УДК 165.0:303.01:330.101
Ил.В. Кнышев
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПАРАДИГМА КОНКУРЕНТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КЛАСТЕРНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Изложена суть междисциплинарной парадигмы управления конкурентоспособностью субъектных и объектных отношений в кластерных социальных и экономических системах. Приведены определения сознания, мышления, когниталитета, менталитета. Введено объединительное понятие гуманомики в гуманологии.
Методология, ноуменология, феноменология, эйдология, парадигма
Il.V. Knyshev
INTERDISCIPLINARY PARADIGM OF COMPETITIVE MANAGEMENT IN CLUSTER
SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS
The essence of an interdisciplinary paradigm of control by competitiveness of subject and object relations in cluster social and economic systems is stated. Definitions of consciousness, thinking, cognitivelity, mentality are resulted.
The unifying concept of humanonics in humanology is entered.
Methodology, noumenology, phenomenology, eidology, paradigm
Для политиков, экономистов, социологов, философов, правоведов в предсодержа-тельной эпохе управления в кластерных социальных и экономических системах (СЭС) были и еще будут важны яркие слоганы и метафоризации: умная экономика, экономика знаний и т.д. Однако умная экономика невозможна без сознательной социономики, экономика знаний несостоятельна без осмысления объектной реальности и осознания субъектной реальности. Первосознание, предсознание, осознание и сознание интересов и потребностей являются первичными по отношению к первомышлению, предмышлению, осмыслению, мышлению в разумных хорологических и хронологических организации социальных компонентов и управлении экономическими компонентами в кластерных СЭС. Современные ноуменологические, феноменологические и эйдологические исследования и их результаты в теории и проектировании СЭС [1] показали, что назрела необходимость разумных реорганизации, организации и управления всех уровней образования с целью новатизации сознания субъектных акторов и мышления объектных акторов в любых, в том числе и кластерных, развивающихся отечественных СЭС.
Саратовской методологической школой созданы основы содержательной теории управления конкурентоспособностью в кластерных социальных и экономических системах (СЭС), активно наращиваются базовые модели (рис. 1-39) и типовые методы проектирования (табл. 1-8) таких СЭС [2]. Формируемая общенаучная теория становится междисциплинарным фундаментом не только для СЭС, но и для экономики, социологии, психологии, права, юриспруденции, философии, этики, морали и ряда других сопряженных наук гуманитарной сферы в целом. За последнее десятилетие установлены, с одной стороны, структурные и концептуальные разграничения этих наук, а с другой - пограничные конструктивные условия их единого эйдологического объединения в соответствующих классах СЭС [3].
Переход от описательного и эклектического интуиционизма в области управления СЭС к единой содержательной методологии стал возможным на базе следующих фундаментальных результатов, определивших дуальное и тетрадное мировоззрение на/в СЭС:
- сформировалась новая научная междисциплинарная парадигма методологической симметрии и структурной асимметрии изучения, исследования, анализа, синтеза и проектирования дуального управления субъектной и объектной реальностями и их дуальными отражениями: сознанием и мышлением - в триадологических сущностях: концептуальной, конструктивной и эйдологической;
- формализовано целостное, системное понимание сущностей главной сопряженной тетрады разума: ноуменологии хорологического и хронологического когниталитетов, феноменологии хорологического и хронологического менталитетов - как формирователя человеческих, социальных и экономических фактов (характеристик состояния, его переменных -концептов) и факторов (характеристик свойств - конструктов);
- открыты и доказаны методологические: ноуменологические, феноменологические, эйдологические и, в целом, философские, - основания объединения и, одновременно, адекватного - с учетом предметных специфик наук - разделения единых междисциплинарных методов, аппаратов и инструментов эмерджентного - тетрадного целостного - исследования, анализа и синтеза дуальных субъектных и объектных взаимоотношений: состояний, их концептов и концепций; свойств, их конструктов и конструкций; системных целостностей, пас-сионарностей, эмерджентностей, - которые должны быть изучаемы в теории СЭС и иных вышеобозначенных науках;
- разработаны аксиоматика, этиология и общая теория сопряженных: субъектных или социальных и объектных или экономических - тетрадных отношений, применимые для всего практического многообразия организации и управления в СЭС;
- обосновано прямое применение комплексных: вербальных, математических (алгоритмических, геометрических, топологических), структурных (причинно-следственных, в этиологии естественных переменных состояния) и системных - методов как необходимых и
достаточных средств для развития основ проектирования тетрадного: хорологического и хронологического, субъектного и объектного - управления в СЭС.
Под сознанием и когниталитетом, применительно к субъектному управлению в СЭС, будем понимать, с одной стороны, индивидуальную (в субъекте) и коллективную (в группе, социуме) способность отражать собственный и внешний ноуменные миры субъектной реальности: хорологической в хорологическом сознании, хронологической в хронологическом сознании, - а с другой стороны, процесс формирования ноуменологических моделей субъектной реальности: их производство, хранение, распределение, обмен и потребление - в пределах социально-психологических ресурсов субъекта хозяйствования. Сознание - это социо-номическое: концептуальное и конструктивное - заполнение первичной базовой и затем расширительно формируемой субъектом эйдологии субъектной реальности в СЭС.
Во внутренних хорологическом и хронологическом мирах субъекта хозяйствования всегда имеются ресурсы собственной субъектной или социальной психологии для приема, переработки, генерации, хранения и передачи субъектной информации: ноуменологических структур и баз данных о субъектных отношениях внутренних и внешних миров субъекта. В процессе осознания: преобразования, генерации и согласования - ноуменологических моделей формируются смысл, содержание и сущность взаимосвязей внутренних и внешних хорологических и хронологических миров субъекта в пределах ресурсов и пассионарностей субъектной или социальной психологии субъекта хозяйствования.
Под мышлением и менталитетом применительно к объектному управлению в СЭС будем понимать, с одной стороны, индивидуальную (в субъекте) и коллективную (в группе, социуме) способность отражать собственный и внешний феноменные миры объектной реальности: хорологической в хорологическом мышлении, хронологической в хронологическом мышлении, - а с другой стороны, процесс формирования феноменологических моделей объектной реальности: их производство, хранение, распределение, обмен и потребление в пределах экономико-психологических ресурсов хозяйствующего субъекта. Мышление - это экономическое: концептуальное и конструктивное - заполнение первичной базовой и расширительно формируемой субъектом эйдологии объектной реальности в СЭС.
Будем также считать, что во внутренних хорологическом и хронологическом мирах хозяйствующего субъекта всегда имеются ресурсы собственной объектной или экономической психологии для приема, переработки, генерации, хранения и передачи информации: феноменологических структур и баз данных об объектных отношениях внутренних и внешних миров субъекта. В процессе осмысления: преобразования, генерации и реализации - феноменологических моделей формируются смысл, содержание и сущность взаимодействий внутренних и внешних хорологических и хронологических миров субъекта в пределах ресурсов и пассионарностей экономической психологии хозяйствующего субъекта.
Применительно к управлению субъектными и объектными взаимоотношениями в СЭС, разум: сознание и мышление, когниталитет и менталитет - это, с одной стороны, индивидуальная (в субъекте) и коллективная (в группе, социуме) способность отражать собственные и внешние ноуменные и феноменные миры субъектной и объектной реальностей: пространственных в хорологическом интеллекте, хороинтеллекте как сопряженном осознании и осмыслении пространственных взаимоотношений; хронологических в хронологическом интеллекте, хроноинтеллекте как сопряженном осознании и осмыслении временных изменений субъекта. С другой стороны, это процесс формирования ноуменологических моделей субъектной реальности и феноменологических моделей объектной реальности: их производство, генерация, хранение, распределение, обмен и потребление - в пределах социально- и экономико-психологических ресурсов субъекта хозяйствования - он же хозяйствующий субъект. Разум - это концептуальные и конструктивные заполнения социономикой и экономикой формируемых сопряженных эйдологии субъектной реальности и эйдологии объектной реальности в СЭС, что соответствует принципам теологической философии.
Во внутренних хорологическом и хронологическом мирах субъекта хозяйствования и одновременно хозяйствующего субъекта всегда должны быть ресурсы собственной субъектной и объектной, социальной и экономической психологии для приема, переработки, генерации, хранения и передачи информации: ноуменологических и феноменологических моделей и баз данных о субъектных и объектных отношениях внутренних и внешних миров субъекта. В процессе субъективации и объективации: преобразования, генерации, согласования и реализации - единых ноуменологических и феноменологических моделей формируются смысл, содержание и сущность взаимоотношений: хорологических и хронологических социальных взаимосвязей и экономических взаимодействий - внутренних и внешних миров разума в пределах ресурсов субъектной и объектной, социальной и экономической психологии хозяйствующего субъекта и его среды.
Внешний мир: наблюдаемые и идентифицируемые субъектная и объектная среды, реальности - является, с одной стороны, оперативной и детальной памятью для разума, а с другой стороны, полем для социальной: аксиологической (субъектной мотивационной) и этоло-гической (поведенческой, субъектной технологической) - и экономической: технологической (деятельностной, объектной поведенческой) и мотивационной (объектной аксиологической) - активностей субъектных и объектных акторов.
Без оперативного мировосприятия человек становится почти всегда беспомощным. Разум - это концентрация того, что внутри нас осуществляет этиологическое построение субъектной и объектной эйдологии, концептуальное и конструктивное ее заполнение, выборку нужной оперативной ноуменологической и феноменологической информации, принятие решений и формирует управление нашей внутренней и внешней субъектной и объектной активностью. Соотношение субъектного и объектного в разуме оценивается в тетрадной системе «СЭС - среда» на основе аксиоматических, вполне алгоритмизируемых законов гума-номики и общества, его объектной морали и субъектной нравственности.
Применительно к организации и управлению в СЭС хорологический интеллект - это отображение в разуме распределенных в пространстве субъектных и объектных отношений; это совместные и сопряженные хорологические сознание и мышление, пространственные когниталитет и менталитет. Хронологический интеллект - это отображение в разуме хронологии изменений субъектных и объектных отношений; это совместные и сопряженные хронологические сознание и мышление, когниталитет и менталитет.
Исследованиями базовых триадологических: концептуальных, конструктивных и эйдологических - моделей эйдологического, ноуменологического и феноменологического управления в СЭС доказано, что тетрадные: хорологические (на пространственном множестве сопряженных субъектов и объектов) и хронологические (на временном множестве состояний сопряженных субъекта и объекта) субъектные и объектные - взаимоотношения (состояния и свойства) любых движений и процессов в СЭС могут проектироваться алгоритмически также, как это происходит в прикладных электротехнике, механике и многих других инженерных областях. В этом нет никакого механицизма, физикализма и т.д. Есть доказательство единства главного догмата - триадологии - теологической философии и триадоло-гии научной модели: концепции, конструкции и эйдоса (логоса, дао) - субъектной и объектной реальности. В этом состоит первичное единство теологии и науки.
Таким образом, в саратовской методологической школе возникла и обоснована на множестве ноуменологических, феноменологических и эйдологических моделей потребность в создании нового научного направления - гуманомики в гуманологии. Г уманомика -это развивающаяся научная дисциплина, изучающая содержательные закономерности организации, управления и дезорганизации в кластерных и сетевых СЭС с учетом сопряженных субъектных и объектных отношений, сознания и мышления, когниталитета и менталитета, хорологического и хронологического интеллектов, конкурентоспособных человеческих, социальных и экономических характеристик: фактов и факторов, состояний и свойств. При
этом к содержательным закономерностям субъектных и объектных отношений, сознания и мышления отнесем идентифицируемые и алгоритмизируемые (субъективизируемые и объективизируемые) типовые концептуальные и конструктивные их модели, а также базовые этиологические - причинно-следственные в субъектной и объектной хиральности - эйдологические модели.
Гуманомика - это алгоритмическая база построения, анализа, синтеза и проектирования в гуманологии, изучающей смысл, содержание и сущность организации, управления и дезорганизации в кластерных и сетевых СЭС с учетом конкурентоспособных человеческих, социальных и экономических характеристик: хорологических, хронологических и акмеологических; управленческих и управляемых аксиологических и поведенческих (этологических); управляющих и управляемых мотивационных и технологических состояний и свойств. В гуманомике активно используется синергетический подход: в организации и самоорганизации, дезорганизации и са-модезорганизации субъектов хозяйствования и хозяйствующих субъектов, - а также кибернетический подход в выявлении, анализе, синтезе и проектировании подсистемных, системных, кластерных, сетевых и эмерджентных характеристик: ноэтипов и генотипов; управляемых ноэтик и фенетик; управленческих ноэтик и управляющих фенетик - управления любым сопряженным социальным и экономическим хорологическим движением и/или хронологическим процессом в СЭС. Гуманомика развивает и обобщает кибернетику, синергетику, социономику, экономику, правономику, психономику, биономику и ряд других этиологически алгоритмизируемых гуманитарных и естественно-научных составляющих, непременно присутствующих в СЭС. Гумано-мика не заменяет и не отменяет соответствующие науки, а наполняет их этиологической и триадологической содержательностью, объединяет в синтетической форме сопряженные и эмер-джентные - многоуровневые - организацию и управление в СЭС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вестник СГТУ. 2008. №2 (33). Вып. 2. 272 с.
2. Кнышев Иг.В. Развитие методов сопряженного управления в социальных и экономических системах: дис. ... канд. экон. наук / Иг.В. Кнышев. Саратов, 2006. 244 с.
3. Междисциплинарная методология гуманитарных и естественных наук: сб. науч. статей / под науч. ред. Иг.В. Кнышева. Саратов: Научная книга, 2008. 244 с.
Кнышев Илья Валентинович -
соискатель Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
Статья поступила в редакцию 25.09.09, принята к опубликованию 25.11.09