Феномен образования в полидисциплинарных теоретизациях: проблема систематизации
Вихман Виктория Викторовна,
кандидат педагогических наук, кандидат технических наук, доцент кафедры философии факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет E-mail: [email protected]
Целью настоящей статьи является преодоление проблемы недостаточности традиционных исследовательских подходов социально-гуманитарных наук, в части систематизации беспорядочных, полидисциплинарных теоретизаций феномена образования, представленных в форме его идеальных пространственно-временных конструкций. Предлагается способ разрешения обозначенного затруднения путем разработки авторского исследовательского метода названного нами как «сигнатурная каталогизация», призванного систематизировать, обобщить и выявить ключевые признаки конструирования существующих теорети-заций образования. Метод «сигнатурная каталогизация» основан на применении базового авторского конструкта «сигнатура теоретизаций». С помощью данного конструкта осуществляется дешифровка научного полидисциплинарного пространства, т.е. его анализ при заранее неизвестных входных параметрах теоретических интерпретаций изучаемого социального феномена.
Ключевые слова: образование, «сигнатура теорети-зации», каталогизация,теоретический образ.
Введение
Образование - один из самых популярных и противоречивых объектов исследования в предметной плоскости широких полидисциплинарных исследований социально-гуманитарных наук. Противоречивая видимость данного социального феномена заключается в его кажущейся простоте и онтологической квазипрозрачности. Несмотря на то, что рассмотрению данного социального феномена посвящены множество научных статей и монографий, образование до сих пор остается все таким же непростым и «непрозрачным»1. Это приводит к тому, что все многообразие данных теоретических представлений, сформированное научными дисциплинами / пространствами конструирования, зачастую предстает как несистематизированное, неупорядоченное и разноформатное. Анализ всей совокупности полидисциплинарных теоретизаций образования показал, что на подобное их состояние объективно влияет поливариантность дисциплинарных пространств конструирования теоретизаций образования, обладающих собственной предметной спецификой и аналитической оптикой [1]. Данное состояние порождает проблемную ситуа-
1 См. об этом: Ардашкин И.Б., Суровцев В.А. Смарт-образование как новая парадигма образования: pro et contra //Вестн. Том. гос. унта. Философия. Социология. Политология. 2020. № 54. С. 51-61; Хохлова В.В. О некоторых феноменах сферы образования [Электронный ресурс] /
B.В. Хохлова, Ю.В. Малахова, М.В. Штольц // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 3. С. 88-90. Режим доступа: https://rucont.ru/efd/376259; Бермус А.Г. Онтологический поворот в науках об образовании // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2. http://11121.petrsu.ru/iournal/atricle.php?id=2081; Грехнёв В.С. Образование как социальный феномен и объект исследования // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2010. № 6.
C. 66-78; Ручин В.А. Образование, воспитание и социализация: сходство и различие понятий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2010. Т. 10, Вып. 4. С. 35-40 и др.
209
цию, которую можно охарактеризовать в качестве дисциплинарного методологического разнобоя и структурного беспорядка теоретических представлений об образовании. Сложившаяся ситуация требует: 1) осуществить поиск способа систематизации полидисциплинарного наличного многообразия теоретизаций исследуемого социального феномена с целью выявления ключевых признаков конструирования теоретизаций образования, присущих научным дисциплинам, изучающих образование; 2) (ре-) конструировать абстрактные образцы феномена образования - дисциплинарные прообразы, под которыми понимаются идеальные конструкции изучаемого социального феномена, которые могут быть обнаружены в научном полидисциплинарном пространстве теоретизаций.
Умозрительная актуальность настоящей публикации сопряжена с введением в научный оборот дополнительной методологической основы, адекватной на наш взгляд задаче систематизации абстрактных представлений исследуемого социального феномена, базирующейся на авторском методе -«сигнатурная каталогизация». Практическая актуальность данной статьи видится нами в разработке такого научно-исследовательского инструментария, который будет способен уточнить существующие и раскрыть новые свойства, связи, отношения и закономерности постигаемых различных социальных феноменов и, в конченом счете, подойти к решению перспективного вопроса связанного с уточнением онтологического статуса феномена образования.
Постановка проблемы
Анализ вышеобозначенной проблемной ситуации позволил выделить следующие противоречия, между: 1) наличием корпуса полидисциплинарных те-оретизаций об образовании и непрояс-ненностью сущностных характеристик последнего и отсутствием аналитической процедуры упорядочивания как таковых; 3) существованием в науке традиционных и апробированных методов систематизации и их неадекватность задаче
упорядочивания полидисциплинарных, сбивчивых и разноформатных теорети-заций исследуемого социального феномена. Данные противоречия позволяют нам определить проблему настоящей публикации.
С учётом данных противоречий определена проблема настоящей работы: эпистемологической недостаточности традиционных исследовательских подходов в части систематизации беспорядочных, полидисциплинарных теоретизаций феномена образования, представленных в форме идеальных пространственно-временных (реконструкций. Решение данной проблемы составляет цель настоящей публикации: из всего проблемного пространства сосредоточим свое внимание лишь на одном из ключевых аспектов. А именно - на способах преодоления методологической недостаточности традиционных исследовательских подходов систематизации беспорядочных, полидисциплинарных теоретизаций феномена образования путем разработки и применения авторского исследовательского метода «сигнатурная каталогизация». Данный метод нацелен не только на выявление заранее неизвестных / неявных теоретических интерпретаций любых социальных феноменов, образующих научное полидисциплинарное пространство, но и на обнаружение ключевых признаков конструирования последних.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач: 1) проанализировать специфику полидисциплинарного научного пространства, в которых аккумулируются дисциплинарные теоретизации образования; 2) ввести в работу теоретический конструкт призванный не только учесть обозначенную специфику полидисциплинарного пространства, но и накопленных в нем дисциплинарных теоретизаций в части их неявности.
Методология и методика исследования
Исходя из задачи постижения столь неоднозначного социального феномена как
210
образование, представленного в виде массива его полидисциплинарных теоретизаций, выявляется настоятельная исследовательская потребность в поиске нового эвристически результативного методологического основания. Данное основание должно быть ориентированно на систематизацию всего многообразия полидисциплинарных теоретизаций изучаемого социального феномена вообще, и феномена образования в частности. Иными словами требуется сформировать аналитическо-методологический исследовательский инструментарий, нацеленный на постижение социальных феноменов, в части упорядочивания массива его многообразных полидисциплинарных теоретизаций. Предлагаемый авторский исследовательский способ, апробированный впоследствии на социальном феномене образовании, должен учесть ключевую специфику объекта познания: во-первых, рефлексия осуществляется над его теоретическими представлениями, а не над реальным контекстом, практиками, образовательными процессами и т.п.; во-вторых, рефлексируемые тео-ретизации социального феномена, составляющее определенное2 нами полидисциплинарное научное пространство, разноформатные и неупорядоченные.
Основная часть
Образования и его наличный теоретический контекст
Образование как социальный феномен является предметом постоянных научных дискуссий и как следствие возникают все новые полидисциплинарные изыскания в его изучении. Несмотря на столь позитивный факт и лидирующую позицию образования как объекта познания, возникают рамочные условия, сказывающиеся на его рефлексии. К рамочным условиям могут быть отнесены следующие аспекты: во-первых, разноформатность, неупорядоченность продуцированного исследователями массива теоретизаций
2 Определенность полидисциплинарного научного пространства заключается в том факте, что на начальном этапе исследования теоретических интерпретаций феномена образования, осуществляется процедура отбора источниковой базы (научных трудов), которая его и формирует.
феномена образования (теоретический наличный контекст); во-вторых, поливариативность научных подходов, задействованных в них исследователями. Усиление внимания к проблеме разрозненности и фрагментарности теоретического знания о феномене образования связано в первую очередь с поиском оптимального теоретико-методологического подхода к постижению феномена в выделенных рамочных условиях. В этом контексте представляется убедительным введение понятия «наличный теоретический контекст» исследуемого социального феномена и осуществления поиска способа его анализа и систематизации, с целью последующего выстраивания исследовательской стратегии целостного постижения изучаемого социального феномена.
Определенный нами по авторской методике3 наличный теоретический контекст образования (научное полидисциплинарное пространство), состоящий из массива разнородных теоретических интерпретаций, принадлежащих к разным дисциплинарным пространствам, приводит нас к осознанию следующей проблемной ситуации. Суть ее заключается в том, что все теоретический интерпретации образования разнородны по факту «среды зарождения», а именно дисциплинарных пространств конструирования. Это в свою очередь сказывается на результате их рефлексий над образованием, в части применяемых научных методов, теоретических конструктов и т.д. На начальном этапе мы имеем дело с рядом сюжетов: 1) научное полидисциплинарное пространство предстает перед нами как совокупность дисциплинарных пространств конструирования теоретических интерпретаций образования со своей архитектоникой; 2) каждое дисциплинарное пространство конструирования продуцирует уникальные тео-
3 Источниковую базу исследования планируется формировать по предлагаемой нами авторской методике, согласно которой будет осущест-
вляться отбор научных трудов исследователей
«образовательно-ориентированных» научных дисциплинарных областей с учетом того, что генеральная совокупность трудов бесконечно огромна.
211
ретизации образования названный нами - дисциплинарные прообразы обра-зования4; 3) массив дисциплинарных прообразов образования беспорядочен, разноформатен, сложно формализуем для анализа изучаемого социального феномена [2, 3].
Возникает ситуация, при которой мы имеем дело с таким научным полидисциплинарным пространством, в котором аккумулированы специфичные дисциплинарные прообразы образования, т.е. с заранее неизвестными данными ни о способе, ни о формате их конструирования. Это создает определенные трудности для дальнейшего теоретического постижения исследуемого социального феномена. Для элиминирования данной проблемной ситуации, в части анализа столь специфичного научного пространства с неявными данными, предлагается применить зарекомендовавший себя в решении подобных задач исследовательский метод дешифровки5, который позволит подвергнуть специальному анализу полидисциплинарное научное пространство, и не только извлечь из него специфичные дисциплинарные прообразы образования, но и упорядочить их в соответствии с поставленными задачами. Акцентируя внимание на том факте, что все дисциплинарные прообразы, конструируемый исследователями в дисциплинарных предпочтениях уникальны и имеют не с чем несравнимый отпечаток пространств конструирования, это в свою очередь ставит задачу поиска такого инструментария, который способен учесть особенности теорети-заций исследуемого социального феномена. Исходя из данного ключевого аспекта, дешифровку научного про-
4 Под дисциплинарными прообразами имеется в виду некие идеальные конструкции изучаемого социального феномена, которые могут быть обнаружены в научном полидисциплинарном пространстве.
5 Под дешифровкой научного пространства конструирования понимается процесс его разбора (анализа) при заранее неизвестных входных параметрах (нам неизвестен ни формат представления, ни способ конструирования) теоретических интерпретаций изучаемого социального феномена.
странства предлагается осуществлять на основании понятия «сигнатура». Данное понятие имеет глубокую историю и не только оккупировано исследователями самых различных областей, но и оно доказало свою эвристическую продуктивность. На наш взгляд данное понятие призвано выступить тем самым конструктом, учитывающим эксклюзивность конструируемых дисциплинарных прообразов социального феномена и ситуацию анализа пространства конструирования с неизвестными входными параметрами.
Зафиксировав входные аспекты проблемной ситуации изучения образования, проведем аналитику междисциплинарного понятия «сигнатура», обращение к которому служит ключевым в рамках данной публикации и направленного на решение задачи систематизации слабо структурированного наличного теоретического контекста.
Сигнатура
Понятие «сигнатура»6 воспринималась как некий знак, отметка, присущая представителям растительного мира. Учение о сигнатурах упоминается уже в трудах раннего средневековья (Диоскорид, Га-лен, Майер и др.), но особое «звучание» получает в работах Парацельса7. Именно последний возродил это направление, назвав его учением о знаках природы -«сигнатуре», или «сигна натурале».
Анализ литературы позволил установить варианты экспликаций и применения понятия «сигнатура». К примеру, в медицине «сигнатура» - это «часть рецепта с указанием способа употребления лекарства / копия рецепта, прилагаемая к выданному аптекой лекарству» [4], в математике - «чис-
6 Сигнатура (позднелатинская signatura, буквально - подпись, от лат. signo - указываю, обозначаю).
7 Парацельс (лат. Paracelsus, настоящее имя Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim; 21 сентября 1493 года, город Эг, кантон Швиц - 24 сентября 1541 г., Зальцбург) - знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии.
212
ловая характеристика квадратичном формы» [5], в полиграфии - «порядковый номер печатного листа издания, проставляемый в левом нижнем углу на первой странице каждого печатного листа вместе с нормой и на третьей странице - со звездочкой» [6]. Отдельного внимания заслуживает упоминание сигнатуры в области информационных технологий: «сигнатура файла -набор байтов, обеспечивающий идентификацию типа файла», «сигнатура функции - характеристическая часть определения функции в программировании», «сигнатура атаки - характеристические особенности компьютерного вируса» и т.п. В социо-гуманитарном контексте особого внимания заслуживают труды американского исследователя Л. Шульмана (Lee S. Shulman) [7], который в 2005 г. ввел в англоязычную педагогику понятие «signature pedagogy» и вложив в это понятие идею демаркации форм преподавания и обучения в рамках специального профессионального образования. Понятие «signature pedagogy» активно применяется в зарубежных публикациях в сфере искусства - « signature pedagogy in theatre arts», «signature pedagogies in the graphie design classroom», «signature pedagogy in music», а также естественно-научных исследованиях [8]. Анализ зарубежных источников демонстрирует активное использование данного понятия «signature pedagogy» в научных трудах по медицинскому образованию [9], по начальному педагогическому образованию [10], а также в предпринимательском образовании [11]. В контексте зарубежных философских исследований, понятие «сигнатура» получила особое распространение в философско-археологических воззрениях Д. Агабе-на (Giorgio Agamben) - «The Signature of All Things» («подписи всего сущего») [12]; в философии математики С. Беннекена (Stoimenow Bennequin) -«Positivity of the Signature» («положительные подписи») [13].
Отечественный корпус научных публикаций по сигнатурной проблематике
не так велик и реализован в этнокульту-рологии, религиоведении и богословии [14-17]. Анализ теоретического контекста применения и использования понятия «сигнатура» позволяет сделать вывод о его широком присутствии в теоретическом понятийно-категориальном контексте и позволяет высказать гипотезу о его высоком эвристическом потенциале в случае изучения социальных феноменов, представленных в их теоретических рефлексиях.
Сигнатура теоретизации
Опираясь на проведенный анализ использования понятия «сигнатура» в исследовательской практике и руководствуясь целями и задачами настоящей публикации, предлагается использовать в научном обороте авторский конструкт «сигнатура теоретизации», который в данном случае, призван выступить генерализирующим теоретическим основанием оригинального исследовательского подхода, названный нами сигнатурной каталогизацией.
Сигнатура теоретизации - теоретический конструкт, содержащий совокупность атрибутивных признаков как самого социального феномена, так и конструирования его теоретических идеализаций, присущих дисциплинарным пространствам зарождения последних. Иными словами, «сигнатура теоретизации» выступает в качестве семантического «ключа», подбираемого исследователями к «замкам» теоретических представлений исследуемого социального феномена. Ключевые дисциплинарные признаки конструирования теоретизаций изучаемого социального феномена, закладываются исследователем в сигнатуру, исходя из задачи, на решение которой направлено применение вводимого конструкта. В качестве тех самых ключевых признаков могут выступать атрибутивные характеристики непосредственно самого феномена и\или различные показатели условий, обстоятельств, в которых осуществляется его изучение на теоретическом уровне.
213
Основные положения
Предлагаемый в работе оригинальный подход («сигнатурная каталогизация») направлен на теоретическое постижение социальных феноменов посредством процедуры дешифровки полидисциплинарного и разноформатного научного пространства его теоретизаций с помощью конструкта «сигнатура теорети-зации» и нацелен на выявление, систематизацию уникальных дисциплинарных прообразов последнего. Зафиксируем положения сигнатурного подхода относительно исследуемого нами социального феномена образования в следующем виде:
Положение 1. Любому дисциплинарному прообразу, выявляемой в научном полидисциплинарном пространстве может быть поставлена в соответствие своя уникальная сигнатура.
Положение 2. Сигнатура теоретиза-ции нацелена на обнаружение и систематизацию теоретических представлений образования в полидисциплинарном научном пространстве.
Положение 3. Сигнатурная каталогизация - это исследовательский метод, призванный дополнить эвристический потенциал существующих аналитико-исследовательский подходов и процедур нацеленных на систематизацию полидисциплинарных, разноформатных теоретических знаний социального феномена и основанного на «сигнатуре те-оретизации». Суть данного метода состоит в теоретической и практической возможности упорядочивания любого массива теоретических представлений изучаемого социального феномена. Предлагаемый метод «сигнатурная каталогизация» характеризуется ключевыми аспектами:
1. интегративность (способность объединения эвристических потенциалов разнообразных научных методов и подходов);
2. адаптивность (атрибутивное свойство настройки и подстройки аналитическо-исследовательского протокола аппарата сигнатуры под любой объект с сохранением его базовых структуры и функционала);
3. функциональность (выявление дополнительных связей, свойств, отношений и закономерностей актуального объекта исследования);
4. эвристичность (расширение исследовательского потенциала известных нам исследовательских подходов и методов, таких как классификация, типология и т.п.);
5. систематика (допустимость и достижимость упорядочивания любых теоретических представлений о разнообразных исследуемых объектах). Положение 3. Сигнатурная каталогизация приводит к формированию систематизированной совокупности дисциплинарных прообразов образования - образотеки дисциплинарных прообразов исследуемого социального феномена. Под образотекой дисциплинарных прообразов феномена образования понимается - упорядоченная совокупность полидисциплинарных теоретических интерпретаций образования (дисциплинарных прообразов), сформированных мыслителями, формируемая на основе требований к ее наполнению, в части минимального описания и полноты входящих тео-ретизаций. Образотека теоретических прообразов феномена образования направлена на решение проблемы упорядочения априорных теоретизаций образования и их апостериорного извлечения для дальнейшего выявления необходимых и достаточных признаков конструирования рефлексируемых те-оретизаций исследуемого социального феномена. Данные признаки конструирования наблюдаемые в теоретизациях феномена образования способны лечь в основу построения идеальной модели постижения феномена образования как в ретроспекции, так и построение сценариев образа его будущего. В результате мы приобретем некую упорядоченную совокупность с четко заданной формализованной структурой (каталог), удобную не только для хранения, обработки, наполнения, но и дальнейшей исследовательской аналитики. Полученная образотека дисциплинарных прообразов образования, представлен-
214
ная в виде каталога выступает не как статическая формация, хранящая список определенных данных, а как динамически наполняемая и трансформируемая под исследовательские задачи структура. С помощью «сигнатуры теоретизации» исследователь «сканируя» пространство полидисциплинарных те-оретизаций, выявляет в нем по заданным признакам в сигнатуре дисциплинарные прообразы, затем «извлекает» их из этого пространства и «помещает» в каталог, формируя тем самым обра-зотеку. В нашем случае, а именно когда имеем дело с неизвестными заранее данными в части как/каким образом представлены дисциплинарные прообразы в научном пространстве, единственно допустимым и с большей вероятностью продуктивным параметром/ критерием систематизации считаем -
«научная дисциплина». Иными словами, «ведущим» блоком в сигнатуре те-оретизации в задаче систематизации наличного теоретического контекста образования выступит принадлежность выявленной теоретизации к той или иной дисциплинарной направленности.
Процедура систематизации наличного теоретического контекста образования с помощью сигнатуры привела к созданию образотеки дисциплинарных прообразов образования представленной в виде каталога. Упорядочивание теоретизаций образования производилось по критерию - «научная дисциплина». Особо отметим, что «сигнатура те-оретизации» не нагружает собой исследуемый социальный феномен, а выступает лишь в качестве методологически-нейтральной формы систематизации его теоретизаций (рис. 1).
Рис. 1. Визуализация процедуры систематизации теоретических источников
в его онтологических пространственно-временных (ре-)конструкциях. Для чего потребовалось создать специальный исследовательский инструментарий, позволяющий: 1) разработать механизм
Заключение
На данном этапе решается проблема разработки целостной теоретико-методологической концепции постижения социального феномена образования
релевантного отбора эмпирического материала на основе восьми предметных дисциплин; 2) осуществить предметный анализ наличного теоретического контекста образования, состоящих из его полидисциплинарных теоретизаций, названных нами дисциплинарные прообразы последнего, под которыми понимается некие идеальные конструкции изучаемого социального феномена, которые могут быть обнаружены в научном полидисциплинарном пространстве; 3) систематизировать путем каталогизации выявленные дисциплинарные прообразы образования.
Целостность восприятия постижения столь многогранного социального феномена коим является образование, представленного в его полидисциплинарных, систематизированных, дисциплинарных теоретизациях (образотека) возможна только при условиях: 1) создания такой идеальной модели, которая способна вобрать в себя вычлененные из всего многообразия ключевые признаки конструирования теоретиза-ций и атрибутивные характеристики фактического реального образования; 2) предлагаемая идеальная модель обладает темпорально-пространственным эвристическим потенциалом конструирования, т.е. способна выступить дуальным методологическим основанием как для реконструирования ретроспективных теоретических образов (движение от настоящего к прошлому), так и конструирования перспективных вариаций теоретического образа образования, альтернативных сценариев образов его потребного будущего (движение от настоящего в будущее). Таким образом, в работе предложена авторская концепция, основанная на социально-философском спекулятивном постижении образования и существенно дополняющая актуальный исследовательский мейнстрим, названная нами - концепцией сигнатурной каталогизации теоретизаций феномена образования.
Литература
1. Вихман В.В. Локальная архитектоника пространства конструирова-
ния теоретических прообразов феномена образования: дисциплинарный аспект // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 5-16.
2. Вихман В.В. Трансдисциплинарное конструирование теоретических образов феномена образования // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 48-63. DOI: 10.15372/ PHE20200204
3. Вихман В.В., Ромм М.В. «Офлайн-теоретизирование» в постижении феномена образования в его теоретических образах // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 2, ч. 1. С. 124-139. DOI: 10.17212/2075-0862-202012.2.1-124-139.
4. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. 1456 с.
5. Математическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1977. 1985 с.
6. Каган Б.В. Термины полиграфии до 2014 года: Толковый словарь терминов полиграфии (с английскими эквивалентами) / Б.В. Каган, С.И. Стефанов. М.: Ленанд, 2017. 1184 с.
7. Lee S. Shulman Signature Pedagogies in the Professions // Daedalus, Vol. 134, № . 3, On Professions & Professionals (Summer, 2005), pp. 52-59.
8. Каркина С.В., Валеева Р.А. Сущностно-содержательная характеристика понятия «Signature pedagogy» в контексте отечественной научно-педагогической мысли // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 № 4, https://mir-nauki.com/ PDF/21PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус. англ.
9. Exploring signature pedagogies. Approaches to Teaching Disciplinary Habits of Mind. Edited by Regan A.R. Gurung, Nancy L. Chick and Aeron Haynie. Stylus Publishing, Sterling, Virginia, 2009. 318 p.
10. Crookes P.A., Else F.C., Lewis P.A. Signature pedagogies:
216
An integrative review of an emerging concept in nursing education // Nurse Education Today Volume 84, January 2020.
11. Tan C. A Signature Pedagogy for Initial Teacher Education in Singapore // New Educator Volume 15, Issue 3, 3 July 2019, Pages 226-245. Jones C. A signature pedagogy for entrepreneurship education // Journal of Small Business and Enterprise Development Volume 26, Issue 2, 23 April 2019, Pages 243-254.
12. Watkin W. The Signature of All Things: Agamben's Philosophical Archaeology // MLN, Vol. 129, No. 1, Italian Issue (January 2014), Pages 139-161.
13. A Stoimenow Bennequin's Inequality and the Positivity of the Signature // Transactions of the American Mathematical Society, Vol. 360, № 10 (Oct., 2008), pp. 5173-5199.
14. Личковах В.А. Сигнатура богородицы в украинской культуре // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Серия: «Культурология, Философия, Социология»: Научное издание. № . 2. 2008. С. 24-29.
15. Курамшина Ю.В. Актуальные проблемы культурологической регио-ники: крымский аспект // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (65). 2012. № 4. С. 164169. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/aktualnye-problemy-kulturologicheskoy-regioniki-krymskiy-aspekt
16. Курбатов В.И. Символическое виртуальное сетевое мышление: новая эпоха, или эпоха новостей [Электронный ресурс] / В.И. Курбатов // Гуманитарий Юга России. 2013. № 1. С. 64-74. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/simvolicheskoe-virtualnoe-setevoe-myshlenie-novaya-epoha-ili-epoha-novostey
17. Кребель И.А., Сухачев В.Ю., Ва-толина Ю.В. «Диалог» как «скан-
дал» // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. № 5 (122). 2013. С. 202206. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/dialog-kak-skandal
PHENOMENON OF EDUCATION IN POLYDISCIPLINARY THEORIZATIONS: THE PROBLEM OF SYSTEMATIZATION
Vikhman V.V.
Novosibirsk State Technical University
This publication aims to overcome the problem of insufficient traditional research approaches of the social and humanities sciences, in terms of systematizing erratic, polydisciplinary theoriza-tions of the phenomenon of education, presented in the form of its ideal spatiotemporal constructions. The invention proposes a method of resolving the indicated problem by developing an author's research method called by us as a "signature cataloging," designed to systematize, improve and identify key features of the construction of existing education theories. The "signature cataloging" method is based on the application of the basic author's construct "signature of theorizations," which acts as a semantic "key" selected by researchers to the "locks" of the multidisciplinary theoretical representations of the social phenomenon under study. In other words, with the help of this construct, the scientific multidisciplinary space is de-encrypted, i.e. its analysis with previously unknown input parameters of theoretical interpretations of the social phenomenon being studied.
Keywords: education, "signature of theoriza-tion", cataloging, theoretical image.
References
1. Vikhman V.V Local architectonics of the space of constructing theoretical prototypes of the phenomenon of education: a disciplinary aspect. 2020. Vol. 20, no. 4. p. 5-16.
2. Vikhman V.V. Transdisciplinarnoe konstru-irovanie teoreticheskikh obra-zov fenomena obrazovaniya [Transdisciplinarnoe konstru-irovanie teoreticheskikh obra-zov fenomena obrazovaniya]. 2020. Vol. 20, no. 2. pp. 4863. DOI: 10.15372/PHE20200204
3. Vikhman V. V., Romm M.V. "Offline-theorizing" in the comprehension of the phenomenon of education in its theoretical images. 2020. Vol. 12, No. 2, part 1. pp. 124139. DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12. 2. 1-124-139.
217
4. Bolshoy enciklopedicheskiy slovar ' [Large Encyclopedic dictionary]. 2nd ed., reprint. and add. M.: Bolshaya Ros. encikl.; SPb.: Norint, 1997, 1999, 2001, 2004. 1456 p.
5. Matematicheskaya enciklopediya. M.: Sovetskaya enciklopediya. 1977. 1985 p.
6. Kagan B.V. Terms of polygraphy until 2014: Explanatory dictionary of terms of polygraphy (with English equivalents) / B.V. Kagan, S.I. Stefanov. M.: Le-nand, 2017. 1184 p.
7. Lee S. Shulman Signature Pedagogies in the Professions // Daedalus, Vol. 134, № . 3, On Professions & Professionals (Summer, 2005), pp. 52-59.
8. Karkina S. V., Valeeva R.A. Essential and meaningful characteristics of the concept of "Signature pedagogy" in the context of Russian scientific and pedagogical thought // The world of science. Pedagogy and Psychology, 2019 No. 4, https://mir-nauki.com/ PDF/21PDMN419.pdf (access is free). Title from the screen.
9. Exploring signature pedagogies. Approaches to Teaching Disciplinary Habits of Mind. Edited by Regan A.R. Gurung, Nancy L. Chick and Aeron Haynie. Stylus Publishing, Sterling, Virginia, 2009. 318 p.
10. Crookes P.A., Else F.C., Lewis P.A. Signature pedagogies: An integrative review of an emerging concept in nursing education // Nurse Education Today Volume 84, January 2020.
11. Tan C. A Signature Pedagogy for Initial Teacher Education in Singapore // New Educator Volume 15, Issue 3, 3 July 2019, Pages 226-245. Jones C. A signature pedagogy for entrepreneurship education // Journal of Small Business and Enterprise Development Volume 26, Issue 2, 23 April 2019, Pages 243-254.
12. Watkin W. The Signature of All Things: Ag-amben''s Philosophical Archaeology // MLN, Vol. 129, No. 1, Italian Issue (January 2014), Pages 139-161.
13. A Stoimenow Bennequin''s Inequality and the Positivity of the Signature // Transactions of the American Mathematical Society, Vol. 360, No. 10 (Oct., 2008), pp. 51735199.
14. Lychkovakh V.A. Signature of the virgin Mary in Ukrainian culture // Bulletin of Nizhnevartovsk state University of Humanities. Series: "Cultural Studies, Philosophy, Sociology": Scientific edition. no. 2. 2008. pp. 24-29.
15. Kuramshina Yu.V. Aktual'nye problemy kul-turologicheskoy regioniki: krymskiy aspekt [Actual problems of culturological region-ics: the Crimean aspect]. Series " Philosophy. Cultural studies. Political science. Sociology". Tom 24 (65). 2012. № 4. P. 164169. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ aktualnye-problemy-kulturologicheskoy-regioniki-krymskiy-aspekt
16. Kurbatov V.I. Symbolic virtual network thinking: a new era, or the era of news [Electronic resource] / V.I. Kurbatov / / Humanitari-um of the South of Russia. 2013. No. 1. pp. 64-74. URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/simvolicheskoe-virtualnoe-setevoe-myshlenie-novaya-epoha-ili-epoha-novostey
17. Krebel I. A., Sukhachev V. Yu., Vatolina Yu. V. "Dialog" as "scandal" / / Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. History. Modernity. No. 5 (122). 2013. pp. 202-206. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dia-log-kak-skandal