его возня с разводом и незаконнорожденными напоминает мне возню благотворительных дам с проституцией». Н.А. Бердяев воздает дань его мужеству: «Он первый с невиданной смелостью нарушил условное, лживое молчание... с гениальной откровенностью и искренностью заявил во всеуслышанье, что половой вопрос - самый важный в жизни» [1, с. 13-19]. В статье «Христос и мир (Ответ Розанову)» Бердяев говорит, что влияние его, с одной стороны, было благотворным и творческим, но с другой - вредным и слишком давящим, что Розанов всех загипнотизировал своей дилеммой «Христос или мир», в то время как такой дилеммы, какую ставит Розанов, не существует. «Не от Христа пошла смерть в мире: Христос пришел спасти от смерти, а не мир умертвить» [2].
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.
2. Бердяев Н.А. Христос и мир. (Ответ В.В.
Розанову) // Духовный кризис интеллигенции. СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза», 1910. С. 234-252.
3. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. URL: vehi.net>rozanov/apokal.html.
4. Розанов В.В. Люди лунного света. Собр. соч. М., 1990. Т. 2. URL: RoyalLib.ru>book/ roza-nov.. .lyudi_lunnogo_sveta.html.
5. Розанов В.В. Материалы к биографии // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. Т. I. С. 249-261.
6. Розанов В.В. Опавшие листья. Собр. соч. Т. 30. URL: modernLib.ru.books/rozanov_v/opavshie _listya/read.
7. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. Собр. соч. М.: Республика, 2004. Т. 18.
8. Розанов В.В. Среди обманутых и обманувшихся. URL: az.lib.ru/r/rozanov_w_w/text_1904_ sredi obmanutyh.shtml.
9. Розанов В.В. Уединенное. Собр. соч. М.: Республика, СПб.: Росток, 2010. Т. 30.
ФЕДОСЕЕВ Петр Серафимович - старший преподаватель кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
FEDOSEEV, Petr Seraphimovich - Senior Lecturer of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 378.17
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД АКТИВНОСТИ
М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева, В.А. Бурцев
Представлен анализ физкультурно-спортивной деятельности студентов. Описаны виды физ-культурно-спортивной деятельности студентов: неспециальное физическое образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Рассмотрены содержание, средства, методы, формы организации и виды занятий физкультурно-спортивной деятельности студентов.
Ключевые слова: неспециальное физическое образование; спорт; физическая рекреация; двигательная реабилитация; физкультурно-спортивная деятельность; студент; вуз.
M.N. Chapurin, E.N. Simzyaeva, V.A. Bourtsev. SPORTS AND SPORTS ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS SPECIIFIG TYPE OF ACTIVITY
Presents an analysis of physical and sports activities of students. Describes the types of sports activity of students: non-special physical education, sport, physical recreation and motor rehabilitation. Considered content, tools, methods, forms of organization and occupations of sports activity students.
Keywords: non-special physical education; sport; physical recreation; motor rehabilitation; sports activity; student; university.
В последние годы выполнен ряд работ, посвященных разным аспектам проблемы физического воспитания студентов: проектирования личностно-ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура» [1; 2; 3; 9; 10; 12], формирования готовности к физическому самовоспитанию [6; 7; 14], физического самосовершенствования и самовоспитания студентов педагогических вузов [4; 5; 6; 16].
Ученые отмечают целесообразность изменения практики физического воспитания студенческой молодежи, говорят о необходимости обеспечения свободного выбора форм занятий, отхода от педагогического авторитаризма, жестких норм и стандартов в учебном процессе [1; 9].
Вместе с тем, как показывает анализ теории и практики высшего педагогического образования, проблема формирования готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности остается недостаточно исследованной [9].
Целевое назначение готовности к физкуль-турно-спортивной деятельности, а следовательно, и ее сущность и содержание определяются ее местом и ролью в структуре более общей системы - системы физкультурно-спор-тивной деятельности, по отношению к которой она выступает как необходимый структурный компонент - интегральная характеристика субъекта деятельности. Поэтому первым шагом теоретического анализа исследуемой нами проблемы является раскрытие сущности и содержания физкультурно-спортивной деятельности. Родовыми по отношению к физкультур-но-спортивной деятельности являются понятия «деятельность», «культура», «физическая культура». Поэтому характеристика физкультурно-спортивной деятельности должна осуществляться с учетом сущности и содержания этих понятий.
На философском уровне деятельность рассматривается как специфически-человеческий способ отношения к миру, как предметная деятельность. Она представляет собой «...процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности» . В деятельности человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе и особенности: он осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности . он не приспосабливается к остальной природе, а постепенно включает
ее саму в состав своей материальной и духовной культуры [13; 17].
Деятельность выступает как диалектическое единство опредмечивания и распредмечивания: она постоянно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно.
Другим существенным признаком человеческой деятельности является ее целенаправленность. Цель определяет содержание деятельности и ее результаты. «Человек не только изменяет форму того, что дано природой, -подчеркивает К. Маркс, - в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действия и которой он должен подчинить свою волю» [11].
Деятельность человека всегда носит осознанный характер. В разных условиях и ситуациях степень и полнота отражения действий в сознании может быть различной - от ясно осознаваемой до смутно осознаваемой, при этом цель деятельности всегда осознается достаточно хорошо.
Если цель не осознаваема, то имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Психологи рассматривают деятельность как «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [13].
Физкультурно-спортивная деятельность, как и любой вид человеческой деятельности, включает в свою психологическую структуру потребности, мотивы и определяемые ими цели и задачи, что в совокупности составляет ее мотивацию, выполняющую функции побуждения, направления и смыслообразования деятельности. Вторым структурным компонентом деятельности выступают способы ее выполнения, выступающие в данном виде деятельности в форме физических упражнений. Результаты физкультурно-спортивной деятельности проявляются в биологических, психологических, педагогических и социальных эффектах [12].
А.Н. Леонтьев считает, что «основным отличием одной деятельности от другой полагается различие и предметов» [8].
В качестве предмета физкультурно-спор-тивной деятельности выступает физическая культура. В процессе этой деятельности человек присваивает ценности, накопленные человечеством в области физической культуры, делает их своим внутренним достоянием, переводя в форму действующей способности
(распредмечивание). С другой стороны, обогатившись физической культурой человечества, человек вносит свой личностный вклад в ее дальнейшее развитие (опредмечивание).
В соответствии с концептуальными положениями психологической теории деятельности (Л.В. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) качественное своеобразие предмета физкультурно-спортивной деятельности обусловливает особенности ее психологического содержания: мотивации, побуждающей и направляющей человека к его присвоению, воспроизведению и творческому преобразованию, используемых для этого способов и средств и достигаемых при этом результатов.
Для нас методологически значимым в определении физической культуры являются два аспекта: первый - указание на ключевой признак физической культуры - деятельность индивида по «позитивному самопреобразованию»; второй - указание на ключевой признак результата этой деятельности - на «систему образуемых ею (деятельностью) ценностей».
В соответствии с первым признаком физическая культура личности определяется как деятельность по присвоению ценностей физической культуры общества, т.е. как физкуль-турно-спортивная деятельность.
С учетом второго признака физическая культура рассматривается как интегральная характеристика человека как субъекта этой деятельности, определяющая уровень и характер готовности к ее осуществлению.
Физкультурно-спортивная деятельность личности осуществляется непосредственно в социальной, психической средах. Функционирование ее в этих средах осуществляется через общественную и личную жизнь одних и тех же групп участников физкультурного движения. Именно от состояния, статуса, подвижности и других социальных и психических характеристик участников деятельности зависит степень этого взаимодействия. Причем наиболее интенсивное влияние среды на физкультурно-спортивную деятельность и наоборот происходит через такой субъект деятельности, как общество в целом.
Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность студентов подразделяется на четыре вида: неспециальное физическое образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Они отличаются друг от друга кругом решаемых задач, содержанием, средствами, методами, формами организации и видами занятий. Наряду с этим, каждый вид включает элементы других частей, поскольку
они образованы из одной метасистемы - физической культуры.
Неспециальное физическое образование студентов представляет собой организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный: 1) на формирование у студентов системы теоретических и методических знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры; 2) системное освоение студентом рациональных способов управления своими движениями на уровне двигательных умений и навыков; 3) вооружение студентов умениями использовать теоретические и методические знания для управления самостоятельной физкультурно-спортивной деятельностью; 4) формирование у студентов ценностных ориентаций, интересов, потребностей и убеждений; 5) развитие разносторонних физических способностей; 6) общую физическую и профессионально-прикладную физическую подготовку студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.
Спорт представляет деятельность, направленную на повышение спортивного мастерства и достижение наивысших результатов в соревнованиях, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности.
В системе физкультурно-спортивной деятельности студентов спорт является логическим ее завершением, потому что неспециальное физическое образование создает начальную базу для всестороннего развития физических качеств и двигательных навыков, формирует предпосылки для их развития, а спорт раскрывает эти возможности человека на предельных уровнях.
Выделяются два уровня развития спорта как вида физкультурно-спортивной деятельности студентов: начальной подготовки и углубленной специализации. Уровень начальной подготовки реализуется на теоретических, методико-пра-ктических и учебно-тренировочных занятиях со студентами спортивных отделений.
Уровень углубленной специализации предполагает, наряду с этими видами занятий, учебно-тренировочные занятия со студентами в спортивных секциях. На этом уровне происходит выявление наиболее способных в спортивном отношении студентов и подготовка их в сборные команды факультета, вуза для участия в соревнованиях различного ранга.
Физическая рекреация. «Рекреация» в переводе с латинского означает отдых, восстановление физических и духовных сил человека, израсходованных в процессе трудовой деятельности, с возможностью самовыражения, со снятием эмо-
ционального напряжения. Под общим понятием «рекреация» подразумевают основные формы деятельности, одобренные обществом, с целью отдыха, развлечения и самосовершенствования.
Физическая рекреация как вид рекреации есть специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий студентов физическими упражнениями, направленный на активизацию, поддержание или восстановление их физических и духовных сил, затраченных во время деятельности (труд, учеба, спорт), профилактику утомления, развлечение [6].
По мнению М.Я. Виленского, физическая рекреация вызывает интерес у студентов, поскольку способствует рациональной и эмоционально привлекательной организации свободного времени, активному отдыху с применением различных видов физических упражнений, повышению работоспособности, росту творческой активности, укреплению здоровья [4].
В.М. Выдрин отмечает, что, несмотря на важное значение физической рекреации, проблема ее внедрения в повседневную жизнь студентов все еще не решена. Автор считает, что для творческого ее использования в быту и отдыхе студентов необходимо создавать предпосылки для преобразования процессов воспитания в самовоспитание, через формирование готовности к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности [6].
Двигательная реабилитация. «Реабилитация» в переводе с латинского означает восстановление и трактуется как ряд профилактических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма или трудоспособности.
Двигательная реабилитация определяется как специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий физическими упражнениями, направленный на восстановление нарушенных функций и трудоспособности людей после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, характерных для видов деятельности, связанных с экстремальными условиями. Важнейшей задачей двигательной реабилитации как вида физкультурно-спортивной деятельности студентов является необходимость добиваться не только их полного клинического, но и функционального восстановления. На практике двигательная реабилитация студентов предусматривает лечение травм, а также восстановление физических кондиций после перенесенных травм и заболеваний.
Таким образом, физкультурно-спортивная
деятельность представляет собой один из специфических видов сознательной, социально-обусловленной активности студента в форме неспециального физического образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации, направленной на удовлетворение личностно-значимых потребностей в присвоении материальных и духовных ценностей современной физической культуры.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. С. 22-26.
2. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М.: Физкультура, образование и наука, 1997. 209 с.
3. Визитей Н.И. Социальная природа современного спорта. Кишинев: Штиинца, 1979. 83 с.
4. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения. М.: Высш. шк., 1982. 156 с.
5. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак
B.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 1996. 587 с.
6. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. 128 с.
7. Зеленое Л.А., Лебедев Ю.А. Физическая культура как система (к дискуссии о предмете теории физической культуры) // Теория и практика физической культуры. 1985. № 9. С. 48-50.
8. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопр. философии. 1972. № 9.
C. 28-41.
9. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 151 с.
10. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Ориентиры физического воспитания // Советская педагогика. 1990. № 11. С. 33-38.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. М., 1955.
12. Матвеев Л.П. О культуре физической // Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: материалы конф. Ереван, 1984. С. 10.
13. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
14. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособие. М.: Academia 1998. 159 с.
80
вестник Российского университета кооперации. 2014. №1(15)
15. Столяров В.И. Философско-культуроло-гический анализ физической культуры // Вопр. философии. 1988. № 4. С. 78-91.
16. Тихонова В.К. Формирование готовности
студентов вуза к физическому самовоспитанию: дис. .канд. пед. наук. М., 2000. 165 с.
17. Философский словарь / под ред. М.М. Ро-зенталя. М.: Политиздат, 1972. 496 с.
ЧАПУРИН Михаил Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
СИМЗЯЕВА Елена Николаевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
БУРЦЕВ Владимир Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин. Чувашский Государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
CHAPURIN, Mikhail Nikolaevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
SIMZYAEVA, Elena Nikolaevna - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
BOURTSEV, Vladimir Anatolyevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Sports Disciplines. Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]