Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ-БЛОГЕРОВ'

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ-БЛОГЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блог / образовательный блогинг / педагог-блогер / профессиональная компетенция / технология обучения / иностранный язык в педагогической сфере / blog / educational blogging / teacher-blogger / professional competence / learning technology / foreign language in pedagogical field

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Щеколдина, О Ю. Попова

С развитием инфокоммуникационных технологий и все большей киберсоциализацией общества возрастает потребность в подготовке специалистов в области образовательного блогинга. В данной статье нами предпринята попытка рассмотреть место и роль дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» в формировании профессиональных компетенций педагога-блогера. С этой целью был проведен анализ лингводидактической литературы и даны определения таким понятиям, как блог, образовательный блог, педагог-блогер. Это позволило нам разработать собственную технологию проведения занятий по иностранному языку со студентами первого курса магистратуры. Данный алгоритм предполагает использование в процессе обучения упражнений в разных режимах работы (индивидуальном, парном, групповом) с целью развития у студентов всех видов речевой деятельности. При этом особое внимание уделено навыкам чтения, письма и говорения, которые, на наш взгляд, наиболее профессионально значимы для будущих педагогов-блогеров. Содержательное наполнение упражнений имеет непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности выпускников магистратуры данного направления подготовки и способствует повышению уровня знаний об образовательном потенциале блогинга. Во время анкетирования студенты дали высокую оценку роли дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» в развитии профессиональных компетенций педагога-блогера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DISCIPLINE “FOREIGN LANGUAGE IN THE PEDAGOGICAL FIELD” IN BUILDING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS-BLOGGERS

With the development of information and communication technologies and the increasing cybersocialization of society, the need for training specialists in the field of educational blogging is increasing. In this article, the researchers consider the place and role of the discipline “Foreign language in the pedagogical field” in building professional competencies of a teacher-blogger. To this end, the authors carry out an analysis of linguodidactic literature and give definitions of such concepts as a blog, an educational blog, and a teacher-blogger. Based on the analysis, the work proposes the authors’ own algorithm for working with the first year master’s students in foreign language classes. This algorithm assumes the use of exercises in different modes of work (individual, pair, group) in the learning process with the view of developing all types of speech activity among students. At the same time, special attention is paid to the skills of reading, writing and speaking, which are meant as most professionally significant for future blogging teachers. The content of the exercises is directly related to future professional activities of master’s graduates in this field of training and helps to increase the level of knowledge about the educational potential of blogging. During the survey, the students highly appreciated the role of the discipline “Foreign language in the pedagogical field” in the development of professional competencies of a teacher-blogger.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ-БЛОГЕРОВ»

References

1. Gusev S.S., Tushinsky G.L. Problems ponimaniya v filosofii: filosofsko-gnoseologicheskij analiz. Moskva: Politizdat, 1985.

2. Arutyunyan M.N. Mirovozzrenie: ontologicheskijimetodologicheskijpodhody. Avtoreferat dissertacii... doktora filosofskih nauk. Moskva, 2006.

3. Spirkin A.G. Soznanie i samosoznanie. Moskva: Politizdat, 1972.

4. Zhuravlev A.D., Kitova D.A. Mirovozzrenie kak psihologicheskij fenomen v obydennom predstavlenii rossiyan. Psihologicheskijzhurnal. 2021; T. 42, № 4: 106-117.

5. Zalesskij G.E. Psihologiya mirovozzreniya i ubezhdenij lichnosti. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1994.

6. Pozizejko G.V. Stanovlenie mirovozzrencheskojkul'tury lichnosti v usloviyah professional'nogo obrazovaniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2002.

7. Razvitie obrazovaniya v novyh 'ekonomicheskih usloviyah: ot idei do praktiki: sbornik nauchnyh statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). Nizhnij Tagil: Izdatel'stvo GAPOU SO «Nizhnetagil'skij tehnikum metalloobrabatyvayuschih proizvodstv i servisa, 2020.

8. Kosareckij S.G., Barannikov K.A., Belikov A.A. i dr. Rossijskaya shkola: nachalo XXI veka. Moskva: Izdatel'skij Dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2019.

9. Firsova A.E. Principy antropologicheskogo podhoda v teorii i praktike sovremennogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. 2013; № 3 (48): 147-156.

10. Bobryshov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitie pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya: monografiya. Stavropol': Izdatel'stvo SKSI, 2006.

Статья поступила в реакцию 04.07.24

УДК 378

Schekoldina A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

Popova O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

THE ROLE OF THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE IN THE PEDAGOGICAL FIELD" IN BUILDING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACH-ERS-BLOGGERS. With the development of information and communication technologies and the increasing cybersocialization of society, the need for training specialists in the field of educational blogging is increasing. In this article, the researchers consider the place and role of the discipline "Foreign language in the pedagogical field" in building professional competencies of a teacher-blogger. To this end, the authors carry out an analysis of linguodidactic literature and give definitions of such concepts as a blog, an educational blog, and a teacher-blogger. Based on the analysis, the work proposes the authors' own algorithm for working with the first year master's students in foreign language classes. This algorithm assumes the use of exercises in different modes of work (individual, pair, group) in the learning process with the view of developing all types of speech activity among students. At the same time, special attention is paid to the skills of reading, writing and speaking, which are meant as most professionally significant for future blogging teachers. The content of the exercises is directly related to future professional activities of master's graduates in this field of training and helps to increase the level of knowledge about the educational potential of blogging. During the survey, the students highly appreciated the role of the discipline "Foreign language in the pedagogical field" in the development of professional competencies of a teacher-blogger.

Key words: blog, educational blogging, teacher-blogger, professional competence, learning technology, foreign language in pedagogical field

А.В. Щеколдина, канд. пед. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]

О.Ю. Попова, канд. пед. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ-БЛОГЕРОВ

С развитием инфокоммуникационных технологий и все большей киберсоциализацией общества возрастает потребность в подготовке специалистов в области образовательного блогинга. В данной статье нами предпринята попытка рассмотреть место и роль дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» в формировании профессиональных компетенций педагога-блогера. С этой целью был проведен анализ лингводидактической литературы и даны определения таким понятиям, как блог, образовательный блог, педагог-блогер. Это позволило нам разработать собственную технологию проведения занятий по иностранному языку со студентами первого курса магистратуры. Данный алгоритм предполагает использование в процессе обучения упражнений в разных режимах работы (индивидуальном, парном, групповом) с целью развития у студентов всех видов речевой деятельности. При этом особое внимание уделено навыкам чтения, письма и говорения, которые, на наш взгляд, наиболее профессионально значимы для будущих педагогов-блогеров. Содержательное наполнение упражнений имеет непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности выпускников магистратуры данного направления подготовки и способствует повышению уровня знаний об образовательном потенциале блогинга. Во время анкетирования студенты дали высокую оценку роли дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» в развитии профессиональных компетенций педагога-блогера.

Ключевые слова: блог, образовательный блогинг, педагог-блогер, профессиональная компетенция, технология обучения, иностранный язык в педагогической сфере

Актуальность данного исследования обусловлена появлением совершенно нового тренда в педагогическом образовании магистров, а именно - обучение образовательному блогингу. Это связано, прежде всего, с проникновением сетевых сообществ в различные социальные сферы, в том числе и в сферу образования. Образовательный блогинг является наиболее распространенной формой взаимодействия в сетях участников педагогического процесса, которая дает возможность обсуждать профессиональную тематику, обмениваться мнениями и профессиональной информацией, продвигать свои идеи и наработки, а также получать их оценку от экспертного сообщества.

Отвечая на социальный заказ общества в 2023 году, Волгоградский государственный университет ввел в программу подготовки магистров направление 44.04.01 Педагогическое образование (профиль Образовательный блогинг).

Цель нашего исследования - определить роль и место дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» в подготовке будущих педагогов-блоге-ров, а также ее значимость в развитии профессиональных компетенций.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- дать определение основным понятиям, связанным со сферой блогинга, в том числе педагогического;

- рассмотреть технологию обучения студентов-магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Образовательный блогинг») иностранному языку;

- предложить методические рекомендации по организации работы с магистрантами данного направления подготовки на занятиях по иностранному языку.

Научная новизна данного исследования состоит в обосновании роли предмета «Иностранный язык в педагогической сфере» в развитии профессиональных компетенций педагогов-блогеров.

Теоретической базой нашего исследования послужили работы российских ученых, описывающих лингводидактический потенциал и особенности использования блог-технологий в обучении иностранным языкам.

При проведении исследования и определении роли дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» в формировании профессиональных компетенций педагогов-блогеров мы использовали следующие методы: анализ лингводидактической литературы по рассматриваемой проблеме, наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение личного опыта.

Практическая значимость нашего исследования определяется разработкой комплекса упражнений и заданий, направленных на развитие профессиональных компетенций выпускников данного направления подготовки, который может быть использован преподавателями высшей школы в их педагогической деятельности.

Представляется, что подготовка будущих педагогов-блогеров предполагает наличие у выпускников магистратуры профессиональных компетенций как педагога, так и журналиста. Не последнюю роль в формировании данных компетенций играет дисциплина «Иностранный язык в педагогической сфере», поскольку, согласно рабочей программе, целью изучения данной дисциплины является формирование компетенции УК-4 (Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия). Успешное овладение данной компетенцией требует от студентов хорошего знания русского и иностранного языков, сформированности навыков осуществления коммуникации с опорой на информационно-коммуникационные технологии. Среди наиболее значимых умений выпускников данного направления подготовки можно назвать умения создавать академические и профессиональные тексты на иностранном языке,

представлять результаты научно-исследовательской деятельности, участвовать в публичных мероприятиях и дискуссиях на иностранном языке, применять ИКТ.

Другими словами, педагог-блогер должен иметь определенный опыт работы в сфере образования; уметь создавать качественный аудио-, видео- и текстовый контент и распространять его в социальных сетях, мессенджерах, видеохо-стингах и на других онлайн-платформах; владеть коммуникативными навыками.

Для понимания роли иностранного языка в развитии профессиональных навыков и умений будущих педагогов-блогеров необходимо определиться с такими понятиями, как «блог», «образовательный блог», «педагог-блогер».

Блог - это тип регулярно обновляемых веб-сайтов, которые предоставляют информацию по определенной теме. Слово блог представляет собой объединенную версию английских слов web и log, что в переводе с английского означает сетевой журнал. Таким образом, становится понятно, что блог - это своего рода интернет-журнал событий, которые записываются в хронологической последовательности и доступны для чтения большому количеству людей, которые могут не только ознакомиться с информацией, но и прокомментировать ее, выразить свое личное отношение к затронутой проблеме или вступить в полемику с автором.

Тематическая направленность блогов достаточно обширна и затрагивает различные сферы человеческой жизни, такие как политика, экономика, спорт, медицина, мода, культура, путешествия, кулинария, музыка и т. д. Сфера образования не является исключением. В последнее время доля обучающего контента стремительно увеличивается, и образовательные блоги все чаще используются на занятиях, позволяя педагогам сделать процесс обучения более интересным. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи современных ученых (Березина Е.М., Баскова Е.В., Сысоев П.В., Меркулова Н.В., Бабкина Т.Н., Оношко В.Н., Павельева Т.Ю., Киракосян В.А., Ефремов М.А., Мещерякова Е.В., Исаева И.С., Дворовенко Н.Н., Толстых А.А., Кузнецова Е.Д., Поддубный С.С. и др.).

Однако следует заметить, что современные исследователи по-разному трактуют понятие «образовательный блог». Так, А.А. Толстых, Е.Д. Кузнецова, С.С. Поддубный предлагают называть образовательным блогом только тот блог, который написан человеком, имеющим отношение к сфере образования, т. е. педагогом [1]. Е.М. Березина и Е.В. Баскова придерживаются более широкого взгляда и считают, что автором образовательного блога может быть не только педагог, но и представитель любой другой профессии, который хочет поделиться экспертными знаниями в своей сфере деятельности [2]. Н.Н. Дворовенко термином «образовательный» обозначает блог который по своему содержанию, функциям и принадлежности относится к широкому кругу мероприятий, направленных на поддержку образовательной деятельности обучающихся разного уровня в основном, дополнительном и неформальном образовании, и выполняет при этом когнитивную функцию [3].

В результате анализа лингводидактической литературы мы приходим к выводу, что наиболее полно понятие образовательного блога раскрывает определение, предложенное Е.В. Мещеряковой и И.С. Исаевой. По их мнению, образовательный блог (англ. edublog) - это «веб-страница, где педагог для достижения образовательной цели размещает авторские обучающие и контекстные материалы по определенному предмету в обратном хронологическом порядке, а также ссылки на обучающие материалы других авторов; а сам процесс обучения ведется в сотрудничестве; наблюдается облегчение рефлексии в процессе обучения» [4]. Благодаря использованию данных материалов в процессе обучения повышается эффективность взаимодействия педагога и учащихся, а сам процесс обучения становится более интересным и нестандартным, что в конечном итоге способствует повышению мотивации обучающихся и усиливает их заинтересованность в предмете.

Учитель, который активно использует социальные сети и другие онлайн-плат-формы для распространения своих знаний и опыта в области образования, а также для улучшения качества образования, называется педагогом-блогером.

Опираясь на проведенный анализ лингводидактической литературы, мы разработали технологию обучения студентов-магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Образовательный блогинг»). Вслед за такими методистами, как Т.И. Капитонова, Л.В. Московкин, А.Н. Щукин, Н.Б. Назарова, О.Л. Мохова, под технологией мы понимаем методически обоснованный набор приемов и упражнений, используемых в определенной последовательности и способствующих достижению поставленной цели при обучении иностранному языку [5; 6].

В процессе обучения задействованы все виды речевой деятельности, однако особый упор делается на развитие навыков чтения, письма и говорения.

На начальном этапе обучения чтению необходимо определить тематику текстов, дающих возможность студентам получить первичную информацию, связанную с их будущей профессиональной деятельностью педагога-блогера. Представляется, что наиболее актуальными являются следующие темы:

- What is Blogging?

- Blogging Culture,

- Blogging Statistics,

- Blog Writing and Reading Habits,

- Types of Blogs,

- How to Start a Blog?

- Skills in Blogging,

- Pros and Cons of Blogging,

- Blogging vs Traditional Websites,

- Educational Blogging,

- Benefits of Blogging in Education,

- Ten Best Educational Blogs.

При работе с текстами данной тематики следует обратить внимание на упражнения, направленные на усвоение терминологической лексики по теме «Блогинг». Это могут быть упражнения на соотнесение терминов с дефинициями, подстановку терминов, заполнение пропусков в тексте, перевод предложений с использованием новой лексики и составление собственных предложений. Данные упражнения подготавливают студентов к адекватному пониманию содержания предложенных текстов.

Дальнейшая работа над текстами предполагает ответы на вопросы, задания по типу «True/False», составление ментальной карты, связанной с текстом, пересказ текста.

В качестве примера одного из заданий к тексту "What is Blogging?' можно привести следующее упражнение:

Decide whether the following statements are true or false. Correct the false ones.

1. Blogging is a way for people to share their thoughts and ideas with others.

2. Blogging is only done on social media platforms.

3. Blog posts can only be written in a formal style.

4. Blogging can help you build a community of like-minded individuals.

5. Blogging can't help you develop your writing skills.

6. Blogging can help you establish yourself as an authority in your field.

7. One of the biggest challenges of blogging is finding the motivation to create content.

Предполагается, что содержательное наполнение данного задания расширит знания студентов о сути блогинга и его роли в социальной коммуникации.

На завершающем этапе работы с текстом представляется логичным предложить студентам принять участие в дискуссии по его проблематике, поскольку коммуникационная компетенция является неотъемлемой частью профессиональных компетенций педагогов-блогеров, которая предполагает обмен мнениями между различными пользователями, что в конечном итоге способствует продвижению образовательных технологий.

Ниже представлен ряд дискуссионных тем, которые могут быть предложены магистрантам на занятиях по иностранному языку:

1. Do you think anyone can be a successful blogger or does it require certain skills?

2. Is making money one of the main reasons for starting a blog?

3. Discuss the factors which make a blog post interesting and engaging to read.

На наш взгляд, тематика дискуссий должна помочь студентам осознать

цели и задачи их будущей профессиональной деятельности и значение блогинга для их самореализации и саморазвития.

Другим важным направлением работы со студентами-магистрантами является развитие навыков письма. По мнению Никитина М.В., язык текстов блогеров представляет собой новый формат письменно-речевой практики, характеризующийся эмоциональной насыщенностью, актуальностью, яркостью и потому обладающий более высокой степенью эффективности. Благодаря этому виртуальный текст лидера сетевого сообщества может оказать существенное воздействие на широкую аудиторию и повлиять на реальные события [7].

С целью развития у студентов навыков создания такого рода текстов можно предложить следующие задания:

- Напишите сочинение, опираясь на содержание прочитанного текста, сделав его более эмоциональным.

- Напишите письмо-ответ автору текста/статьи, соблюдая этические нормы блогосферы.

- Напишите свой пост на одну из предложенных тем.

Например, по теме "Types of Blogs" студентам были даны следующие темы сочинений:

1. The benefits of using blogging as a tool for self-reflection and personal growth.

2. How travel blogging has allowed me to explore new places and connect with people from all over the world.

3. The impact of food blogging on my relationship with cooking and eating.

4. Some people believe that blogs have replaced traditional journalism. To what extent do you agree or disagree with this opinion?

5. With the rise of influencer culture, some argue that blogging has become more about promoting products than sharing authentic content. Is this a positive or negative development?

6. Personal blogs often include details about the author's life that may be considered private. Should there be limits to what bloggers can share online?

7. The internet has made it easier for anyone to start a blog and share their opinions with the world. Is this democratization of media a positive or negative development?

При написании сочинений студенты должны опираться на предыдущий языковой, речевой и социальный опыт, выражая свое личное отношение к фактам и событиям в яркой и эмоциональной форме.

Подразумевается, что при выполнении задания «Напишите письмо-ответ автору статьи» студенты будут высказывать свое мнение по проблеме, затрону-

той в тексте. Так, при работе с текстом "Skills in Blogging" студенты могут написать письмо автору статьи, высказывая свое мнение о необходимости наличия у профессионального блогера тех или иных навыков.

На заключительном этапе магистрантам предлагается разработать проект авторского блога. Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека и в ходе совместного обсуждения выбирают платформу для ведения блога («ВКонтакте», LiveJournal, Blogger, WordPress, Medium, «Дзен» и др.), придумывают рабочее название своего блога, его концепцию, цели и задачи, описывают портрет предполагаемой аудитории, определяют тематику и формат контента, а также частоту обновлений. В завершении работы над проектом блога студенты продумывают тематику первых трех постов и презентуют свой проект аудитории, которая должна выбрать лучший проект, отвечая на вопрос «Стали бы вы подписчиками данного блога?». Выполняя предложенное задание, студенты должны, прежде всего, стремиться к тому, чтобы сделать свой блог полезным для общества, а не создавать его как «блог ради блога, контент ради контента».

Помимо аудиторных занятий рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» предусматривает значительное количество часов самостоятельной работы. Для выполнения данного вида работы студентам предлагается подготовить доклады и презентации по следующим темам:

1. Professional blogs.

2. What is a vlog?

3. Successful bloggers.

4. Why teachers and students should blog?

5. Teaching with blogs.

Библиографический список

6. Exploring educational use of blogs in the USA.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Top 10 educational blog sites for teachers and students.

Для оценки результатов работы в конце обучения студентам была предложена анкета с целью выявления роли предмета «Иностранный язык в педагогической сфере» в формировании профессиональных компетенций педа-гога-блогера. Все студенты дали однозначный ответ, что данная дисциплина способствует не только развитию компетенций педагога, но и обогащает знаниями о сущности блогинга и технологии использования блога в образовательном процессе. Абсолютное большинство магистрантов подчеркнуло, что, наряду с дисциплиной «Основы интернет-журналистики и блогинга», занятия по иностранному языку дали им возможность получить практический опыт создания своего авторского блога.

Анализируя результаты проведенной работы по подготовке будущих педа-гогов-блогеров, мы приходим к выводу что использование разработанной нами технологии обучения позволяет приобщить выпускников к мировым достижениям в сфере блогинга, повысить уровень профессиональной компетенции, увеличивая тем самым шансы на трудоустройство и возможность вступить в иноязычное профессиональное общение с широким кругом коллег, владеющих английским языком.

Кроме того, необходимо отметить, что использование предлагаемых нами упражнений, выполняемых в разных режимах (индивидуальном, парном, групповом), способствует реализации таких важных в профессиональном плане качеств личности, как логическое мышление, креативность, коммуникативность, толерантность, умение аргументировать свою точку зрения и др.

1. Толстых А.А., Кузнецова Е.Д., Поддубный С.С. Виды и особенности использования образовательных блогов. Территория науки. 2017; № 6: 23-28.

2. Березина Е.М., Баскова Е.В. Особенности и свойства образовательных блогов (на примере США). Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019; Выпуск 1 (3): 195-202.

3. Дворовенко Н.Н. Образовательные блоги: моделирование, классификация, рейтинг Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021; № 1: 3-16.

4. Мещерякова Е.В., Исаева И.С. Лингводидактический потенциал блога в обучении английскому языку. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4.

5. Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. Москва: Русский язык, 2018.

6. Назарова Н.Б., Мохова О.Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 3.

7. Никитин М.В. О стратегии подготовки блогеров сетевого профессионального образования в СПО: миссия, ценности, программы. Профессиональное образование и рынок труда. 2017; № 4: 52-57.

References

1. Tolstyh A.A., Kuznecova E.D., Poddubnyj S.S. Vidy i osobennosti ispol'zovaniya obrazovatel'nyh blogov. Territoriya nauki. 2017; № 6: 23-28.

2. Berezina E.M., Baskova E.V. Osobennosti i svojstva obrazovatel'nyh blogov (na primere SShA). Social'nye i gumanitarnye nauki: teoriya i prakíika. 2019; Vypusk 1 (3): 195-202.

3. Dvorovenko N.N. Obrazovatel'nye blogi: modelirovanie, klassifikaciya, rejting. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obschestvo. 2021; № 1: 3-16.

4. Mescheryakova E.V., Isaeva I.S. Lingvodidakticheskij potencial bloga v obuchenii anglijskomu yazyku. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 4.

5. Kapitonova T.I., Moskovkin L.V., Schukin A.N. Metodyi tehnologiiobucheniyarusskomuyazyku kakinostrannomu. Moskva: Russkij yazyk, 2018.

6. Nazarova N.B., Mohova O.L. Novye informacionnye tehnologii v obuchenii inostrannym yazykam. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 3.

7. Nikitin M.V. O strategii podgotovki blogerov setevogo professional'nogo obrazovaniya v SPO: missiya, cennosti, programmy. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2017; № 4: 52-57.

Статья поступила в редакцию 15.07.24

УДК 378

Alieva E.M., Cand. of Sciences (Philology), CMK of Social and General Education Disciplines 1, Dagestan Basic Medical College n.a. R.P. Askerkhanov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Mugidova M.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Departments of Russian and English Languages, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Isaeva A.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Departments of Russian and English Languages, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF PHILOLOGICAL COMPETENCE BASED ON INTERNET RESOURCES: INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE. The article presents a module of methodological support, aimed at increasing effectiveness of the educational process in the context of digitalization of scientific texts. The relevance of the study is due to the special role of the educational process in the life of a modern teacher, focused on the principles of system knowledge of the Internet. The tasks of the educational process stimulating the formation of philological competence have been allocated. The article identifies changes of personal and activity approach, allowing to identify, on the one hand, supporting syntax constructions for creation of secondary texts, on the other hand, to update the textual competence of the teacher-philologist. The article considers substantiation of educational route, which allows to identify principles of combination of digital and humanitarian knowledge of the teacher-philologist. The article draws conclusions about specificity of creation of secondary texts, confirming reliability of use of optimal combination of digital and humanitarian technologies.

Key words: organization of teacher's independent work, selection criteria, educational route, formation of knowledge of communicative competence, selection of texts from the Internet resources

Э.М. Алиева, канд. филол. наук, ЦМК общественных и общеобразовательных дисциплин 1, ГБПОУ РД «Дагестанский базовый медицинский колледж имени Р.П. Аскерханова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

М.И. Мугидова, канд. филол. наук, доц., ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

А.С. Исаева, канд. филол. наук, доц., ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.