Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация самостоятельной работы преподавателя / критерии отбора текстов / образовательный маршрут / формирование знаний коммуникативной компетентности / отбор текстов из интернет-ресурсов / organization of teacher’s independent work / selection criteria / educational route / formation of knowledge of communicative competence / selection of texts from the Internet resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э М. Алиева, М И. Мугидова, А С. Исаева

Статья посвящена описанию модуля методической поддержки, направленного на повышение эффективности образовательного процесса в условиях цифровизации текстов. Актуальность исследования обусловлена особой ролью образовательного процесса в жизни современного преподавателя, ориентирующегося на принципы гуманитарных технологий в сети Интернет. Выделены задачи использования цифровых и гуманитарных технологий, стимулирующие формирование филологической компетентности преподавателя-филолога. Определены изменения личностно-деятельностного подхода, позволяющие отличить, с одной стороны, опорные синтаксические конструкции для создания вторичных текстов, с другой, актуализировать текстовую компетентность преподавателя-филолога. Рассмотрено обоснование образовательного маршрута, подтверждающее соотношение цифровых и гуманитарных знаний при анализе текстов. Сделаны выводы о теоретических подходах анализа текстов, выявляющие эффективное использование цифровых и гуманитарных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PHILOLOGICAL COMPETENCE BASED ON INTERNET RESOURCES: INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE

The article presents a module of methodological support, aimed at increasing effectiveness of the educational process in the context of digitalization of scientific texts. The relevance of the study is due to the special role of the educational process in the life of a modern teacher, focused on the principles of system knowledge of the Internet. The tasks of the educational process stimulating the formation of philological competence have been allocated. The article identifies changes of personal and activity approach, allowing to identify, on the one hand, supporting syntax constructions for creation of secondary texts, on the other hand, to update the textual competence of the teacher-philologist. The article considers substantiation of educational route, which allows to identify principles of combination of digital and humanitarian knowledge of the teacher-philologist. The article draws conclusions about specificity of creation of secondary texts, confirming reliability of use of optimal combination of digital and humanitarian technologies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ»

той в тексте. Так, при работе с текстом "Skills in Blogging" студенты могут написать письмо автору статьи, высказывая свое мнение о необходимости наличия у профессионального блогера тех или иных навыков.

На заключительном этапе магистрантам предлагается разработать проект авторского блога. Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека и в ходе совместного обсуждения выбирают платформу для ведения блога («ВКонтакте», LiveJournal, Blogger, WordPress, Medium, «Дзен» и др.), придумывают рабочее название своего блога, его концепцию, цели и задачи, описывают портрет предполагаемой аудитории, определяют тематику и формат контента, а также частоту обновлений. В завершении работы над проектом блога студенты продумывают тематику первых трех постов и презентуют свой проект аудитории, которая должна выбрать лучший проект, отвечая на вопрос «Стали бы вы подписчиками данного блога?». Выполняя предложенное задание, студенты должны, прежде всего, стремиться к тому, чтобы сделать свой блог полезным для общества, а не создавать его как «блог ради блога, контент ради контента».

Помимо аудиторных занятий рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» предусматривает значительное количество часов самостоятельной работы. Для выполнения данного вида работы студентам предлагается подготовить доклады и презентации по следующим темам:

1. Professional blogs.

2. What is a vlog?

3. Successful bloggers.

4. Why teachers and students should blog?

5. Teaching with blogs.

Библиографический список

6. Exploring educational use of blogs in the USA.

7. Top 10 educational blog sites for teachers and students.

Для оценки результатов работы в конце обучения студентам была предложена анкета с целью выявления роли предмета «Иностранный язык в педагогической сфере» в формировании профессиональных компетенций педа-гога-блогера. Все студенты дали однозначный ответ, что данная дисциплина способствует не только развитию компетенций педагога, но и обогащает знаниями о сущности блогинга и технологии использования блога в образовательном процессе. Абсолютное большинство магистрантов подчеркнуло, что, наряду с дисциплиной «Основы интернет-журналистики и блогинга», занятия по иностранному языку дали им возможность получить практический опыт создания своего авторского блога.

Анализируя результаты проведенной работы по подготовке будущих педа-гогов-блогеров, мы приходим к выводу, что использование разработанной нами технологии обучения позволяет приобщить выпускников к мировым достижениям в сфере блогинга, повысить уровень профессиональной компетенции, увеличивая тем самым шансы на трудоустройство и возможность вступить в иноязычное профессиональное общение с широким кругом коллег, владеющих английским языком.

Кроме того, необходимо отметить, что использование предлагаемых нами упражнений, выполняемых в разных режимах (индивидуальном, парном, групповом), способствует реализации таких важных в профессиональном плане качеств личности, как логическое мышление, креативность, коммуникативность, толерантность, умение аргументировать свою точку зрения и др.

1. Толстых А.А., Кузнецова Е.Д., Поддубный С.С. Виды и особенности использования образовательных блогов. Территория науки. 2017; № 6: 23-28.

2. Березина Е.М., Баскова Е.В. Особенности и свойства образовательных блогов (на примере США). Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019; Выпуск 1 (3): 195-202.

3. Дворовенко Н.Н. Образовательные блоги: моделирование, классификация, рейтинг Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021; № 1: 3-16.

4. Мещерякова Е.В., Исаева И.С. Лингводидактический потенциал блога в обучении английскому языку. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4.

5. Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. Москва: Русский язык, 2018.

6. Назарова Н.Б., Мохова О.Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 3.

7. Никитин М.В. О стратегии подготовки блогеров сетевого профессионального образования в СПО: миссия, ценности, программы. Профессиональное образование и рынок труда. 2017; № 4: 52-57.

References

1. Tolstyh A.A., Kuznecova E.D., Poddubnyj S.S. Vidy i osobennosti ispol'zovaniya obrazovatel'nyh blogov. Territoriya nauki. 2017; № 6: 23-28.

2. Berezina E.M., Baskova E.V. Osobennosti i svojstva obrazovatel'nyh blogov (na primere SShA). Social'nye i gumanitarnye nauki: teoriya i prakíika. 2019; Vypusk 1 (3): 195-202.

3. Dvorovenko N.N. Obrazovatel'nye blogi: modelirovanie, klassifikaciya, rejting. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obschestvo. 2021; № 1: 3-16.

4. Mescheryakova E.V., Isaeva I.S. Lingvodidakticheskij potencial bloga v obuchenii anglijskomu yazyku. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 4.

5. Kapitonova T.I., Moskovkin L.V., Schukin A.N. Metodyi tehnologiiobucheniyarusskomuyazyku kakinostrannomu. Moskva: Russkij yazyk, 2018.

6. Nazarova N.B., Mohova O.L. Novye informacionnye tehnologii v obuchenii inostrannym yazykam. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 3.

7. Nikitin M.V. O strategii podgotovki blogerov setevogo professional'nogo obrazovaniya v SPO: missiya, cennosti, programmy. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2017; № 4: 52-57.

Статья поступила в редакцию 15.07.24

УДК 378

Alieva E.M., Cand. of Sciences (Philology), CMK of Social and General Education Disciplines 1, Dagestan Basic Medical College n.a. R.P. Askerkhanov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Mugidova M.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Departments of Russian and English Languages, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Isaeva A.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Departments of Russian and English Languages, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF PHILOLOGICAL COMPETENCE BASED ON INTERNET RESOURCES: INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE. The article presents a module of methodological support, aimed at increasing effectiveness of the educational process in the context of digitalization of scientific texts. The relevance of the study is due to the special role of the educational process in the life of a modern teacher, focused on the principles of system knowledge of the Internet. The tasks of the educational process stimulating the formation of philological competence have been allocated. The article identifies changes of personal and activity approach, allowing to identify, on the one hand, supporting syntax constructions for creation of secondary texts, on the other hand, to update the textual competence of the teacher-philologist. The article considers substantiation of educational route, which allows to identify principles of combination of digital and humanitarian knowledge of the teacher-philologist. The article draws conclusions about specificity of creation of secondary texts, confirming reliability of use of optimal combination of digital and humanitarian technologies.

Key words: organization of teacher's independent work, selection criteria, educational route, formation of knowledge of communicative competence, selection of texts from the Internet resources

Э.М. Алиева, канд. филол. наук, ЦМК общественных и общеобразовательных дисциплин 1, ГБПОУ РД «Дагестанский базовый медицинский колледж имени Р.П. Аскерханова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

М.И. Мугидова, канд. филол. наук, доц., ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

А.С. Исаева, канд. филол. наук, доц., ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Статья посвящена описанию модуля методической поддержки, направленного на повышение эффективности образовательного процесса в условиях цифровизации текстов. Актуальность исследования обусловлена особой ролью образовательного процесса в жизни современного преподавателя, ориентирующегося на принципы гуманитарных технологий в сети Интернет Выделены задачи использования цифровых и гуманитарных технологий, стимулирующие формирование филологической компетентности преподавателя-филолога. Определены изменения личностно-деятельностного подхода, позволяющие отличить, с одной стороны, опорные синтаксические конструкции для создания вторичных текстов, с другой, актуализировать текстовую компетентность преподавателя-филолога. Рассмотрено обоснование образовательного маршрута, подтверждающее соотношение цифровых и гуманитарных знаний при анализе текстов. Сделаны выводы о теоретических подходах анализа текстов, выявляющие эффективное использование цифровых и гуманитарных технологий.

Ключевые слова: организация самостоятельной работы преподавателя, критерии отбора текстов, образовательный маршрут, формирование знаний коммуникативной компетентности, отбор текстов из интернет-ресурсов

В настоящее время в образовательной деятельности преимущество использования интернет-ресурсов актуализировалось и вышло за рамки жанровой профессиональной компетентности. Обнаруженный дефицит компетенций констатируется как факт развития информационных технологий в гуманитарной науке [1, с. 27]. Парадигма профессиональной компетентности и культура формирования новых информационных знаний в образовательной деятельности характеризуется уровнем интеграции предметных сфер, с помощью которых появляется возможность работать с электронными библиотеками и сайтами, изучать литературные источники по различным отраслям. Интеграция разных предметных сфер рассматривается не просто как модифицированная модель формирования профессиональной филологической компетентности, а как организация самостоятельной работы преподавателя и необходимое условие приобщения к ценностям цифровой культуры [1, с. 33]. Основы оценивания цифровой грамотности в условиях аутентичной информации являются актуальными разделами коммуникативных компетенций. Цель - осветить результаты изучения специального текста научной литературы в сети Интернет. Объект исследования - это процесс профессиональной подготовки преподавателя, его методическое обеспечение для формирования текстовой компетенции. В соответствии с целью и объектом исследования сформулированы задачи: определить траекторию индивидуально-образовательного маршрута изучения текста, сформулировать умения оценивать содержание текста научной литературы в сети Интернет Научная новизна данного индивидуально-образовательного маршрута заключается в том, что модель компетентностного подхода позволяет обеспечить результативность процесса формирования профессиональной компетентности. Теоретическая значимость данного индивидуально-образовательного маршрута заключается в том, что текстовая компетенция рассматривается как оценка содержания ресурсов научной литературы в сети Интернет Практическая значимость данного индивидуально-образовательного маршрута заключается в том, что модуль формирования профессиональной филологической компетентности реализован на основе специального интегрированного ресурса в условиях информации Интернета. (Электронный (языковой) ресурс *Текст 1 [https://iling-ran.ru/aak60/aak60_book. pdf]. Язык как он есть: сб. ст. к 60-летию Андрея Александровича Кибрика. Ред.-сост. Т. И. Давидюк и др. Москва, 2023.

Электронный (языковой) ресурс *Текст 2 [https://instituteofhistory.ru/library/ publications/antropologiya-dagestanskogo-goroda-vliyanie-global]. Сефербеков Р.И. и др. Антропология дагестанского города: влияние глобализации на трансформацию культуры и быта горожан Дагестана в постсоветский период. Махачкала, 2022).

Модуль методической поддержки ресурсов в условиях аутентичной информации Интернета рассматривается как классическая форма обучения созданию вторичных текстов. См. табл. 1.

Таблица 1

Форма модуля методической поддержки ресурсов в условиях аутентичной информации Интернета

классическая форма общения с книгой практика организация работы

основная цель /*традиция обращения к чтению факты/* создание аннотаций с использованием информации Интернета

развертывание главного тезиса/ *ис-пользование лексико-грамматических конструкций/ основная мысль/* создание читательских дневников посредством лекси-ко-грамматических конструкций

*аргументация *итоги описания

Главная составляющая модуля методической поддержки - это овладение определённым механизмом создания текстов научного жанра. Жанровая компетенция владения механизмом создания текстов на основе ресурсов Интернета является основополагающей единицей профессионального стандарта педагога в любой образовательной сфере [2, с. 11].

Умение создавать текст научного стиля с использованием детализации информации текстов Интернета - это содержание знаний педагога, которое

начинают с обучения анализа текстов. Вторичный текст - это формат знаний, преобразованный на основе первичной информации текстов Интернета, который должен сохранять основную мысль исходного текста с помощью определённых лексико-грамматических механизмов. Ценность описания модуля методической поддержки как организации самостоятельной работы преподавателя-филолога позволяет учитывать комплекс знаний, направленный на формирование профессиональной компетентности при отборе текстов сети интернет-ресурсов. См. табл. 2

Таблица 2

Формат знаний вторичного текста как преобразование первичной информации с содержанием культурологической составляющей

организация самостоятельной работы преподавателя-филолога лексико-грамматические конструкции

формирование профессиональной компетентности детализация информации

отбор текстов детализация текстов Интернета

анализ текстов преобразование первичной информации текстов

основная мысль исходного текста детализация текстов

личностно-деятельностный подход научная терминология

При отборе научных текстов учитываются критерии с содержанием культурологической составляющей, куда включается тематика национальной культуры, или соответствующие потребности родной культуры [3, с. 68]. Уровни прогностических умений преподавателя с полным развертыванием индивидуально-образовательного маршрута можно обобщить критериями информационной подготовленности преподавателя в условиях аутентичной информации Интернета. См. табл. 3.

Таблица 3

Уровни информационной подготовленности по развитию прогностических умений преподавателя в условиях аутентичной информации Интернета

текст 1 (сжатое изложение) текст 2 (сжатое изложение)

вводной части // первый раздел предисловие // введение//первая глава

второй раздел вторая глава

третий раздел третья глава

четвертый раздел четвертая глава

пятый раздел пятая глава

шестой раздел шестая глава

седьмой раздел // список трудов // сведения об авторах статей // авторские благодарности заключение // список использованной литературы

Построение модуля индивидуально-образовательного маршрута зависит от уровня изученности текста, который строится вариантами развёрнутыми дискурсами [4, с.63]. При построении содержания дискурса необходимо учитывать нумерацию элементов текста (от первого до последнего структурного изложения); это и будет гарантией изученности текста научного стиля [5, с. 134]. Построение структурного элемента текста развертывается кратким изложением текстов (параллельными представлениями [Текст 1 / Текст 2]). Рассмотрим конспект модуля с опорным развертыванием образовательного маршрута.

План-конспект как индивидуальный образовательный маршрут Модуль I. Текст 1 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

Во вводной части обсуждается двойная аффилиация юбиляра - А.А. Кибрик, директор Института языкознания РАН, профессор кафедры теоретической

и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Коллектив авторов - Т.И. Давидюк, И.И. Исаев, Ю.В. Мазурова, С.Г Та-тевосов, О.В. Федорова - описывает научную деятельность юбиляра, благодаря которой и возник интерес к дискурсивным маркерам и корпусной лингвистики в России (с. 5-11). В издании представлена статья «Лингвистические карты А.А. Кибрика», в которой перечислены все полевые исследования. Опыт по поддержке и сохранению малых языков, необходимость учета мирового опыта и национальной специфики России, четкая техническая организация корпусной лингвистики в России представлена в семи разделах: «Дискурсивный анализ» (с. 13-95); II. «Референция» (с. 95-149); III. «Языковое многообразие» (с. 149-251); IV. «Когнитивный подход к языку» (с. 251-301); V. «Социолингвистика» (с. 30I-365); VI. «Miscellanea» (с. 365-419); VII. «Наука и жизнь» (с. 419-499).

Модуль II. Текст 2 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

В предисловии отмечено, что монография представляет дополненное издание книги по антропологии дагестанского города; её содержание апробировано на международных и всероссийских научных конференциях, что свидетельствует о практической значимости проведенных исследований (с. 5-6). Во введении отмечается, что исследование по антропологии дагестанского города в постсоветский период показало, что этническая мозаичность горожан Дагестана представляет собой сложное социокультурное пространство, имеющее междисциплинарный характер, поэтому в работе использовались методы этнологии и демографии - анкетирование, опрос, интервьюирование и др. (с. 6-18).

Модуль III. Текст 1 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

Тринадцать статей, опубликованных в этом разделе, составляют статьи о теории компьютерной лингвистики - таксономии дискурса, взаимодействии дискурсивных единиц с единицами субдискурсивных уровней.

Модуль IV. Текст 2 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

В первой главе «Периодизация модернизационных и трансформационных процессов в Дагестане в новейшее время» обосновывается трансформация этнических процессов, происходивших на Кавказе (Дагестане) в дореволюционное, советское и постсоветское время, фиксация изменений (с. I8-27). Отмечается, что Республика Дагестан является уникальным регионом, который называют «современным Вавилоном»: на относительно небольшом географическом отрезке проживает более трех десятков народностей.

Модуль V. Текст 1 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

Второй раздел сборника - «Референция»: в нём очевидна тематическая составляющая - многочисленные исследовательские статьи о решении ре-ференциальной неоднозначности. Статья Л. Гренобл - это вклад в изучение референциальной структуры эвенков, живущих на обширной территории Сибири и в северо-восточной части России. Интересной и новой для нас оказалась информация, представленная в статье Д.И. Эдельман «К динамике субъектной референтности глагола (памирский ареал)». Автор поделилась наблюдениями об общности средств референциальной структуры глагольных форм в языках шугнано-рушанской группы. Восемь статей этого раздела развивают идеи средства референции в востоковедении, распространяя новый материал и поднимая новые исследовательские вопросы.

Модуль VI. Текст 2 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

Анализ трансформации культуры городского населения Дагестана изучаемого периода, собранный в 10 городах Дагестана, осуществлялся посредством систематизации этнического состава, статистических материалов. Как отмечают авторы, в связи с деидеологизацией городского населения изучаемого периода возросло влияние религии, которое привело к значительной трансформации этнического состава Дагестана (см. табл. 4).

Таблица 4

Модуль VII. Текст 1 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

Третий раздел посвящен ключевому лингвистическому направлению и называется «Языковое многообразие». В статье А.П. Выдрина «Дифференцированное падежное маркирование объекта в ягнобском языке» продемонстрировано, что падежное маркирование прямого объекта зависит, прежде всего, от одушевленности объекта и в меньшей степени - от референтности. В статье И.С. Рябовой, К.Н. Прохорова обсуждаются аспекты средств выражения каузатива в языках нигер-конго.

Модуль VIII. Текст 2 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

В третьей главе - «Трансформация материальной культуры» - анализируется быт горожан с учетом влияния религии на общественную жизнь (с. 104-176). Авторы отмечают, что в городах Дагестана появляется новый тип одежды - хид-жаб - популярный у определенной части девушек и женщин, считающих его элементом национального дагестанского костюма.

Модуль IX. Текст 1 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

Четвертый раздел - «Когнитивный подход к языку» и помещенные в него восемь статей - отражает, с одной стороны, обширную эмпирическую область, рассматривающую когнитивную систему языка, усвоение, хранение и обработку информации, а с другой - систему теоретических воззрений и понимание, что устройство языка невозможно без информации о языковом многообразии мира.

Модуль X. Текст 2 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

В четвертой главе, названной «Трансформация семейно-бытовых обрядов», описываются традиционные компоненты обрядов горожан постсоветского Дагестана (с. 176-240). В связи с усилением религиозных позиций многие горожане при выборе брачного партнера стали предпочитать супруга, соблюдающего религиозный дресс-код посредством усиления мусульманских элементов. Авторы также отмечают, что в обрядовой культуре мусульман не принято отмечать дни рождения детей, однако эта традиция ещё существует в городах Дагестана. Что касается обряда похорон, то период проведения ритуальных процедур осуществляется посредством усиления мусульманских элементов. Вероятно, этот синтез обусловлен как внешними (глобализация), так и внутренними (усиление позиций ислама) причинами, живучестью традиционных верований.

Модуль XI. Текст 1 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

В пятом разделе - «Социолингвистика» - представлено 10 статей о языковом сдвиге и языковых контактах. Языковое многообразие утрачивается повсеместно, и те языки, которые еще вчера не внушали ни малейших опасений, сегодня уже нуждаются в решительной институциональной поддержке.

Модуль XII. Текст 2 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

В пятой главе - «Трансформация общественного быта» - обсуждается структура общественного быта (с. 240-261).

Модуль XIII. Текст 1 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шестой раздел - Miscellanea - это статьи на английском языке. Здесь обсуждаются статьи, связанные с проблемами синтаксиса, грамматики и грамматической семантики. Из текстов седьмого раздела «Наука и жизнь А.А. Кибрика» вырисовывается образ руководителя, учителя, коллеги, друга, члена семьи.

Модуль XIV. Текст 2 (содержание и главная мысль в представлении сжатых научных текстов * номинативное, информативное, рекламное)

В шестой главе отмечается лингвистический ландшафт городов и история городской культуры.

Модуль XV. Текст 1 (выводы // систематизированные научные знания)

Таблица 5

Структура модульного среза в представлении сжатых научных текстов

Модуль I. Текст 1 Модуль II. Текст 2

Модуль III. Текст 1 Модуль IV. Текст 2

Модуль V. Текст 1 Модуль VI. Текст 2

Структура модульного среза

в представлении сжатых научных текстов

Модуль I. Текст 1 Модуль II. Текст 2

Модуль III. Текст 1 Модуль IV. Текст 2

Модуль V. Текст 1 Модуль VI. Текст 2

Таблица 6

Индивидуальная модель систематизированных знаний в условиях аутентичной информации Интернета

гуманистическая парадигма в культуре личностно ориентированное образование воспитание национального самосознания

педагогическое общение как диалог индивидуализация и дифференциация образовательного процесса анализ трудов отечественных ученых

педагогический стандарт воспитания национального самосознания педагогический стандарт дифференциации образовательного процесса педагогический стандарт индивидуализации образовательного процесса

В монографии очевиден широкий фон лингвистических проблем, выводящий их за границы узкой специализации. Систематизированные статьи по востоковедению показали, что в них обобщается немало фактов культурно-исторических традиций мирового опыта.

Модуль XVI. Текст 2 (выводы // систематизированные научные знания)

Монография РИ. Сефербекова посвящена новейшим исследованиям современного малого российского города; в книге актуализируется история традиционной культуры и быта горожан Дагестана в постсоветский период (1987— 2020 гг). Отобранные для аналитического обзора понятия интенсификации этнических процессов российского города в новейшее время пополняют взгляд специалиста разноплановостью, поэтому данный источник приобретает большое значение для академического сообщества, привлекая внимание авторитетных представителей науки. См. Табл. 5.

Библиографический список

Данные модуля систематизированных знаний свидетельствуют, что изучение специальных текстов на основе спроектированного формата в условиях аутентичной информации Интернета, расширяют анализ текстовой компетенции.

Формат модели систематизированных знаний в условиях аутентичной информации Интернета см. в табл. 6

Результаты анализа модуля методической поддержки свидетельствуют о том, что вторичные тексты представляют собой сложные маршруты дифференциации фрагментов, которые постоянно нарушают границы между традиционными оппозициями (инновация - повторение; оригинальность - подражательность).

Таким образом, всесторонняя дифференциация формирования компетентности показала действенность эффективности предлагаемой модели, позволяющей повысить уровень владения филологической и текстовой компетентности.

1. Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре. Педагогика. 2002; № 4: 27-33.

2. Мугидова М.И. Компетентностный подход в области преподавания русского языка и рекомендации, направленные на повышение уровня речевой культуры студентов». Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 93-95.

3. Гвоздева Е.Н. Воспитание национального самосознания преподавателя педагогического вуза средствами иностранного языка. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Чита, 2006.

4. Журбенко Н.Л. Обучение созданию вторичных текстов в специализированных вузах: обучение реферированию и аннотированию иноязычных текстов в нелингвистическом вузе. Высшее образование сегодня. 2007; № 4: 63-64.

5. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2000.

References

1. Batrakova S.N. Pedagogicheskoe obschenie kak dialog v kul'ture. Pedagogika. 2002; № 4: 27-33.

2. Mugidova M.I. Kompetentnostnyj podhod v oblasti prepodavaniya russkogo yazyka i rekomendacii, napravlennye na povyshenie urovnya rechevoj kul'tury studentov». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 93-95.

3. Gvozdeva E.N. Vospitanie nacional'nogo samosoznaniya prepodavatelya pedagogicheskogo vuza sredstvami inostrannogo yazyka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chita, 2006.

4. Zhurbenko N.L. Obuchenie sozdaniyu vtorichnyh tekstov v specializirovannyh vuzah: obuchenie referirovaniyu i annotirovaniyu inoyazychnyh tekstov v nelingvisticheskom vuze. Vysshee obrazovanie segodnya. 2007; № 4: 63-64.

5. Sen'ko Yu.V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya: kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2000.

Статья поступила в редакцию 05.07.24

УДК 378

Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

(Moscow); Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE AUTHENTIC MATERIAL ROLE IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO MILITARY UNIVERSITIES CADETS. Based on her own

pedagogical experience reflection and special literature analysis, the author gives a generalized description of the role that authentic material can play in the persons studying military university programs forming foreign-language competencies process. The work proves the need to modernize the content side of teaching, including the integration of authentic information into it. As the first research task, the author identifies the disclosure of the "authenticity" concept in relation to the content used during classes in the relevant discipline. Further, the article attempts to reveal such content most characteristic features. The main functions performed by authentic materials in the process of teaching cadets a foreign language are highlighted. Then attention is focused on demonstrating the most significant indicators for the authentic materials selection. The research also considers the ways that exist today to improve effectiveness of teaching this discipline, taking into account the above aspects.

Key words: higher military education, foreign language in non-linguistic university, foreign language in military university, content of teaching foreign language, authentic material in teaching foreign language

Н.В. Гусева, канд. пед. наук, доц., ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ»,

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]

РОЛЬ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

На основе рефлексии собственного педагогического опыта и анализа специальной литературы автор даёт обобщённую характеристику той роли, которую аутентичный материал может играть в процессе формирования иноязычных компетенций лиц, осваивающих программы военных вузов. Непосредственно перед этим доказывается необходимость модернизации содержательной стороны преподавания ИЯ, в том числе за счёт интеграции в неё такого рода информации. В качестве первой исследовательской задачи авторами было определено раскрытие содержания понятия «аутентичность» применительно к контенту, используемому в ходе занятий по соответствующей дисциплине. Далее в статье предпринята попытка раскрыть наиболее характерные особенности такого контента. Выделены основные функции, выполняемые аутентичными материалами в процессе обучения курсантов иностранному языку. Затем внимание акцентируется на демонстрации наиболее существенных, на взгляд автора, показателей для подбора аутентичных материалов. Рассматриваются возможности, существующие сегодня для повышения эффективности преподавания данной дисциплины с учётом указанных выше аспектов.

Ключевые слова: высшее военное образование, иностранный язык в неязыковом вузе, иностранный язык в военном вузе, содержательная сторона обучения иностранному языку, аутентичный материал в обучении иностранному языку

Актуальность настоящей статьи состоит в том, что на текущем этапе своего развития Российская Федерация стоит перед необходимостью интенсификации поиска симметричных ответов на целый ряд внешних и внутренних вызовов. При этом уже сегодня ясно: решить многие из связанных с этим проблем возможно только при условии привлечения силовых ведомств [1].

С другой стороны, многие из этих вызовов являются следствием процессов глобального масштаба. Следовательно, и деятельность будущих офицеров, направленная на минимизацию их негативных последствий, характеризуется более

высоким уровнем международной интеграции, чем на предыдущих этапах существования нашей страны. Этому же в немалой степени способствует гибридный характер будущих войн, подразумевающий широчайшее использование информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) для работы, в том числе, с иноязычным контентом, часто - в режиме реального времени [2].

Из вышеизложенного следует, что сегодня роль формирования иноязычных знаний, умений и навыков в структуре профессиональной подготовки курсантов военных вузов существенно возросла [3]. Подобное изменение её значимости не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.