Научная статья на тему 'Образование как трансдисциплинарный объект научной теоретизации: поиск решений'

Образование как трансдисциплинарный объект научной теоретизации: поиск решений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихман Виктория Викторовна

В настоящей статье автором поднимается вопрос о трансдисциплинарности и многофункциональности феномена «образование», приводиться круг исследователей, внесших вклад в проблематику его изучения. Акцент сделан на сложности теоретической интерпретации исследуемого объекта, в связи с неоднозначностью результатов теоретических высказываний относительно данного социального явления. Автор выдвигает предположение, что обращение к процедуре конструирования «теоретического образа» результатов осмысления феномена образования, позволит сформировать целостную научную теоретико-концептуальную картину данного явления. В качестве основы конструирования предлагается опираться на теоретическую схему содержащую идеально-типические конструкты осмысления изучаемого социального феномена. Теоретико-методологической основой, исследовательской оптикой выступают фундаментальные междисциплинарные подходы, получившее свое развитие в области изучения социальных явлений. Автор обращает внимание на тот факт, что теоретическое представление, репрезентация накопленных практик в области изучения понятие «образование» будет являться «визитной карточкой» того научного подхода, который был применен в качестве исследовательской парадигмы. В статье упоминается, что каждый теоретико-методологический подход формирует свой теоретический абрис изучаемого социального явления и описывает лишь те его «стороны», которые попадают в оптику его понятийно-аппаратного инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как трансдисциплинарный объект научной теоретизации: поиск решений»

Образование как трансдисциплинарный объект научной теоретизации: поиск решений

Вихман Виктория Викторовна,

канд. пед. наук, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры вычислительной техники, Новосибирский государственный технический университет, [email protected]

В настоящей статье автором поднимается вопрос о транс-дисциплинарности и многофункциональности феномена «образование», приводиться круг исследователей, внесших вклад в проблематику его изучения. Акцент сделан на сложности теоретической интерпретации исследуемого объекта, в связи с неоднозначностью результатов теоретических высказываний относительно данного социального явления. Автор выдвигает предположение, что обращение к процедуре конструирования «теоретического образа» результатов осмысления феномена образования, позволит сформировать целостную научную теоретико-концептуальную картину данного явления. В качестве основы конструирования предлагается опираться на теоретическую схему содержащую идеально-типические конструкты осмысления изучаемого социального феномена. Теоретико-методологической основой, исследовательской оптикой выступают фундаментальные междисциплинарные подходы, получившее свое развитие в области изучения социальных явлений. Автор обращает внимание на тот факт, что теоретическое представление, репрезентация накопленных практик в области изучения понятие «образование» будет являться «визитной карточкой» того научного подхода, который был применен в качестве исследовательской парадигмы. В статье упоминается, что каждый теоретико-методологический подход формирует свой теоретический абрис изучаемого социального явления и описывает лишь те его «стороны», которые попадают в оптику его понятийно-аппаратного инструмента. Ключевые слова: образование, теоретическая схема, теоретический образ, социальный феномен.

Исследование любого социального феномена имеет под собой теоретико-методологическую основу. Ученые-исследователи в большинстве своем «примыкают» к существующим методикам, используют проверенные методологические приёмы для достижения научных результатов. Но возникают ситуации, когда частные научные теории не могут быть получены логическим путем из более общих теорий, потому что они описывают существенно иной тип объектов, нежели частные теории. Для преодоления данного барьера в научных теориях появились конструкты называемые «теоретические схемы».

В контексте теоретизации феномена образования мы будем, опираясь на труды Степина В.С. «рассматривать познание как активную мыслительную деятельность, в основе которой лежит оперирование идеальными объектами. Эти объекты репрезентируют в мышлении объекты исследуемой реальности их свойства и отношения» [1]. Свойства всех объектов теоретической схемы взаимосовместимы и согласованы так, что видоизменение или устранение каких-либо компонентов теоретической схемы соответственно изменяет или разрушает всю систему абстрактных объектов. В генезисе теоретической схемы важную роль играют процессы переноса абстрактных объектов из других областей и монтажа из них новых гипотетических схем.

Под теоретической схемой будем понимать особую форму исследуемого объекта, которая отличается от его реального существования. Форма представления объекта изучения в виде соответствующей ему теоретической схемы получила в методологии исследования название «абстрактного», или «идеального» объекта. Данный тип объекта отличается от реального, который существует и измеряется. Отметим тот факт, что основное назначение абстрактного объекта в процессе изучения выражается в том, что именно в отношении его формулируются и решаются частные задачи и научные гипотезы, которые касаются его отдельных элементов и связей между ними.

Феномен образования как объект научного познаний, несмотря на его кажущуюся простоту и очевидность понимания, а также «глубинную» трансдисциплинарную историю изучения и анализа, оказывается совсем не явным, и в ситуации глобальной изменчивости социума у ученных нет

П т

Т

готовых и однозначно верных ответов, объясняющих суть этого социального явления. Интер-претативное пространство понятия «образование» столь огромно, что поиск решений по экспликации его «крупными мазками» носит весьма затруднительный характер, в виду его метатео-ретического контекста.

К осмыслению данного социального явления прибегают ученые не одно десятилетие и обращаются к междисциплинарным теоретико-методологическим основам, с надеждой познать сущность исследуемого объекта. Особый пласт научных рефлексий относительно теоретизации образовательных аспектов, моделей, технологий сосредоточены в претендующее на доминирование в этой области, педагогике. Но особо значимое приращение теоретических высказываний практики исследования проблемы образовательного дискурса составили работы как классиков, так и современных исследователей на стыке двух наук философия и образование.

Немецкая классическая философская школа, яркими представителями которой выступали Г.В.Ф. Гегель, И.Кант, К.Маркс, И.Фихте, Л.Фейербах, рассматривали становление образования в антропоцентрическом дискурсе и зародили виток формирования педагогических исследований. Развитию философии образования и идеологических основ теоретизации знаний об образовании послужили труды, таких ученых как К.Д.Ушинский, К.Н. Вентцель, С.И.Гессен, В.В. Розанов, и др. [2, 3]. Раздел философии, а именно социальная философия, располагает работами таких классических ученых, как О. Кон-та, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, К. Манхейма, в области познания проблем образования [4, 5]. Особое влияние на изучение данной проблематики оказали труды Н. Пахомова, Н. Розова, И. Савицкого и др., которые обрисовали теоретический абрис на основе социально-философских подходов [6].

Для осмысления изученных теоретических рефлексий возникает настоятельная потребность в поиске решений по конструированию теоретического представления, «теоретического образа» исследуемого объекта - образования. Под «теоретическим образом» в контексте данного исследования будем понимать - результат теоретизации феномена «образование», выраженный в осмысленной интерпретации сущностных характеристик, содержания, взаимосвязи абстрактных объектов идеально- типического характера, семантико-графически сконструированный, методологически-обоснованный в процессе его научного познания. Конструкт «теоретическое представление», «теоретический об-со раз» встречается в научных трудах полидисци-< плинарных исследователей, таких как: Ромм ^ М.В., Ромм Т.А., Васильева М.Р., Булгаков С.Н., ч- как самодостаточная категория [7, 8, 9], или как близкие по семантике понятия, заслуживающие (О внимания таких исследователей как А. П. Вят-2 кин, Ильин С.Е, Ан С.А. [10, 11, 12].

Сразу оговоримся, что выстроенный тот или иной теоретический образ феномена образования выступает лишь репрезентацией результатов научных практик используемого методологического метода, теоретических высказываний применяемой исследовательской оптики. В зависимости от научного подхода, понятийно-аппаратный инструментарий, которого был применен или планируются быть использованным исследователями, вырисовывается «теоретический образ образования» со своей концептуально-сущностной характеристикой. Например, антропологический подход позволяет сконструировать «антропологический образ образования», и осмыслить его с позиции концепции происхождения и эволюции человека.

Исходя из вышеизложенного, теоретизация такого социального феномена как образование, посредством конструирования «теоретического образа», на основе теоретической схемы, позволяет на наш взгляд получить картину исследуемого феномена в рамках абриса примененного методологического подхода. Теоретические высказывания сформированные относительно базовых теоретических конструктов в купе с визуальным отражением взаимодействующих идеальных объектов, формируют завершенную сборку (результат) процесса осмысления изучаемого феномена. Поиск технологии в качестве концептуального организационного базиса исследования позволит обнаружить исследовательскую недостаточность примененного теоретико-методологического подхода и лакуны осмысления социального феномена в ее оптике, которые в дальнейшем процессе исследования могут быть устранены.

Литература

1. Степин В.С. Системность теоретических моделей и операции их построения. Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности. — М., ИФ РАН, 1995.

2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. — С. 475

3. Равкин З. И. В. В. Розанов — философ, писатель, педагог. Жизнь и творчество. — М., 2002.

4. Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996.

5. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Мн.,1998.

6. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. М., 1993.

7. Ромм М.В., Ромм Т.А. Конструирование теоретических образов социальных феноменов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. - 2010. - Т. 8, вып. 2. - С. 32-36.

8. Васильева М.Р. Социокультурные основания конструирования образов науки: дис.... канд. филос. наук: 09.00.01. - Новосибирск, 2005. - 187 с.

9. Булгаков С. Н. Образ международного терроризма в сети интернет: дис.... канд. полит. наук: 19.00.12. - Москва, 2011. - 165 с.

10. Ан С. А. Художественное сознание в образах и понятиях / С. А. Ан // Философия сознания в образах и понятиях: коллективная монография / Под ред. С. А. Ан, В. В. Маркина. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - С. 103-118.

11. Вяткин А. П. Психология экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества. Дис. ... докт. психол. наук: 19.00.05 / Вяткин Александр Павлович. - СПб., 2011. - 430 с.

12. Ильин С.Е. Роль вузов в социализации студентов: опыт конструирования теоретического образа // Перспективы науки. - 2015. -№ 9 (72). - С. 34-39.

13. Nekhvyadovich L.I., Chernyaeva I.V., Balakh-nina L.V. Regional cultural centers and artistic schools of Siberia at the turn of the 21st century as a part of the information system in the educational pro-cess//Espacios. 2018. Т. 39. № 2. С. 20.

14. Перцев В.В. Дореволюционная гимназия как воспитательная система // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 3. С. 41-45.

15. Перцев В.В. Развитие гимназического образования в русской провинции второй половины XIX -начала XX века (на материале Орловской губернии): дисс. ... канд. пед. наук/Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Елец, 2006

16. Саввина О.А., Перцев В.В. Сюжеты для составления коллективного портрета учителей дореволюционных учебных заведений г. Ель-ца//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 5. С. 46-50.

17. Students' internet addiction: study and prevention /Neverkovich S.D., Bubnova I.S., Kosarenko N.N., Sakhieva R.G., Sizova Z.M., Zakharova V.L., Sergeeva M.G.//Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 4. С. 1483-1495.

18. Сысоева Е.В. Актуальные направления деятельности учебных заведений в период модернизации отечественного образования в Рос-сии//Транспортное дело России. 2015. № 12. С. 35.

19. Салынская Т.В. Роль межкультурной коммуникации в преподавании иностранного языка//Актуальные проблемы управления -2016. 21-я Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 130-131.

Education as a transdisciplinary object of scientific theoreti-

zation: search for decisions Vikhman V.V.

Novosibirsk State Technical University

In this article, the author raises the question of the transdiscipli-narity and multifunctionality of the phenomenon of "education", the circle of researchers who contributed to the problems of its study. The emphasis is on the complexity of the theoretical interpretation of the object under study, due to the ambiguous results of theoretical statements regarding this social phenomenon. The author suggests that resorting to the procedure of constructing a "theoretical image" of the results of understanding the phenomenon of education will make it possible to form a holistic scientific theoretical and

conceptual picture of this phenomenon. As the basis of construction, it is proposed to rely on a theoretical scheme containing ideal-typical constructs of comprehension of the social phenomenon under study. Theoretical and methodological basis, research optics are fundamental interdisciplinary approaches, which has been developed in the field of the study of social phenomena. The author draws attention to the fact that the theoretical representation, the representation of accumulated practices in the field of studying the notion of "education" will be the "calling card" of the scientific approach that has been applied as a research paradigm. The article mentions that each theoretical-methodological approach forms its theoretical outline of the social phenomenon under study and describes only those "sides" that fall into the optics of its conceptual-hardware tool.

Keywords: education, theoretical scheme, theoretical image, social phenomenon.

References

1. Stepin V.S. Systemacity of theoretical models and operation of

their construction. Science philosophy. Issue 1: Rationality problems. — M, IF RAS, 1995.

2. Ushinsky K. D. Chosen pedagogical compositions / Person as

education subject. Experience of pedagogical anthropology (1861). — M.: Publishing house of Academy of Sciences of RSFSR, 1945. — Page 475

3. Ravkin Z. I. V.V. Rozanov is a philosopher, the writer, the teach-

er. Life and creativity. — M, 2002.

4. Durkheim E. Education sociology. M, 1996.

5. Spencer G. Experiences are scientific, political and philosophi-

cal. Mh., 1998.

6. Rozov N. S. Philosophy of arts education: The valuable bases

and the concept of basic arts education at the higher school. M, 1993.

7. Romm M.V., Romm T.A. Designing of theoretical images of social phenomena//Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Philosophy. - 2010. - T. 8, issue 2. - Page 32-36.

8. Vasilyeva M. R. Sociocultural bases of designing of images of

science: yew. ... edging. $iunoc. sciences: 09.00.01. - Novosibirsk, 2005. - 187 pages.

9. Bulgakov S. N. An image of the international terrorism on the

Internet: yew. ... edging. it is watered. sciences: 19.00.12. -Moscow, 2011. - 165 pages.

10. S.A. An. Art consciousness in images and concepts / Pages. A. An//consciousness Philosophy in images and concepts: collective monograph / Pod red. S.A. An, V.V. Markina. - Barnaul: AnTrny, 2015. - Page 103-118.

11. Vyatkin A. P. Psychology of economic socialization of the personality in the conditions of the changing society. Yew.... goKT. nciixon. sciences: 19.00.05 / Vyatkin Alexander Pavlovich. -SPb., 2011. - 430 pages.

12. Ilyin S. E. A role of higher education institutions in socialization of students: experience of designing of a theoretical im-age//Prospect of science. - 2015. -№ 9 (72). - Page 34-39.

13. Nekhvyadovich L.I., Chernyaeva I.V., Balakhnina L.V. Regional cultural centers and artistic schools of Siberia at the turn of the 21st century as a part of the information system in the educational process // Espacios. 2018.Vol. 39. No. 2. P. 20.

14. Pertsev V.V. Pre-revolutionary gymnasium as an educational system // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2016. No. 3. P. 41-45.

15. Pertsev V.V. The development of gymnasium education in the Russian province of the second half of the XIX-early XX centuries (based on the material of the Oryol province): diss. ... cand. ped Sciences / Elets State University. I.A. Bunina. Yelets, 2006

16. Savvina O.A., Pertsev V.V. Plots for compiling a collective portrait of teachers of pre-revolutionary educational institutions of the city of Elts // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2014. No. 5. S. 46-50.

17. STUDENTS 'INTERNET ADDICTION: STUDY AND PREVENTION / Neverkovich S.D., Bubnova I.S., Kosarenko N.N., Sakhieva R.G., Sizova Z.M., Zakharova V.L., Sergeeva M.G.//Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018.V. 14. No. 4. P. 1483-1495.

18. Sysoeva E.V. Actual directions of activity of educational institutions during the modernization of domestic education in Russia // Transport business of Russia. 2015. No. 12. P. 35.

19. Salynskaya T.V. The role of intercultural communication in teaching a foreign language // Actual problems of management -2016. 21st International Scientific and Practical Conference. 2016.S. 130-131.

n m

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.