учащихся с данными социокультурными лакунами и помогать раскрывать смыл понятий, принадлежащих чужой для реципиента культуре.
На сегодняшний день необходимо развивать у обучающихся, студентов ВУЗов интерес к межкультурным вопросам путем целенаправленного отбора содержания учебного материала и учебных действий. Устойчивые сравнения являются эффективным образовательным ресурсом лингвострановедческого характера, который отражает менталитет народа, его знания об окружающей действительности, предающееся из поколения в поколение. Уникальные образы устойчивых сравнений иностранного языка отражают языковое мировидение определенного народа, поэтому изучение данного языкового материала формирует социокультурную компетенцию будущих специалистов и является залогом успешной коммуникации.
Литература
1. Азимов Е. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика преподавания языков). - М:. Икар, 2010. стр. 448.
2. Айнутдинова И. Н. Инновационные технологии в обучении иностранным языкам в вузе: интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста (зарубежный и российский опыт): Настольная книга педагога-новатора / И. Н. Айнутдинова. - Казань: Казан.ун-т, 2011. - 456 с.
3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы - М.: Изд-во МГЛУ, 2003.
4. Сафина Д. Р. Универсальные и уникальные образы устойчивых сравнений русского, татарского и английского языков / Д. Р.Сафина // Вопросы филологических наук. № 6 (52) 2011. С. 104-106.
Realization of professional values of a teacher as one of the terms of aesthetic education of schoolchildren
Panfyorova A. Реализация профессиональных ценностей педагога как одно из условий эстетического воспитания школьников
Панфёрова А. Д.
Панфёрова Анна Дмитриевна /Panfyorova Anna - аспирант, кафедра общей и профессиональной педагогики, факультет гуманитарных и социальных наук, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация: в данной статье рассматривается сущность реализации профессиональных ценностей педагога, являющаяся одним из основных условий эстетического воспитания младших школьников.
Abstract: essence of realization of professional values of teacher, being one of basic terms of aesthetic education of junior schoolchildren, is examined in this article.
Ключевые слова: ценность, эстетика, эстетическое воспитание, педагогические ценности.
Keywords: value, aesthetics, aesthetic education, pedagogical values.
Проблема теории и практики эстетического воспитания школьников в последние годы заслуживает повышенного внимания. Данная проблема была актуальна всегда в воспитательном и образовательном процессах как средство формирование всесторонне-развитой, духовно-богатой личности. Происходящие в мире перемены активизировали поиск новых ценностей для молодежи и способов их включения в образовательный процесс. От того, на чем именно заострял внимание педагог, какие профессиональные ценности занимали у него ведущее положение, зависело, в каком направлении будет осуществляться процесс развития и воспитания ученика.
Эстетическое воспитание уже давно является самостоятельной дисциплиной, которая требует глубокого изучения. Д. Б. Лихачев определил понятие эстетического воспитания как целенаправленного процесса творческой личности, которая способна воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое многогранное требование к современному школьнику наталкивает на конкретные и уверенные шаги со стороны педагога. Но обязан ли педагог отвечать данному требованию? Какими профессиональными ценностями должен он обладать?
Говоря об эстетическом воспитании, обратимся к терминам «эстетика» и «эстетическое». Термин «Эстетика» ввел в науку немецкий философ А. Г. Баумгартен. «Эстетика (теория свободных искусств, низшая гносеология, искусство прекрасно мыслить, искусство аналога разума) есть наука о чувственном познании» -писал он в своей книге «История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли». Целью эстетики, по его мнению, является совершенство чувственного познания, что и является красотой. При этом нужно несовершенство чувственного познания он называет безобразностью [1].
А российский философ Л. Н. Столович считал, что эстетика - это наука, изучающая эстетическое начало в самых разных аспектах действительности, человеческого сознания и жизнедеятельности. Такое эстетическое начало находится во всем, однако единственным видом эстетической деятельности является искусство и художественная деятельность. Данный факт мы считаем справедливым, объясняя нашу точку зрения тем, что в современной педагогике эстетическое воспитание реализуется с помощью художественной деятельности (к примеру, уроки изобразительного искусства и кружки на базе художественных школ), а также самореализации в области искусства, что, кстати говоря, является окончательным этапом в развитии эстетических ориентаций.
Под «эстетическим» Столович понимал эстетическое отношение человека к действительности и к миру. Это отношение является «чувственно-образным и идейно-эмоциональным» отношением, которое утверждает человека в действительности через восприятие конкретного образа явлений с помощью чувств [2]. Это определение на наш взгляд даёт основание полагать, что эстетическое воспитание помогает человеку самоутвердиться за счет индивидуализации чувств, к конкретному явлению в области искусства.
Историк философии А. А. Радугин считал, что эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества [5]. Оно неразрывно связано с воспитанием нравственности, ведь красота - есть регулятор человеческих отношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
Отечественный педагог Б. Н. Неменский говорил о том, что суть эстетического воспитания состоит в утверждении добра как прекрасного. По мнению же В. Н. Шацкой «...педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и
оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [7].
Кирьякова А. В. считает, что ценность - это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом. Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект - субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности [4].
Ценности довольно тесно связаны с эстетическим воспитанием в школах. Школа должна прививать ребенку общественные ценности. Аксиологический аспект образования и воспитания человека дает возможность понимания самореализации индивидуума как смысла жизни. Содержательные аспекты педагогического процесса, в данном случае эстетического воспитания, определены успешностью реализации гуманистических ценностей. В свою очередь, успешность реализации ценностей в образовании во многом зависит от педагога. Ценности учителя - своеобразные стимуляторы, направленные на его профессиональную деятельность. Как говорил В. Даль «Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника».
Профессиональные ценности педагога, или педагогические ценности, как и другие, зависят от экономических, социальных, политических отношений в обществе, которые, несомненно, вносят лепту в развитие педагогики. В. А. Сластёнин трактует педагогические ценности как нормы, которые регламентируют педагогическую деятельность и выступают как познавательно - действующая система, служащая непосредственным звеном между сложившимся социальным мировоззрением в области образования и воспитания, а так же в области профессиональной деятельности педагога.
По Сластёнину, личностное восприятие и присвоение учителем общечеловеческих ценностей отражает внутренний мир человека. Это объясняется полнотой его личности, профессионально - деятельностной направленностью, педагогическим самосознанием личной педагогической системой. Сама степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от педагогического сознания, ведь факт установления личностью той или иной ценностью происходит в процессе её личностной оценки.
Являясь условием и результатом профессиональной деятельности, педагогические ценности делятся на три разных уровня существования, выделенные В. А. Сластёниным: индивидуально - личностный, профессионально - групповой, социально - педагогический.
Личностно - педагогические ценности - это сложные социально - психологические преобразования, отражающие мировоззренческие особенности педагога. Они составляют систему его ценностных ориентаций. Групповые педагогические ценности - система ценностей - ориентиров педагогической деятельности в каких-либо профессиональных группах: преподаватели колледжа, техникума, университета; учителя гимназии, школы, лицея. В свою очередь, социально - педагогические ценности представляют собой совокупность идей, правил, норм, которые регламентируют деятельность социума в сфере образования и воспитания [6].
И. Ф. Исаев предлагает свою классификацию педагогических ценностей. Все ценности он разделяет на пять групп: ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-знания, ценности-качества.
1 группа (ценности-цели) - ценности, которые раскрывают значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы.
2 группа (ценности-средства) - ценности, которые раскрывают значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности.
3 группа (ценности - отношения) - ценности, которые раскрывают значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности.
4 группа (ценности - знания) - ценности, которые раскрывают значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности.
5 группа (ценности - качества) - ценности, которые раскрывают значение и смысл качеств личности преподавателя [3].
По нашему мнению, из приведенной выше классификации особое место занимают ценности-качества, т.к. именно значение качеств личности преподавателя во многом определяет его профессиональное мастерство при эстетическом воспитании личности обучающихся.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что только ценностно -ориентированный педагог может взять на себя ответственность в исполнении процесса эстетического воспитания обучающихся, ведь, по сути, последнее есть цель выработки у личности системы ориентации в мире ценностей, в нашем случае -эстетических.
На предмет необходимости реализации эстетического воспитания в школах, нами было проведено исследование учителей МОАУ Гимназии № 3 г. Орска. В анкетировании принимало участие 12 учителей, 5 - из которых являются учителями начальных классов, 4 - учителя среднего звена и 3 - учителя старшего звена. Педагогам предлагалось ответить на ряд вопросов о сущности эстетического воспитания, о необходимости решения его задач, о предметах-средствах развития эстетического воспитания и об оценке выполнения задач эстетического воспитания школой на сегодняшний день.
По результатам анкетирования, было выявлено, что все из опрашиваемых учителей правильно понимают смысл эстетического воспитания. Одними из распространённых ответов были: «...целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное...»; «...процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников». На вопрос о том, должны ли решаться задачи эстетического воспитания в школах, 100 % опрашиваемых ответили «да». При перечислении предметов-средств развития эстетического воспитания, 78 % учителей называли такие: изобразительное искусство, технология, литературное чтение (литература) и окружающий мир (биология), 16 % учителей к вышеперечисленным добавили музыку. На уроках 42 % учителей, обучающиеся отображают свои впечатления об эстетических объектах в рисунках, стихах, поделках и т.п. А на уроках 58 % лишь некоторые учащиеся занимаются подобным творчеством. И наконец, на вопрос о том, как бы оценили педагоги эффективность выполнения задач эстетического воспитания, лишь 16 % учителей поставили оценку «отлично», 68 % оценку «хорошо» и 16 % оценку «удовлетворительно».
Таким образом, учителя современной школы имеют весь набор необходимых знаний в реализации эстетического воспитания обучающихся. Однако не всегда эти знания приходят в действие. Если бы современные педагоги уделяли должное внимание эстетическому воспитанию учеников от первого до одиннадцатого класса, плоды такого воспитания были бы видны намного отчетливее.
Стоит отметить, что реализация профессиональных ценностей педагога - есть его деятельность, посредством которой устанавливается его отношение к действительности. Данная реализация может быть осуществлена только тогда, когда он осознает личностные ценности, возможности индивидуального опыта в сфере своих знаний и умений (в профессиональной деятельности), и ставит себе соответствующие цели, которые будет постепенно достигать. В нашем случае основной целью является воспитание эстетически развитой личности, что требует от педагога осознания его эстетических ценностей и умение их реализовывать в своем опыте. Часто деятельностью для реализации таких ценностей в школе выступают уроки изобразительного искусства литературы, музыки; кружки, творческие вечера и т.п.
С помощью такой деятельности эстетически развитый педагог сможет быстро вникнуть в процесс эстетического воспитания школьников и показать высокие результаты. Педагог же, у которого изначально нет положительного отношения к его деятельности, у которого нет осознания индивидуальных ценностей и желания реализовать их в своём опыте, не может быть достойным руководителем процесса эстетического воспитания школьников и воспитания вообще.
Таким образом, эстетическое воспитание школьников может быть осуществлено лишь через призму реализации профессиональных ценностей педагога. Подводя итог, можно сказать о том, что эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных условий. И одним из самых основных является реализация профессиональных ценностей педагога в воспитании подрастающего поколения. Таким образом, осуществляя полноценное эстетическое воспитание ребенка в школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Литература
1. Баумгартен А. Г. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли / Баумгартен А. Г.. — М.: Искусство, 1964. — Т. 2.
2. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история/Прелюдии/Что такое философия? / Виндельбанд В. - М.: Юрист, 1995. - 687 с.
3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов вузов / Исаев И. Ф. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Кирьякова А. В. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: Монография // под общей редакцией Кирьяковой А. В.. - Москва, 2000.
5. Радугин А. А. Эстетика: учебное пособие для вузов / Радугин А. А.. - М.: Центр, 2000. - 240 с.
6. Сластёнин В. А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Под ред. Сластенина В. А.. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. - М.: Советская педагогика, 1976.