8. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов/ А.Н. Щукин - М.: Филоматис, 2004. - 446 с.
Педагогика
УДК: 371.134:78:37.036
старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Валит Элла Аркадьевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «эстетическая культура», его структура и специфика. На основе анализа работ педагогов-классиков прослеживаются различные подходы и принципы подготовки педагогов-музыкантов в историческом развитии. Обозначено, что важным фактором эстетического становления личности педагога является искусство музыки, «проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание души». Проблема формирования эстетической культуры в педагогике многоаспектна, основой ее изучения являются: систематизация чувственного образа и рефлексия воспринятого, исследование художественного мышления, изучение особенностей нравственно-эстетического и художественного воспитания.
Ключевые слова: культура, эстетическая культура, музыкально-эстетическая культура, эстетическое сознание, эстетическое воспитание, педагог-музыкант, профессиональное образование, компетентностный подход.
Annotation. The article reveals the essence of the concept "aesthetic culture", its structure and specificity. Various approaches and principles of the training of musicians in historical development are traced. A significant factor in aesthetic formation is the art of music. The problem of formation of aesthetic culture in pedagogy is multifaceted, the basis of its study are: the systematization of the sensory image and the reflection of the reality, the study of artistic thinking, the study of the features of moral aesthetic and artistic education.
Keywords: culture, aesthetic culture, aesthetic consciousness, aesthetic education, musician, vocational education, competency approach.
Введение. Для исследования проблемы формирования эстетической культуры педагогов-музыкантов необходимо проанализировать содержательные основы категорий «культура», «эстетическая культура», «эстетическая культура личности», «музыкально-эстетическая культура».
Постичь и определить феномен культуры человек пытался издавна. Уже в древнейшем из языков -санскрите - имеется родственное культуре слово, смысл которого - «просвещение». В латыни термин «культура» более многозначен. Он означает «возделывание», «обрабатывание, уход», «образование, развитие», «почитание». Для древности культура - это прежде всего однонаправленный процесс передачи и воспроизводства знаний, нравственных установок, смыслов, опыта от одного поколения к другому, являющийся атрибутивным условием жизни человека в обществе. Такое понимание сущности культуры во многом сохраняется и в современной науке.
Формулировка цели статьи. Анализ методологических подходов к формированию эстетической культуры педагогов-музыкантов в процессе профессиональной подготовки.
Изложение основного материала статьи. В современном обществе существенное обновление претерпевает система высшего образования. Это связано с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культуры. Одной из актуальных задач высшей школы является формирование музыкально-эстетической культуры обучающихся. Именно музыкальная культура является базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования музыкально-эстетической культуры находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов.
Для исследования проблемы формирования музыкально-эстетической культуры будущих педагогов-музыкантов необходимо проанализировать содержательные основы категорий «культура», «эстетическая культура», «музыкально-эстетическая культура». Само понятие «культуры» как общенаучной категории имеет длинную историю, оно всегда было связано с просвещением и воспитанием подрастающего поколения. В современном понимании данное понятие «культура» охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы и включает все, что создано человеком в определенных исторических условиях.
Особый интерес представляет музыкально-эстетическая культура личности. Эстетическая культура - это способность личности к полноценному восприятию, правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическая культура включает в себя следующие компоненты:
- эстетические восприятия - способность выделять в искусстве и жизни эстетические качества, образы и переживать эстетические чувства;
- эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;
- эстетические потребности - потребности в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;
- эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства;
- эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
Эстетическая культура, по мнению В. Вернадского, - это процесс и результат человеческой деятельности, направленной на формирование духовных потребностей общества, группы людей, наций,
народов, отдельного человека в создании, распространении, потреблении, обмене, сохранении ценностей, которые запечатлевают эмоционально-чувственный, духовно-ценностный опыт человечества, в частности общечеловеческий идеал красоты [5, с. 135].
Именно эстетическая культура создается, формируется благодаря эстетической деятельности человека, группы людей, народа, нации, общества, одновременно выступают ее объектом. Эстетическая культура личности обусловлена состоянием его эмоционально чувственного мира, направленностью этого мира на построение жизни по законам меры, гармонии и красоты. В то же время она определяет те эмоционально чувственные ориентиры человечества, которые являются образцовыми, господствующими [4, с. 109].
Суть эстетической культуры обучающихся заключается в том, что она будто бы состоит из двух больших образований. С одной стороны обучающийся рассматривается нами как отдельная личность, человек со всеми сущностными силами и определенной организационно-деятельностной системой, он является творцом своей собственной судьбы, а с другой - он в будущем профессионал-педагог, которому предстоит выполнять вполне конкретные задачи воспитания и обучения молодежи. Феномен эстетической культуры представляет собой многосоставную целостность, проявляющуюся как на уровне культуры человечества, так и на уровне культуры общества и отдельного человека.
Особый интерес представляет музыкальная культура личности, как одна из составляющих понятия «эстетическая культура». Анализируя музыкально-эстетическую культуру обучающихся следует отметить, что культура человека это результат творческого освоения им совершенных способов действия и оценки ее показателем выступают глубина эстетического отношения к культурным ценностям, творческий перенос их в свою деятельность.
Исследователи проблем музыкально-эстетической культуры высказывают мнение о том, что в процессе ее формирования и развития можно выделить определенные этапы. Первый, так называемый передэстетичный этап они связывают с детством до 3-х лет, когда формируются основные психические механизмы эстетического отображения, возникают первоэлементы эстетического мира ребенка. Второй, собственно эстетический этап, начинающийся примерно с 3-х лет и продолжается до 7-летнего возраста, характеризуется господством в жизни детей синкретической художественно-игровой деятельности, ее центром является человек. Это воспринимается ими сложнее, чем в предыдущем возрасте. В это время окончательно формируются глубинные элементы индивидуальной эстетической культуры, в дальнейшем только они меняются, развиваются. Третьим этапом формирования музыкально-эстетической культуры принято считать переход ребенка к обучению в общеобразовательной школе, где преобладает познавательная деятельность и формирование эстетического сознания осуществляется на теоретическом уровне. На четвертом этапе данного процесса, когда происходит переход к юности, предпочтение отдается ценностно-ориентационной деятельности, осуществляется активный поиск смысла и содержания жизни, самостоятельно определяются идеалы [6, с. 87].
Именно в это время интенсивно формируются эстетическое сознание и самосознание человека. На последнем, пятом этапе человек переходит к осуществлению практически-преобразующей деятельности, которая пронизывает все виды его труда и социального бытия. Это способствует формированию личности, которую отличают целостность и динамизм. На этом этапе личность способна проявить себя как создатель эстетических ценностей, как воспитатель себя и других.
Сегодня встаёт вопрос о формировании культуры специалистов, в которой соединяются в высокий профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость и творческое начало. Практика показывает, что проявляющаяся в суждениях людей общая и эстетическая культура не всегда совпадает с поступками и делами. Основой, на которой осуществляется эстетическое воспитание является определённый уровень эстетической культуры личности, её способности к эстетическому освоению действительности.
Формирование эстетической культуры педагогов-музыкантов в процессе профессиональной подготовки может быть успешной при изучении учебных дисциплин, изучаемых в ВУЗе. Особое место в перечне учебных дисциплин занимают дисциплины музыкально-теоретического, музыкально-исторического циклов таких как: «Сольфеджио», «Теория музыки», «Гармония», «Эстетика и теория искусства», «История искусства (изобразительного, кино, архитектуры)», «История музыки (зарубежной, отечественной)», «Теория и практика современного музыкального образования», «Теории и технологии современного музыкального воспитания», «Художественно-исполнительский анализ музыкальных произведений», «Проблемы музыкальной педагогики и психологии». Данные учебные дисциплины позволяют с практической стороны освоить и постичь эстетический компонент гуманитарного образования через интонирования горизонтально-вертикальных структур, понимание красоты музыкальных произведений, умение проследить гармоническую логику музыкального произведения, отразить его на практике подбора аккомпанемента и импровизации, создании полифонических и гомофонных сочинений в стилях композиторов разных эпох умении найти драматургические закономерности в музыке.
В процессе профессиональной подготовки обучающихся особая роль отводится дисциплинам «Технологии и методика обучения музыки в общеобразовательных учреждениях», «Теория и практика современного музыкального образования», педагогической практике. Они направлены на формирование у будущих специалистов основных общекультурных и профессиональных компетенций. Особая роль принадлежит практическим занятиям. Приведем пример практического занятия на тему «Музыкально-педагогическая модель выпускника школы общеобразовательного типа». В ходе занятия нами были рассмотрены следующие вопросы: личность ребенка, как эпицентр музыкально-образовательной системы, качества личности учащихся имеющие приоритетные значения в процессе музыкального образования, разработаны критерии музыкальной развитости обучающихся в шестом классе общеобразовательной школы. Этими критериями являются: общая осведомленность школьников о музыке, наличие любви и интереса к музыкальному искусству.
Общая осведомленность школьников о музыке изучалась в ходе педагогической практики с помощью методик, разработанных студентами: «Встреча с музыкой на уроке», «Я, музыка и мои друзья», «Я» через музыку». Методика «Встреча с музыкой на уроке» предполагала найти решение следующей педагогической ситуации: ученики должны составить «Афишу концерта» из программных сочинений русских и зарубежных композиторов (по желанию) и мотивировать свой выбор. Методика «Я, музыка и мои друзья» так же сопряжена с выявлением у школьников предпочитаемой музыки. Каждому ученику был задан проблемный
вопрос: «Записи каких музыкальных произведений ты бы подарил другу на День рождения?». Методика «Я» через музыку», предполагала выполнение ряда творческих заданий.
Выводы. Формирование музыкально-эстетической культуры будущих педагогов-музыкантов является актуальной проблемой педагогической науки. В процессе теоретического анализа выделенной проблемы получила дальнейшую конкретизацию сущность понятия «эстетическая культура», «музыкально-эстетическая культура» и определены их структурные компоненты.
Мы рассматриваем эстетическую культуру как составную часть культуры, как совокупность эстетических ценностей, способов их создания и потребления. В структуру эстетической культуры входят эстетическое сознание людей, эстетические моменты различных видов деятельности и эстетическое воспитание.
Раскрывая сущность музыкально-эстетической культуры, мы подразумеваем по этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый под непосредственным воздействием музыки. Мы еще раз убеждаемся, что музыка ни куда от нас не уходит. Она всегда с нами - старинная и новая, детская и взрослая, она, подобно нашей памяти, все вмещает и все помнит. Слушая её, мы испытываем чудо подлинных открытий. И наша жизнь начинает казаться совсем другой - не той торопливой, полной проблем и тягот, а причастной к вечно движущемуся потоку человеческих судеб и стремлений.
Открывая для себя мир музыки, будущий педагог-музыкант убеждается в том, что музыка - это общечеловеческий язык, который нужно научиться понимать, больше узнавать об истории её создания, её содержании и жанровом разнообразии. Все это - составляющие музыкально-эстетической культуры будущих педагогов, дорога к которой лежит через эмоциональные её переживания, вызванные музыкой. Мы выявили, что формирование музыкально-эстетической культуры обучающегося - это психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие педагогического управления с активной музыкально-творческой деятельностью студентов, основанное на решении различных задач по восприятию, анализу музыкальных произведений с последовательным переходом от репродуктивных к творческим заданиям.
Формирование музыкально-эстетической культуры обучающихся будет эффективным при условии использования поэтапной системы обучения, которая предполагает развитие эмоционально-оценочного отношения и интеллектуально-творческого подхода к музыкальным ценностям, внедрение личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс учреждения высшего образования.
Проблема поиска путей формирования музыкально-эстетической культуры педагогов-музыкантов ещё ждёт своих исследователей, которые внесут достойный вклад в её разрешение.
Литература:
1. Адорно, Т. В. Эстетическая теория: пер. с нем. М. Н. Рудницкого / Т. В. Адорно. - М.: Республика, 2001. - 526 с.
2. Апраксина, О. А. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / О. А. Апраскина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.
3. Беляев, С. Е. Историко-педагогические основы развития музыкального образования на Урале: автореф. дис.... д-ра пед. наук / С. Е. Беляев. - М.: Оренбург, 2000. - 37 с.
4. Бычков, В. В. Эстетика: учебник, 2-е издание / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2008 - 573 с.
5. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
6. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2000. - 320 с.
7. Якушева, С. Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа / С. Д. Якушева. -Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 177 с.
Педагогика
УДК 371
аспирант Васильцов Валерий Сергеевич
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АНИМАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье обосновывается роль анимационных навыков в системе компетенций будущих преподавателей изобразительного искусства. В работе рассматривается процесс формирования анимационных навыков студентов в процессе их профессиональной подготовки в системе обучения изобразительному искусству. В исследовании установлено, что анимационные умения и навыки выступают условием профессиональной подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства. В статье обоснована актуальность и востребованность анимационной технологии в системе профессиональной подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства, необходимость внедрения анимации в образовательный процесс; указаны перспективные влияния указанной технологии на становление всесторонне гармонично развитой личности будущего специалиста.
Ключевые слова: изобразительное искусство, будущие учителя изобразительного искусства, анимация, анимационные навыки, анимационная технология, профессиональная подготовка, образование.
Annotation. The article substantiates the role of animation skills in the system of competences of future teachers of fine arts. The paper deals with the process of formation of students ' animation skills in the process of their professional training in the system of teaching fine arts. The study found that animation skills are a condition of professional training of future teachers of fine arts. The article substantiates the relevance and relevance of animation technology in the system of professional training of future teachers of fine arts, the need for the introduction of animation in the educational process; the prospects of the influence of this technology on the formation of a comprehensively harmoniously developed personality of the future specialist.