УДК 378
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТКАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
© Светлана Владимировна СЫРОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры физического воспитания, e-mail: [email protected]
Основные идеи, направления и принципы физкультурного воспитания, отраженные в концепции физкультурного образования студентов, предусматривают кардинальное изменение содержания физического воспитания. Весь опыт работы в высшей школе приводит к проблеме массового, рекреационного спорта, его развитию в студенческой сфере вузов нефизкультурного профиля. Данная форма занятий подразумевает использование физических упражнений, а также легкодоступных массовых видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха студенческой молодежи, получения удовлетворения от этого вида деятельности, отвлечения молодежи от обыденности. Этот вид физкультурной деятельности отличается выбором средств, методов, форм проведения занятий. Решение проблем массового рекреационного спорта в студенческой среде неразрывно связано со многими факторами: социальными, культурологическими, экономическими, управленческими. Это позволяет наиболее системно представлять сферу физической культуры, подчеркивать ее культуросообразный характер, избегать содержательного и терминологического смещения понятий.
Наиболее перспективное направление в решении проблемы разработки и реализации личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной, рекреационной деятельности студентов в процессе обязательного курса обучения возможно лишь при построении интегративной модели физического воспитания, охватывающей весь контингент занимающихся независимо от их социально-демографических показателей, психосоматического состояния, мотивационных установок, физической подготовленности и других факторов. Учебный процесс по физическому воспитанию в вузе - это единая система, и решать проблему ее модернизации необходимо, используя комплексный подход, не дифференцируя систему на отдельные элементы, при активном внедрении обучающих технологий инновационной направленности. Преодоление унитарности используемых в педагогической практике образовательных технологий (традиционно сложившейся системы физического воспитания в вузе) и эволюционная замена их на личностно-ориентированные технологии гуманистической направленности, основу которых составляют процессы самопознания, самоутверждения и самовоспитания, придающие целевую направленность модернизации системы физкультурного образования в высшей школе, которая позволит осуществить ее переход на более высокий качественный уровень.
Физическая рекреация, таким образом, является важной частью физической культуры и оптимальным на сегодняшний день видом двигательной активности для студенческой молодежи, обеспечивающим ее гармоничное физическое развитие, повышающим потребность в физических упражнениях и реализующим здоровьесберегающую функцию.
Ключевые слова: физкультурная (или физическая) рекреация; атлетическая гимнастика; физическая культура; оздоровительная атлетическая гимнастика; амплитуда движений; зона комфортности.
В последние годы представление о физкультурной (или физической) рекреации продолжает развиваться применительно к конкретным социально-педагогическим условиям. Таким образом, физическая рекреация является важной частью физической культуры и оптимальным на сегодняшний день видом двигательной активности для студенческой молодежи, обеспечивающим ее гармоничное физическое развитие, повышающим потребность в физических упражнениях и реализующим здоровьесберегаю-щую функцию [1-3].
Особенность физкультурной рекреации заключается в том, что во многих случаях она не требует организационно-административных усилий, которые типичны для других видов физической культуры. Физкультурная рекреация является по сути формой активного отдыха, она универсальна, т. к. применима для разнообразного контингента занимающихся, которые могут заниматься одновременно. Кроме того подобная организация досуга дает возможность отвлечения и переключения занимающихся от других напряженных видов деятельности (например, учебы, трудовой деятельности, военной службы
и т. д.). Внутри самой себя физкультурная рекреация также предполагает возможность переключений (в рамках одного занятия можно переключиться от интеллектуальной деятельности к двигательной, а также использовать все разнообразие доступных видов спорта).
В наиболее важный период роста и развития человека (первые годы жизни, учеба в школе, в вузе) физическая культура выполняет созидательную функцию построения фундамента личности: усвоения знаний, умений и навыков; формирования мировоззрения и культуры физического развития. В студенческие годы основу мотивации девушек к занятиям физической культурой составляет стремление к созданию эстетики собственного тела, культуры движений и осознания себя как гармоничной личности [4-5].
В этом смысле атлетическая гимнастика получила широкое распространение среди студентов, поскольку является эффективным средством физической культуры. В последние годы стали появляться различные виды данного направления. Один из них - «оздоровительная атлетическая гимнастика», отличительной чертой которой является наличие оздоровительного эффекта после выполнения силовых упражнений [6-8].
Вместе с тем в настоящее время атлетическая гимнастика как средство физкультурной рекреации используется в недостаточной степени. Причиной данного факта является отсутствие научного теоретико-методического обоснования занятий оздоровительной атлетической гимнастикой со студентками нефизкультурных специальностей. На этом основании атлетическая гимнастика представляет определенный исследовательский интерес в сфере разработки новейших средств рекреационной физической культуры [2].
Анализируя научно-методическую литературу по данной теме, можно сделать вывод, что концепция применения силовых упражнений как эффективных средств физкультурной рекреации пока еще мало изучена. Известные в спортивной среде силовые единоборства и силовые системы занятий в основном базируются на методиках, разработанных еще в классической тяжелой атлетике (Г.П. Виноградов, И.Н. Никулин, Л.С. Двор-кин, М.А. Кочетков, Д. Вейдер и др.). В настоящее время исследований в области тео-
рии и методики применения силовых упражнений становится заметно меньше, но на практике появляются все новые, не имеющие научного обоснования системы тренировочных занятий с отягощениями. В частности, дозирование нагрузки в упражнениях с гантелями, штангой, с собственным весом, на тренажерах, при помощи изменения амплитуды движений является перспективным методом, адекватным для физкультурно-рекреационных занятий силовой направленности.
В результате нами была разработана методика физкультурно-рекреационных занятий со студентками нефизкультурных специальностей, в основе которой было применение силовых упражнений, а главным регулятором нагрузки - амплитуда физических упражнений.
Целью разработанной методики являлось использование средств атлетической гимнастики для физкультурной рекреации студенток высшего учебного заведения нефизкультурного профиля.
Задачи данной методики:
- повысить уровень показателей физического состояния;
- улучшить показатели физической подготовленности;
- оптимизировать психическое самочувствие, активность, настроение;
- достичь высокого уровня получения удовольствия от занятий атлетической гимнастикой.
В процессе построения физкультурно-рекреационных занятий мы опирались на следующие принципы [9]:
- принцип регулярности педагогических воздействий в процессе занятий;
- принцип прогрессирования физической нагрузки;
- принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера;
- принцип целенаправленности воздействий;
- принцип возрастной адекватности педагогических воздействий;
- принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей;
- принцип соразмерности в развитии физических способностей;
- принцип сопряженного воздействия.
Кроме того, в методике мы придерживались принципа генеральной направленности занятий на сохранение комфортной зоны физической нагрузки.
Для реализации указанной цели, задач и принципов были отобраны в ходе изучения специальной литературы, предварительного исследования средства атлетической гимнастики [9; 10]. Для этого использовались несколько классификаций физических упражнений. На основе классификации силовых упражнений в методику включались упражнения:
а) на специальных тренажерах;
б) с различными снарядами, утяжелителями (штанга, гантели и т. п.);
в) упражнения с собственным весом;
г) упражнения в парах.
Кроме этого подбирались упражнения, классифицируемые в зависимости от предназначенности для развития конкретных мышечных групп:
- упражнения для мышц шеи;
- упражнения для мышц плеч;
- упражнения для мышц рук;
- упражнения для грудных мышц;
- упражнения для мышц брюшного пресса;
- упражнения для мышц спины;
- упражнения для мышц ног.
Использовались также упражнения,
классифицируемые в зависимости от их направленности на развитие отдельных физических качеств:
- упражнения для развития силы;
- упражнения для развития выносливости;
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для развития координационных способностей;
- упражнения для развития быстроты.
Исходя из задач и планируемого содержания физкультурно-рекреационных занятий в комплекс физических упражнений из представленных классификаций подбирались те упражнения, которые необходимы были в данный момент.
В качестве методов проведения физкультурных занятий применялись:
- метод повторного выполнения упражнений до выраженного утомления;
- метод максимальных усилий;
- метод повторного выполнения упражнений с непредельным весом с максимальной скоростью;
- метод круговой тренировки [3].
Кроме прочих был предложен и применен
как самостоятельный метод изменения амплитуды движений в силовых упражнениях.
Формой занятий были учебные практические занятия по физической культуре в вузе. Они проводились по два раза в неделю.
Способами контроля за учебно-воспитательным процессом по данной методике были тесты для оценки физической подготовленности, антропометрия, психологическое тестирование, самооценка студенток.
Контроль проводился оперативный, текущий, этапный (в каждом семестре).
Перед началом занятий студентки после тестирования физической подготовленности и оценки состояния здоровья, физического развития делились на медицинские группы.
Изменение амплитуды движений в силовых упражнениях было тесно связано с весом снарядов, весом на тренажерах, весом партнеров. Упражнения с полной амплитудой выполнялись на начальной стадии занятий, с меньшим весом, менее сложными по интенсивности и напряженности. При выполнении упражнений с околопредельным весом использовались полуамплитудные движения. При выполнении упражнений с максимальным или сверхмаксимальным весом использовались движения с малой амплитудой (менее, чем в поламплитуды движения). Выполняемые таким образом упражнения снимали определенную напряженность, неуверенность у занимающихся и создавали благоприятную атмосферу во время занятий. Им заранее сообщалось до начала занятия, что на нем не будет особых сложностей. Во время упражнения не всегда необходима полная амплитуда движения, ведь главное - это сохранение уверенности в своих силах и возможностях.
Во время занятий всегда сохранялся принцип постепенного увеличения нагрузки и строгой последовательности: сначала включались упражнения на полную амплитуду, затем на полуамплитуду и малую амплитуду движений. В конце вновь включались упражнения на полную амплитуду.
По окончании педагогического эксперимента были получены данные, характери-
зующие эффективность разработанной методики физкультурно-рекреационных занятий со студентками.
В первую очередь рассматривались изменения, произошедшие в показателях физического состояния испытуемых. Перед началом педагогического эксперимента после исходного измерения антропометрических данных достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами не обнаружено. Также не выявлено различий между показателями физической работоспособности студенток (табл. 1).
По окончании педагогического эксперимента произошли некоторые изменения в показателях физического развития и физической работоспособности (табл. 2).
Показатели, как видно из табл. 2, изменились в незначительной степени. Вместе с тем достоверным оказалось различие между группами студенток в окружности грудной клетки на вдохе. Следовательно, функциональные возможности дыхательной системы у студенток экспериментальной группы оказались предпочтительнее, чем в контрольной группе. Очень важно, что улучшились пока-
затели физической работоспособности. При этом имеются достоверные различия между группами, а в экспериментальной группе физическая работоспособность достоверно лучше, чем в контрольной группе. Уровень работоспособности существенно повысился, хотя еще остается ниже среднего значения. Вместе с тем в контрольной группе показатель так и остался на очень низком уровне. Что касается других показателей, то необходимо заметить, что они трудно подвергаются изменению, например, это касается длины тела в данном возрасте.
Для реализации основной цели рекреационных занятий силовыми упражнениями в процессе тренировки экспериментально исследовались параметры такой тренировочной работы, в которой занимающиеся могли бы находиться в зоне «комфортности». Для этого в процессе тренировочных занятий фиксировалось состояние чувства «комфортности» по данным самооценки занимающихся в экспериментальной группе, а параметры, определяющие и обеспечивающие данное чувство, оценивались в процессе проведения педагогического наблюдения.
Таблица 1
Показатели физического развития и физической работоспособности студенток до начала эксперимента
Показатели Контрольная группа (п = 42) М ± т Экспериментальная группа (п = 43) М ± т Р
Длина тела (см) 161,4 ± 4,9 164,3 ± 6,5 > 0,05
Вес тела (кг) 55,4 ± 0,8 57,5± 1,3 > 0,05
Окружность грудной клетки в покое (см) 84,5 ± 10,0 85,4 ± 12,0 > 0,05
Окружность грудной клетки на вдохе (см) 88,6 ± 13,0 89,9 ± 8,2 > 0,05
Окружность грудной клетки на выдохе (см) 83,2 ± 7,6 83,6 ± 10,2 > 0,05
Физическая работоспособность по данным Гарвардского степ-теста (ИГСТ) 45,8 ± 2,9 47,9 ± 1,5 > 0,05
Таблица 2
Показатели физического развития и физической работоспособности студенток после эксперимента
Показатели Контрольная группа (п = 42) М ± т Экспериментальная группа (п = 43) М ± т Р
Длина тела (см) 161,4 ± 4,9 164,3 ± 6,5 > 0,05
Вес тела (кг) 54,4 ± 0,9 56,0 ± 1,3 > 0,05
Окружность грудной клетки в покое (см) 84,5 ± 10,0 86,4 ± 12,0 > 0,05
Окружность грудной клетки на вдохе (см) 86,0 ± 13,0 89,9 ± 8,2 < 0,05
Окружность грудной клетки на выдохе (см) 84,3 ± 7,2 82,5 ± 9,1 > 0,05
Физическая работоспособность по данным Гарвардского степ-теста (ИГСТ) 49,30 ± 3,09 56,10 ± 1,71 < 0,05
В результате проведенного исследования были выявлены параметры «комфортности» занимающихся силовыми упражнениями студенток в ходе физкультурно-рекреацион-ных занятий [2]. Так, вес снаряда или отягощения при выполнении силовых физических упражнений, обеспечивающий зону «комфортности», оказался в пределах 50-65 % от максимально возможного для каждой отдельно занимающейся студентки. «Комфортное» количество выполнений отдельного упражнения оказалось в пределах повторений в одной серии - 12-18 раз, а по количеству серий - 3-5 раз. Фиксируемое при этом время выполнения упражнений для зоны достижения «комфортности» экспериментальным путем установлено не было: оказалось, что оно определяется только индивидуально, причем зависит от состояния физической подготовленности девушек, телосложения, склонности к определенным видам упражнений и методов их выполнения и некоторых других факторов. Паузы отдыха для обеспечения зоны «комфортности» занимающихся совпали с особенностями метода повторного выполнения силовых упражнений, в которых пауза отдыха длится либо до полного восстановления, либо почти до полного восстановления занимающегося. Что касается амплитуды выполняемых упражнений, то здесь было выявлено два варианта выполнения уп-
ражнений: с полной амплитудой движений и выполнение в 1/2 от полной амплитуды двигательного действия. Зона «комфортности» нагрузки обеспечивалась в тех случаях, когда с полной амплитудой выполняется 60-70 % всех упражнений и 40-30 % упражнений выполняется на полуамплитуде. Наконец, выявлялся уровень физической нагрузки по частоте сердечных сокращений. Экспериментально было установлено, что «комфортность» физической нагрузки для девушек находится при выполнении силовых упражнений в зоне ЧСС от 130 до 150 уд./мин.
В конце педагогического эксперимента данные о достижении зоны комфортности физической нагрузки были обработаны и проанализированы. Наибольших показателей по данному параметру добились студентки экспериментальной группы (табл. 3).
«Очень комфортно» себя чувствовали в процессе тренировок 34,9 % студенток экспериментальной группы. Однако наибольшая масса занимающихся - 62,8 % достигла зоны, в которой чувствовала себя вполне комфортно. Только одна студентка достигла зоны нагрузки, в которой она чувствовала себя «скорее комфортно, чем не комфортно». Таким образом, с помощью разработанной методики была достигнута намеченная цель физ-культурно-рекреационной деятельности (табл. 4).
Таблица 3
Достижение занимающимися экспериментальной группы зон комфортности нагрузки в результате физкультурно-рекреационных занятий с применением силовых упражнений после эксперимента (п = 43)
№ п/п Уровни комфортности Количество студенток В %
1 Очень комфортно 15 34,9
2 Комфортно 27 62,8
3 Скорее комфортно, чем не комфортно 1 2,3
4 Скорее некомфортно, чем комфортно 0 0
5 Не комфортно 0 0
Таблица 4
Достижение занимающимися контрольной группы зон комфортности нагрузки в результате физкультурно-рекреационных занятий с применением силовых упражнений после эксперимента (п = 42)
№ п/п Уровни комфортности Количество студенток В %
1 Очень комфортно 4 9,6
2 Комфортно 10 23,8
3 Скорее комфортно, чем не комфортно 15 35,7
4 Скорее некомфортно, чем комфортно 8 19,0
5 Не комфортно 5 11,9
В отличие от экспериментальной группы, в контрольной группе студентки достигли меньшей степени комфортности в ходе физкультурно-рекреационных занятий. Так, в зоне максимальной комфортности оказалось всего лишь 4 студентки, в зоне достаточной комфортности 10 студенток. Остальные студентки не совсем определенно указали на зону комфортности, и 5 человек отметили, что они себя чувствовали некомфортно.
Подтверждением эффективности предлагаемой методики физкультурно-рекреацион-ных занятий со студентками оказались результаты, полученные с помощью методики САН. Оказалось, что у студенток снизилась психическая утомляемость, повысилась работоспособность, уменьшились показатели нервно-психического напряжения, астении.
По результатам самооценки у студентов экспериментальной группы, по сравнению с контрольной выше уровень улучшения самочувствия после занятий и уровень удовольствия от участия в них.
Анкетный опрос и педагогическое наблюдение позволили собрать данные, которые дали возможность глубже разобраться в исследуемой проблеме на практическом примере. В частности, данные опроса показали низкий уровень владения студентками представлениями и знаниями о сущности, особенностях физкультурной рекреации, о сущности атлетической гимнастики.
Выяснилось, что подавляющее большинство студенток тяготеет к систематическим занятиям физическими упражнениями, имеет устойчивую направленность на физкультур-но-спортивную деятельность, что создает благоприятные условия для дальнейшего исследования.
Данные педагогического наблюдения показали, что на физическую нагрузку на занятиях атлетической гимнастикой существенное влияние оказывает ряд факторов, среди которых амплитуда специалистами особо не выделяется и не учитывается, хотя она имеет главенствующее значение в нагрузке одновременно с количеством повторения упражнений. Этим самым создается ситуация, в которой можно рассматривать перспективу в теории и методике атлетической гимнастики
как новый фактор, регулирующий нагрузку по ее амплитуде.
В результате формирующего педагогического эксперимента была доказана эффективность применения предлагаемой методики на практике. Это подтвердилось выявлением достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами по показателям физического развития, физической подготовленности, а также показателям самочувствия, активности, настроения, удовлетворенности участием в практическом внедрении методики.
1. Виноградов Г.П. Теоретико-методические основы рекреационных занятий с отягощениями: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998.
2. Виноградов Г. П. Теория и методика рекреационных занятий физическими упражнениями. СПб., 1997.
3. Григорьев В.И., Симонов В.С., Синов В.В. Развитие рекреационной индустрии в Российской Федерации: методология, теория, практика. СПб., 2010.
4. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-7.
5. Собянин Ф.И. О сущности физической культуры (или к вопросу об одной предложенной дискуссии) // Теория и практика физической культуры. 2010. № 4. С. 20-24.
6. Вейдер Б., Вейдер Д. Классический бодибилдинг. Современный подход. Система Вейде-ров. М., 2005.
7. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии спортивной тренировки. М., 1972.
8. Зверев В.Д. Спортивное совершенствование тяжелоатлетов различной квалификации на основе анализа уровня развития физических качеств и параметров техники движения атлета и штанги. СПб., 2002.
9. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М., 2004.
10. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры / СПб., 2001.
Поступила в редакцию 28.09.2013 г.
UDC 378
METHODICAL APPROACHES TO SPORTS AND RECREATIONAL PURSUITS WITH STUDENTS USING STRENGTH EXERCISES
Svetlana Vladimirovna SYROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Senior Lecturer of Physical Education Department, e-mail: [email protected]
The basic ideas, directions and principles of sports training, as reflected in the concept of physical education students provide a cardinal change in the content of physical education. The whole experience in higher education leads to the problem of mass, recreational sport, its development in the student's field of universities of non-physical culture profile. This form of training involves the use of exercise, as well as easily accessible mass sports in simplified forms for active recreation students, obtaining satisfaction from this activity, youth diversion from everyday life. This kind of sports activity differs choice of means, methods, and forms of employment. Solving the problems of mass recreational sport of student environment is inextricably linked to many factors: social, cultural, economic, management.
This allows to provide a more systematic sphere of physical culture, emphasize its cultural nature, avoid substantial bias and terminological concepts.
The most promising direction in addressing the development and implementation of individually oriented content sports and sports, recreation, activities of students in the compulsory curriculum is only possible in the construction of an integrative model of physical training, covering the entire contingent involved regardless of their socio-demographic indicators, psychosomatic condition, motivational facilities, physical fitness and other factors. The learning process of physical education in high school is a unified system, and solves the problem of modernization necessary using an integrated approach without differentiating the system into separate elements during active implementation of educational technology innovation orientation. Overcoming of unitarity used in teaching practice of educational technology (traditionally established system of physical education in high school) and replacing them with evolutionary personality are oriented technologies of humanistic direction, which are based on processes of self-discovery, self-determination and self-giving to the thrust of the modernization of the system of physical education in high school, which will carry it to a higher level of quality.
Physical recreation, thus, is an important part of physical culture and optimal today overlooking motor activity for students, ensuring its harmonious physical development, which increases the need for exercise and implementing health-preserving function.
Key words: physical training (or physical) recreation; athletic gymnastics; physical education; improving athletic gymnastics; range of motion; comfort zone.