DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-285-292
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Коптелова И.Е.
ORCID: 0000-0002-2673-2256, ФГБОУ ВО Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Российская Федерация
В статье освящены результаты работ отечественных и зарубежных ученых, затрагивающих определение и структуру коммуникативной компетентности. В результате проведенного теоретического анализа было установлено, что до сих пор нет единого понятия коммуникативной компетентности. Она может формироваться в результате профессионального обучения. В статье представлена авторская модель структуры коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность; структура; модель; формирование; личность; обучение; профессиональная сфера.
A THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPTS AND STRUCTURE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES
Koptelova I.E.
ORCID: 0000-0002-2673-2256, Tyumen Industrial University, Tyumen, Russian Federation
In the article the blessed results of the work of domestic andforeign scientists concerning the definition and structure of communicative
competence. The performed theoretical analysis, it was found that there is still no single concept of communicative competence. It can be formed as a result ofprofessional learning. The article presents the author's model structure of communicative competence.
Keywords: communicative competence; structure; model; formation; identity; education; professional sphere.
Переход российского образования на новое поколение Государственных стандартов высшего профессионального образования требует от высшей школы совершенствования подготовки будущего специалиста, становления его как профессионала, владеющего не только профессиональными знаниями, и обладающего умениями коммуникативного взаимодействия во всех аспектах профессиональной деятельности.
В настоящее время многие студенты технических вузов не обладают достаточно развитой коммуникативной компетентностью, но любой инженер - это потенциальный руководитель, и, как показывают научные исследования, наибольшие трудности при решении профессиональных задач руководители производств испытывают, сталкиваясь с проблемами коммуникативного характера. Поэтому коммуникативная компетентность еще на этапе профессионального обучения может рассматриваться как основа их профессионализации.
Анализ работ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы показал, что многие ученые уделяют большое внимание коммуникативной компетентности и подчеркивают ее большое влияние на профессиональную сферу личности. Нами была составлена таблица, объедавшая определения коммуникативной компетентности
Таблица 1.
Теоретический анализ определений «Коммуникативная компетентность»
Способность устанавливать и поддерживать эффектив-А.А. Бодалев ные контакты с другими людьми при наличии внутрен-
них ресурсов [1, с. 25]
Продолжение табл. 1.
К.И. Фальковская Достижение коммуникативного, интерактивного и перцептивного уровней адекватности партнеров.
В.Н. Куницына Система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенном круге ситуаций [4, с. 18]
Ю.М. Жуков, П.В. Растянников, A.A. Крылов, Е.В. Прозорова, Л.Д. Столяренко Способность устанавливать и под держивать необходимые эффективные контакты с другими людьми.
А.Б. Добрович Постоянная готовность к контакту
М.К. Кабардов Удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения
JI.A. Петровская Совокупность навыков и умений, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
В.А. Кан-Калик Н.Д. Никандров Составная часть человеческого бытия, которая присутствует во всех видах человеческой деятельности.
Дж. Равен Система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия [5, с. 10]
A.B. Хуторской Овладение личностью коммуникативными качествами, связанными с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе или коллективе.
У. Пфигстен, Р. Хингч Владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий.
Е.В.Коблянская Умение выбрать коммуникативные ориентиры и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами
© Современные исследования социальных проблем 2017, Том 8, № 6-2 • http://ej.soc-journal.ru
Продолжение табл. 1.
М.А. Хазанова Владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатию, личностные характеристики самого субъекта общения.
Г.М. Андреева Способность к ориентации
Г.С. Трофимова Ориентированность в различных ситуациях общения
О.И. Муравьева Коммуникативная гибкость
Ю.Н. Емельянов Ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения [3, с. 32].
В .И. Жуков "Психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми [2, с. 46]
В.И. Загвязинский, В.Л. Леви, В.Н. Кузьмина, A.B. Мудрик, К.К. Платонов Способности личности в общении.
E.H. Ильин, Л.В. Матвеева, В.Н. Парфенов, В.А. Якунин, Н.И. Шевандрин, В.М. Шепель, Поведение человека, его психологические свойства и качества
A. Бандура, Э. Берн, Д. Доллард, И. Миллер, Д. Тибо, Д. Хоманс, М. Аргайл, B. Байтон, В. Шутц Единство эмпатических способностей и техники общения
С. Джурард, A. Маслоу, К. Роджерс, B. Беннис, Г. Шеппард, Я.Л. Морено Делают акцент на субьект-субьективных формах общения и различают компетентность, необходимую для воспроизведения ситуации и для творческого ее изменения
Окончание табл. 1.
Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Н.В. Бордовская, A.A. Реан, А.Б. Зверинцев, М.С. Каган, A.A. Леонтьев, Л.М. Митина Деятельность людей и общение
A.A. Бодалев, P.A. Воронова, Л. Д. Демина, Л.С. Колмогорова, З.Н. Лукьянова, B.В. Семиникин Составная часть психологической культуры человека
В результате теоретического анализа, интегрированного в таблице, мы пришли к заключению, что в психологии накоплен ценный материал по изучению понятия коммуникативной компетентности в целом и ее проявления в профессиональной сфере личности в частности. Важным является обращение ученых к проблемам подготовки будущего специалиста, готового к компетентному профессиональному общению.
Рассматривая коммуникативную компетентность у студентов технических специальностей, необходимо выделить ее структурные компоненты. По вопросу о структуре коммуникативной компетентности имеется несколько подходов: 1) исследователи делают акцент на когнитивной составляющей этого феномена (В.П. Захаров, В.А. Ла-бунская, Е.В. Руденский, З.С. Смелкова, Н.Ю. Хращев); 2) описание структуры коммуникативной компетентности дается через коммуникативные умения (A.B. Захаров, A.B. Мудрик); 3) Структурными элементами коммуникативной компетентности являются и коммуникативные знания, способности, умения (Е.В. Сидоренко); 4) в составе коммуникативной компетентности кроме знаний, умений и навыков выделяются личностные особенности (Л.И. Берестова, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, ЛА. Петровская, Е.С. Семенов, A.A. Кидрон и др.).
В целом, можно проследить, что коммуникативная компетентность включает следующие компоненты:
1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эм-патию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
3) поведенческий (отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
В результате изучения теоретического материала, нами была предложена модель структуры коммуникативной компетентности, представленная на рисунке 1.
Е.С.Сминов, А.А. Квзвщ) ;т1?нна(Е Б Сндор;нЕо| А.В.Мудрш)
Пододц Ь СТПУИУРВ
Компоиееты
личностный когнитивный
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ
Рис. 1. Модель структуры коммуникативной компетентности
Данная модель на основе подходов к структуре коммуникативной компетентности представляет собой целостный комплекс формирования элементов на этапе обучения в вузе, учитывая при этом как внутренние так и внешние факторы. Правильно выстроенная структура коммуникативной компетентности обеспечит четкое представление о выбранной профессии, осознание своего личностного потенциала, возможность наладить правильные коммуникативные контакты после окончания вуза.
Таким образом, проведенный теоретический анализ понятия и структурных компонентов коммуникативной компетентности у студентов технических специальностей позволяет сформулировать следующие выводы:
- анализ литературы позволил нам сформулировать следующее определение: коммуникативная компетентность - психологическая характеристика, предполагающая набор знаний, определяющих различные стороны общения, направленная на создание и поддержание эмоционального контакта, образующая особенности личности, влияющие на суть процесса коммуникации, индивидуальной системе оптимальных моделей межличностного взаимодействия и контроля коммуникативного поведения;
- в данной статье нами была предложена авторская модель структуры коммуникативной компетентности, где перечислены компоненты, функции, а также подходы к структуре, учтены внешние и внутренние факторы формирования коммуникативной компетентности личности, тем самым данная модель позволяет рассматривать разные стороны становления и формирования коммуникативных навыков и умений;
- изучая особенности структуры коммуникативной компетентности у студентов технических специальностей мы пришли к выводу, что компоненты данной психологической характеристики необходимо формировать в первые годы обучения в вузе, с целью повышения уровня профессиональных знаний, развития личности профессионала и правильного общения в профессиональной сфере в дальнейшем.
Список литературы
1. Бодалев А.А. Психологическое общение. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: Н.П.О, "Модек", 1996.256 с.
2. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4.
3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 168 с.
4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. 544 с.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. 203 с.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-292-296
ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА
Куликова Т.И.
ORCID: 0000-0001-8655-1599, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула, Российская Федерация
В статье поднимается актуальная проблема развития профессионального самосознания выпускников вуза. Автором представлена трехкомпонентная структура профессионального самосознания. Приведены результаты эмпирического исследования, актуализирующие важность развития эмоционально-ценностного компонента профессионального сознания будущего психолога.
Ключевые слова: профессиональное образование; студенты-психологи; структура профессионального самосознания.
THE STUDY OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTITY AT THE STAGE OF GRADUATION
Kulikova T.I.
ORCID: 0000-0001-8655-1599, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russian Federation
The article raises the actual problem of development of psychology students 'professional identity at the stage ofgraduation. The author presents a