Научная статья на тему 'СЕТЕВАЯ АРХИТЕКТОНИКА ПРОСТРАНСТВА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРООБРАЗОВ ФЕНОМЕНА ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ'

СЕТЕВАЯ АРХИТЕКТОНИКА ПРОСТРАНСТВА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРООБРАЗОВ ФЕНОМЕНА ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРООБРАЗЫ ФЕНОМЕНА ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВО КОНСТРУИРОВАНИЯ / СЕТЕВАЯ АРХИТЕКТОНИКА / THE PHENOMENON OF EDUCATION / DISCIPLINARY PROTOTYPES OF THE PHENOMENON OF EDUCATION / TRANSDISCIPLINARY DESIGN / DESIGN SPACE / NETWORK ARCHITECTONICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихман Виктория Викторовна

Введение. Данная статья раскрывает попытку взглянуть на проблемную ситуацию, связанную со спецификой не столько объекта познания в его конструируемых теоретических представлениях («теоретических прообразов») феномена образования (Образование осмысливается как социальный феномен, как фрагмент социальной реальности), сколько с архитектоникой пространств конструирования, рождающих их. Специфика анализируемого социального феномена заключается, с одной стороны, в предметной детерминированности его теоретических интерпретаций, конструируемых исследователями в научных дисциплинарных пространствах, с другой стороны, в ограниченности эвристического потенциала подобных пространств в его целокупном теоретическом постижении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK ARCHITECTONICS OF THE SPACE FOR CONSTRUCTING THEORETICAL PROTOTYPE OF THE PHENOMENON OF EDUCATION: TRANSDISCIPLINARY ASPECT

Introduction. This article reveals an attempt to look at the problematic situation associated with the specifics of not so much the object of knowledge in its constructed theoretical representations ("theoretical prototypes") of the phenomenon of education, but with the architectonics of the construction spaces that give rise to them. The specificity of the social phenomenon being analyzed lies, on the one hand, in the substantive deterministic nature of its theoretical interpretations, designed by researchers in scientific disciplinary spaces, on the other hand, in the limitation of the heuristic potential of such spaces in its complete theoretical comprehension. It is assumed that one of the possible solutions to the current problem situation may be a methodological turn in the strategy of learning about education in its theorizations - from traditional and scientific disciplinary design spaces towards a trans disciplinary formation. In other words, realizing the heuristic failure of engineered disciplinary theoretical prototypes in terms of their holistic understanding of the whole depth and multifaceted nature of education, a different cognition algorithm is proposed - a trans disciplinary view of the social phenomenon being studied. It is assumed that the novelty of this work lies in the focus of view on the fact that the trans disciplinary space for designing theoretical interpretations of the phenomenon of education, unlike disciplinary ones, has open or network architectonics. This position, in our conviction, allows us to claim a comprehensive research view of education. It is argued that access to the design space with network architectonics will allow you to obtain research analytical tools of a different quality, with synthesized heuristic potential in understanding the multifaceted social phenomenon under study. The result of this work is the idea of creating a method for constructing a complete (synthesized) "theoretical image of the phenomenon of education." Methodology and research methods. The theoretical and methodological basis of this study, on the one hand, is the "spatial turn" that arose in scientific knowledge, on the other hand, a transdisciplinary approach, the heuristics of which are confirmed by a significant number of scientific works (V. Bazhanov, R. Scholz, D. J. Lang, A. Vick, A. Walter, M. Stauffacher, B. The movement of the proposed research strategy in the direction of trans disciplinary construction of theoretical interpretations of the studied social phenomenon is dictated not so much by our personal motivation to appeal to it, but by its proven productivity in the theory of knowledge (V.V. Andreev, R.Y. Gibadulin, R.I. Zhdanov and others). In this regard, the consideration of the space of designing theorizations of the phenomenon of education from the position of analytics of its architectonics allows us to attempt to go beyond the disciplinary framework of reflection over the latter. The results of the study. Developing the idea of heuristic limitation of disciplinary spaces in terms of knowing such a multifaceted phenomenon as education, a different strategy for studying it is proposed. To such a strategy we attribute the idea on the one hand of reaching the transdisciplinary space of designing theorizations of the phenomenon of education, on the other hand -obtaining its other architectonics. The transdisciplinary nature of spaces is presented to us in the form of a number of subjects, in particular, the possibility of a departure of researchers from the disciplinary framework inherent in the area in which they produce (research programs, traditions) and an appeal to other subject paradigms. It seems that transdisciplinary space is a space of a new level of construction of theorizations of the phenomenon of education, which is not only characterized by open (network) architectonics, but also allows you to holistically look at the social phenomenon being studied. Conclusion. It seems that the analyzed series of socio-philosophical reflexes of education, called by us disciplinary prototypes, is the result of its theoretical design, which bear the imprint of the construction space. It seems that the design space, or rather its configuration, can be set by architectonics. Earlier we put forward that local architectonics is characteristic of the disciplinary spaces for designing theorizations of the phenomenon being studied. In case of turning the research strategy of studying the phenomenon of education towards the transdisciplinary format, we are faced with a different configuration of the architectonics of space - open, called by us "network." Access to network architectonics allowed us to get an author's toolkit that, in our opinion, can interactively look at the comprehension of such a multifaceted social phenomenon as education, represented in its theorizations.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВАЯ АРХИТЕКТОНИКА ПРОСТРАНСТВА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРООБРАЗОВ ФЕНОМЕНА ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ»

Сетевая архитектоника пространства конструирования теоретических прообразов феномена образования: трансдисциплинарный аспект

Вихман Виктория Викторовна,

кандидат педагогических наук, кандидат технических наук, доцент кафедры философии факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, [email protected]

Введение. Данная статья раскрывает попытку взглянуть на проблемную ситуацию, связанную со спецификой не столько объекта познания в его конструируемых теоретических представлениях («теоретических прообразов») феномена образования (Образование осмысливается как социальный феномен, как фрагмент социальной реальности), сколько с архитектоникой пространств конструирования, рождающих их. Специфика анализируемого социального феномена заключается, с одной стороны, в предметной детерминированности его теоретических интерпретаций, конструируемых исследователями в научных дисциплинарных пространствах, с другой стороны, в ограниченности эвристического потенциала подобных пространств в его целокупном теоретическом постижении.

Ключевые слова: феномен образования, дисциплинарные прообразы феномена образования, трансдисциплинарное конструирование, пространство конструирования, сетевая архитектоника.

Введение. Развивая ранее начатый нами дискурс относительно возможностей, способов и механизмов постижения феномена образования в его теоретических интерпретациях [3], мы пришли к умозаключению, что, с одной стороны, все они являются теоретическим результатом конструирования мыслителей, продуцирующих в дисциплинарных пространствах [4, 5], с другой подобные предметно-дисциплинарные пространства конструирования могут быть рассмотрены с позиции их архитектоники1 (в т.ч. визуальной ее интерпретации) [6]. Анализируемый ряд теоретических представлений исследуемого социального феномена, зарождающихся в том или ином дисциплинарном пространстве представляется нами как его теоретические дисциплинарные прообразы2. Отметим, что умозаключение о том, что продуцирование мыслителей, исследующих социальный феномен образования, осуществляется в пространстве, которое ими же и воссоздается восходит к концепции А. Лефевра [7]. Под предметно-дисциплинарными пространствами конструирования понимается области исследования, формируемые дисциплинарными науками, в призме внимания которых находиться изучаемый социальный феномен. В кон-

1 Под архитектоникой пространства конструирова-

ния теоретизаций социального феномена понимается общий принцип формирования (конструирования) теоретических интерпретаций изучаемого феномена как нечто целое, композиционно завершенное, проявляющийся в единстве и дополнении друг

друга подходов, дисциплинарных исследовательских программ, методов, традиций и т.д. 2 Дисциплинарный прообраз образования - любая теоретическая интерпретация исследуемого социального феномена, сконструированная исследователем в рамках его дисциплинарных предпочтений, методов, традиций и т.д.

ц Гп::а 1

тексте нашей работы подобные пространства конструирования теоретических интерпретаций образования рождают «образовательно-ориентированные» дисциплины: педагогика, психология образования, социология образования и т.д. Специфика сконструированных в подобных пространствах дисциплинарных прообразов образования заключается в том, что они отражают лишь отдельные стороны столько многоаспектного социального феномена, коим является образование. Пространство конструирования откладывает на них своей уникальный штамп, даже не оно само в прямом смысле этого значения, а его архитектоника. Иными словами, дисциплинарные прообразы несут на себе «архитектонический отпечаток» пространства конструирования. Любое пространство конструирования дисциплинарных прообразов образования может быть описано в унифицированных пространственных координатах, в нашем случае: предмет научной дисциплины (ПД), дисциплинарные методы (ДМ), теоретические конструкты (ТК), что определяет их архитектонику. Ранее мы выдвинули предположение, что дисциплинарным пространствам конструирования свойства так называемая локальная архитектоника. Ключевой аспект подобной архитектоники пространства заключается в ее эвристической ограниченности в части исследования многогранного социального феномена - образования, невозможности преодоления дисциплинарного «тяготение». Выходом из сложившейся ситуации может выступить иная архитектоника пространства конструирования, с открытой или сетевой конфигурацией.

Результаты исследования. Дисциплинарные прообразы образования, являя собой теоретический результат воззрений мыслителей на исследуемый социальный феномен, формируются в пространствах конструирования с локальной архитектоникой.

Графически пространства конструирования прообразов можно представить в

виде дисциплинарных областей, описанные своими координатами (рис. 1). Из рисунка отчетливо видна их независимость пространственного расположения: пространство конструирования (дисциплинарная область) с координатами (ПД1, ДМ1, ТК1) не пересекается с другим пространством с координатами (ПД2, ДМ2, ТК2). Иными словами, мыслители продуцирующие в их дисциплинарных рамках, формируют свои «самодостаточные» дисциплинарные прообразы образования. Постепенно в дисциплинарных пространствах накапливается массив прообразов образования, как правило сложно формализуемых не только в части способов которыми они были сконструированы, но и отнесению их к конкретным дисциплинарным наукам. Оставив за рамками данной работы размышления о способах и механизмах конструирования теорети-заций образования, сосредоточим свое внимание на возможности преодоления дисциплинарного «пространственного» притяжения исследователями.

Размышления об архитектонике дисциплинарного пространства конструирования, а конкретно о ее локальной сущности, привели нас к настоятельной потребности поиска иного варианта конфигурации. Пространство конструирования способное осмыслить столь многоплановый социальный феномен как образование, на наш взгляд должно иметь исключительно открытую или сетевую архитектонику. В то же время, просто взять и трансформировать локальную архитектонику дисциплинарных пространств в открытую представляется сложно реализуемым процессом в силу ряда обстоятельств. С одной стороны, это сложившаяся годами практика, с другой - у исследователей нет потребности в ее изменении. Ученые годами продуцируют в рамках своих дисциплинарных предпочтений и убеждены в их достаточности для исследовательских задач стоящих перед ними. В этой связи, выдвигается идея взглянуть по иному на процесс постижения образования в его теоретизациях, которые яв-

ляя собой объект пристального внимания многих дисциплин, не может быть ими целокупно описан.

Суть этой идеи в не в отказе от сложившихся традиций работать в дисциплинарных традициях, в пространстве с локальной архитектоникой, а ином взгляде на сам процесс конструирования теоретических интерпретаций образования, в части архитектоники пространства в котором оно осуществляется. Представляется возможным уйти от жестких дисциплинарных рамок пространства конструирования, с тем чтобы дать исследователям новый эвристический инструментарий. Такую возможности мы видим исключительно

в пространстве конструирования с сетевой архитектоникой (рис. 2).

Ключевой аспект сетевой архитектоники в том, что исследователь получает в свое распоряжение более широкий методологический инструментарий. Расширения методологической базы возможно не только за счет оккупации научных методов иных «образовательно-ориентированных» наук, но и обращения к их теоретическим конструктам, предмету, т.е. углу зрения под которым данная наука изучает образования. Дискурсу о возможностях получаемых исследователи с предлагаемой концепцией, в части их детализации, мы посвятим отдельные работы, здесь пока зафиксируем идею.

Рисунок 1. Пространства конструирования теоретических дисциплинарных прообразов образования: локальная архитектоника

Рисунок 2. Пространства конструирования теоретических дисциплинарных прообразов образования: сетевая архитектоника

Заключение. Основной акцент данной работы, в части постижения социального феномена образования, выраженного в его теоретических интерпретациях - дисциплинарных прообразах, сделан на потенциальной необходимости поиска новой формации его постижения. Переход от устоявшейся логики конструирования теоретических интерпретаций в дисциплинарных пространствах в сторону трансдицисплинарного формата, позволяет выйти на иной уровень абстракции исследования социального феномена образования. Предполагается, что сетевая (или открытая) архитектоника заявленного трансдицисплинарного пространства конструи-

рования теоретического знания исследуемого социального феномена не только релевантна современной социальной реальности, но и имеет эвристическую продуктивность.

Литература

1. Бажанов В. А., Шольц Р. В. Тран-сдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы: монография. - М.: Навигатор, 2015. - 564 с.

2. Андреев В. В., Гибадулин Р. Я., Жданов Р. И. Формирование трансдицисплинарного подхода к научной и педагогической деятельности как основная миссия института перспективных

исследований // Преподаватель XXI век.

- 2019. - № 2-1. - С. 9-22.

3. Вихман В.В. Образование как трансдисциплинарный объект научной теоретизации: поиск решений/ В.В. Вих-ман//Фундаментальные аспекты психического здоровья: науч. журнал - 2018. -№3. С.75 - 78.

4. Вихман В.В. Цифровой дискурс конструирования теоретического образа феномена образования // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №1. С. 34473455. DOI: 10.15372/PEMW20200107. URL:

https://profed.nsau.edu.ru/jour/article/view /648

5. Вихман В.В. Трансдисциплинарное конструирование теоретических образов феномена образования // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С.48

- 63. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091 655

6. Вихман В.В. Визуальные коннотации теоретизаций социальных феноменов / В.В. Вихман // Профессиональное образование в современном мире 2019. Т. 9, № 1. С. 2476-2483. DOI 10.15372/PEMW20190110. URL https://profed.nsau.edu.ru/jour/article/view File/536/522

7. Лефевр А. Производство пространства // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 3. [Электронный ресурс] [Обращение к документу 10.07.2020]. Режим доступа: http://sociologica.hse.ru/2002-2-3/28145145.html

Network architectonics of the space for constructing theoretical prototype of the phenomenon of education: transdisciplinary aspect Vikhman V.V.

Novosibirsk State Technical University Introduction. This article reveals an attempt to look at the problematic situation associated with the specifics of not so much the object of knowledge in its constructed theoretical representations ("theoretical prototypes") of the phenomenon of education, but with the architectonics of the construction spaces that give rise to them. The specificity of the social phenomenon being analyzed lies, on the one hand, in the substantive deterministic nature of its theoretical

interpretations, designed by researchers in scientific disciplinary spaces, on the other hand, in the limitation of the heuristic potential of such spaces in its complete theoretical comprehension. It is assumed that one of the possible solutions to the current problem situation may be a methodological turn in the strategy of learning about education in its theorizations - from traditional and scientific disciplinary design spaces towards a trans disciplinary formation. In other words, realizing the heuristic failure of engineered disciplinary theoretical prototypes in terms of their holistic understanding of the whole depth and multifaceted nature of education, a different cognition algorithm is proposed - a trans disciplinary view of the social phenomenon being studied.

It is assumed that the novelty of this work lies in the focus of view on the fact that the trans disciplinary space for designing theoretical interpretations of the phenomenon of education, unlike disciplinary ones, has open or network architectonics. This position, in our conviction, allows us to claim a comprehensive research view of education. It is argued that access to the design space with network architectonics will allow you to obtain research analytical tools of a different quality, with synthesized heuristic potential in understanding the multifaceted social phenomenon under study. The result of this work is the idea of creating a method for constructing a complete (synthesized) "theoretical image of the phenomenon of education."

Methodology and research methods. The theoretical and methodological basis of this study, on the one hand, is the "spatial turn" that arose in scientific knowledge, on the other hand, a transdisciplinary approach, the heuristics of which are confirmed by a significant number of scientific works (V. Bazhanov, R. Scholz, D. J. Lang, A. Vick, A. Walter, M. Stauffacher, B. The movement of the proposed research strategy in the direction of trans disciplinary construction of theoretical interpretations of the studied social phenomenon is dictated not so much by our personal motivation to appeal to it, but by its proven productivity in the theory of knowledge (V.V. Andreev, R.Y. Gibadulin, R.I. Zhdanov and others). In this regard, the consideration of the space of designing theorizations of the phenomenon of education from the position of analytics of its architectonics allows us to attempt to go beyond the disciplinary framework of reflection over the latter.

The results of the study. Developing the idea of heuristic limitation of disciplinary spaces in terms of knowing such a multifaceted phenomenon as education, a different strategy for studying it is proposed. To such a strategy we attribute the idea on the one hand of reaching the transdisciplinary space of designing theorizations of the phenomenon of education, on the other hand -obtaining its other architectonics. The transdisciplinary nature of spaces is presented to us in the form of a number of subjects, in particular, the possibility of a departure of researchers from the disciplinary framework inherent in the area in which they produce (research programs, traditions) and an appeal to other subject

ц Гп::д. 1

paradigms. It seems that transdisciplinary space is a space of a new level of construction of theorizations of the phenomenon of education, which is not only characterized by open (network) architectonics, but also allows you to holistically look at the social phenomenon being studied.

Conclusion. It seems that the analyzed series of socio-philosophical reflexes of education, called by us disciplinary prototypes, is the result of its theoretical design, which bear the imprint of the construction space. It seems that the design space, or rather its configuration, can be set by architectonics. Earlier we put forward that local architectonics is characteristic of the disciplinary spaces for designing theorizations of the phenomenon being studied. In case of turning the research strategy of studying the phenomenon of education towards the transdisciplinary format, we are faced with a different configuration of the architectonics of space - open, called by us "network." Access to network architectonics allowed us to get an author's toolkit that, in our opinion, can interactively look at the comprehension of such a multifaceted social phenomenon as education, represented in its theorizations.

Key words: the phenomenon of education, disciplinary prototypes of the phenomenon of education, transdisciplinary design, design space, network architectonics.

References

1. Bazhanov V. A., Scholz R. V. Transdisciplinarity in philosophy and science: approaches, problems, prospects: monograph. M.: Navigator, 2015. 564 p. (In Russian)

2. Andreev V. V., Gibadulin R. Ya., Zhdanov R. I. Formation of a transdic-disciplinary approach to scientific and pedagogical activity as the main mission of the Institute for advanced Research // Teacher of the XXI century. 2019. № 2-1. P. 9-22. (In Russian)

3. Vikhman V. V. Education as a transdisciplinary object of scientific theorization: the search for solutions. Fundamental Aspects of Mental Health, 2018, no. 3, pp. 75-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36424715 (In Russian)

4. Vikhman V.V. Digital discourse of constructing a theoretical image of the phenomenon of education. Vocational education in the modern world, 2020, Vol. 10, no. 1, pp. 3447-3455. DOI: 10.15372 / PEMW20200107. URL: https://profed.nsau.edu.ru/jour/article/view/648 (In Russian)

5. Vikhman V.V. Transdisciplinary construction of theoretical images of the phenomenon of education. Philosophy of Education, 2020, Vol. 20, no. 2, pp.48-63. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091655 (In Russian)

6. Vikhman V.V. Visual connotations of theorizations of social phenomena. Professional education in the modern world, 2019, Vol. 9, no. 1, pp. 24762483. DOI: 10.15372/PEMW20190110.URL: https://profed.nsau.edu.ru/jour/article/viewFile/53 6/522 (In Russian)

7. Lefebvre A. Production of space. Sociological review, 2002, Vol. 2, no. 3. [Electronic resource] [Address to the document 07/10/2020]. Access Mode: http://sociologica. hse. ru/2002-2-3/28145145.html_(In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.