Следовательно, произведение искусства может быть представлено как содержательная форма - не только причина, вызывающая у личности эстетические чувства, но источник и исходная форма начального эстетического чувства, его материальное выражение. Иными словами, содержательной художественную форму делает способ деятельности творца произведения - способ эмоционально-эстетического самовыражения.
Современные музыковедческие и эстетические исследования базируются на представлении музыкального произведения как особой формы эмоциональной деятельности людей, которая складывается из двух взаимодополняющих компонентов: самовыражения и сопереживания. Опосредованность эмоционального общения музыкальным произведением выражается в
Библиографический список
специфике эстетического музыкального действия, слушания и исполнения музыки. Кроме того, сопереживание и самовыражение проявляются как символы эмоционального содержания произведения искусства. Эмоциональное общение предполагает способность к сопереживанию и самовыражению людей. Эстетическое эмоциональное общение опосредуется художественным предметом (музыкой) и имеет выработанные культурой формы (пение, исполнение, слушание).
Эстетическое чувство как способ деятельности. Способы художественной деятельности - это пение, исполнение и слушание музыки. Если представить их как эстетически содержательные, то они должны стать для человека формами выражения его сопереживания (слушание) и самовыражения (пение, исполнение).
1. Рукавицын М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. Москва: Просвещение 1980.
2. Сокерина И.В. Становлениеличностно-профессиональныхкачеств будущего педагога-музыканта. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. МГПУ, Москва, 2011.
3. Уколова Л.И. Формирование духовной культуры будущих учителей музыки в процессе музыкального образования. Москва: Издательство АС-Траст, 2007.
4. Уколова Л.И. Музыкальная среда как показатель развития культуры личности. Материалы Международной научно-практической конференции: Москва: РУДН, 2010.
5. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Диссертация . доктора педагогических наук. Москва, 2008.
References
1. Rukavicyn M.N. Shkola i vsestoronnee razvitie detej. Moskva: Prosveschenie 1980.
2. Sokerina I.V. Stanovlenie lichnostno-professional'nyh kachestvbuduschego pedagoga-muzykanta. Avtoreferat dissertacii... kandidata ped-agogicheskih nauk. MGPU, Moskva, 2011.
3. Ukolova L.I. Formirovanie duhovnoj kul'tury buduschih uchitelej muzyki v processe muzykal'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'stvo ASTrast, 2007.
4. Ukolova L.I. Muzykal'naya sreda kak pokazatel' razvitiya kul'tury lichnosti. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Moskva: RUDN, 2010.
5. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
Статья поступила в редакцию 28.01.16
УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),
E-mail: ukolovali@ya.ru
Sokerina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),
E-mail: Sokerinai@yandex.ru
Jiang Sh., senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: jsryeah@mail.ru
AESTHETIC EDUCATION AS A MAIN CONDITION OF DEVELOPMENT OF SPIRITUAL CULTURE OF A GROWING PERSON. The work is research on an aesthetic component of education in its resumptive meaning, uniting all parts of physical, intellectual and emotional development of younger generation. Aesthetic environment is understood as a single whole of a creative process necessary for artistic-aesthetic dialogic personal development, and serves as a catalyst for spiritual culture. As a consequence, the totality of theoretical conceptions of aesthetic education looks at the specific area of scientific knowledge, certain provisions of which have foundations in philosophy, aesthetics, pedagogy, psychology, cultural studies, art history and study of literature.
Key words: cultural component, aesthetic consciousness, pedagogically organized environment, aesthetic environment, aesthetic perception, aesthetic manner, spiritual culture.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,
E-mail: Ukolovali@yandex.ru
И.В. Сокерина, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва, E-mail: Sokerinai@yandex.ru
Цзян Шанжун, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва, E-mail: jsryeah@mail.ru
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ГЕНЕРАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
В статье рассматривается эстетический компонент воспитания в его суммирующем значении, объединяющий все стороны физического, интеллектуального и эмоционального развития подрастающего поколения. Эстетическая среда рассматривается как единое целое творческого процесса, необходимого для художественно-творческого диалогического развития личности и служит катализатором духовной культуры. Вследствие этого совокупность теоретических представлений об эстетическом образовании и воспитании рассматривает особую область научного знания, отдельные положения которой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении.
Ключевые слова: культурологический компонент, эстетическое сознание, педагогически организованная среда, эстетическая среда, эстетическое восприятие, эстетический вкус, духовная культура.
Формирование эстетических взглядов растущего человека теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества, так как «невозможно себе представить человеческое обще-
ство без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» [1, с. 26].
Эстетический компонент в его суммирующем значении по отношению к другим компонентам педагогически организованной среды представляется последовательно интегрирующей силой, объединяющей все стороны физического, интеллектуального и эмоционального развития школьников.
Термин «эстетика» происходит от греческого «aistetюos» (воспринимаемый чувством). Объектом эстетики как науки является прекрасное во всех его проявлениях. Эта категория является основной категорией и всей системы эстетического воспитания и образования.
Целями эстетического образования являются: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоническое саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры. Совокупность теоретических представлений об эстетическом образовании и воспитании образует особую область научного знания, отдельные положения которой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении.
Как синоним термина «эстетическое воспитание» употреблялось понятие «художественное воспитание», которое, представляя собой часть данного понятия, реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства, в творческой и художественно-педагогической деятельности. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Художественное воспитание традиционно определяется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность собственной творческой деятельности. Эстетическое же воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, природы, поведения, труда, отношений - то есть весь окружающий мир в целом, совершенство которого представляется именно с позиций эстетического отношения.
Определяющими в эстетическом воспитании выступают следующие компоненты: бинарность духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценка личностью эстетических свойств реальности и искусства. Эстетическое воспитание обладает высоким развивающим потенциалом не только в области гуманитарного, но и в области естественно-научного образования, в то время, как художественное образование осуществляется на уроках отдельных видов искусства - изобразительного искусства, музыки, литературы и языка.
Выдающиеся отечественные педагоги ХХ в. видели перспективу развития всей педагогической науки в развитии эстетического восприятия, понимания, духовного насыщения и возвышения подрастающего поколения. «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [2, с. 40]. «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [3, с. 21].
В этих определениях эстетического воспитания речь идёт о том, что оно не только должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его, но и, не ограничиваясь только созерцательной задачей, формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Не менее важным условием является также осознанность восприятия ребёнком эстетического в искусстве и в жизни, что может быть достигнуто ведущей ролью целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Определяющим здесь является перевод стихийного, спонтанного общения с эстетическими явлениями, в процессе которого
ребёнок эстетически развивается, в русло педагогического руководства, так как развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта должно осуществляться в продуманной, педагогически сформированной системе.
Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются те направления эстетического воспитания, которые широко используют культурологический, эстетический и художественный компоненты в их взаимодействии, так как результаты именно такого воспитания, закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения, практической, игровой деятельности каждого ребёнка. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей человека, позитивно влияют на характер самооценки, ориентации на ценности культуры.
В последнее время идёт активное изменение статуса эстетического воспитания. Этот статус следует рассматривать с различных точек зрения: как с позиций художественного образования в развивающейся системе, так и с точки зрения его внутреннего самоопределения в междисциплинарном взаимодействии: теории и практики искусств, эстетики, теории культуры, культурной политикой, психологии творчества и собственных методик эстетического развития личности ребёнка.
Образование начинает пользоваться средствами эстетического воспитания в более широких целях. Художественное образование и эстетическое воспитание претерпевают изменения в целях и задачах. Длительное время статус этих величин рассматривался в рамках подхода к ним как к средствам эстетического развития личности, что невольно ограничивало общеобразовательный потенциал эстетического воспитания. Если же рассматривать эстетическое воспитание как среду всего образования, то возможен выход за рамки прежних теорий.
Для наиболее эффективной работы системы эстетического воспитания необходимо ее комплексное объединение. Б.М. Неменский выделил следующую её особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [1, с. 40].
Для того чтобы раскрыть условия развития духовной культуры молодёжи, необходимо рассмотреть ряд эстетических категорий, играющих существенную роль в процессе формирования эстетического сознания.
Эстетическое сознание как целостное, и, одновременно многосоставное, сложное явление содержит в себе ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. В русле данной статьи авторы считают необходимым выделить следующие важнейшие категории эстетического сознания: эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка, эстетическое чувство (В.М. Бехтерев); эстетическая потребность, эстетическое переживание, эстетическое отношение (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская); эстетическое суждение.
Итак, первая важнейшая категория эстетического сознания - эстетическое восприятие характеризуется способностью человека воспринимать мир через другого человека - автора, героя произведений искусства, размышлять о нем, сопереживать ему, проецировать на себя его проблемы и достижения. По словам А.И. Бурова, именно человек является «абсолютным эстетическим предметом» как в мире природы, так и в мире искусства.
Современными учеными исследуется организация восприятия музыки школьниками. Сам процесс восприятия рассматривается ими как особый вид социальной деятельности (Е.А. Боди-на, Г.С. Тарасов).
Все вышеперечисленные стороны эстетического восприятия становятся ступенями на пути духовного совершенствования растущего человека, так как они, в различной мере, в соответствии с возрастными особенностями школьников принимают участие в формировании их эстетического сознания, без которого невозможно духовное возвышение.
Категория эстетического восприятия неразрывно связана с категорией эстетического вкуса - способностью человека не только воспринимать, но и оценивать различные эстетические объекты, отличать, высвечивать прекрасное в искусстве и действительности.
Французские просветители и теоретики классицизма (Буа-ло, Монтескье, Вольтер и др.) рассматривали эту категорию эстетики с позиций рационализма, а английские мыслители, такие, как Шефтсбери, Хом и др. выводили эстетический вкус из человеческих ощущений, и, находясь в пределах сенсуалистической эстетики, связывали его с областью нравственности. В то же время И. Кант отмечал дуалистический, общественно-индивидуальный характер эстетического вкуса.
Развивая традиции русской революционно-демократической мысли (Белинский, Чернышевский), марксистско-ленинская эстетика рассматривает эстетический вкус как социально-историческое явление, диалектически сочетающее в себе элементы как классового, так и общечеловеческого. Индивидуальный эстетический вкус представляет собой эстетическую установку, формирующуюся в новый опыт, опосредствуя каждое новое эстетическое восприятие и переживание. Хороший эстетический вкус выражается в способности получения наслаждения от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве.
Эстетический вкус можно также определить как проявление способности суждения о том, является ли нечто прекрасным или нет.
С категорией эстетического вкуса связан ряд существенных и до сих пор вызывающих споры вопросов философской теории искусства. Прежде всего, это касается самого основания эстетического вкуса. Центром противоречий здесь становится объективность и незаинтересованность. Вопрос о том, является ли вещь прекрасной, подразумевает ответ незаинтересованного наблюдателя, который никак не зависит от данного предмета и его значения для воспринимающего и оценивающего этот предмет в соответствии со своим эстетическим, то есть, объективным вкусом. Если в суждении о красоте присутствует некий интерес, оно перестает быть и объективным, и эстетическим.
Целенаправленное педагогическое эстетико-воспитатель-ное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Эстетическая среда, созданная в процессе совместного творчества участниками и руководителем коллектива, объединяет в единое целое педагогические условия, необходимые для художественно-творческого диалогического развития личности, служит катализатором творческих процессов, происходящих в хореографическом коллективе, преобразует межличностное общение, переводя его на более высокий диалогический уровень, обусловленный самим предметом общения - областью искусства и общими творческими задачами и целями.
Важное звено эстетического образования - ценностная составляющая эстетической культуры. Это взаимно перекликающиеся области образования и культуры, которые на практике являются единым механизмом. Педагог, работающий в этой области, использует в своей практике специализированный подход на основе синтеза знаний в области культурологии, музыки, искусствоведения, народного художественного творчества, психологии, педагогики.
По мнению Н.И. Киященко, успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной разви-
Библиографический список
тия способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребёнке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры, на наш взгляд, одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Музыка, как считают авторы данной статьи, наиболее эффективно влияет на процесс эстетического развития, так как затрагивает всю систему ценностных отношений человека (мировоззрение, художественные ориентиры, эмоциональную сферу).
Необходимо помнить о том, что само существование культуры невозможно без действия механизма преемственности, которое следует понимать как наследование, присвоение, воспроизводство и развитие культуры прошлого. Преемственность является инвариантом культуры, основанной на наследии, которое постоянно осваивается, воспроизводится и преумножается поколениями на каждом новом витке истории. Каждое новое поколение использует опыт и знания, накопленные человечеством, для создания новых ценностей.
Недооценка роли ценностей культуры и искусства в жизнедеятельности человека привела к нарушению механизма передачи духовных ценностей, что неизменно сказалось на проблемах развития человека. Существующая рассогласованность между различными звеньями художественного образования и воспитания ведёт к дискредитации и разбалансированности образовательной системы, являясь ограничительным фактором в процессе формирования целостной личности. Преодоление такой несогласованности связано с необходимостью системной разработки вопросов непрерывного художественного образования, являющегося важным фактором развития человека на протяжении всей жизни и в период нахождения его в образовательной системе.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая школьников к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого, культурного челове-
1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. Москва: Просвещение, 1987.
2. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. Москва: Педагогика, 1975.
3. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Москва: Просвещение, 1985.
4. Грибкова О.В. Проектирование модели образовательного пространства в профессиональной подготовке педагога-музыканта. Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. 2013.
5. Сокерина И.В. Изучение музыкальной одаренности: психологический аспект. Среднее профессиональное образование. 2010; 8: 47 - 48.
6. Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6: 274 - 276.
7. Уколова Л.И. Духовно-нравственное воспитание студентов средствами хорового исполнительства. Педагогика искусства. 2007; 1: 78 - 80.
8. Уколова Л.И. Музыкальное образование как фактор духовно-нравственного воспитания в русле укрепления культуры нации. Образование и наука в современных условиях. 2015; 4 (5). 132 - 135.
References
1. Nemenskij B.M. Mudrost'krasoty. Moskva: Prosveschenie, 1987.
2. Shackaya V.N. Obschie voprosy 'esteticheskogo vospitaniya v shkole. Muzykal'no-'esteticheskoe vospitanie detej i yunoshestva. Moskva: Pedagogika, 1975.
3. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 1985.
4. Gribkova O.V. Proektirovanie modeli obrazovatel'nogo prostranstva v professional'noj podgotovke pedagoga-muzykanta. Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy. 2013.
5. Sokerina I.V. Izuchenie muzykal'noj odarennosti: psihologicheskij aspekt. Srednee professional'noe obrazovanie. 2010; 8: 47 - 48.
6. Ukolova L.I. Vliyanie kul'turno-obrazovatel'noj sredy na process vospitaniya rastuschego cheloveka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6: 274 - 276.
7. Ukolova L.I. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov sredstvami horovogo ispolnitel'stva. Pedagogika iskusstva. 2007; 1: 78 - 80.
8. Ukolova L.I. Muzykal'noe obrazovanie kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitaniya v rusle ukrepleniya kul'tury nacii. Obrazovanie inauka vsovremennyh usloviyah. 2015; 4 (5). 132 - 135.
Статья поступила в редакцию 28.01.16
УДК 021.13:028.8
Fomina A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture and Art (Barnaul, Russia),
E-mail: terrarium46@gmail.com
CLUB IDEOLOGY OF MODERN LIBRARY. The author develops a proposition that the contents and forms of the figure-of-date public libraries should affect overdue changes in the paradigm, associated with the transition from model to model fund-centric, focused on the reader-term. At the same time the reader takes an active part in the renewal of library activities. The author believes that the diversity of documents and access to information enrich the reader's culture. Voluntary association of supporters in the municipal intellectual leisure library is the real embodiment of its social function, forming a positive image in the society. The activities of library clubs is not only reading, but also the interpretation of the contents of documents and determining their types, what demonstrates the level of information culture of the society.
Key words: reading, readers associations, clubs, science fiction readers.
А.А. Фомина, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,
E-mail: terrarium46@gmail.com
КЛУБНАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ
Автор работы развивает положение о том, что на содержании и формах деятельности современных общедоступных библиотек должна сказаться назревшая смена парадигм, связанная с переходом от фондоцентричной модели к модели, ориентированной на читателя. При этом читатель принимает активное участие в обновлении библиотечной деятельности. В качестве аргумента приводится практика библиотечных клубов. Автор считает, что видовое разнообразие документов и свободный доступ к информации обогащают культуру читателя. Добровольные объединения сторонников интеллектуального досуга в муниципальной библиотеке являются реальным воплощением её социальной функции, формирующим позитивный образ в социуме. В деятельность библиотечных клубов входит не только чтение, но и интерпретация содержания документа и его видов, демонстрирующая уровень информационной культуры общества.
Ключевые слова: чтение, объединения читателей, клубы любителей фантастики.
Длительное время основной задачей библиотечного обслуживания было доведение книги до читателя. В информационно насыщенных условиях возрастает потребность читателя в коммуникации с себе подобными. Это подтверждает и рост числа клубов любителей фантастики и почитателей книг Д.РР Толки-ена, спровоцированный читательским интересом. Внимание к клубной культуре в муниципальной библиотеке поощряет читательскую активность, а, следовательно, развитие разнообразных объединений и в иных формах.
Библиотековеды ориентируют муниципальную библиотеку на повышение имиджа с помощью клубной активности в глазах власти, т. е. рассматривают её, скорее, частью рекламной кампании библиотеки, чем формой работы с читательским сообществом. Как показывают исследования Т.Б. Ловковой, Ю.П. Ме-лентьевой, Е.Ю. Гениевой, участники подобных объединений получают возможность для самореализации по интересам как садоводы, шахматисты, краеведы, жены и матери. Эту тенденцию подтверждают отчетные материалы библиотек Алтайского края.
Отсутствие партнёрских взаимоотношений между читателем-посетителем и читателем-сотрудником библиотеки, а также игнорирование потенциала читателей - удалённых пользователей, не зарегистрированных в библиотеке, мешает продуктивному решению в таких клубах проблем чтения. Неудивительно, что в обществе сложилось и сохраняется отношение к общедоступной библиотеке, как к социально пассивному хранителю невостребованных фондов. В современных условиях свободного доступа к информации целесообразно обратить большее внимание читательских сообществ, образовавшихся на основе добровольного объединения и склонности (интереса) к определённым жанрам литературы, и исследовать потенциал в интересах интеллектуального развития российского общества.
Объединение для отделения является принципиальной характеристикой феномена клуба как социального и личностно значимого института общения, специфику которого определяют самоорганизация, самоуправление и внутренняя детерминация [1; 2]. Уже в 80-е гг. прошлого века клуб в нашей стране представлял собой синтез организационных форм любительства в виде кружков, секций, групп, коллективов; лекториев, ансамблей, театров, студий, отделений других добровольных обществ [3]. Видный отечественный исследователь европейских традиций В.В. Туев отметил обусловленность мозаичности содержания клубной деятельности, отражающей «все многообразие культуры человеческого общества», общественной жизнью «на каждом конкретно историческом этапе <...> развития» [2].
Нарастающее внимание к реализации социальных функций библиотеки в контексте клубной культуры наглядно подтверждают материалы исследования Т.Б. Ловковой, сопоставившей факты из новейшей истории и современного положения [4].
Культивирование библиотеки в качестве идеологического учреждения в рамках государственно-партийного инструктивно-методического управления способствовало приоритетному развитию во второй половине XX в. молодёжных общественно-политических клубов. Они олицетворяли контрпропагандистскую направленность библиотечной работы и были призваны формировать интерес к общественно-политической литературе, в том числе непосредственно на встречах с авторами и редакциями молодежных изданий. Широкое распространение однотипных клубов, безусловно, ограничивало содержание клубной деятельности библиотек, которое, по сведениям Т.Б. Ловковой, в 70-80-е гг. включало военно-патриотические, литературно-художественные, краеведческие объединения читателей и было, таким образом, довольно разнообразным.