Формирование эстетической культуры учащихся в современной школе
Валерий Николаевич Клепиков,
ведущий научный сотрудник Института социальной педагогики РАО, заместитель директора по инновационной работе, учитель математики и этики средней школы № 6 г. Обнинска Калужской области, кандидат педагогических наук, klepikovvn@mail.ru
• общая культура • формирование эстетической культуры • эстетические ценности • этические ценности • интеллектуальные ценности • эстетическое и художественное образование • триада «<истина — добро — красота» • интеграция • модель • технологии • уровни • критерии •
Одна из важных целей современного образования — формирование общей культуры школьника, которая дифференцируется на интеллектуальную, этическую, экологическую, эстетическую, трудовую и физическую культуры. Все перечисленные культуры взаимосвязаны и при соответствующих педагогических условиях могут составлять единое гармоническое целое1.
Важность актуализации и формирования эстетической культуры в духовном мире человека обусловлена тем, что именно она содержит неповторимые и самобытные черты национальных, этнических, семейных и личностных ценностей. Действительно, культуру, менталитет, характер и душу можно назвать, например, русскими, но опрометчиво утверждать, что существует русская или немецкая совесть, французская или польская доброта. Точно так же универсальны и не имеют национальных признаков и интеллектуальные ценности (рациональное, логическое, разумное, закономерное, системное, целесообразное, парадоксальное и т.д.). Таким образом, культурное, национальное или личностное своеобразие сохраняется именно в эстетических цен-
1 Можно добавить и другие культуры, например, психологическую, правовую, экономическую и др. Их актуализация и кристаллизация зависит от возможностей (ресурсов) конкретного учебного учреждения, а их объединение может происходить на основе аксиологической интеграции.
ностях (прекрасное, комичное, художественное, идеальное и т.д.). «Каждый народ, — справедливо отмечал К.Д. Ушин-ский, — имеет свой идеал человека». Поэтому так существенно при формировании общей культуры школьников опираться на эстетические ценности.
Эстетическая культура разномасштабна по своим проявлениям: она предстаёт перед нами как эстетическая культура человечества, нации, этноса, общества, учебного учреждения, семьи, личности. В частности, эстетическая культура личности — это совокупность её способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самою себя по законам красоты (гармония, соразмерность элементов, соответствие целого и части, формы и содержания, внешнего и внутреннего, «золотое сечение»), открывающим путь наиболее полного раскрытия всех её сущностных сил.
В школьном образовании нередко отождествляют эстетическую культуру и художественную культуру. Однако их следует различать. Данные понятия имеют разные объёмы: первое шире второго, поскольку включает не только ценности искусства, но и эстетические проявления реальной жизни людей во всех нехудожественных сферах их деятельности. Если художественная культу-
ра берёт во внимание всё то, что связано с миром искусства, то эстетическая культура в её направленности на человека берёт во внимание проявления реальной и повседневной жизни людей: их отношения, поступки, мастерство, труд, внешность. Например, красота, изящество, величие, драматизм, комизм и прочее свойственны и повседневным проявлениям быта, и труду, и общению людей, и их внешности, и их переживаниям, и многообразным плодам их творчества. При этом художественная культура — это высший этап развития эстетической культуры, закономерно венчающий её.
Исходя из существования эстетической и художественной культуры, следует различать эстетическое и художественное образование2. В современных образовательных концепциях нередко широкая проблема эстетического образования подменяется, замещается вопросами художественного образования, а это не одно и то же3. Художественное образование,т.е. образование посредством искусства, есть лишь составная часть эстетического образования, включающего в себя все проявления красоты. Подмена целого частью, пусть и очень важной, разумеется, далека от сути комплексного подхода.
Эстетическое образование (в широком смысле) включает в себя и обучение, и воспитание, и развитие. Благодаря обучению, учащиеся осваивают систему эстетических знаний (понятия, значения, законы, принципы и т.д.). В ходе воспитания эти знания насыщаются эстетическими смыслами и перерастают в ценности, значимые для внутреннего мира учащихся. В процессе развития ценностно значимые знания распределяются, комбинируются и проектируются в соответствии с возрастом учащихся в зоне их ближайшего восхождения и в соответствии с выбранным личностным идеалом или идеалами. Таким образом, все три составляющие эстетического образования выступают взаимосвязанным и единым «фронтом».
Идеальная модель личности со сформированной эстетической культурой характеризуется её приобщённостью к эстетическим и художественным ценностям, реализующуюся в избирательных предпочтениях, широте и глубине эстетического взаимодействия с ними, в готовности по законам красоты переносить накопленные эстети-
ческие впечатления, образно-выразительные структуры в свою деятельность, во взаимоотношения с окружающими, в мироощущение и мировоззрение, в творческие увлечения и досуг.
Эстетическая культура личности в современной научной литературе понимается как система, включающая в себя следующие составляющие:
1) эстетические ценности, которые осваиваются в процессе обучения, воспитания и развития;
2) эстетические установки и потребности (способности, восприятие, переживание, отношение, чувство, вкус, оценка, идеал), необходимые для освоения ценностей;
3) целенаправленную деятельность и творчество (переоткрытие прежних и создание новых эстетических и художественных ценностей в различных видах человеческой деятельности, в том числе в искусстве);
4) образовательное пространство, способствующее погружению учащегося в «мир эстетики» (атмосфера, среда, аура, обстановка, окружение и т.д.).
Формирование эстетической культуры начинается с первых дней жизни человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Можно выделить следующие основные уровни становления эстетической культуры: эстетическое образование ^ художественное образование ^ эстетико-худо-жественное самообразование ^ эстетико-художественное творчество. Очевидно, что школьник может остановиться на первом уровне общего эстетического образования, но может постараться стать творцом, создающим эстетические и художественные продукты. Поэтому на каждом из возрастных этапов данные уровни сосуществуют в разной степени выраженности, каждый из уровней включает в себя последующие, не отменяя предыдущие.
В настоящее время формирование эстетической культуры всё чаще истолковывается как процесс чрезвычайно обширный, ёмкий, касающийся всех граней личности человека и, следовательно, накладывающий свою
2 Образование включает в себя и воспитание, и развитие, и обучение.
3 Формированием эстетической культуры учащихся могут заниматься все Педагоги школы.
печать на все проявления этой личности, на всю её общую культуру. Эстетическая культура выступает не только как средство и результат развития восприятия, чувств, оценок, взглядов, вкусов, интуиции, но и как фактор активизации творческого потенциала личности: развитие способности образной интерпретации предметов и явлений мира, их творческого запечатления и преображения.
В основе эстетической культуры лежат жизнеутверждающие ценности (прекрасное, изящное, возвышенное, трагическое, героическое, комическое, гармоническое, человечное и прочее), а также негативные ценности, или антиценности (безобразное, низменное, ужасное, страшное, дисгармоничное, пошлое, циничное, бесчеловечное и др.). Антиценности нужны для того, чтобы создать для ребёнка резкий контраст и тем самым укрепиться в подлинных ценностях4. Однако ведущими, опорными в ходе формирования эстетической культуры учащихся остаются, конечно, гуманистические ценности, которые образуются в сознании человека в ходе взаимодействия его с семьёй, социумом, природой, произведениями искусства и т.д.
Как известно, универсальной ценностью, определяющей многогранную красоту человека в целом, является «человечность». И наоборот, можно сказать, что человечность — это многогранное проявление его красоты. Поэтому в процессе формировании эстетической культуры учащихся эстетические ценности необходимо рассматривать по отношению к человеку — его внешнему облику и внутреннему миру.
Для интеграционных процессов значимо, что для этики и эстетики существует общая ценность — «человечное». Если этика, в широком аспекте, изучает и оценивает человека с точки зрения моральных ценностей добра
_ и зла, то эстетика
делает это с точки зрения эстетических ценностей прекрасного и безобразного. Таким образом, эстетическое отношение непременно включает в себя и нравственные мо-
Некоторые учёные считают, что именно «конфликтных ценностей» или «противоборствующих ценностей» более всего обеспечивает эстетическое развитие учащихся.
5 Неизданный Достоевский. Литературное наследство. — М., 1971. Т. 83. С. 292.
6 Там же.
менты. «Эстетика, — отмечал Ф.М. Достоевский, — есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим же человеком для самосовершенствования»5.
Примечательно, что оценочные слова «правильно» и «красиво» нередко употребляются как синонимы: вместо того, чтобы сказать «он неправильно себя вёл», говорят «он некрасиво себя вёл». Когда гуманистические ценности находят своё выражение и воплощение в конкретном поступке, то поступок будет не только высоконравственным, но и прекрасным, т.е. он будет включать в себя и этические, и эстетические моменты.
Образным открытием человека в мировой культуре являются различные художественные направления в искусстве: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, импрессионизм и так далее, эстетический и этический потенциал которых необходимо использовать в образовательном процессе. Каждое из этих направлений открывало человека с новой, неведомой стороны. По словам Е.А. Маймина: «Открытие человека в искусстве — это не единичный акт, а непрерывный, никогда не прекращающийся процесс, такой же непрерывный как познание истины»6.
Классицизм открыл в человеке и художественно утверждал в нём его высокое достоинство, высокие помыслы и назначение. Классицизм мыслил самыми возвышенными нравственными категориями. Он учил человека, что есть добро и что зло, что такое честь и долг перед обществом. Так формировался идеал героического человека. Человек классицизма должен принести все свои индивидуальные интересы в жертву общественным, т.е. отказаться от личного счастья во имя исполнения морального долга. Героический человек должен постоянно демонстрировать абсолютное мужество перед лицом испытаний и руководствоваться принципом кристальной моральной чистоты. Однако при этом за возвышенно-отвлечёнными понятиями добра, чести, долга художники-классицисты не видели просто человека, его каждодневных, обыденных переживаний, многогранности отдельной человеческой личности, богатства души.
Сентиментализм, пришедший на смену классицизму, всё своё внимание сосредо-
точил именно на этих, «не замеченных» классицизмом качествах. Всякий человек ценен и интересен уже тем, что он человек, — таков художественный и идеологический девиз сентиментализма. На смену высоким героям классицизма в произведениях сентиментализма пришли люди простых человеческих добродетелей и слабостей, на смену исключительным трагическим коллизиям — обыкновенное человеческое горе и повседневные радости. Основоположник сентиментализма Ж.Ж. Руссо выступал против рационализма, господствовавшего в философии и в искусстве классицизма и просвещения. В отличие от рационалистов, Руссо считал чувства специфической формой душевной деятельности. Все пороки могут быть объяснены, если изучить историю человеческого сердца. Руссо даже утверждал, что прогресс наук и искусств вызывает порчу нравов.
Романтизм, рождённый неудовлетворённостью человека окружающей действительностью, разочарованием в начавшихся было кардинальных общественных переменах, развил многое из того, что первоначально было открыто сентиментализмом. Но он совершил и собственные открытия. Одним из таких открытий было утверждение могущества человеческой личности и человеческого духа. Гений человека и его творческая воля провозглашались романтиками как исключительные и абсолютные ценности. Но в этом заключался и становившийся со временем всё более заметным источник слабости романтизма. Индивидуальная воля человека утверждалась романтиками вопреки всему, даже вопреки реальной действительности. Абсолютизированный романтиками человек при ближайшем рассмотрении оказался «неполным». Он не был тем общественным человеком, каким является всякий человек в жизни. И в сентиментализме, и в романтизме герой был оторван от мира, и это мешало раскрыть его личность во всей полноте.
Достижения реализма заключались главным образом в том, что он показал человека в его конкретно-историческом окружении, в типических обстоятельствах. Реализм открыл общественного человека, и значит, самого что ни на есть реального человека. «Реализм осознал, что "Божественная комедия" мира обретает свои обыденные черты
и становится человеческой комедией »'. В реалистическом искусстве не присутствуют гигантские общечеловеческие характеры, оно углубляется в действительный духовный мир индивида, проникая в самую сердцевину его психологического развития. Ф.М. Достоевский говорил: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, так как изображаю все глубины души человеческой».
Импрессионизм сосредоточил своё внимание на переменчивых впечатлениях бытия. В русле этого направления нельзя найти больших идей и философских истин. Импрессионисты уходили от сложных проблем в сферу мимолётной красоты, воспринимаемой в основном зрением. Если реалисты фиксировали всё типическое (повторяющееся), то импрессионисты выявляли поэзию мгновения. Художник Сезанн писал: «Мгновенье уходит и не повторяется. Правдиво передать его в живописи! И ради этого забыть обо всём!» Всем строем своих картин эти художники утверждали человека, утончённо созерцающего, радующегося свету и солнцу, прозрачному воздуху и краскам окружающей жизни. Всё сказанное позволяет определить эстетический идеал импрессионистов — это человек, живущий приятно-мимолётными мгновениями.
Исходя из перечисленных характеристик различных направлений в искусстве, есть смысл иногда подразделять и людей на романтиков, реалистов, сентименталистов и т.д. Можно было бы привести и другие направления в искусстве, но нам было важно продемонстрировать саму тенденцию открытий духовного мира человека в искусстве.
В связи с эволюцией образа человека в мировой культуре существенно словосочетание «духовная красота», которое также показывает нерасторжимое единство этики и эстетики. Конечно, здесь существуют определённые сложности. Сложность заключается в особенностях восприятия духовной красоты человека, в том, что она не очень-то похожа на красоту физическую. Ещё Аристотель отмечал, что «красоту души не так-то легко охватить взором, как красоту тела». За внешностью, которая кажется отталкивающей, может скры- _
ваться внутренняя 7 Борев Ю. Эстетика. В 2 т. — Смоленск, красота. Таков Ква- 1996. Т. 2. С. 259.
8
1989. С.
348.
10 Плотин.
С. 232.
зимодо в романе В. Гюго «Собор парижской богоматери». Шуты Д. Веласкеса на первый взгляд кажутся уродливыми, но в их глазах светится всечеловеческая мудрость. М. Пришвин в «Незабудках» пишет: «Но бывает — не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах, и в этом каждый оживает... Что это? Вот «Война и мир», и в ней лучатся глаза некрасивой княжны Марьи»8.
Духовная красота всё-таки проявляется, т.е. находит своё внешнее выражение, начиная с особенностей движения — походки, позы, жестов, мимики — и кончая высказыванием мыслей и поступками. Научить ребёнка видению духовной красоты, очаровать его духовной красотой — это и есть одна из главных задач формирования его эстетической культуры.
Духовная красота подразумевает наличие особого образования — «телесности». Телесность включает в себя всего человека с его психикой, умственным складом, личными особенностями. По мнению В. Рози-на, «На протяжении жизни у человека могут рождаться, жить и отмирать такие телесные образования, как «тело любви», «тело мышления», «тело общения», «эмоциональное тело», «специализированные рабочие тела». В отличие от тела, которое лишь растёт и затем стареет, телесность претерпевает самые необычные изменения и метаморфозы»9. Наверное, многие замечали насколько привлекательны внешне творческие люди даже в пору своей старости (Гёте, Лев Толстой, Эйнштейн, Раневская, Лихачёв, Сахаров, Солженицын, Вишневская и др.).
Упомянутые активные образования можно назвать «телесными устройствами». Именно наличие данных телесных устройств или их отсутствие определяет, состоится в мире акт любви, красоты, добра, справедливости или нет. Причём эти телесные устройства оказываются своеобразными органами производства в человеке человеческого. На_ пример, если глаз
научился видеть прекрасное, он будет всегда стремиться обнаружить красоту, потому что это соответствует выработанной уста-
Пришвин М. Мирская чаша. — Тула,
9 РозиН В., Шапинская Р. Природа любви. — М., 1993. С. 131.
:<Эннеады»
Киев, 1995.
новке; в самом зрачке того, кто увидел, откладывается радость узнавания, которая будет воспроизводиться вновь и вновь. Как тонко заметил Плотин: «Никогда бы глаз не смог воспринять солнце, если бы сам не был подобен солнцу; точно также и душа не сможет видеть прекрасного до тех пор, пока сама не будет прекрасной, и вот, чтобы увидеть красоту и божественность, каждый человек должен сам стать прекрасным и божественным»10.
Таким образом, телесные устройства накапливаются в структуре личности как самовоспроизводящие органы, порождающие все те феномены, без которых субъект не может называться человеком. Поэтому есть смысл предположить, что существует «духовная телесность». Именно духовную телесность и можно оценивать с точки зрения эстетических ценностей.
При выявлении духовно-нравственного аспекта формирования эстетической культуры школьников актуальны следующие вопросы: а можно ли эстетически воспринять нравственную сущность человека? Существует ли духовная сторона человека в качестве самостоятельного эстетического объекта? Можно ли «узреть» душу человека? На все данные вопросы мы отвечаем утвердительно. Да, можно, если у ребёнка настойчиво формировать духовный орган видения себя, другого человека.
Идея нравственного аспекта красоты в контексте формирования эстетической культуры школьников исходит из того, что в своём стремлении к добру любой человек становится в то же время и прекрасным человеком. Прекрасным, с гуманистической точки зрения, является то, что нравственно, что возвышает и совершенствует человека. В этом смысле любой человек может стать эстетически привлекательным. Его внутренняя красота, в конце концов, проявится и вовне: некрасивое лицо станет прекрасным, если его одухотворяет живое чувство, сила любви, высокие мысли, нравственные поступки, благородство. Благодаря красоте ребёнок интуитивно тянется к добру ещё до того, как идея добра будет осмысленно воспринята его моральным сознанием. Поэтому эстетические ценности в первую очередь необходимы для обнаружения духовно-нравственной выразительности человека, его духовного облика.
Давно замечено, что ярким выразителем духовности человека является его лицо. Если тело как объект эстетического восприятия сдвинуто в сторону физической красоты, то лицо соединяет в себе как физическую, так и духовную стороны. Человеческое лицо способно выражать в своих мимических движениях чисто психофизиологические состояния, но может выражать и духовно-нравственные проявления.
Воспринимая портретный образ, проникая в мысли и чувства изображённого человека, ребята постигают не только данного человека, но и окружающий его мир (через призму его чувств и мыслей). При этом художественный портрет не сводится к изображению лица и фигуры человека, но подразумевает сквозь претворённую искусством человеческую индивидуальность изображение целого личностного мира. Поэтому изучаемые на уроках темы обязательно должны сопровождаться портретами тех учёных и писателей, которые внесли существенный вклад в науку и искусство.
С психологической точки зрения опираться на колоссальный потенциал эстетических ценностей необходимо потому, что перед нами дети, которые очень эмоциональны и очень отзывчивы на любые проявления прекрасного и безобразного. Например, младший школьник отличается поразительной целостностью сознания, которое не отделяет его от мира, не противопоставляет его миру, не знает субъектно-объектной рефлексии. В результате он и оказывается художником по строю своей души. Поэтому важно своевременно использовать эмоциональную отзывчивость ребёнка для его эстетического и этического развития.
Кстати, выдающиеся педагоги и психологи (К.Д. Ушинский, Я. Корчак, В.А. Сухомлинс-кий, С.Л. Рубинштейн и другие) первым и важнейшим объектом воспитания личности считали чувства. «Дети думают сердцем», — утверждал Я. Корчак. «Чувства — верный страж совести», — образно заметил В.А. Сухомлинский. Культура чувств подразумевает соответствие между внутренними переживаниями и их внешним выражением. Однако соответствие между ними наблюдается не всегда: у скромных людей оно не бросается в глаза, является более незаметным и утончённым.
Тем не менее, нравственные качества должны облекаться в соответствующую им форму выражения. Самые благородные побуждения и искренние чувства рискуют остаться непонятными, если они выступают в грубой или завуалированной форме. Разумеется, внешняя красота — не самоцель, она должна быть выражением внутренней культуры человека, иначе она легко превратится в удобную маску, скрывающую внутреннюю пустоту. Неискренность, неестественность, расчёт на внешний эффект очень часто вырождаются в искусственность, манерность, пошлость.
Постоянное влияние на формирование эстетической культуры школьников оказывает личность учителя: его внешний и духовный облик, его профессиональная и общая культура. Примеры увлечённого, ответственного отношения педагога к своему делу, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют веру учеников в правильность выбора образовательного пути и достижения ими нужных результатов.
Учитель влияет на ребят не только системой своих отношений, но и развитым искусством общения. Красота общения наиболее полно проявляется в диалогической речи, в которой тонко улавливается эмоциональное состояние собеседника, не только через речевую интонацию, но и через неречевые особенности поведения: жест, мимику, выражение глаз и т.д.
Практика школы показывает, что наибольший успех сопутствует учителям, увлекающим учащихся красотой изложения образовательного материала, тем, кто стремится говорить о своём предмете ярким, художественным языком, способным трогать душу и сердце ребят. Красивая речь, вобравшая в себя все вышеперечисленные качества, отличается вескостью, убедительностью, достоинством. Именно к красивой речи, к использованию значимого слова должен стремиться каждый учитель.
При этом залогом к достижению учителем высокого эстетического уровня взаимодействия с учащимися служит собственный достигнутый уровень эстетической культуры. О сформированности эстетической культуры педагога можно судить по следующим показателям: широкой научно-эстетической
образованности, системе ценностных ори-ентаций в области эстетики и искусства, эмоциональной восприимчивости к красоте окружающего мира, владению набором художественно-творческих компетенций, наличию развитого эстетического вкуса.
И главное, учитель со сформированной эстетической культурой владеет искусством создания эстетически привлекательных уроков. Добавим, что любой урок, в построении которого всё органично, целесообразно и гармонично, эстетичен. И в достижении этой цели современному учителю помогают информационно-коммуникационные технологии.
Приведём пример «матрицы» подобного урока на базе аксиологической триады «истина — добро — красота», с помощью которой этот урок можно оценивать.
Под истиной понимается:
• создаваемая модель урока (занятия, мероприятия), когда она суть то, чем должна быть в соответствии с реалиями урока (рациональна, целесообразна, системна);
• наиболее эффективные пути, методы, приёмы, приводящие к искомому результату, а также сам верный результат, в том числе и истина целого состоявшегося урока;
• детские переживания и состояния, которые сопровождают процесс познания, т.е. чувство радости, понимания, наслаждения, удовлетворения, ответственности.
Под красотой мыслится:
• выразительная модель урока (занятия, мероприятия), которая последовательно и искусно создаётся педагогом и у которой проявляются следующие признаки: симметричность, иерархичность, объёмность, гармоничность, целостность, устойчивость, пластичность, лаконичность, диалогич-ность, органичность, жизненность;
• профессиональный облик самого педагога, которому не чужды тайны актёрского мастерства, а также одухотворённый облик учеников, когда они соприкасаются с кра-
_ сотой;
11 Идеалы не остаются абстрактными, но • само разворачи-«воплощаются» в людей, произведения вающееся действо культуры, предметный мир. урока во всей его
неумолимой логике и во всех его диалектических противоречиях.
Под добротой разумеется:
• предоставление педагогом вариативного и разноуровневого материала, в котором каждый учащийся может найти себя, применить свои способности; сознательное и спонтанное создание ситуаций успеха;
• адекватность реакций у педагога и учащихся, уровень их взаимопонимания, взаимоуважения (понимание с «полуслова», «полунамёка», «полувзгляда»);
• общий позитивный настрой присутствующих на уроке, когда возникает особое поле, в пространстве которого «царит» доброта.
Наши исследования показывают, что существуют общечеловеческие гуманистические ценности, которые принадлежат одновременно к интеллектуальной, этической и эстетической культурам. Это такие ценности, как «духовное», «человечное», «мудрое», «живое», «возвышенное», «совершенное», «гармоничное», «достойное», «творческое», триада «истина — добро — красота» и т.д. Поэтому данные ценности выступают и в роли предельных идеалов, к которым следует стремиться человеку в ходе своего эстетического образования11. Более того, благодаря данным ценностям возможны интеграционные процессы между различными культурами и предметами, а значит, формирование общей целостной культуры школьника. Уточним: это не значит, что в итоге получается некая безликая культура человека, в ценностях которой, помимо общих смыслов, обязательно сохраняются, культивируются уникальные и особенные смыслы. В этом, как мы уже говорили, состоит специфика эстетических ценностей.
Как показывает теория и практика, в содержательном плане эстетика пронизывает не только предметы гуманитарного цикла, но и естественно-математического. Гуманитарные предметы помогают учащимся постигать язык искусства и с помощью художественных образов эстетически оценивать явления действительности, раскрывать прекрасное в духовном облике человека, приобщаться к эстетике социальных отношений. На уроках естественно-математических наук имеются богатые возможности для раскрытия учащимися законов красоты в живой и неживой
природе, правил точного мышления, эстетики знаково-символического понимания явлений мира (эффектная формула, схема, таблица и т.д.). Школьник, который воспринимает красоту произведений искусства, научных открытий, экспериментов, опытов, мастерски выполняет учебные задачи, умеет трудиться — тем самым формирует и свою эстетическую культуру. Более того, эстетическое отношение к изучаемому материалу способствует его индивидуализации, поиску самобытных путей по усвоению знаний.
Многие великие учёные рассматривают эстетику как искусство красиво мыслить. Действительно, красоту законов разума можно уловить на всех школьных уроках и занятиях. Она проявляется в сообразительности, смекалке, умении изящно, пластично, образно и экономно мыслить. В принципе эта красота доступна всем, кто чувствует уважение к работе ума, стремится самостоятельно мыслить и испытывает от этого удовольствие. Эстетически развитый ум плодотворен: он легче отбрасывает укоренившиеся шаблоны, ищет новые пути и находит неожиданные связи. Важно только, чтобы учитель заострял на творческих удачах внимание и раскрывал их для всех присутствующих на уроке или занятии, т.е. сознательно создавал «ситуации успеха», целенаправленно «заражал красотой».
Громадный потенциал по формированию эстетической культуры школьника имеют информационно-коммуникационные технологии. С их помощью учащийся общается, оформляет и структурирует свои мысли, создаёт различные презентации, проекты и исследовательские работы, словарь «горячих терминов», ведёт дневник, пишет эссе, создаёт свой фото-мир, медиатеку и многое другое, привлекая богатейшие ресурсы художественно-графических программ. Другими словами, с помощью ИКТ у каждого юного человека впервые открылась возможность эстетически целостно скомпоновать и выразить свой мир для самого себя и других людей. При этом ценителями его творческих находок могут стать люди, живущие в разных местах планеты.
Так как эстетическими моментами пронизаны все общеобразовательные уроки, и многие эстетические понятия интуитивно детям понятны, то каких-либо специальных уро-
ков по эстетическому образованию вводить не следует. Достаточно запланировать в учебном году несколько просветительских классных часов с увлекательными названиями («В мире красоты», «Прекрасное рядом», «Остановись, мгновенье!», «Эстетические ценности и антиценности», «Мир моих увлечений», «Красота спасёт мир» и т.д.). Для подготовки к таким урокам можно использовать учебники по эстетике, словарь или соответствующую информацию из Интернета. При этом, конечно же, в школе должна функционировать разветвлённая система внеурочных занятий и мероприятий (театр, хор, танцевальный кружок, киностудия, художественные выставки т.д.).
Одним из существенных результатов формирования эстетической культуры учащихся выступают их взгляды на мир, отражённые в текстах и высказываниях. Приведём некоторые из мини-текстов, отличающихся широкими образными (межпредметными) обобщениями:
• люди — планеты, со своей природой, рельефом, спутниками, траекторией пути, размером и свечением;
• духовная жизнь человека — это вольтова дуга, светящаяся между полюсами реального и идеального;
• было бы хорошо, если бы знания были такого свойства, чтобы могли переливаться из того человека, который полон ими, в того, в котором их нет, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока не будут оба равны;
• гениальные люди являются обыкновенным фокусом, в котором сосредоточивается творческая энергия за целую эпоху;
• о человеке справедливо можно сказать то же, что о солнце: при своём закате он лучше виден, чем при своём восходе;
• есть мысль, как частица, а есть мысль, как волна, и они дополняют друг друга;
• существует нравственная невесомость, когда утрачиваются абсолютные ценности, смыслы, и человек начинает плавать и кувыркаться;
• удивительно, но мы видим свет звезды, которая погасла или которой давно уже нет в просторах Вселенной; так и человек — его нет, но его незримое присутствие ощущается ещё долгие годы;
• теория квантовых переходов отчасти объясняет процесс развития личности: она развивается и поднимается на более высокий уровень тогда, когда пополняется дополнительной «энергией» и «светом»;
• говорят, что ноль — это ничто, нет, ноль — яйцо, из которого вылупились все цифры;
• таланты, как драгоценные камни, ценятся не только по своему объёму, но и по граням, и по игре света, которую дают последние;
• равнодушие — средняя точка между положительной и отрицательной направленностью души, таящая в себе больше зла, чем крайности;
• между добром и злом существует обратная зависимость: чем больше сотворяется добра, тем меньше остаётся места злу;
• по стеклу бежала вода; она бежала по законам гидродинамики, но её узоры казались свободным творчеством её мокрой, слезливой души.
Однако если целая школа целенаправленно занимается формированием эстетической культуры школьников, то каждому педагогу следует продумывать эстетическую канву урока. Например, на уроках математики обнаруживаются три ступени эстетического освоения образовательного процесса. На первой ступени мы сталкиваемся с красотой дедуктивного, «архитектонического» построения данного предмета, которая оттачивалась тысячелетиями: основные понятия — аксиомы — теоремы (свойства и признаки) — задачи и примеры — система математических знаний. На второй ступени мы встречаемся с красотой математических задач и примеров, которые отбирались педагогами веками; не случайно, что некоторые из них решаются на интуитивном уровне, увлекательно, наглядно, экономично, путём некоторых преобразований. На третьей ступени мы наблюдаем красоту математической деятельности педагога и учеников: захватывающее и интригующее развитие урока, красивое доказательство теоремы или эффектное решение задачи, демонстрация изящного преобразования какого-либо «громоздкого» выражения или геометрического
_ чертежа, своевре-
12 Клепиков В.Н. Роль креативно-опорных менное Применение сигналов на уроках математики в школе // формул (например, Школьные технологии. 2014. №2. С. 64-71. пластических свойств
пропорции), использование эстетических достоинств интерактивной доски и т.д.
Наша практика показывает, что эстетическую нагрузку урока эффективно концентрировать в креативно-опорных сигналах, которые современный педагог создаёт с помощью компьютерных программ, позволяющих, в свою очередь, привнести в модель сигнала нужные размеры и формы шрифта, цвет, образ, динамику, музыку, пластику, анимацию и т.д. Можно сказать, что современный педагог, вооружённый ИКТ, выступает в роли режиссёра-постановщика и художника своего урока.
Креативно-опорный сигнал — это особым образом сконструированная образовательная информация (взаимосвязанная модель ассоциативных ключевых слов, фигур, знаков, символов, образов), побуждающая учащегося к обновлённой или новой мысли, идее, гипотезе. Креативно-опорные сигналы моделируют уникальную канву подачи материала конкретным педагогом12.
К показателям сформированности эстетической культуры учащихся мы относим следующие критерии:
1) умение увидеть и выявить эстетически выразительные элементы целого и само целое в воспринимаемом материале (здесь требуется наличие эстетических потребностей, установок, вкуса);
2) умение выразить в суждениях и умозаключениях свои эстетические впечатления (здесь требуется владение понятийным и образным аппаратом);
3) умение систематизировать полученные эстетические впечатления (здесь требуется оперирование образами, составление общей «картины»);
4) умение использовать эстетические знания, умения и навыки в творческой деятельности и повседневной жизнедеятельности.
Таким образом, в современной педагогике эстетическое образование получает новый дополнительный импульс, благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, междисциплинарным связям и интеграционным процессам, которые в органичном взаимодействии дают весомый синергетический эффект — способствуют эффективному формированию эстетической культуры школьника. □