УДК 796.093 ББК Ч511.102
Ярушин Сергей Алексеевич
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра физического воспитания и спорта Челябинский государственный университет г. Челябинск Yarushin Sergey Alexeevich Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Physical Education and Sports Chelyabinsk State University Chelyabinsk
Детерминанты и направления активизации и персонализации здоровьеформирования студенческой молодежи Determinants and Directions of the Students’ Health Formation Activating and
Personalization
В настоящее время все большую актуальность приобретает состояние здоровья студенческой молодежи. Последнее требует существенного обновления физкультурного образования, физического воспитания и спортивной подготовки студентов высших учебных заведений. В этом плане предложены модели активного здоровьеформирования и общего физкультурного образования, подходы к организации мониторинга физического здоровья студенческой молодежи.
The students’ health status is becoming more and more topical nowadays. Therefore, it requires considerable renewal of sports education and sports training of higher school students. Concerning the subject, models of active health formation and general sports education as well as methods of the students’ physical health monitoring organization are introduced.
Ключевые слова: студенты, здоровьеформирование, общее физкультурное образование, мониторинг физического здоровья.
Key words: students, health formation, general sports education, physical health monitoring.
В настоящее время уровень и динамика здоровья населения России, в первую очередь, подрастающего поколения, представляет реальную угрозу национальной безопасности. Если не принять кардинальных мер по изменению ситуации, она может стать тяжелым бременем для страны [1, 6, 8]. Сегодня, как никогда, крайне актуально выдвинутое А.И. Солженицыным в качестве национальной идеи - сбережение народа (данная идея была изложена еще 250 лет назад графом П.И. Шуваловым, с «подачи» нашего великого соотечественника М.В. Ломоносова).
Все большую актуальность приобретает проблема здоровья студенческой молодежи [6]. Последнее обусловлено низким уровнем физического здоровья выпускников школ, отсутствием у них сформированных ценностных ориентаций на поддержание и укрепление здоровья, дефицитом двигательной активности в рамках учебных программ, крайне слабой ориентированностью на формирование и развитие активности, самостоятельности и индивидуальности учащихся, их разнообразных способностей и склонностей. Это требует существенного обновления физкультурного образования, физического воспитания и спортивной подготовки в направлении повышения резервов здоровья, формирования готовности студентов к текущей учебной и будущей профессиональной деятельности, а юношей - к воинской службе.
Традиционная система высшего образования, ориентированная преимущественно на обученность и воспитанность студентов, утратила свою оздоровительную направленность и требует существенной перестройки физкультурного образования, физического воспитания и спортивной подготовки.
Анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных материалов, практического опыта в сфере образования, физического воспитания и спортивной подготовки студенческой молодежи позволили предложить следующую модель активного здоровьеформирования в высших учебных заведениях (в соответствии с рисунком 1).
Реализация данной модели предполагает:
- наличие здоровьеформирующей (здоровьеповышающей) среды применительно к условиям жизнедеятельности и требованиям современного образования: материально-техническая база (в том числе, и для двигательной активности), соответствующая требованиям ГОСТа; рациональная организация образовательного процесса (расписание, соблюдение гигиенических требований, питание, рекреационные мероприятия) в учебных корпусах, общежитиях, в семье; квалифицированное кадровое обеспечение (преподаватели, методисты-организаторы) и т.п.;
Рисунок 1. Модель активного здоровьеформирования в высших учебных
заведениях
- объединение различных видов и форм оздоровления в единую и устойчивую функциональную систему, обеспечивающую «массированное» и природосообразное воздействие на основные компоненты здоровья студенческой молодежи; формирование и реализацию личностных ценностных ориентаций; переход от регулируемой деятельности к саморегуляции активного здоровьеформирования;
- реализацию высокого потенциала двигательной активности в расшире-
нии и увеличении резервов здоровья, физических возможностей организма человека. Среди факторов, определяющих здоровье, крайне трудно установить Вестник ЧГПУ92010 124
основные и второстепенные, поскольку они только в комплексе могут обеспечить оздоровительный эффект, формировать, повышать и сохранять здоровье человека. Вместе с тем, нельзя не выделить такой фактор образа жизни, как двигательная активность человека, оптимальный двигательный режим, от которого в значительной степени зависит здоровье, а именно, уровень и гармоничность физического развития, физическая подготовленность и функциональное состояние организма, и по особенностям которого можно судить о моральноволевых и ценностно-мотивационных качествах [4, 12, 13].
В высших учебных заведениях структуру двигательной активности можно представить в следующем виде (в соответствии с рисунком 2).
Практические занятия по физическому воспитанию имеют в виду развитие двигательных качеств и способностей, формирование умений и навыков организации самостоятельной двигательной активности.
Организованный на современной научной основе спорт и, прежде всего, массовый спорт, включающий, как тренировочные занятия, так и особенно - участие в соревнованиях, не только имеет самостоятельную оздоровительную ценность, но и превосходит в этом отношении другие называемые «число оздоровительные» - формы занятий физическими упраж-
нениями. Спортивную подготовку можно рассматривать как путь радикальной адаптивной реконструкции морфофункциональной организации человека, тогда как, так называемую, оздоровительную физическую культуру следует считать методом адаптивной коррекции здоровья.
Наиболее популярная форма двигательной активности в нефизкультурных вузах - физическая рекреация. Она удовлетворяет потребности студентов в нерегламентированной двигательной деятельности, адекватной их субъектив-
Двигательная активность
Практические занятия по физическому воспитанию
Двигательная
активность
Физическая
рекреация
Рисунок 2. Структура двигательной активности студентов
ным потребностям и возможностям, содействуя при этом оптимальному функционированию их организма. Специфическая особенность физической рекреации заключена в легкодоступности физических упражнений и их комплексов, массовых видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха молодежи, получения долгосрочного эффекта от этого вида деятельности. Основу содержания физической рекреации составляет деятельность по использованию физических упражнений для удовлетворения специфических биологических, эстетических, социальных потребностей студенческой молодежи с учетом их возможностей, мотивов и целей. Данная форма двигательной активности отличается от других ее форм свободным выбором способов, содержания и продолжительности занятий, включением игр, нетрадиционных видов двигательной активности и развлечений с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей, уровня подготовленности и работоспособности (текущего состояния) студентов. Одно из условий при занятиях рекреативными формами - регулярный контроль и самоконтроль за состоянием занимающихся, оптимизация параметров задаваемых нагрузок, создание комфортности при проведении занятий.
Специфической формой двигательной активности является физическая реабилитация. Понятие «физическая реабилитация» было введено Ю.М. Николаевым и В.М. Выдриным в 1974 г. В последние годы используется термин «двигательная реабилитация», так как он более точно определяет специфику данного явления. Содержание двигательной реабилитации заключается в восстановлении или компенсации временно утраченных или сниженных физических возможностей с применением адекватной двигательной активности.
Заслуживает внимания и общее физкультурное образование, предполагающее развитие интереса, формирование умений и навыков и связанных с ними специальных знаний, представляющих собой основу для персонализации активного здоровьеформирования. Актуализация проблемы общего физкультурного образования обусловлена наличием серьезного противоречия между накопленным научно-теоретическим и технологическим потенциалом в сфере здорового образа жизни и оптимизации двигательной активности, с одной стороны, и уровнем его освоения отдельными людьми, с другой [6, 7].
Имеющийся теоретический и фактологический материал позволяет определить подходы к решению проблемы общего физкультурного образования (в соответствии с рисунком 3).
Интеллектуализация рассматривается как целенаправленное обогащение детей, подростков и молодежи достаточным объемом необходимых знаний, создание системы информационно-образовательного обеспечения процесса формирования здорового образа жизни. Интеллектуализация различных сфер жизни вызвана как ходом развития человеческой цивилизации, так и развитием самого человека, в частности, возникновением новой системы ценностей, где на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия личности [9]. Последнее (автономия - самоуправление) определяет необходимость персонализации в различных сферах человеческой деятельности, в том числе, и в процессе здоровьеформирования.
Рисунок 3. Модель общего физкультурного образования в высших
учебных заведениях
Персонализация - это самореализация внутреннего, идеального представления о реальности, заключающаяся в действенных преобразованиях физической и спортивной культуры личности в направлении овладения оздоровительными технологиями как базиса для адаптации каждого индивида к условиям жизнедеятельности в конкретном социуме. Персонализация имеет в виду: а) формирование мотивации к здоровому образу жизни (здоровьенаправленное, «здоровьефокусированное» мировоззрение и мышление); б) овладение, освое-
ние умений и навыков самостоятельного выполнения оздоровительных мероприятий, воздействий, процедур.
Мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При рассмотрении вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источник активности. Если изучается вопрос: на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются, прежде всего, проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении субъекта [11].
Проблема мотивации во многом блестяще решена в спортивной деятельности. Само по себе отношение человека к спортивной подготовке является важнейшей личностной ценностью и в то же время общественным, общим достижением, если его рассматривать как образец для подражания.
Спортсменов высокого класса не нужно заставлять тренироваться, они сами с увлечением работают над техникой выполнения физических упражнений, находят собственные технологические решения, продумывают весь ход тренировочного процесса до мелочей. Часто бывает, что спортсмены являются самим себе и тренерами. В этом аспекте следует внимательно проанализировать мотивационные механизмы формирования ценностного отношения спортсменов к спортивной деятельности. Полученные в результате такого анализа практические рекомендации позволят во многом решить актуальную проблему привлечения людей к регулярным занятиям физическими упражнениями [5].
Персонализация предполагает высокую активность. Представление об активности исходит из понимания ее как особого качества субъекта в системе социальных взаимодействий как определенного личностного образования, характеризующего состояние человека и его отношения к деятельности. Активность обладает свойствами субъекта деятельности. Являясь принадлежностью человека, она характеризует не саму деятельность, а ее уровень и характер, влияет на процесс целеполагания, осознания мотивации и способов деятельности.
Организм активен и относительно самостоятелен по отношению к окружающей среде. Он не только избирательно относится к требованиям среды, но и в состоянии тем или иным образом действовать на нее, заранее оценивать результат своего ответного действия на влияние среды, а также превращать действие по достижении желаемого результата.
Если же говорить о человеческом организме, то он обладает способностью преобразовывать природную и социальную среду, заставляя ее служить своим собственным интересам. Вместе с тем, оценивая роль человеческого разума в преобразовании природы, В.И. Вернадский был далек от придания ему роли абсолютной и всемогущей силы, занимающей доминирующее положение в ноосфере. И в настоящее время отмечается, что человеческое сознание в масштабе биосферы пока еще мало отличается от других стихийных факторов эволюции. Подчеркивается, что сфера разума - ноосфера - по отношению к биотическому круговороту часто оказывается неразумной [5].
Внешнее воздействие на живую природу, в том числе, и на организм человека, не всегда бывает адекватным их возможностям, и результаты такого воздействия часто оказываются просто непредсказуемыми. В процессе развития двигательного потенциала человека по отношению к его природе часто проявляется та же самая безответственность и безграмотность, которые до недавнего времени и сейчас сплошь и рядом проявляются в отношении к природе вообще, к тому, что принято теперь называть «окружающей средой», «средой обитания» и т.п. «Живая ткань» двигательного потенциала человека не менее ранима, чем окружающая среда, и ошибки в организации ее «усовершенствования», особенно при использовании экстремумов двигательной активности, могут иметь да-
леко идущие отрицательные последствия. Поэтому очень важно подчеркнуть, что, признавая примат социального в совершенствовании биологического компонента двигательного потенциала (биологические возможности человека в процессе приспособления, адаптации к условиям внешней среды не могут быть реализованы без активного управляющего участия стимулов социального происхождения), нельзя абсолютизировать его роль. Следует кое-что оставить и на долю самой природы, «опыта» эволюции, биологического вообще и его компонентов, включенных в двигательный потенциал человека, в частности [2].
Активное приспособление к среде является внутренне противоречивым процессом. С одной стороны, организм ищет внешние условия, которые в наибольшей степени благоприятствуют уже сложившимся в нем саморегуляциям, наследственно зафиксированным приспособлениям. С другой же стороны, при вынужденных изменениях внешних условий реактивная деятельность организма постоянно перестраивается применительно к новым формам его взаимоотношений со средой; организм при этом совершенствуется структурно и функционально. В этом плане особенность феномена физической и спортивной культуры, в отличие от других сфер человеческой деятельности, состоит в том, что они самым естественным образом соединяют в единое целое социальное и биологическое, материальное и духовное в человеке. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, в повышении и реализации его двигательных возможностей. Однако биологические процессы развития человека не происходят изолированно от социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на повышение двигательного потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход данного процесса, опираясь на знание законов и сущности физического развития [1, 2].
Тренировка с помощью физических упражнений представляет собой не единственную, но наиболее мощную возможность использовать двигательную активность в оздоровительных целях, в расширении адаптационных возможно-
стей человека, в повышении резистентности здорового организма и профилактики болезней. «Физические упражнения по своему действию могут заменить любые лекарства, но все лекарства мира не могут заменить действие физических упражнений» [10].
Одним из направлений совершенствования физкультурного образования, физического воспитания и спортивной подготовки подрастающего поколения является внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Мониторинг представляет собой достаточно распространенное явление в различных областях человеческой деятельности. Первоначально мониторинг затрагивал сферу природных явлений и влияние на нее техногенных систем, применяемых человеком. В дальнейшем мониторинг все более широко используется в гуманитарной сфере (социологии, психологии, медицине и, что особенно важно, в педагогике).
Существует ряд определений педагогического мониторинга, основная суть которых - длительное системное наблюдение за какими-либо объектами педагогической деятельности для оптимального выбора (корректировки) цели, задач, содержания, методов и форм организации педагогического процесса. Причем, основным объектом наблюдения при проведении мониторинга является не столько процесс, сколько конечные результаты данного процесса.
У студентов высших учебных заведений такими результатами являются характеристики физического здоровья.
Одной из ключевых операций в проведении мониторинга выступает оценка (статический срез) физического здоровья студентов.
Физическое здоровье (физическое состояние) - это наличие или отсутствие заболеваний и физических дефектов, морфофункциональные и двигательные возможности организма студентов, обеспечивающие высокую работоспособность, успешное освоение учебного материала и определяющие предпосылки к успешной профессиональной деятельности [1, 6].
Основные положения технологии оценки физического здоровья включают:
- выявление надежных и информативных показателей, отражающих основные компоненты физического здоровья студентов;
- простоту и минимизацию временных затрат при проведении обследований студентов;
- органическую вписываемость в учебный процесс;
- определенную специфичность программы обследований относительно пола, принадлежности к конкретной медицинской группе, характера заболеваний в рамках специальной медицинской группы, индивидуальных особенностей студентов;
- использование ЭВМ и специально разработанных математических программ;
- управление поведением студентов при тестировании двигательной подготовленности и регистрации морфофункциональных показателей.
Анализ и обобщение теоретических и документальных материалов, практического опыта работы в вузах позволили предложить следующие критерии физического здоровья студентов непрофильных вузов. Ключевым звеном физического здоровья студентов является двигательная подготовленность (уровень развития основных двигательных качеств и способностей). Определена следующая система оценки данного вида подготовленности студентов (в соответствии с таблицей 1) и студенток (в соответствии с таблицей 2) основной медицинской группы.
Физическое здоровье студентов характеризуется и лимитируется морфофункциональными возможностями организма, оценка которых особенно важна для студентов подготовительной и специальной медицинских групп (в связи с нежелательностью проведения педагогического тестирования). В этом плане предлагается использовать следующие фактические и расчетные морфофункциональные критерии (в соответствии с таблицей 3).
Таблица 1
Контрольные нормативы для оценки двигательной подготовленности студентов основной медицинской группы
Показатели Оценка (баллы)
5 4 3 2 1
1. Бег 60 м, с <7,9 8,0-8,2 8,3-8,4 8,5-8,7 8,8-9,2
2. Бег 2000 м, мин, с <12,00 12,01-12,35 12,36-13,10 13,11-13,50 13,51-14,30
3. Прыжок в длину с места, см >250 240-249 230-239 223-229 215-222
4. Подтягивание на перекладине, кол-во раз >15 12-14 9-11 7-8 6
5. Наклон вперед из положения сидя, см >21 16-20 11-15 6-10 5-0
Таблица 2
Контрольные нормативы для оценки двигательной подготовленности студенток основной медицинской группы
Показатели Оценка (баллы)
5 4 3 2 1
1. Бег 60 м, с <9,4 9,5-9,6 9,7-9,9 10,0-10,3 10,4-10,7
2. Бег 2000 м, мин, с <10,15 10,16-10,50 10,51-11,15 11,6-11,50 11,51-12,15
3. Прыжок в длину с места, см >190 180-189 168-179 160-167 150-159
4. Отжимание от гимнастической скамейки, кол-во раз >26 21-25 16-20 11-15 5-10
5. Наклон вперед из положения сидя, см >21 16-20 11-15 6-10 5-0
Физическое здоровье студентов характеризуется и лимитируется морфофункциональными возможностями организма, оценка которых особенно важна для студентов подготовительной и специальной медицинских групп (в связи с нежелательностью проведения педагогического тестирования). В этом плане предлагается использовать следующие фактические и расчетные морфофункциональные критерии (в соответствии с таблицей 3).
На основе мониторинга разрабатывается и реализуется программнометодическое обеспечение коррекции и повышения резервов физического здоровья
Таблица 3
Критерии морфофункциональных возможностей студентов (девушки, юноши: основная, подготовительная и
специальная медицинская группа)
Показатели Критерии
1. Весо-ростовой показатель (индекс Кетле), г/см >540 (ожирение), 450-540 (чрезмерный вес), 416-450 (излишний вес), 401-415 (нормальный вес), 400 (оптимальный вес для юношей), 390 (оптимальный вес для девушек), 360-399 (средняя упитанность), 320-359 (низкая упитанность), 300-319 (очень низкая упитанность), 200299 (истощение).
2. Окружность грудной клетки (ОГК), см Экскурсия (разница между окружностью на вдохе и выдохе): 5-7 см (средняя)
3. Индекс пропорциональности: ОКГ в паузе • 100% : рост, % Норма: 50-55%
4. Индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана): ОКГ - рост/2, см Юноши: >5,8 см (хорошее развитие), <5,8 см (слабое развитие); Девушки: >3,3 см (хорошее развитие), <3,3 см (слабое развитие).
5. Крепость телосложения: рост - (вес + ОГК), усл. ед. <10 (крепкое), 10-20 (хорошее), 21-25 (среднее), 26-35 (слабое), >36 (очень слабое).
6. Фактическая жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл Норма: юноши - 3500-5000 мл, девушки - 2500-4000 мл
7. Должная жизненная емкость легких (ДЖЕЛ); величина основного обмена • К, мл
8. Соотношение ЖЕЛ/ДЖЕЛ • 100% « 100% (норма)
9. Жизненный индекс: ЖЕЛ/вес, мл Норма: 65-70 мл/кг (юноши), 55-60 мл/кг (девушки). Значения ниже данных величин - недостаточная ЖЕЛ либо избыточный вес
10. Индекс Руффье, усл. ед. <0 (отлично), 1-5 (хорошо), 6-10 (удовлетворительно), 11-15 (слабо), >15 (неудовлетворительно)
11. Проба Штанге, с Юноши: >60 (очень высокий), 50-59 (высокий), 40-49 (средний), <39 (низкий); Девушки: >45 (очень высокий), 35-44 (высокий), 25-34 (средний), <24 (низкий).
12. Проба Ромберга, с <15 с с тремором век и пальцев (неудовлетворительно), 15 с с тремором век и пальцев (удовлетворительно), >15 с с сохранением равновесия и без тремора век и пальцев (очень хорошо)
13. Кистевая динамометрия более сильной кисти, кг Норма: 35-50 кг (юноши), 25-35 кг (девушки)
14. Силовой индекс: сила кисти / вес, усл. ед. Норма: 0,70-0,75 (юноши), 0,50-0,60 (девушки)
На основе мониторинга разрабатывается и реализуется программнометодическое обеспечение коррекции и повышения резервов физического здоровья студентов различных медицинских групп. Регулярное получение объективной информации о физическом здоровье студентов делает процесс физического воспитания и физкультурного образования управляемым. Это обусловлено тем, что мониторинг тесно связан с основными функциями управления: программированием, организацией, контролем, стимулированием. Реализация данных функций, особенно функции стимулирования, позволяет обеспечить персонализацию процесса здоровьеформирования у студентов непрофильных вузов.
Все отмеченное актуализирует проблему обновления физического воспитания, физкультурного образования и спортивной подготовки подрастающего поколения, ориентированного на повышение здоровья, формирование физической и спортивной культуры личности, важнейшим критерием эффективности которого является его постепенный переход в процесс самовоспитания и самосовершенствования, обеспечиваемый соответствующими внутренними (мотивационная, инструментальная и рефлексивная готовность личности к физкультурному совершенствованию) и внешними (пространственно-предметное и социальное окружение) условиями.
Библиографический список
1. Бальсевич, В.К. Здоровьеформирующа функция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления поколения России в период 2006-2026 гг. [Текст] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2006. - № 5. - С. 2-6.
2. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека [Текст] / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 7. - С. 37-41.
3. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека: Монография [Текст] / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры. - 2000. - 275 с.
4. Воробьев, А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация [Текст] / А.Н. Во-
робьев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 272 с.
5. Камшилов, М.М. Человек и живая природа [Текст] / М.М. Камшилов // Природа. -1969. - № 3. - С. 6-8.
6. Куликов, Л.М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения: монография [Текст] / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, С.А. Ярушин. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. - 275 с.
7. Лубышева, Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 3. - С. 11-14.
8. Рожков, П. А. От великой спортивной державы - к здоровой России [Текст] /
П. А. Рожков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 2-8.
9. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки [Текст] / В.С. Сте-
пин. - М.: Высшая школа, 1992. - 191 с.
10. Тиссо, С.-А. О здравии ученых людей [Текст] / С.-А. Тиссо. - СПб, 1787. -
286 с.
11. Функциональные системы организма: Руководство [Текст] / Под ред. К.В. Судакова. - М.: Медицина, 1987. - 432 с.
12. Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни [Текст] / Л.Г. Щедрина. - Новосибирск: ООО «Альфа-Виста», 2007. - 144 с.
13. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты [Текст] /
А.Г. Щедрина. - Новосибирск: СО РАМН, 2003. - 164 с.
Bibliography
I. Balsevich, V.K. Health-Forming Function of Education in the Russian Federation (Materials for Working Out the Project of the Russian Generation’s Recovery in 2006-2026) [Text] / V. K. Balsevich // Physical Training: Upbringing, Education, Training,. - 2006. - № 5. - P. 2-6.
2. Balsevich, V.K. Intellectual Vector of Human Physical Culture / V.K. Balsevich // Theory and Practice of Physical Training. - 1991. - № 7. - Р. 37-41.
3. Balsevich, V.K. Human Ontokinesiology; Monograph [Text] / V.K. Balsevich // Theory and Practice of Physical Training. - 2000. - 275 р.
4. Functional Systems of Organism: Manual // Ed. by K. V. Sudakov. - Moscow: Medicine, 1987. - 432 р.
5. Kamshilov, M.M. Human and Wildlife / M.M. Kamshilov // Nature. - 1969. - № 3. - Р.
6-8.
6. Kulikov, L.M. Motion Activity and the Younger Generation Health: Monograph [Text] / L.M. Kulikov, V.V. Rybakov, S.A. Yarushin. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Publishing House, 2009. - 275 p.
7. Lubysheva, L.I., Physical Culture and Sport: Content, Interrelation and Dissociations [Text] / L.I. Lubysheva // Theory and Practice of Physical Culture. - 2002. - № 3. - P. 11- 14.
8. Rozhkov, P.A. From the Great Sport Power to Healthy Russia [Text] / P.A. Rozhkov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2001. - № 1. - P. 2-8.
9. Shchedrina, A.G. Healthy Life-Style [Text] / A.G. Shchedrina. - Novosibirsk: LC “Al-pha-Whista”, 2007. - 144 p.
10. Shchedrina, A.G. Ontogenesis and Health Theory: Methodological Aspects [Text] / A.G. Shchedrina. - Novosibirsk: SB RAMS, 2003. - 164 p.
II. Stepin, V.S. Philosophical Anthropology and Philosophy of Science [Text] / V.S. Stepin. - M.: Higher School, 1992. - 191 p.
12. Tissot, S.-A. Treatise on the Health of Men of Letters / S.-A. Tissot. - St. Petersburg: 1787. - 286 р.
13. Vorobiev, A.N. Training, Working Capacity, Rehabilitation / A.N. Vorobiev // Moscow: Physical Culture and Sport, 1989. - 272 р.