УДК 796/799
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева, В.А. Бурцев
Рассматривается личностно-ориентированное физическое воспитание студентов как педагогическая система, характеризующаяся качественным своеобразием цели, задач и обусловленных их содержанием особенностей структурных и функциональных компонентов. Результатом ее функционирования является повышение уровня развития спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: личностно-ориентированное физическое воспитание; педагогическая система; базовый и вариативный компоненты учебной программы; педагогический контроль.
M.N. Chapurin, E.N. Simzyaeva, V.A. Burcev. CONTENTS OF THE TRAINING PROGRAM OF THE LEARNER-CENTERED APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
The article is devoted to the research of the learner-centered approach in physical education of students as the pedagogical system which is characterized by a qualitative originality of the purpose, tasks and the features of structural and functional components caused by their contents. An increase of the level of the development of students' sports culture in the course of training in higher education institution is the result of its functioning.
Keywords: learner-centered approach in physical education; pedagogical system; basic and variable components of the training program; pedagogical control.
В соответствии с методологическими предпосылками исследования (системный, синергетический, деятельностный, личност-но-ориентированный, философско-культу-рологический, аксиологический, компетент-ностный подходы) личностно-ориентиро-ванное физическое воспитание студентов на основе избранного вида спорта рассматривается нами как педагогическая система, характеризующаяся качественным своеобразием цели, задач и обусловленных их содержанием особенностей структурных (содержание, субъект и объект физического воспитания), функциональных (средства, методы и формы организации процесса физического воспитания, виды занятий) компонентов. Предполагаемым результатом ее функционирования является повышение уровня развития спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе. К структурным компонентам педагогической системы личностно-ориен-тированного физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта относятся цель, задачи, содержание, субъекты и объекты физического воспитания.
Цель, задачи и содержание личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта, распределение часов по компонентам, разде-
лам и темам, по видам занятий, контрольный раздел представлены нами в виде экспериментальной учебной программы личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, лыжный спорт, плавание, фитнес-аэробика) и физкультурно-оздоровительных направлений (шейпинг, ОФП) [6].
При разработке программы учтены основные положения законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе [1; 2; 3; 4].
В качестве цели личностно-ориентиро-ванного физического воспитания студентов выступает формирование спортивной культуры личности, которая рассматривается нами как целостная, системно-организованная и личностно обусловленная характеристика человека как субъекта спортивной деятельности, адекватная ее целям и содержанию и обеспечивающая ее осуществление на лич-ностно и социально приемлемом уровне.
В соответствии со спецификой сформулированных в учебной программе целей и задач личностно-ориентированного физического
126
Вестник Российского университета кооперации. 2014. №3(17)
воспитания на основе избранного вида спорта в содержании программного материала выделены два взаимосвязанных компонента: базовый и вариативный.
Базовый компонент соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в предметной области «Физическая культура». Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого студента. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.
Вариативный компонент обусловлен необходимостью учета индивидуального своеобразия физкультурно-спортивных интересов учащихся, в частности, к занятиям мини-футболом.
Учебный материал программы подразделяется на четыре относительно самостоятельных раздела: теоретический, организационно-методический, практический и контрольный.
Усвоение теоретического раздела обеспечивает вооруженность студентов системой теоретических, организационно-методических и практических знаний.
Теоретические знания раскрывают социальные, медико-биологические и психологические закономерности и механизмы функционирования и развития физической культуры и избранного вида спорта.
Организационно-методические знания раскрывают особенности рационального творческого использования физической культуры и избранного вида спорта для физического самосовершенствования, организации спортивного стиля жизни при осуществлении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
Практические знания содержат информацию о рациональной технике и тактике выполнения соревновательных упражнений, входящих в содержание избранного вида спорта.
Усвоение организационно-методического раздела вооружает студентов опытом самостоятельного творческого использования средств физических упражнений из арсенала избранного вида спорта для сохранения и укрепления здоровья, личностного и профессионального развития. В них входят умения и навыки целеполагания, планирования, ор-
ганизации, контроля и коррекции собственной физкультурно-спортивной деятельности.
Учебный материал практического раздела направлен на развитие физических качеств и психических свойств, повышение уровня функциональных возможностей организма. В него входят физические упражнения, содействующие сохранению и укреплению здоровья, физическому, психическому и социальному развитию личности. Второй составляющей этого раздела являются техника и тактика избранного вида спорта.
Личностно-ориентированное физическое воспитание на основе содержания учебной программы предусматривает обязательное участие студентов в соревнованиях по избранному виду спорта. Поэтому третьей составляющей практического раздела является соревновательная деятельность. Количество соревнований и их ранг определяются с учетом уровня спортивной подготовленности студентов.
Контрольный раздел выступает в роли конкретного целевого ориентира образовательного процесса, создавая условия для более оперативного управления. Он содержит нормативные требования к качеству усвоения содержания теоретического, организационно-методического и практического разделов учебной программы.
Необходимыми структурными компонентами системы личностно-ориентированного физического воспитания являются преподаватели и студенты как субъекты и объекты управления. Они должны соответствовать по своим личностным характеристикам тем требованиям, которые предъявляет личност-но-ориентированное физическое воспитание студентов на основе избранного вида спорта.
Внутреннее функционирование педагогической системы реализуется через взаимодействие ее структурных компонентов (цель и задачи, содержание, субъекты и объекты обучения) в процессе совместной деятельности преподавателей (преподавание) и студентов (учение).
Преподавание и учение относятся к функциональным компонентам педагогической системы. Они обеспечивают ее «бытие» как объективной реальности, содействуют установлению и развитию связей между ее структурными компонентами. С одной стороны, от характера и степени развития этих связей во многом зависит, насколько возможности, заложенные в структурных компонентах (качества цели, качественные характеристики
содержания, способности субъекта и объекта), будут воплощены в действительность. С другой стороны, преподавание и учение не приведут к социально-значимым результатам, если не будут правильно определены цель, задачи, содержание, учтены особенности субъекта и объекта физического воспитания, а также условия функционирования самой системы.
Необходимым элементом педагогической технологии личностно-ориентированного физического воспитания на основе избранного вида спорта является педагогический контроль качества решения его задач, обеспечивающий информацией, необходимой для эффективного управления ее функционированием.
Педагогический контроль по своему содержанию должен обеспечивать преподавателей и студентов объективной информацией о качестве решения задач физического воспитания. В традиционной практике педагогический контроль в большей степени учитывает преимущественно показатели физического компонента физической культуры - уровень развития физических качеств. В меньшей степени обращается внимание на показатели информационного и операционного компонента. Такие важные составляющие физической культуры студентов как эмоционально-ценностное отношение к занятиям физическими упражнениями (мотиваци-онный компонент), здоровый образ жизни на основе применения физических упражнений (личностно-поведенческий компонент), с одной стороны, практически не принимаются при оценке эффективности процесса физического воспитания. С другой стороны, задачи развития этих характеристик физической культуры студентов представлены в «Типовой учебной программе физического воспитания», рекомендованной для студентов вузов [5].
Поэтому для эффективного управления личностно-ориентированным физическим воспитанием студентов на основе избранного вида спорта необходимо обеспечивать соответствие содержания педагогического контроля критериям и показателям развития структурных компонентов спортивной культуры.
Таким образом, содержание программы
лично стно-ориентированного физического воспитания студентов направлено на формирование спортивной культуры личности, которая обеспечивает как физическую, психическую и социальную готовность выпускников вузов к предстоящей профессиональной деятельности, так и готовность к эффективному использованию избранного вида спорта как вида спортивной деятельности для сохранения и укрепления здоровья, повышения уровня функциональных, адаптационных и резервных возможностей организма, физического развития, физической подготовленности, физкультурного (само) образования и физического (само) совершенствования.
Список литературы
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (с изм. от 06.12.2011 г.).
2. Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования: приказ Минобразования России от 01.12.99 № 1025.
3. Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: приказ Минобразования России» от 02.03.2000 № 686.
4. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений: утв. приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 №777.
5. Типовая учебная программа по физической культуре: утв. Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации 26 июля 2000 г. с учётом изменений и дополнений, внесенных приказом Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, Российской академии образования № 2715 /227/166/19 от 16.07.2002 г.
6. Тумаров К.Б., Зейнетдинов А.С., Бурцев В.А. Программа личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе мини-футбола: учебная программа по предмету «Физическая культура». Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. 37 с.
ЧАПУРИН Михаил Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
128
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №3(17)
СИМЗЯЕВА Елена Николаевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
БУРЦЕВ Владимир Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин. Чувашский педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
CHAPURIN, Michael Nikolaevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Culture and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
SIMZYAEVA, Elena Nikolaevna - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of Physical Culture and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
BURCEV, Vladimir Anatolyevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Sports Disciplines. Chuvash Pedagogical University of I.J. Jakovleva. Russia. Cheboksary. E-mail: volder1968@mail. ru