковые, когда их участники в достаточной мере удовлетворены содержанием, мерой, формой контроля и аффилиации, а также способны и психологически готовы работать над их изменением или конструктивным прерыванием контакта. Основной акцент в данной теории делается на изучении отношения, формирующегося в диаде. В качестве критерия компетентности отношений рассматривается уровень аффилиа-ции и контроля. Во главу угла ставится проблема баланса соперничающих требований аффилиации, способности контролировать и быть контролируемым. Успешность в общении зависит от способности человека использовать эти ресурсы для адаптации в коммуникативной среде и одновременно сохранения своей индивидуальности.
Р. Селман (Selman) предложил свою модель межличностных переговоров и коммуникативной компетентности, акцентируя внимание на процессе принятия социальных взглядов. С его точки зрения, для оценки и классификации стратегий принятия социальных взглядов необходим учет когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов.
Коммуникативная компетентность связана с психологической готовностью к преодолению препятствий, возникающих в процессе интеракции. Здесь важно, насколько субъект способен осознать характер затруднений, различить и персонифицировать их, ассоциировать с ранее пережитым в личном опыте общения. Показателем коммуникативной компетентности выступает также способность использовать внутренние ресурсы для нейтрализации и компенсации негативных эффектов, возникающих при взаимодействии (Harre).
В отечественной психологии разработка проблемы коммуникативной компетентности в основном велась в рамках исследований успешности совместной деятельности и эффективности социально-психологического тренинга. Так, Л.А. Петровская рассматривает компетентность как атрибут общения в субъект-субъектной парадигме, включающий определенный уровень развития коммуникативных, социально-перцептивных и ин-тегративных умений. Анализируя компетентность в общении, она акцентирует внимание на том, что здесь проявляется два взаимосвязанных уровня - операционально-технический или поведенческий, а также глубинный, личностно-смысловой. В формировании компетентного коммуникативного поведения субъекта участвуют, прежде всего, смыслы, личностные ценности, глубинные побуждения, социогенные потребности и резервы знаний, умений и навыков. Коммуникативная компетентность определяется как сложная личностная
характеристика, как совокупность способностей, умений, психологических знаний и коммуникативных личностных качеств, которая проявляется в различных ситуациях общения [6].
В других работах коммуникативная компетентность определяется как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [4]. Здесь эффективность предполагает наличие у субъекта способности анализировать и давать адекватную оценку ситуации общения; выдвигать цель взаимодействия и конструировать систему оптимальных способов ее достижения, а также регулировать, контролировать и преобразовывать ход коммуникативной активности. Немаловажную роль играет знание законов, принципов и правил построения оптимального взаимодействия, а также умение быстро и правильно ориентироваться в разнообразных ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. В последнее время вербальная компетентность исследуется как составляющая коммуникативной компетентности. Проблема состоит в том, что люди, принадлежащие к различным социальным, этническим, профессиональным и возрастными группам, при отсутствии должного уровня развития вербальной компетентности на смысловом и эмоциональном уровне остаются «глухи» к посылаемым друг другу сообщениям.
О.М. Орлов считает, что коммуникативная компетентность включает речеведческие знания, а также ре-четворческие умения. Достаточный объем речеведче-ских знаний дает представление о языке в различных ситуациях общения, протекающих в разнообразных условиях. Высокий уровень развития речетворческих умений обеспечивает результативность в общении, адекватность понимания и построения различных типов текстов, эффективность использования различных языковых средств [5].
Ю.Н. Емельянов подчеркивает особую роль коммуникативной компетентности в формировании отношений с самим собой и миром. С его точки зрения, коммуникативная компетентность должна рассматриваться как идейно-нравственная категория, регулирующая всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе как синтезу обоих миров.
Коммуникативная компетентность связана с семан-тизацией своего поведения для других в интерперсональном опыте жизни. Именно способность донести смысл своих действий в ситуации общения партнеру становится залогом взаимопонимания и обеспечивает
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 12
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12
—--—■
субъекту чувство удовлетворенности собой как субъектом социального партнерства. В конечном счете, высокий уровень коммуникативной компетентности обеспечивает успешность в социуме и, соответственно, повышает самоуважение человека. А низкая коммуникативная компетентность коррелирует с повышенной стрессоуязвимостью, фрустрированностью и тревожностью [3].
Коммуникативная компетентность связана с интерперсональной компетентностью личности, которая находится в постоянной динамике в пространстве от интер- к интраплоскости. Выступая участником актуальных межличностных контактов, субъект рефлексирует их ход и результат, формирует умения и навыки, модели и стратегии поведения, необходимые для дальнейшего взаимодействия. Таким образом, коммуникативная компетентность, заключается в системном владении когнитивными, эмоциональными и моторными способами реализации активности в коммуникативных ситуациях, что приводит к оптимальному балансу положительных и отрицательных отставленных эффектов.
В контексте проблематики коммуникативной компетентности рассматривается социально-перцептивная компетентность, которая проявляется в адекватности и полноте восприятия, в понимания и оценке партнеров взаимодействия. В исследовании социально-перцептивной компетентности Н.Э. Вегерчук выделил следующие компоненты: мотивационно-целевой, когнитивный, эмоциональный и оценочный. По его мнению, структурная модель социально-перцептивной компетентности включает потенциальную, процессуальную и результативную составляющие, которые и определяют готовность к построению эффективного взаимодействия. Интерес представляет идея внесения в определение социально-перцептивной компетентности способности к самооценке себя как к субъекту профессионального общения и деятельности [2].
Социально-перцептивная компетентность может быть выражена как полнота и глубина восприятия, понимания и оценки себя как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности, а также социальных субъектов в деятельности и общении, проявляющиеся через эмоционально-чувственное, интеллектуальное и социальное взаимодействие, которое основано на жизненном опыте и творчестве [2, с.123-124]. Таким образом, социально-перцептивная компетентность может рассматриваться как готовность человека быть полноценным субъектом социально-перцептивного процесса. Это в значительной степени определяет его успешность в пространстве взаимодействия с социумом.
Л.А. Петровской был введен термин «перцептивная компетентность», включающий такие составляющие,
как объем, точность, дифференцированность, гибкость, избирательность, стереотипизация социального восприятия. Акцент делается на умении выбирать широту, глубину контактов и степень понимания друг друга партнерами общения. Выделяется также личностная составляющая коммуникативной компетентности, включающая определенную совокупность индивидуальных качеств: высокая мотивация на успешную коммуникацию, эмпатийность, эмоциональная стабильность, устойчивость самооценки, позитивная Я-концепция, конгруэнтность, гибкость, креативность, рефлексивность, любознательность, инициативность, высокий коммуникативный контроль и др. [6].
В структуре коммуникативной компетентности выделяют конфликтную компетентность как способность осуществлять успешное взаимодействие в ситуации конфликта. Изучением конфликтной компетентности занимался Б.И. Хасан, который характеризует ее как определенный уровень развития осведомленности о возможном диапазоне стратегий поведения в конфликте и успешности их реализации на практике. С его точки зрения, конфликтная компетентность рассматривается как одна из ведущих характеристик личности и значимая составляющая коммуникативной компетентности. В качестве методов ее развития используются игротехники. Он выделяет несколько уровней конфликтной компетентности. При этом он подчеркивает, что высокий уровень конфликтной компетентности предполагает возможность психотехнического действия в достаточно широком диапазоне с учетом изменения условий и самих действующих сторон. Конфликтная компетентность включает гностический и регуляторный компоненты.
Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин считают, что есть смысл рассматривать конфликтологическую компетентность с системных позиций [1]. Они описывают гностический, пространственный, конструктивный (регуляторный), коммуникативный, нормативный, рефлексивно-статусный компоненты. При этом гностический компонент рассматривается как базовый. В структуре конфликтологической компетентности выделяют определенную психологическую структуру:
- гностический компонент - это знание о причинах, характере конфликта и особенностях конфликтной личности;
- проектировочный компонент - умение предвосхищать действия оппонентов, их поведение;
- конструктивный компонент - умение воздействовать на оппонентов, влиять на отношения, оценки, мотивы;
- коммуникативный компонент - умение осуществлять эффективное общение с участниками конфликта [1].
Конфликтологическая компетентность включает не
только знание о характере конфликта, но и способность влиять на его развитие, иначе говоря, гностический плюс деятельностный компонент. Конфликтологическая компетентность связана с социально-психологической и социально-перцептивной компетентно-стями.
Л.А. Петровская выделяет в конфликтной компетентности две тенденции: нормативную тенденцию, т.е. освоение социально заданных норм, стереотипов и эталонов; личностно-творческую - конструирование норм в процессе общения с различными партнерами. Здесь также подчеркивается роль субъектной позиции человека по отношению к планированию, реализации, оценке и управлению динамикой собственного коммуникативного поведения в конфликте [6].
Коммуникативная компетентность связана с ауто-психологической компетентностью. Аутопсихологи-ческая компетентность в настоящее время рассматривается как готовность и способность субъекта к целенаправленной психической работе по изменению свойств личности, ее поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профес-сионального развития.
Аутопсихологическая деятельность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. С акмеологической точки зрения особый интерес представляет произвольный вид аутопсихологи-ческой деятельности, которая характеризуется осознанностью, мотивированностью и контролируемостью. Сущностные характеристики аутопсихологиче-ской компетентности могут быть представлены с системных позиций.
Анализ отечественных и зарубежных исследований позволяет определить главные феноменологические и операциональные параметры коммуникативной компетентности. Содержательно коммуникативная компетентность может быть представлена как интегративная характеристика человека, определяющая его потенциал как успешного субъекта социального взаимодействия. Коммуникативная компетентность включает мотивационный, когнитивный, личностный и поведенческий компоненты. Мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки
«быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели. К когнитивному компоненту относятся: социальное восприятие, воображение и мышление, социально-перцептивные гештальты, когнитивный стиль и индивидуальный уровень когнитивной сложности, а также рефлексивные, оценочные и аналитические способности.
Коммуникативная компетентность операционали-зируется в успешных конструктивных актах межличностного взаимодействия; в чувстве собственной компетентности; в умении гибко и динамично трансформировать ситуацию общения, собственную коммуникативную активность и поведение партнера. Одним из проявлений коммуникативной компетентности выступает ориентация на поддержку «Я» партнера взаимодействия и его позитивного самоотношения.
Обобщая результаты исследований по проблеме коммуникативной компетентности, можно сказать, что данный психологический феномен включает в себя два блока составляющих: первый - это его знания о предмете, лежащем в основе коммуникативного взаимодействия (объективный компонент), второй - определенные психические характеристики человека как участника этого взаимодействия (субъективный компонент).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. Калуга, 2002.
[2] Вегерчук Н.Э. Понимание как ключевой компонент в социально-психологической компетентности руководителя // Мир психологии. 2001. №3. С. 122-139.
[3] Ковалев Г.А. Активное социальное обучение. Состояние. Проблемы. Перспективы // Теория и практика активного социального обучения. Грозный, 1985.
[4] Котова И.Б., Недбаева С.В., Аванесова Ф.Н., Гусейнов Р.Д. Недбаев Д.Н. Развитие личности в обучении // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Scientific Issues of the Modernity, Vol. III (April 20-21, 2015, Dubai, UAE)". Dubai. Rost Publishing, 2015. 95 p. С. 48-63.
[5] Орлов О.М. Профессиональная коммуникативная компетентность будущего специалиста // Вестник ОГУ. 2002. №1. С.128-132.
[6] Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
COMMUNICATIVE COMPETENCE: CONTENT AND STRUCTURE
Nedbaeva S.V., Nedbaev D.N., Tkachenko V. V.
Armavir Social-Psychological Institute, Armavir, Russian Federation
Annotation. It is discussed in the article the communicative competence as a personal characteristic, including communicative abilities and abilities, psychological knowledge in the field of communication, personality traits, and psychological conditions accompanying the process of communication. Analysis of the results of domestic and foreign research on the problem of communicative competence is allowed to the authors to determine the main phenomenological and operational parameters of communicative competence, to conclude that this psychological phenomenon includes two blocks of components: the first is its knowledge of the subject underlying
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 12
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12
—--—■
communication (objective component), the second - certain mental characteristics of a person as a participant in this interaction (subjective composition). It is determined in the course of the study that the development of communicative abilities contributes to the formation of a system of positive personal relations with itself and the world, and also ensures success in the society and, consequently, enhances the individual's self-esteem. Communicative competence is an integrative characteristic of a person, determining his potential as a successful subject of social interaction. Communicative competence is operationalized in successful constructive acts of interpersonal interaction; in the sense of one's own competence; in the ability to transform the situation of communication flexibly and dynamically, one's own communicative activity and the partner's behavior.
Key words: personality, socialization, behavior, communication, communicative abilities, communicative competence, its content and structure, interpersonal interaction.
REFERENCES
[1] Bogdanov E.N., Zazykin V.G. Psihologiya lichnosti v konflikte [Psychology of personality in conflict], Kaluga, 2002.
[2] Vegerchuk N.E. Ponimanie kak klyuchevoj component v so-cialno-psihologicheskoj kompetentnosti rukovoditelya [Understanding as a key component in the social and psychological competence of the leader] Journal "The world of psychology", 2001, vol 3. - pp. 122-139.
[3] Kovalev G.A. Aktivnoe socialnoe obuchenie sostoyanie problemy perspektivy [Active social education. Condition. Problems. Perspectives]. Journal Theory and practice of active social learning. Terrible, 1985.
[4] Kotova I.B, Nedbaeva S.V., Avanesova F.N., Guseinov R.D., Nedbaev D.N. Razvitie lichnosti v obuchenii [Personality Development in Education]. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Scientific Issues of the Modernity, Vol. III (April 20-21, 2015, Dubai, UAE)". Dubai .: Rost Publishing, 2015, pp. 48-63.
[5] Orlov O.M. Professionalnaya kommunikativnaya kompe-tentnost budushchego specialista [Professional communicative competence of the future specialist]. Bulletin of the OSU, 2002, Vol.1., pp.128-132.
[6] Petrovskaya L.A. Kompetentnost v obshchenii socialno-psihologicheskij trening [Competence in communication. Socio-psychological training]. M., 1989.