Научная статья на тему 'Философские модели в социальных и экономических системах'

Философские модели в социальных и экономических системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / НОУМЕНОЛОГИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ЭЙДОЛОГИЯ / ПАРАДИГМА / METHODOLOGY / NOUMENOLOGY / PHENOMENOLOGY / EIDOLOGY / PARADIGM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кнышев Ил В.

Изложена суть междисциплинарной парадигмы управления субъектными и объектными отношениями в кластерных социальных и экономических системах. Рассмотрены взаимоотношения сознания и мышления, когниталитета и менталитета. Введено понятие гуманомики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical models in social and economic systems

The essence of an interdisciplinary paradigm of management by subject and objective relations in cluster social and economic systems is stated. Mutual relations of consciousness and thinking, cognitivelity and mentality are considered. The concept humanonic is entered.

Текст научной работы на тему «Философские модели в социальных и экономических системах»

УДК 165.0:303.01:330.101

Ил.В. Кнышев ФИЛОСОФСКИЕ МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Изложена суть междисциплинарной парадигмы управления субъектными и объектными отношениями в кластерных социальных и экономических системах. Рассмотрены взаимоотношения сознания и мышления, когниталитета и менталитета. Введено понятие гуманомики.

Методология, ноуменология, феноменология, эйдология, парадигма

Il.V. Knyshev PHILOSOPHICAL MODELS IN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

The essence of an interdisciplinary paradigm of management by subject and objective relations in cluster social and economic systems is stated. Mutual relations of consciousness and thinking, cognitivelity and mentality are considered. The concept humanonic is entered.

Methodology, noumenology, phenomenology, eidology, paradigm

Методы создания системных моделей (рис. 34-37) и расширения аксиоматического модельного тезауруса сознания и когниталитета, мышления и менталитета, хорологического и хронологического интеллектов: сознаний и мышлений, - а также объединяющего их разума для анализа-синтеза организации и управления ими в СЭС стали достаточно полными, когда определился цельный комплекс их содержательного представления (рис. 10-37):

- научная парадигма мировосприятия, миропонимания, мировоззрения, миропреобра-зования в единой: ноуменологической и феноменологической - методологии и трех главных ее дуальных формах: концептуальной - для состояний структур и систем; конструктивной -для структурных, системных и эмерджентных (первичных многоуровневых: дуальных, тетрадных, октадных и т.д.) свойств; эйдологической - для философских моделей, свободных от концептов и конструктов, «чистых» эйдосов;

- научная идеология объединения и различения триадологических (исходящих из теологической философии): ноуменологических, феноменологических и эйдологических - основ всех наук, связанных с сознанием и мышлением человека и общества, в общей науке -гуманологии и гуманомике субъектной и объектной реальностей;

- знание единых методов для формирования дуальных систем как взаимосвязанных состояний и свойств субъектной и объектной реальностей в любых СЭС;

- умение пользоваться единым аппаратом анализа и синтеза тетрады субъектной и объектной реальностей: хорологических социального и экономического движений, хронологических социального и экономического процессов (рис. 10-33);

- навыки применения единых инструментов проектирования управления со-знанием субъектной реальности и со-мышлением в объектной реальности СЭС (рис. 34-37).

Для полноты аксиоматического модельного тезауруса управления в СЭС возникла прямая необходимость объединения методологически симметричных - для субъектных и объектных отношений - методов описания, аппаратов анализа-синтеза и инструментов проектирования: вербальных и символьных; синтагматических (в формализации основных и комплементарных объектов и предметов исследования) и синтаксических (в хорологическом

331

и хронологическом синтаксисе структур); понятийно-категориальных и полиаксиоматиче-ских; алгоритмических и топологических; алгебраических и геометрических; структурных и системных; кибернетических (в системном управлении) и синергетических (в организации, самоорганизации и дезорганизации, а также в эмерджентной - многоуровневой - организации) - отношений в СЭС.

Комплексного междисциплинарного обмена аппаратами и инструментами их применения почти не существовало в междисциплинарной: философской и теологической; социологической, социально-психологической, субъектной психологической и правовой; экономической, экономико-психологической, объектной психологической и юридической; естественной и технической (хорошо алгоритмизированной) - науке, некой метанауке прошлых веков. Не было такой науки (в том числе содержательных метафизики, метатеории, метаязыка и иных их форм), поскольку не существовало соответствующих ей единых парадигмы, мировоззрения и методологии.

Для каждого класса аппарата анализа-синтеза СЭС необходимо развивать свою аксиоматику: алгоритмическую, геометрическую, структурную, системную - как полиаксиома-тический подход к теории организации и управления в СЭС, а также к их экономикопсихологической и экономической, социально-психологической и социальной, правовой и юридической, философской и философско-теологической составляющим, почти всегда содержащимся в управлении любыми сопряженными СЭС.

В разнородных, казалось бы, науках стало вполне реальным междисциплинарное объединение мировоззрения и методологии, обобщенной, в первую очередь, на цепных тетрадах разума «мировоззрение - знание - умение - навыки» и его исследовательских ресурсов «методология - методы - аппарат - инструменты»:

- дуальных (в осознании ноуменологии субъектной реальности и осмыслении феноменологии объектной реальности), тетрадных (в содержательном представлении хорологии и хронологии субъектной и объектной реальностей в СЭС) и октадных (в системном сопряжении взаимоотношений основных и комплементарных носителей хорологических социального и экономического движений, хронологических социального и экономического процессов) мировоззрении и его методологии (рис. 10-33);

- эйдологических, концептуальных и конструктивных знаний методов анализа-синтеза первичных (и любых - в рамках законов гуманомики - производных от них) дуальных, тетрадных и октадных систем (рис. 34-37);

- аппарата параллельных, междисциплинарных изучения, исследования, анализа и синтеза организации и управления в СЭС и умения пользоваться таким аппаратом;

- инструментов расчета и проектирования любого конкретного управления в СЭС на всем их многообразии и навыков применять такие инструменты.

В философии также стали возможными полиаксиоматический подход, систематизация тезауруса, эйдологические анализ, синтез и проектирование тетрады обобщенных движения и процесса. Результаты философского проектирования могут быть распространены на любую из групп гуманитарных, естественных и технических наук: экономику, объектную и экономическую психологию; социономику и социологию, субъектную и социальную психологию; право и правономику, юриспруденцию и юрисдикцию; математику, физику, химию; биологию, генетику; электротехнику, механику и многие другие области содержательного анализа-синтеза.

Философские модели управления в СЭС явились обобщающим полиаксиоматическим фундаментом для обоснования единых законов, закономерностей (вариантов закона) в гума-номике, моделей и теории «человеческого фактора» - гуманологии для управления в СЭС:

- эйдологии индивидуальных и коллективных первосознания и первомышления, про-токогниталитета и протоменталитета;

- конструкций предсознания и предмышления;

- концепций осознания субъектной и осмысления объектной реальностей;

- хорологических и хронологических ноуменологии сознания, когниталитета и феноменологии мышления, менталитета;

- взаимосвязанных эйдологий, конструкций и концепций хорологического и хронологического интеллектов (рис. 38, 39);

- целостного и эмерджентного - многоуровневого - разума.

Если нет структурно устойчивых стремлений, намерений и соответствующих социально-психологических Б- и Э-пассионарностей, то не следует ожидать эффективных Б-Э-движения или Э-Б-процесса в пассионарно слабых звеньях (рис. 10-33).

Новые научные парадигма и идеология (рис. 1-37) конкурентоспособности основаны на следующих главных принципах дуального управления в СЭС:

- единой методологии изучения субъектных и исследования объектных хорологических и хронологических реальностей;

- методологической симметрии социальных и экономических систем;

- масштабной инвариантности цепных звеньев - фракталов - в кластерных СЭС;

- структурной асимметрии тетрадной: в субъектных и объектных хорологической и хронологической реальностях - и октадной: на сопряженных системных парах основных и комплементарных концептов в сечениях тетрады реальностей - параллельных алгоритмизаций Б-Э * - и Б * -Э-, Э-Б * - и Э *-Б-состояний и свойств.

Фундаментальные методологическая перспектива, теоретическая новизна и практическая ценность свойства Б-Э- и Э-Б-модельности (рис. 34-37) аксиоматического Б-Э- и Э-Б-тезаурусов заключаются в том, что они отражают обобщенные смысл, содержание и сущность единых методов анализа, синтеза и проектирования организации и управления в любых дуальных и сопряженных: социальных и экономических - системах.

Фундаментальные методологическая новизна, теоретическая значимость и прикладная ценность свойства Б-Э- и Э-Б-аксиоматичности модельного Б-Э- и Э-Б-тезаурусов состоят в достигнутой упорядоченности множества взаимосвязанных методов содержательного анализа-синтеза, основанных на научной парадигме единой методологии и методологической симметрии, для методологического объединения следующего междисциплинарного комплекса научных направлений: ноуменологии субъектной реальности субъектов хозяйствования; феноменологии объектной реальности хозяйствующих субъектов; эйдологии единой: субъектной, ноуменологической и объектной, феноменологической - на эйдетической реальности сущностных, «чистых», свободных от концептов и конструктов, дуальных систем и чистого, эйдологического разума как перворазума.

Ноуменология сознания и когниталитета отражает формирование и согласование в системе двухмерных ветвящихся цепей: независимых рыночных, корпоративных долгосрочных или кластерных взаимосвязанных - социальной активности: «первосознание (эйдологическая модель «никто») - предсознание (конструктивная модель «кто-нибудь») - осознание (концептуальная модель «некто») - согласование (модель предсистемной организации) - сознание (ноуменологическая модель «конструктивное и концептуальное кто») - поведение субъекта - субъектные последствия» - и взаимоотношений в ней (рис. 38, 39).

Феноменология мышления и менталитета отражает формирование, согласование и преобразование в системе двухмерных ветвящихся цепей: независимых рыночных, корпоративных долгосрочных или кластерных взаимодействующих - экономической активности: «первомышление (эйдологическая модель «ничто») - предмышление (конструктивная модель «что-нибудь») - осмысление (концептуальная модель «нечто») - согласование (модель предсистемной организации) - мышление (феноменологическая модель «конструктивное и концептуальное что») - деятельность - объектные последствия» - и хорологических и хронологических взаимоотношений в ней (рис. 38, 39).

Рис. 38. Альтернативная идеология формирования эйдологической, конструктивной, концептуальной и ноуменологической моделей субъектной реальности (СР) для проектирования социальной системы, сопряженной экономической системе, в философской цепи «никто ^ кто-нибудь или некто ^ кое-кто ^ кто-то ^ кто ^ все кто»:

1 - эйдос СР системы, не идентифицированы ее состояния и свойства; ноуменологический никто;

2 - конструкция структуры, идентифицированы собственные, управляемые субъектные конструкты всех звеньев структуры, а также характеристики целостности - структурный ш и системный Ф=1/(1±ш) ноэтипы; ноуменологический кто-нибудь с неизвестной концепцией;

3 - выбор концепции структуры на известной ее конструкции - идентификация всех управляемых ноуменов как переменных состояния, концептов; ноуменологический кое-кто;

4 - концепция структуры - идентификация концептов и согласование состояний всех управляемых структурных связей; ноуменологический некто с полуопределенной конструкцией;

5 - выбор конструкции структуры по известной ее концепции; ноуменологический кое-кто;

6 - формирование системных управленческой ноэтики, социотипов и целостной ноуменологии; ноуменологический кто-то;

7 - проектирование СР системы - определенного ноуменологического «все кто»;

1, 2, 3, 6, 7 - путь «эйдос - конструкция - концепция - ноуменология - проект СР системы»;

1, 4, 5, 6, 7 - путь «эйдос - концепция - конструкция - ноуменология - проект СР системы»

6. Феноменология системы, «что-то»

7. Проект ОР экономической системы, «всё что»

Рис. 39. Альтернативная идеология формирования эйдологической, конструктивной, концептуальной и феноменологической моделей объектной реальности (ОР) для проектирования экономической системы, сопряженной социальной системе, в философской цепи «ничто ^ что-нибудь или нечто ^ кое-что ^ что-то ^ что ^ вс? что»:

1 - эйдос ОР системы; 2 - конструкция; структурный ш • и системный Ф •=1/(1±ш •) генотипы; 3 -определенная собственная концепция экономической структуры; 4 - полуопределенная собственная концепция структуры; 5 - конструкция и собственная концепция структуры; 6 - системные управляющая ноэтика, фенотипы и целостная феноменология системы; 7 - проект ОР экономической системы; звенья 6 на рис. 38 и 6 на рис. 39 - сопряженная целостность, эмерджентность социальной и экономической систем

Субъектный и объектный эйдосы - это социально- и экономико-психологические по-лусистемы или социальная и экономическая системы с неидентифицированными концепциями и конструкциями: «чистыми» концептами структурных связей и конструктами структурных звеньев, кроме аддитивных звеньев (обобщенных категорий суммирования «+», инвертирования «-» и суммирования с инвертированием).

На множествах различающихся толкований эйдологии и ее категорий сформированы вербальные основания многих философских учений, направлений и школ. Следуя положениям сравнительной философии, древнеиндийским понятиям буддхи и атмана, древнегреческим понятиям логоса, архе и эйдоса соответствует - относительно их современного изложения - наиболее вербально развитая в древнекитайской философии даосизма категория дао. Дао - всеединое, которое может быть заполнено любой экстенсивной или интенсивной энергией ци; великое, всепроникающее, вездесущее, совершенное; дао не имеет ни имени, ни формы; оно покоится и, однако, все время заполняется и освобождается, все время движется. Дао вечно единое, неизменное, непреходящее, существующее всегда и во веки веков. Однако наглядного представления вполне эклектичных буддхи, эйдоса и дао до появления новой научной парадигмы не ожидалось. Более того, такое представление считалось невозможным.

Например, социально-психологический Б-Э * -эйдос - это субъектное Б-Э * -всё и одновременно Б-Э * -никто, социальное Б-Э *-никто, имеющее универсальный ноуменологический смысл; субъектное ноуменологическое (в даосизме такого понятия нет) эйдологическое Б-Э *-дао заполняется последующей - в процессе Б-Э *-осознания - социальной концептуальной сущностью. В излагаемой научной парадигме субъектный Б-Э * -эйдос - корень всего, мать всех субъектных Б-Э * -сознаний (и последующих объектных Б-Э * -мышлений) и любой Б-Э *-ноуменологии в субъектной реальности. Обычно субъектная Б-Э * -подсистема - лидер, а Б-Э *-дао - это субъектный, творческий в субъектной (и созидающий в объектной) реальности, мужской Б-Э * -ян, при этом Б * -Э-дао - субъектная, «женская» инь (рис. 10-21).

Сопряженный субъектному, экономико-психологический Б-Э * -эйдос - это объектное Б-Э *-всё и одновременно Б-Э *-ничто; экономическое Б-О * -ничто, имеющее универсальный феноменологический смысл; объектное феноменологическое эйдологическое Б-Э *-дао заполняется в процессе Б-Э *-осмысления последующей объектной, экономической концептуальной сущностью. Объектный Б-Э * -эйдос - корень всего, мать всех объектных Б-Э * -мышлений, Б-Э * -вещей в объектной реальности и любой Б-Э * -феноменологии. Обычно объектная Б-Э * -подсистема - лидер, а Б-Э *-дао - это созидающий объектный, творческий в мышлении, «мужской» Б-Э * -ян, при этом Б * -Э-дао - субъектная, «женская» инь.

Без применения кибернетических -

естественных этиологических структурных и системных - методов отображения и алгоритмизации состояний и свойств хорологического движения и хронологических процессов эйдосы, архе, атманы или дао были невидимы, непостигаемы и неопределяемы. В новой научной парадигме эйдос или дао видимы хорологическим и хронологическим сознанием и мышлением, определенны, постигаемы разумом и является его первоосновой, аксиоматическим протофундаментом. Чем глубже познает наука субъектную и объектную реальности, тем сильнее проявляется ее связь с православной теологией. Эйдология исходит из конструкции субъектной и объектной реальностей. На их конструкциях реализуется всё многообразие концепций ноуменного и феноменного миров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вестник СГТУ. 2008. №2 (33). Вып. 2. - 272 с.

2. Кнышев Иг.В. Развитие методов сопряженного управления в социальных и экономических системах: дис. ... канд. экон. наук / Иг.В. Кнышев. Саратов, 2006. 244 с.

3. Кнышев Ил.В. Философские основания управления в социальных и экономических системах: монография / Ил.В. Кнышев. Саратов, 2009. 354 с. Деп. в ВИНИТИ РАН 26.10.2009, № 649-В2009.

Кнышев Илья Валентинович -

соискатель Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Статья поступила в редакцию 25.09.09, принята к опубликованию 25.11.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.