Научная статья на тему 'Влияние физкультурно-спортивной деятельности на формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза'

Влияние физкультурно-спортивной деятельности на формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
730
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES / ГОТОВНОСТЬ / READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных Зоя Николаевна, Борисенко Тамара Михайловна

В статье говорится о физкультурно-спортивной деятельности, о физической культуре, которые положительно влияют на профессиональную готовность будущих педагогов. Основой физкультурно-спортивной деятельности и физической культуры является физическая активность, направленная на совершенствование природных качеств, что является основным и важным условием развития физической подготовки студентов к современной жизни, к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черных Зоя Николаевна, Борисенко Тамара Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of sports activity on formation of professional readiness of students of pedagogical University

The article talks about sports activities, on physical education, which positively affect the professional readiness of the future teachers. The basis of sports activities and physical culture is physical activity, aimed at improving the natural qualities that is basic and essential to the development and physical preparation of students for modern life, to the future professional activity.

Текст научной работы на тему «Влияние физкультурно-спортивной деятельности на формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза»

6. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / под ред. И.А. Зязюна. - М. : Просвещение, 1989.

УДК 378.17

З.Н. Черных, Т.М. Борисенко г. Шадринск

Влияние физкультурно-спортивной деятельности на формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза

В статье говорится о физкультурно-спортивной деятельности, о физической культуре, которые положительно влияют на профессиональную готовность будущих педагогов. Основой физкультурно-спортивной деятельности и физической культуры является физическая активность, направленная на совершенствование природных качеств, что является основным и важным условием развития физической подготовки студентов к современной жизни, к будущей профессиональной деятельности.

Физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность, готовность.

Z.N. Cernih, T.M. Borisenko Shadrinsk

The influence of sports activity on formation of professional readiness of students of pedagogical University

The article talks about sports activities, on physical education, which positively affect the professional readiness of the future teachers. The basis of sports activities and physical culture is physical activity, aimed at improving the natural qualities that is basic and essential to the development and physical preparation of students for modern life, to the future professional activity.

Keywords: physical culture, physical culture and sports activities, readiness.

На протяжении всей истории человеческого общества физическая культура существует и функционирует как социальное явление. Большое воздействие на состояние и развитие физической культуры оказывают различные производственные отношения людей, экономические, политические, идеологические и иные системы, общество, научные исследования, философия, искусство и т.д.

Термин «культура», тесно связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «образование», «развитие». Данный термин в современном обществе охватывает широкую сферу деятельности человека, а так же ее результаты в виде ценностей.

Специалисты, общественность и само государство уделяет большое внимание укреплению здоровья и повышению продолжительности жизни населения. Физическая культура оказывает серьезное положительное влияние на здоровье человека, его жизнедеятельность и ценностные ориентации.

Студенты педагогических вузов должны обладать высоким уровнем профессиональной готовности, глубокими познаниями, потребностями и интересами, т. е к студентам предъявляют определенные требования для развития личности, способной к

сотрудничеству, умеющей вести диалог, проявляющей гибкость в общении. Подход к их подготовке становится неотъемлемой частью, воспитания и обучения, в результате которого происходит формирование профессиональной готовности, самоутверждение и развитие личностных качеств.

Наиболее острой выступает проблема здоровья, физической подготовки и физического развития студенческой молодежи, поэтому в Конвенции развития физической культуры и спорта РФ основной целью является оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения. В результате чего существенно повышается статус физической культуры как учебной дисциплины и как важнейшего компонента целостного развития личности.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» закреплены основные принципиальные положения физической культуры в образовательных учреждениях всех уровней, которые конкретизируют содержание законодательных, инструктивных и программных документов, определяют основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в вузе. Это отражается в содержании требований Государственного стандарта высшего профессионального образования, которые определяют приоритеты личности в области физической культуры. Физическая культура направлена на развитие духовных и физических сил и способностей личности будущих специалистов [6].

В результате недостаточной подготовленности к самостоятельной организации своей физкультурно-спортивной деятельности у студентов возникают серьезные трудности[4].

Даже при самостоятельной работе они должны быть подготовлены и стараться развивать в процессе обучения в вузе инициативу и самостоятельность[2]. Успех в области физического воспитания во многом зависит от активности и сознательности студентов в учебном процессе[5].

Таким образом, физическая культура уже с давних пор привлекла внимание человека, заинтересовала его в дальнейшем изучении. Ведь уже с малых лет приучают к физическому воспитанию. Во многом формирование личности будущего преподавателя, развития его педагогических способностей и мастерства, совершенствования педагогической деятельности, зависят от подачи материала и самого мастерства преподавателя в вузе.

Рассматривая роль физического воспитания в формировании профессиональной готовности студентов, необходимо отметить, а что же собой представляет физическая культура.

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. С другой же стороны физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития[6].

В процессе общественной жизни человек формируется как личность: в общении с людьми, в учебе, в труде. Всесторонне развитая личность формируется благодаря физической культуре и спорту. Нравственное, умственное, трудовое и эстетическое

воспитание оказывают немалое воздействие при формировании личности. Теперь рассмотрим в отдельности, как же физическое воспитание влияет на формирование личности и доведения студентов, до профессиональной готовности обучаясь в вузе.

Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, во время спортивных соревнований, где учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки. Все это содействует формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом, где учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены. Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. При правильной организации занятия физической культурой могут стать важным средством в предупреждении переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам.

Трудовое воспитание. Постановка физического воспитания в каждом учебном заведении определяет в значительной мере степень готовности каждого выпускника к работе по специальности. Сущность трудового воспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. В процессе подготовки и проведения занятий необходимо обращать внимание на коллективную расстановку и уборку снарядов, оборудования, инвентаря, участие в общих работах по благоустройству площадок и т. д.

Эстетическое воспитание. Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укрепить здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитание имеет действенный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально - волевых качеств, этических норм и поведение в обществе.

Все перечисленные воспитательные функции физической культуры имеют свои специфические особенности. Свойства физической культуры проявляются в заботе человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, «физкультурная ментальность» человека, уровень знаний в области физической культуры, готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании[4].

Целью физического воспитания студентов высших учебных заведений является продолжение формирования физической культуры личности: мотивационно - целостного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение здоровья, общей и прикладной физической подготовленности.

В результате инициативы самих студентов создаются физкультурные коллективы, в которых они объединяются для совместных занятий и участия в соревнованиях. Основной задачей, которого является массовое вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом, в результате которого приобретаются навыки физкультурных организаторов, общественных инструкторов, тренеров и спортивных судей[3].

Для формирования общественных, индивидуальных потребностей, интересов, студенты включаются в физкультурно-спортивную деятельность. Большое значение таких отношений выражается в развитии физической и духовной сферы личности с обогащением нормами, идеалами и ценностными ориентациями. В результате социальной активности, личность приобретает социальный опыт.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях.

1) Представляет собой способность самого человека к саморазвитию, творческому самосовершенствованию, отражает направленность личности «на себя», выражающееся в социальном и духовном опыте.

2) Будущий специалист самовыражается в физической культуре, использует свои творческие способности, которые направлены на предмет и процесс его профессионального труда.

3) Творческие способности личности, направлены на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т. е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений[ 1].

Формированию профессиональной, педагогической готовности студентов способствует развитие активности личности педагога, формирование опыта физкультурно-спортивной деятельности, повышение уровня его самостоятельности в будущей профессиональной деятельности. Занятия физической культурой мобилизуют личность на выполнение поставленных целей и задач, повышают ответственность педагога за результаты своей деятельности, то есть физическая культура является важным фактором формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза.[7]

В соответствии с целью и содержанием физкультурно-спортивной деятельности, свойствами личности, под готовностью к физкультурно-спортивной деятельности понимается целостная, системно - организованная и личностно - обусловленная характеристика человека, как субъекта деятельности, обеспечивающую его практическую реализацию.

В соответствии с методологией системного подхода готовности физкультурно-спортивной деятельность характеризуется в отношении: 1) целевой направленности; 2) содержания; 3) механизмов функционирования; 4) возникновения и развития.

Под целью функционирования готовности понимается, выполнение физкультурно-спортивной деятельности на личностно и социально приемлемом уровне.

Под содержанием понимаются определенные, необходимые компоненты готовности к физкультурно-спортивной деятельности: 1) личностное отношение к данному виду деятельности, например мотивационный компонент; 2) развитое самосознание, обуславливающее рефлексивное отношение к своей физкультурно-спортивной деятельности (рефлексивный компонент); 3) достаточный уровень развития физических качеств (физический компонент); 4) знание теоретических и методических основ физкультурно-спортивной деятельности (информационный компонент); 5) владение способами физкультурно-спортивной деятельности (операционный компонент).

Компоненты выражаются во взаимодействии человека с миром физической культуры и спорта и в совокупности образуют функциональную систему готовности, которая определяет возможность человека к успешному осуществлению физкультурно-спортивной деятельности. Для полноценного функционирования готовности студентов необходимо обеспечить достаточный уровень развития этих компонентов. В случае очень

низкого уровня развития любого из компонентов ведет к деформации всего процесса управления физкультурно-спортивной деятельностью и снижению его эффективности.

Необходимо и внутреннее функционирование готовности к физкультурно-спортивной деятельности, которое осуществляется через взаимодействие составляющих ее содержание структурных компонентов. Структура готовности образуется в результате взаимной связи этих компонентов. Качественное своеобразие проявления и развития системных качеств, которые присущи целостной готовности зависит от того как осуществляются и развиваются эти связи. Готовность к физкультурно-спортивной деятельности относится к классу биологических систем, и поэтому всеми ее компонентами реализуются связи возникновения, развития и управления.

Такие компоненты как мотивационный и физический воздействуют на основе развития. С одной стороны физкультурно-спортивная направленность побуждает и направляет активность человека к занятиям физическими упражнениями, в ходе, которой происходит актуализация и развитие физических качеств, а с другой высокий уровень физических качеств, обеспечивая качество и успешность физкультурно-спортивной деятельности, вызывает чувство удовлетворенности и усиливает мотивацию.

Успешное усвоения знаний, овладения умениями, навыками, осуществляются при необходимых условиях, таких как физкультурно-спортивная и физическая направленность. Студент осмысляет свою физкультурно-спортивную деятельность, развивает рефлексию при достижении высокого уровня мотивационного, физического, информационного и операционного компонентов. Если присутствует критическое отношение к выполняемой деятельности, и вообще к самому себе, то данная личность старается переосмыслить мотивы, ценности, самооценку и расширить, углубить знания, которые необходимы для овладения новых способов деятельности.

В формировании готовности к физкультурно-спортивной деятельности выделяется ряд последовательных этапов: этап довузовской подготовки; этап формирования теоретической готовности; диагностико-проектировочный этап; этапы формирования практической готовности к физкультурно-спортивной деятельности на репродуктивном уровне; уровне оптимизации; творческом уровне. Эти этапы представляют в своей совокупности необходимое и достаточное количество последовательных шагов, обеспечивающих решение стратегической цели формирования готовности к физкультурно-спортивной деятельности.

В соответствии со всем выше сказанным можно сделать вывод, что физкультурно-спортивная деятельность является одним из специфических видов сознательной, социально-обусловленной активности человека в форме неспециального физического образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации, направленной на удовлетворение социально и личностно-значимых потребностей в присвоении материальных и духовных ценностей современной физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильинич, В.И. Физическая культура студента [Текст] / В.И. Иьинич. - Москва : Гардарики, 2000. - 448 с.

2. Ерецкий, М. И. Система оптимизации самостоятельной работы студентов [Текст] / М. И. Ерецкий // Вестник высшей школы. - 1984. - № 12.

3. Захаров, П.Я. История физической культуры и спорта [Текст] : учеб.-метод. комплекс / П.Я. Захаров. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2009. - 145 с.

4. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - Москва : Академия, 2001. - 240 с.

5. Моисеева, О.А. Социальное значение физической культуры и спорта: методическая разработка по курсу «Физкультура в вузе» [Текст] / О.А. Моисеева. - Волгоград : Издательство ВолГУ, 1999. - 40 с.

6. Российская Федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 : по сост. на 06.04.2015 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 50.

7. Черных, З.Н. Физическая культура как фактор формирования готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности [Электронный ресурс] / З.Н. Черных, Г.А. Степанова // Ученые записки Курского государственного университета : электрон. журн. - 2016. - № 3(39). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/iizicheskaya-kultura-kak-faktor-formirovaniya-gotovnosti-studentov-k-professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.