Научная статья на тему 'Интегрирование содержания художественно-эстетического образования школьников с базовыми дисциплинами'

Интегрирование содержания художественно-эстетического образования школьников с базовыми дисциплинами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / THE CONTENT OF AESTHETIC EDUCATION / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ / MORAL VALUES AND PRIORITIES / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / AESTHETIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадиев Алибек Хаирбекович, Гетоева Людмила Кайсыновна

В последние десятилетия значительно повысилось внимание к проблеме эстетического воспитания школьников как важнейшего средства формирования позитивного отношения к объективной действительности окружающего мира, нравственно-ценностным приоритетам современного общества, формирования гармоничной, духовно развитой личности. Формирование эстетической культуры и нравственных ценностей у школьников будет наиболее успешным, если учебно-воспитательный процесс строится на основе интеграции содержания художественно-эстетического образования и базовых учебных дисциплин. Чувство прекрасного, восхищения окружающим миром и людьми, яркое восприятие вещей, усвоения комплекса художественных образов и представлений создает у школьника неповторимые эмоционально-психические состояния, возбуждает открытый интерес к жизни, усиливает любознательность, познавательный интерес, развивает креативное мышление, память, воображение, волю и другие психические познавательные процессы. Для того чтобы эта система воздействовала на школьников наиболее эффективно и достигала поставленной цели, необходимо, чтобы эстетическое воспитание было, прежде всего, целостной, объединяющей все учебные дисциплины, все внеклассные мероприятия, всю общественно-полезную деятельность обучающихся, где каждая дисциплина, каждый урок, каждое внеклассное занятие имеет свою четкую задачу в деле совершенствования содержания художественно-эстетического воспитания и формирования эстетической культуры каждого школьника. Однако, у всякой системы имеется стержень, основание, на которое она базируется. Таким основанием в системе эстетического воспитания школьников можно считать искусство: живопись, музыкальные произведения, хореографию, танец, кинофильм, театр и другие виды художественного нравственно-эстетического творчества. Искусство содержит в себе огромный потенциал для развития нравственно-эстетической личности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE CONTENT OF THE ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN WITH BASIC DISCIPLINES

In recent decades, attention has been paid to the problem of the aesthetic education of schoolchildren as the most important means of forming a positive attitude to the objective reality of the surrounding world, the moral and value priorities of modern society, the formation of a harmonious, spiritually developed personality. Formation of aesthetic culture and moral values in schoolchildren will be most successful if the educational process is based on the integration of the content of artistic and aesthetic education and basic academic disciplines. The feeling of beauty, admiration of the surrounding world and people, the bright perception of things, the assimilation of a complex of artistic images and representations creates in the schoolboy unique emotional and psychic states, excites open interest in life, enhances curiosity, cognitive interest, develops creative thinking, memory, imagination, will and other mental cognitive processes. For this system to affect the students most effectively and achieve the goal, it is necessary that the aesthetic education was, first of all, a holistic, uniting all academic disciplines, all extracurricular activities, the entire socially useful activity of the students, where each discipline, every lesson, every extra-curricular activity has its clear task in improving the content of artistic and aesthetic education and the formation of aesthetic culture of each schoolchild. However, every system has a rod, a base on which it is based. Such a basis in the system of aesthetic education of schoolchildren can be considered art: painting, music, choreography, dance, film, theater and other kinds of artistic moral and aesthetic creativity. Art contains a huge potential for the development of the moral and aesthetic personality of a schoolboy.

Текст научной работы на тему «Интегрирование содержания художественно-эстетического образования школьников с базовыми дисциплинами»

педагогические науки

Кадиев Алибек Хаирбекович, Гетоева Людмила Кайсыновна ИНТЕГРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ...

УДК 371

ИНТЕГРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С БАЗОВЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

© 2017

Кадиев Алибек Хаирбекович, доцент кафедры художественного и музыкального образования Гетоева Людмила Кайсыновна, доцент, зав. кафедрой художественного и музыкального образования Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362003, Россия, Владикавказ, ул. К. Маркса, 36, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. В последние десятилетия значительно повысилось внимание к проблеме эстетического воспитания школьников как важнейшего средства формирования позитивного отношения к объективной действительности окружающего мира, нравственно-ценностным приоритетам современного общества, формирования гармоничной, духовно развитой личности. Формирование эстетической культуры и нравственных ценностей у школьников будет наиболее успешным, если учебно-воспитательный процесс строится на основе интеграции содержания художественно-эстетического образования и базовых учебных дисциплин. Чувство прекрасного, восхищения окружающим миром и людьми, яркое восприятие вещей, усвоения комплекса художественных образов и представлений создает у школьника неповторимые эмоционально-психические состояния, возбуждает открытый интерес к жизни, усиливает любознательность, познавательный интерес, развивает креативное мышление, память, воображение, волю и другие психические познавательные процессы. Для того чтобы эта система воздействовала на школьников наиболее эффективно и достигала поставленной цели, необходимо, чтобы эстетическое воспитание было, прежде всего, целостной, объединяющей все учебные дисциплины, все внеклассные мероприятия, всю общественно-полезную деятельность обучающихся, где каждая дисциплина, каждый урок, каждое внеклассное занятие имеет свою четкую задачу в деле совершенствования содержания художественно-эстетического воспитания и формирования эстетической культуры каждого школьника. Однако, у всякой системы имеется стержень, основание, на которое она базируется. Таким основанием в системе эстетического воспитания школьников можно считать искусство: живопись, музыкальные произведения, хореографию, танец, кинофильм, театр и другие виды художественного нравственно-эстетического творчества. Искусство содержит в себе огромный потенциал для развития нравственно-эстетической личности школьника.

Ключевые слова: содержания эстетического воспитания, художественно-эстетическое образование школьников, нравственные ценности и приоритеты, эстетическая культура.

INTEGRATION OF THE CONTENT OF THE ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN WITH BASIC DISCIPLINES

© 2017

Getoyeva Lyudmila Kaisynovna, associate professor, head. department of art and music education Kadiev Alibek Khairbekovich, associate professor of the department of art and music education

North Ossetian State Pedagogical Institute (362003, Russia, Vladikavkaz, K. Marx street, 36, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. In recent decades, attention has been paid to the problem of the aesthetic education of schoolchildren as the most important means of forming a positive attitude to the objective reality of the surrounding world, the moral and value priorities of modern society, the formation of a harmonious, spiritually developed personality. Formation of aesthetic culture and moral values in schoolchildren will be most successful if the educational process is based on the integration of the content of artistic and aesthetic education and basic academic disciplines. The feeling of beauty, admiration of the surrounding world and people, the bright perception of things, the assimilation of a complex of artistic images and representations creates in the schoolboy unique emotional and psychic states, excites open interest in life, enhances curiosity, cognitive interest, develops creative thinking, memory, imagination, will and other mental cognitive processes. For this system to affect the students most effectively and achieve the goal, it is necessary that the aesthetic education was, first of all, a holistic, uniting all academic disciplines, all extracurricular activities, the entire socially useful activity of the students, where each discipline, every lesson, every extra-curricular activity has its clear task in improving the content of artistic and aesthetic education and the formation of aesthetic culture of each schoolchild. However, every system has a rod, a base on which it is based. Such a basis in the system of aesthetic education of schoolchildren can be considered art: painting, music, choreography, dance, film, theater and other kinds of artistic moral and aesthetic creativity. Art contains a huge potential for the development of the moral and aesthetic personality of a schoolboy.

Keywords: the content of aesthetic education, artistic and aesthetic education of schoolchildren, moral values and priorities, aesthetic culture.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Эстетическое воспитание школьников является важнейшей задачей современной образовательной системы и представляет собой ведущий компонент социального заказа. Формирование эстетической культуры школьников - это целенаправленный процесс развития способности личности ученика к классическому пониманию и полноценному восприятию прекрасного в искусстве и творческой деятельности личности. Данный педагогический процесс предусматривает освоение комплекса художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической тонкости и вкуса. Одновременно с этим у учащихся воспитывается умение и стремление вносить элементы прекрасного во все стороны объективной действительности, бороться против всего безобразного, низменного, уродливого, а также готовность и способность к проявлению себя в искусстве.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Государство только тогда способно ставить и решать масштабные приоритетные задачи, отмечают многие ученые (А.А. Адаскина [1], Н. Алексахин [2], Л.А. Безбородова [3], М.В. Гузева [4], В.Т. Кальянов [5]), когда у него есть общая система нравственных, эстетических ориентиров. А присутствуют эти ориентиры тогда, когдапроявляется уважение к самобытной культуре национальным культурным ценностям, к родному языку, к памятникам нашей отечественной истории. Эстетическое воспитание личности, разумеется, в первую очередь осуществляется в семье. Но наиболее содержательное, последовательное, структурированное духовно-нравственное и эстетическое воспитание и развитие личности, по мнению Г.И. Королевой и Г.А. Петровой [6, с. 118], происходит в системе образования.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Общеобразовательная школа - единственный социальный институт, через который проходит каждый гражданин страны. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная жизнь школьников. Сегодняшний ученик в ус-ловияхстремительно меняющегося мира совсем другой, чем был раньше. Своих предшественников он опережает в физическом развитии, но, к сожалению, отстает в эстетическом, духовно-нравственном развитии. К тому же нынешние условия социальной жизни не способствуют формированию эстетических качеств у современных школьников.

Достаточно острые проблемы стоят и в сфере искусства, в частности, массового музыкального воспитания, приобщения детей к ценностям мировой художественной культуры. Наиболее подвижными и гибкими дисциплинами в формировании социокультурных, эстетических компетенций школьника, пишет Л.Ю. Калинина [7, с. 79-82], можно считать «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», «Литература».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Изобразительное искусство как комплексная дисциплина, объединяет элементы искусствознания, познание самих художественных произведений, теории изобразительной деятельности, освоение изобразительной грамотности и творческого самовыражения, навыков практического изображения и др. Изобразительное искусство учит проникновению в эстетическую сущность произведения искусства, духовно обогащает внутренний мир ребенка [8]. Любое художественное творение требует от человека, который его воспринимает, соответствующей «сенсорной готовности», то есть необходимого уровня развития процессов восприятия и осмысления. Чем активнее и сосредоточеннее будут «поисковые движения» органов зрения, слуха, руки, тем полнее и интенсивнее будет восприятие предметного мира, его тональности, форм, звуков, спектров.

Музыка как интегративный курс органически вбирает в себя освоение собственно теорию музыки, историю музыкальных произведений, а также элементарные навыки исполнительства в области пения. Музыкальное искусство, отмечает Н. Алексахин [2, с. 23-27], - это один из основных средств, способствующих формированию и развитию гуманности, нравственности и духовности у учащихся. Музыка направлена на познание внутреннего мира ребенка, его жизненных ориентиров и ценностей. Она способна воспроизводить красоту эстетического познания, совместной художественной деятельности. Для школьников музыка - это определение нравственных и эстетических идеалов. Музыка - это сама жизнь, которая вокруг нас все время поет и звучит. С музыкой постоянно мы встречаемся в природе - ветер в листве деревьев, пение птиц, шум водопада [9]. Показать школьникам всю гармонию музыки, все разнообразие музыкальных образов и произведений, приобщить их к творческой музыкальной деятельности, развить эстетические, духовно-нравственные чувства -важнейшая задача учителя музыки. Поэтому просмотр и прослушивание вокальных, музыкально-драматических и инструментальных произведений и есть формирование музыкальной культуры и привитие эстетического вкуса к искусству. Именно к этому и должен стремиться на каждом занятии учитель музыки.

На уроках мировой художественной культуры учащихся знакомят с шедеврами мирового искусства, вызывающие у детей осмысление и сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает художник перед ними. Не монотонный рассказ учителя об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли школьников [10].

Литература, как гуманитарная дисциплина, является носителем искусства художественного слова, истории 278

литературных жанров. Она концентрируется в художественных образах, искусстве, общественной и трудовой деятельности, быте людей, их взаимоотношениях и т.д. Углубленному изучению художественной литературы и искусства способствуют факультативные занятия, на которых следует пробудить у учеников стремление утверждать красоту в образовательной организации, дома, везде, где они проводят свое время [11; 12]. Школьников необходимо привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в классе, в школе, дома.

Таким образом, мир искусства в перечисленных видах охватывает духовную жизнь школьника полно и всесторонне. Большую работу по формированию творческих способностей и потребностей в области художественной литературы (С.А. Амбалова, Л.Ю. Калинина) [13; 14], хореографии (М.И. Бекоева, Н.А. Поляткова, С.Д. Якушева) [15; 16], театра, пения, музыки (Л.В. Гущина, Л.В. Ершова, И.Ю. Шустова) [17; 18], изобразительного искусства [19; 20], декоративно-прикладного творчества ведут детские учреждения дополнительного образования. Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами.

Отталкиваясь от главной цели, на первый план выдвигается задача воспитания личности школьника, формирования ценностных отношений средствами искусства, так как нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства. Методика предметов по искусству направлена на воспитание зрителя, слушателя, читателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

- расширить представления школьников об окружающем мире через введения их в мир духовных понятий и воззрений;

- приобщить школьников к нравственным ценностям мировой культуры на примере из жизни конкретных исторических личностей, образцов мирового и народного творчества [5];

- ознакомить учащихся с основными народными праздниками и духовно-нравственным укладом жизни;

- содействовать воспитанию уважительного, внимательного, милосердного, заботливого отношения к близким; уважения, любви и приверженности к родителям и другим людям;

- формировать способности к доброжелательному и добродетельному поведению, сопереживанию и сочувствию [19];

- вырабатывать у учащихся чувство патриотизма к Родине, своему и другому народу, цивилизации, учить бережному отношению к материальным и духовным ценностям [4];

- развивать образно-пространственное мышление учащихся, память, воображение, на основе активного, осмысленного восприятия наилучших образцов известной художественной культуры настоящего и прошлого [20];

- расширить багаж впечатлений, первоначальных знаний и умений, необходимых для ориентации школьников в сложном мире творчества.

Эстетическое воспитание школьников осуществляется, в основном, в учебно-воспитательном процессе. Действительно, урок, как основная форма организации обучения, подходит для проявления разнообразных коллективных влияний и сопереживания, накопления опыта нравственных и этических взаимоотношений. На уроках ученики приучаются к самостоятельной деятельности [14], для успешной реализации которой необходимо сопоставлять свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих одноклассников, сравнивать свои знания со знаниями других, отстаивать свое мнение, поддерживать и принимать помощь от других. На Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Кадиев Алибек Хаирбекович, Гетоева Людмила Кайсыновна ИНТЕГРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ...

уроках школьники могут переживать совместно чувства радости или огорчения.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предусматривает реализацию системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, а также инновационных педагогических технологий. Для более успешного осуществления эстетического воспитания на уроках искусства необходимо применять следующие методы:

- обращение к личному опыту школьников;

- использование технологии проблемного обучения через решение проблемных задач и ситуаций;

- использование игровых технологий обучения;

- реализация проектной деятельности: исследовательская, творческая, поисковая деятельность;

- реализация технологии интегрированное обучения.

Обязательными элементами на уроках являются обращение к личному опыту школьников, оценка их мыслительной деятельности по обсуждаемой проблеме через моделирование жизненных ситуаций.

На уроках искусства используются различные формы и виды деятельности. Например:

-изобразительная деятельность;

-эмоциональное восприятие музыки;

-пение;

-коллективные творческие работы;

-инсценировкасюжетов сказок, песен, музыкальных пьес программного характера;

-написание детьми рассказов, сочинение стихов, сказок, составление разнообразных кроссвордов по пройденной теме.

Большое значение уделяется интегрированию содержания художественно-эстетического образования школьников с базовыми дисциплинами. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире в целом и мире искусства в частности, и человеке, живущем в этом мире. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

«Принципиально значимым на уроках искусства (Л.В. Гущина, Л.В. Ершова), является способ воздействия на личность ребенка посредством восприятия художественных произведений. Восприятие музыки - одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее живое звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного» [17]. Слушая народную, духовную и классическую музыку, обучающиеся усваивает бесценный социокультурный опыт старших поколений. «Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора (прибаутками, небылицами, скороговорками, игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами), но и привить любовь к родной природе (Г.И. Королева, Г.А. Петрова), чувствовать ее, соприкасаться с ней, эмоционально переживать. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность» [6].

Большинство школьников очень любят петь. Песня открывает перед учениками красоту окружающего мира. Распевание, и прежде всего репертуар, выступает одним из главных механизмов, воздействующих на вырабатывание общечеловеческих ценностей у школьников. Песенный жанр содействует эмоциональной отзывчивости ученика, его творческому самовыражению в

сольном, хоровом и ансамблевом пении.

Один из приемов - непосредственно эмоциональное вслушивание и видение - требует специального внимания учителя и специальной организации урока. Именно поэтому на уроках искусства широко используются презентации с включением изобразительного ряда, различные информационно-коммуникационные технологии, виртуальные экскурсии в театры мира имузеи, просмотр учебных фильмов и фрагментов из мюзиклов, балетов, опер, которые дают возможность создания яркой эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое созерцание, сопереживание.

Воспитание обучающихся средствами искусства включает в себя также общешкольные, классные мероприятия, экскурсии, беседы, посещение и участие в выставках, конкурсах, подготовка подарков для ветеранов, благотворительных мероприятиях в большем объеме, чем в школьной программе. Участие школьников в выставках, конкурсах тоже имеет воспитательную направленность. Подбирая тематику выставок и конкурсов, необходимо уделять внимание тем направлениям (Л.В. Гущина, Л.В. Ершова, Ф.Н. Цораева), которые ориентированы на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира [17; 19]. Роль конкурсов (творческих и вокальных) в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, каждый учащийся получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов.

Организация экскурсий, посещение художественных выставок способствуют приобщению школьников к отечественному и мировому культурному наследию. Особое внимание необходимо уделять национальной культуре, так как она формирует национальный менталитет, именно через нее ребенок воспринимает важные национальные ценности и приоритеты. В процессе совершения экскурсий школьники наглядно знакомятся с историей и цивилизацией своего народа, своей малой и большой Родины. Для более эмоционального ощутимого восприятия школьниками объектов национальной культуры очень важно не только видеть на картинках, но и желательно побывать в местах боевой славы, увидеть важнейшие святыни русского народа, бесценные шедевры народного искусства, прогресс в отечественной науке и технике. Это содействует развитию чувства патриотизма, симпатии к Родине, заботе об окружающей природе. После совершения экскурсии в изобразительном творчестве неплохо предложить новую тему, чтобы ученик мог закрепить полученные знания, а также сформировать эмоциональное отношение по теме экскурсии. Кроме того, детский рисунок отражает уровень восприятия темы школьником.

К сожалению, сегодня мы наблюдаем огромный поток информации, отрицательно влияющей на сознание и поведение подрастающего поколения. Однако, мы должны их научить фильтровать получаемую информацию, отрабатывать и использовать нужную информацию для обогащения своего духовного мира. Необходимо сообщать им то, что плохо, но еще существеннее говорит о том, что полезно для их развития, так как именно те образцы, которые мы разбираем с учениками, запоминаются и находят в их сознании эмоциональное воссоздание. Мы не можем перекрыть все каналы негативной информации, но мы должны стремиться к тому, чтобы сформировать у школьников представление о том, какие нормы поведения являются правильными и нравственными, что есть добро и озлобление, что есть красота, мораль, благосклонность, толерантность.

Поиски идеального образа Человека, превознесенного в духовных представлениях и прославленных художественно-музыкальных образах народных героев, жен-

щины-матери, защитников Родины, благородного рыцаря становятся детерминантами изучения. Вознесенный образ материнства и жертвенного пристрастия к людям мы встречаем в художественных произведениях, посвященных Богоматери.

«Изучение темы «Образ женщины-матери сквозь столетия», сопоставление икон с изображением Богоматери, картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», К.С. Петрова-Водкина «Мать», «Богоматерь Умиление злых сердец», А.А. Дейнеки «Мать» помогает школьникам почувствовать благородство и святость образа женщины-матери, ее нравственную силу и внутреннюю духовную чистоту, трепетность и нежность материнских эмоций. Мы видим, что в произведениях мирового искусства нашли отражение поиски духовной красоты Человека. Когда на уроках говорим о чертах высоконравственного человека, приходим к выводу, что он в гармонии с собой, людьми, миром» [5]. Темы, посвященные изучению традиций народов мира, выявлению их духовной сущности и специфических особенностей, реализуются на основе интеграции художественно-эстетического образования и базовых дисциплин. Необходимо, чтобы каждый школьник осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он испытывал чувство гордости за то, что он является гражданином своей страны, соотечественником великих русских творцов.

Вместе с тем необходимо формировать у школьников чувство уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, к своей и чужой культуре. Надменность за свою историю, возвышение своих традиций и своей культуры не должны быть направлены на то, чтобы принижать культурные ценности и приоритеты других народов. На уроках искусства школьники не только знакомятся с многообразием культурно-исторических традиций, религией и укладом жизни, с нравственно-ценностными приоритетами разных народов, но и учатся бережному отношению к малопонятной порой культуре, осмыслению специфических особенностей искусства и культуры других народов, уважительно воспринимать человека другой веры.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основе вышеизложенного можно заключить, что художественно-эстетическое образование на основе интеграции основных учебных дисциплин с дисциплинами творческой направленности (изобразительное искусство, танцевальное искусство, гимнастика, аэробика, хореография и др.) выступает мощным средством духовного возвышения личности, расширяет ее эстетическую культуру, учит осознавать прекрасное и создавать шедевры по «законам красоты». Нами также установлено, что действие искусства на формирование личности в определенной степени зависит от ее художественно-эстетического развития, нравственного формирования. Искусство приносит удовольствие и наслаждение только людям, которые имеют определенную подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача общеобразовательной школы - обеспечить необходимую художественно-эстетическую подготовку школьников, включить их в большое пространство художественного творчества и искусства, сделать его средством осознания окружающего мира, развития творческого мышления и нравственных качеств. Вечные ценности мировой и отечественной культуры и художественного искусства, воплощая принцип «прекрасное пробуждает доброе и восхитительное», как никогда необходимы современной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. 2008. №6. С.100-110.

2. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству //Дошкольное 280

воспитание. 2008 № 3. С. 23-27.

3. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. 416 с.

4. Гузева М.В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспита-ния//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 40-43.

5. Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. Дис...канд. М, 2007. 180 с.

6. Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. 176 с.

7. Калинина Л.Ю. Новое в постановке проблемы эстетического воспитания учащихся средствами литературно-музыкальной композиции //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 79-82.

8. Нурутдинова А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности //Искусство в школе. № 1. 2007. С. 64 - 66.

9. Цаллагова Ф.К. Национальная художественная культура в содержании нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 212-214.

10. Гузева М.В. Нравственность как первофе-номен духовной природы личности //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. №3 (26). С. 16-20.

11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006. - 640 с.

12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2005. - 576 с.

13. Калинина Л.Ю. «Музыкальная» поэзия в фокусе проблемы эстетического воспитания учащихся школ искусств //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 68-72.

14. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 9-11.

15. Бекоева М.И. Механизмы развития творческих способностей младших школьников //Современный ученый. 2017. Т. 1. №1. С. 190-193.

16. Поляткова Н.А., Якушева С.Д. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы //В мире научных открытий. 2010. № 5-3. С. 88-94.

17. Гущина Л.В., Ершова Л.В. Специфика методов нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами искусства народной игрушки // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 6. С. 35.

18. Шустова И.Ю. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию в школе: сущность и содержание // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 41-45.

19. Цораева Ф.Н. Обращение к искусству как к одному из важнейших средств духовно-нравственного потенциала личности //Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 6 (101). С. 426-430.

20. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 98-100.

Статья поступила в редакцию 13.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.