Научная статья на тему 'Эволюция формирования понятия «Саморазвитие личности» в философско - историческом аспекте'

Эволюция формирования понятия «Саморазвитие личности» в философско - историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3261
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / СОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оплетин А. А.

В статье рассматривается аспект эволюции формирования понятия саморазвития личности учеными в историческом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция формирования понятия «Саморазвитие личности» в философско - историческом аспекте»

20. Poisons, V.A.Samoregulyation and forecasting of social behavior of the personality. - M., 1979 .

Статья поступила в редакцию: 14.05.2013 г.

УДК: 179.7

ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ» В ФИЛОСОФСКО - ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

А. А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической науки Пермский научный исследовательский политехнический

университет Пермь

EVOLUTION OF THE NOTION "PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT" FORMATION IN THE PHILOSOPHICAL-HISTORICAL

ASPECT

A.A. Opletin - candidate of pedagogics, associate professor of the physical culture

department

Perm Scientific Research Polytechnic University

Perm

e-mail: opletin. a@yandex. ru

Ключевые слова: самость, познание, сознание, самопознание, саморазвитие, личность.

Аннотация. В статье рассматривается аспект эволюции формирования понятия саморазвития личности учеными в историческом аспекте.

Keywords: selfhood, cognition, consciousness, self- cognition, self-development, personality.

Annotation. The article is about the aspect of evolution of the notion "personality self-development" formation in the historical aspect.

ВВЕДЕНИЕ

В истории развития науки проблема саморазвития волновала учёных разных областей знаний и всегда рассматривалась ими традиционно на стыке философии, психологии и педагогики как ведущих наук о человеке. В условиях развития демократического общества заметно актуализировалась значимость философско-исторического аспекта в изучении

феномена «саморазвитие» в этот период науки, где ведущей по-прежнему является философия, в силу чего истоки саморазвития лежат именно в её философско-методологическом аспекте.

Решение проблемы осмысления явления «саморазвитие» как педагогической категории обусловливает рассмотрение философско-исторического аспекта этого явления, его теоретико-методологической основы в сочетании с принципами - антогенеза и логики исторического анализа.

Прежде всего, возникает необходимость обоснования понятия «саморазвитие» как объект философского осмысления.

Как считают учёные-философы, саморазвитие человека как личности в целом является определённым показателем благополучного развития общества. В современных условиях его кардинальной перестройки на демократических началах проблема саморазвития как способ создания своего образа при доминировании субъектно-парадигмального подхода в образовании пробуждает в человеке стремление к духовно-нравственному возрождению. Это актуализирует рассмотрение феномена саморазвития как сформированности внутреннего мира своей «Я - концепции» с приближением понимания глубины социальных процессов.

Анализ истории и литературы свидетельствует, что проблема «саморазвития» в философии известна давно. Она была ведущей идеей в древневосточных цивилизациях -Индии, Китае, где процветали Конфуцианство и Буддизм. В этих учениях о сущности самопознания, самосовершенствования, саморазвития по восточно-философской традиции рассматривались в процессах самопознания. В их основе лежит идея об «обретении», реализации в себе своей «истинной природы», достижении своей подлинной идентичности. В религиозных концепциях Древнего Востока была предпринята попытка не только раскрыть значение и суть самопознания, но и разработать уникальную технологию самопознания как основу саморазвития, именно тогда была разработана теория и методика медитации, способная интуитивно рассмотреть себя, свой образ «Я», свои мысли и чувства. Медитация, по мнению её авторов, делает саморегуляцию человека естественной. Однако в то время не было создано научной системы самосовершенствования и саморазвития ни на Востоке, ни на Западе.

Как свидетельствует анализ литературы, проблема саморазвития в философии по существу не была предметом социального исследования - она и позднее рассматривалась учёными этой области познания в общей массе науки о развитии человека. Тем не менее именно в философии рождались первые догадки, подходы теоретические идеи о сущности феномена саморазвития.

Более всего этот процесс проявился в эпоху Античности, когда произошло так называемое «открытие человека», однако оно в основном выразилось в призыве «Познай себя!». Он звучал, как порыв во имя человека узнать свою сущность перед величием богов.

Так, Гераклит предлагает формулу «поиска себя» - это уже более глубокий подход к раскрытию поиска человеческой «самости» «Я исследую себя!». Демокрит предлагает действие более ценного порядка, связанного с действительностью: «Переделать себя». Он подчёркивает важность автономии души и собственного «Я», выступающих, по его мнению, в качестве критерия нравственных оценок, где хотя и слабо, но звучит человеческое «Я» как явление. Современник софиста Георгия - Антифон говорит уже о необходимости «Властвовать собой», видя в этом проявлении «самообладание» как предшествие отношения себя к своему ближнему в определённых ситуациях. Философские взгляды Сократа подразумевают уже просто «внутренний диалог». На позиции Сократа следует остановиться особо. В литературе есть данные, что именно Сократ, один из немногих своих коллег сделал самопознание важной частью своего учения и руководящим принципом своей деятельности, смысл которого он видел в осознании своих возможностей и способностей как объективной самооценки. Самопознание, по Сократу, - это то, что осмысливает жизнь человека, это гармония его внутренних сил и его деятельности, что привносит удовлетворение [11].

Позиция Платона в раскрытии данного феномена исходит из понятий «самопознание», «самоопределение» вплоть до «самосовершенствования». Это уже был шаг вперёд, самопознание не было единственной целью понимания саморазвития. В Средневековье, когда философия стала служанкой теологии, с саморазвитием не покончено окончательно. Акцент понимания саморазвития и самосовершенствования был переадресован человеку как идеал «быть таким, как Бог» и не иначе. Самопознание и самосовершенствование означало уподобиться богу. По существу это движущая сила религиозного самопознания. То есть, человек в средние века не стал предметом изучения саморазвития. Однако понятие саморазвития с увеличением религиозного освещения не потеряло первоначального смысла совершенствовать себя, пусть даже в угоду богу, что придавало человеку ощущение своей значимости, пусть в малой доле. Следует отметить, что это ещё не вскрытие сущности «самости» в развитии человека. Непсихологичность древнегреческой культуры может только подтвердить, что в ключе самопознания даётся понятие «познание» человеческой природы вообще, в целом, когда дотерминация мотивов определена всё - таки богами.

Рефлексивные подходы к объяснению «самости» в природе человека не дают в этот период системы, которая отражала бы уровень формирования индивидуально-личностного начала в человеке, но тем не менее они сыграли важную роль в зарождении такого общественного и нравственного существа, как личность.

Эпоха Возрождения вернула человека и возвысила его. Это человек - творец. Человек в понятии «познай себя» видит познание своих внутренних возможностей. Появляется новое понятие, самопознание оказывается компонентом самоопределения [8]. Человек пытается определить своё «Я» от заданной социальной роли и подчеркнуть свою индивидуальность, утверждая в себе самом своё внутреннее, интимное, автономное. Заслуга эпохи Возрождения в открытии этой человеческой индивидуальности.

Дальнейшее раскрытие понятия саморазвития с учётом сделанного эпохой Возрождения получает развитие в более поздний период.

Феномен саморазвития волновал умы учёных-философов. Так, у Декарта основой индивидуального бытия выступает рефлексирующая мысль. Рефлексия, по его мнению, - это самоотчёт, внутреннее упорядоченное отражение бытия («Я мыслю, значит я существую»). По мнению Декарта « Я и есть проблема самопознания». «Я - человек»- мыслящая вещь, которая сомневается, понимает, утверждает, отрицает, желает, представляет, чувствует [7]. Более глубокое раскрытие сущности понятия «саморазвитие» в этот период связывают с идеями немецких философов (И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фербаха и др.) Прежде всего, эту идею связывают с именем Иммануила Канта [9]. Он преклонялся перед французскими идеалами: Свободой, Равенством, Братством. И. Кант видит в саморазвитии взращивание в себе своего лучшего «Я» в борьбе со своими недостатками. И этот процесс, по его мнению, даёт довольно сложную картину человеческого «Я». Я - объективное и субъективное, чувственное и интеллектуальное, ориентированное на внешний мир и на себя (рефлексирующего). И. Кант особо выделяет «Я внутреннего созерцания» и «Я - мыслящего субъекта». Он придаёт важнейшее значение автономии Я и свободе - Я. [9, С. 37, 68]. В философии И. Канта самопознание приобретает ценностный, социально - нравственный аспект. Рядом со своим эмпирическим «Я» Кант создаёт образ другого, присутствие которого необходимо для свершения над человеком «внутреннего суда совести». Определяя себя посредством морального закона как деятельного «субъекта», И. Кант пришёл к очень важному выводу, что создание в себе морального закона и есть создание личности. В этом -один из его главных выводов. И. Кант открывал новые перспективы, сутью которых является, как утверждал он, открытие себя и того, что в нас. Кант называет человеческую волю автономной (самозаконной). Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами, а тем законом, который она сама ставит перед собой, т.е. исключительно законом разума... В своей этике И. Кант счастье объявляет высшей целью человеческой жизни. Вместе с тем И. Кант отделяет нравственную сферу от научного

познания, определяя её верой в бессмертие души. Среда нравственного действия оказалась выше научного познания [9, С. 98].

Широкая культурная и нравственная контекстность саморазвития личности определила направление дальнейших поисков в философии образования. Фактически все философы вносят в решение вопроса саморазвития свою лепту. В учении И.Г. Фихте самость - это самодвижение мысли, а «Я» - основная предпосылка активности. Г. Спенсер называет отношение к себе одним из главных типов отношений и включает в него заглядывающее внутрь себя сознание и переживание субъектом отношения к себе и среде. В. Дильтей говорит о самовыявлении как основной форме саморазвития. Шпрангер - об «открытии своего Я». М. Вебер находит в свободе и самоопределении личности высшее достижение европейского сознания. К. Ясперс с помощью категории свободы анализирует бытие самости, указывая на то, что в качестве возможности свободы человек - либо её осуществление, либо искажение.

Г.В. Лейбниц аналогично считал, что способность человека понимать смысл своих поступков и принимать ответственность за них главным условием превращения сознания в сознательность [10]. Развивая идеи И. Канта, Г. Гегель в работе «Философия права» пишет о саморазвитии человека, о том ,как переработать себя в культуре [5]. Г. Гегель видел важный шаг в создании своей индивидуальности как для себя, так и для других, и проявлении самого себя. Он видит в самопознании открытие своего «Я» через других в процессе общения и деятельности [5, С. 120].

Начиная с Вольтера и французских просветителей, глубокая взаимосвязь идеи свободного саморазвития и политических свобод стала отличительной чертой гуманизма Нового времени. Она была воспринята и развита немецкими философами, прежде всего И. Кантом: человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону [9]. Такое последовательное обращение философов к внутреннему миру личности и к её способности и необходимости в саморазвитии сформировало антропологическую теорию И. Канта как основоположника междисциплинарного направления. И. Кант не только дал формулировки гуманистической философии образования, но и отметил необходимые условия для саморазвития личности: свободная демократия, свободное воспитание и антропологическая дидактика [9].

Общефилософской основой выводов Канта было понимание того, что познание всегда ограничено субъектным опытом и исходит из познавательных способностей «Я». Этот вывод явился заслугой философии конца XVIII века, которая начала включать в сферу проблематики вопросы, связанные с индивидуальностью и с деятельностью индивидуального сознания. Философия Нового времени всё чаще стала обращаться к «самости», к «Я» личности. Провозглашение новой ценности - человеческого «Я» - привело к модели антропологической сущности развития человека. И. Кант выразил это в формулировке категорического императива: признать каждого человека целью в себе и не допустить превращения его в средство для других [9].

Л. Фейербах понимал самопознание как познание человеком своей собственной сущности, которое возможно только там, где эта сущность на лицо, т.е. «Только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между «Я» и «Ты» [13]. Эта линия продолжена Л. Фейербахом в работе «История философии» [14].

Сама в себе свобода заключает бесконечную необходимость осознать именно себя, тем самым становится действенной, потому что она и есть знание о себе, она является для себя целью. Следует отметить, что немецкая классическая философия рассматривала деятельность как саморазвитие сознания (Гегель, Кант, Фихте).

К. Маркс назвал самопознание «первым необходимым условием, чтобы принять на себя ответственность за собственное развитие». По И. Г. Фихте, самость - это самодвижение мысли, а личностное «Я» - это предпосылка личностной активности [12]. Г. Спенсер подчёркивает отношение к себе как один из главных типов отношений и включает в него сознание и переживание субъектом отношений к себе и к среде. Основной формой

саморазвития личности В. Дальтей [6] считает «самовлияние», А. Шпрангер - «открытие своего Я». Сущность бытия самости анализирует К. Ясперс и видит его в свободе и в самоопределении личности. По Хайдеггеру (1958), самость на философском уровне - это бытие «Я», которое может принять форму личной самости. Самость в этом смысле принимается как реальность собственного «Я», которое становится содержанием сознания.

Многообразие существующих в философии подходов и проблем саморазвития личности способствовало осознанию многомерности внутреннего мира человека и отражено в мыслях и идеях целой плеяды философов - Г.А. Августина, М. Монтеля, Р. Декарта, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Н. Ницше, К. Маркса и др. Таким образом, философская сущность понимания саморазвития человека как личности в этот период развития общества устанавливается во взаимосвязи теоретического анализа и общественной практики. Специально аспект саморазвития не выступает отдельным предметом изучения этой области научного знания, но в общей теории развития личности ему отводится значимое место. На протяжении XIX и XX веков учение немецких философов становится одним из ведущих изучений роли личности в понимании ею свободы, воли, самостроения своей личности.

Итак, анализ литературы свидетельствует, что основные подходы к саморазвитию в философско-методологическом аспекте сводится к самопониманию, и даже в какой - то степени самосовершенствованию человека с целью уподобиться высшему существу - Богу через откровение. Позднее - к восхождению своего лучшего «Я» через деятельность с социально - нравственной оценкой, через взаимодействие с другими, через творческий поиск смысла жизни в вечности.

В последней трети XIX века исследования саморазвития переносятся в сферу социальной психологии, социальной культуры и философской антропологии. Возникают направления и школы, целиком ориентированные на проблематику саморазвития (персонализм, экзисцентризм и т.д.).

В русской философии складывались свои, самобытные традиции рассмотрения понятий свободы и саморазвития личности. Был интерес к этим проблемам, стимулирующийся общим интересом общественного сознания к индивидуальности, к внутреннему миру, возникшем на рубеже XIX - XX веков.

Россию в годы начала XX века характеризует духовное движение - «религиозно -философский ренессанс» (Д.С. Мережниковский, В.В. Розанов и др.). Свобода и жизнь человеческой личности ставилась авторами во главу угла, но с крестьянских позиций.

Большое значение для понимания развития личности вообще и роли самой личности в этом процессе имели работы философов русского зарубежья (Б.П. Вышеславцев, В.В. Зенковский, И. А. Ильин, Г.В. Флоренский и др.)

Близки к теме нашего исследования философские мысли И. А. Ильина: о свободе, о совести, о доброте, о нравственности, о том, «кто Я Есть?».

В русской философии складывались свои традиции и в понимании саморазвития личности, что отразилось в трудах учёных 20-х годов XX столетия (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, Н.К. Вентцель, В.И. Вернадский, Л.П. Гумилёв, М.К. Мамордашвили, Н. Н. Моисеев и др.).

Этот процесс стимулировался общественным сознанием, стремлением человека к познанию своего внутреннего мира, своей индивидуальности.

В этом направлении складывались свои традиции решения вопроса самобытности и глубокого рассмотрения личности. Возникает как одна из ведущих идея персонализма, которая для своего времени была весома, привлекательна, которая в определённой степени пыталась решать вопросы самопонимания в саморазвитии личности.

Философы этого направления утверждают примат личности в основе, не отрицая её связи с обществом. Особую позицию в этом направлении занимал Н.А. Бердяев. Придавая особое значение «самости» и персоне личности, Н.А Бердяев считал, что эмбрион личности заложен в каждом, но потенциальная возможность его раскрытия в социальном плане может

быть только в процессе индивидуального духовного самосовершенствования в процессе творческой деятельности [2]. Далее Н.А. Бердяев пишет о значимости самостроения своей личности самим субъектом: «моя личность не есть готовая реальность, я создаю её, создаю тогда, когда познаю себя, я есть прежде всего - акт» [2]. Саморазвитие проходит через объединение, считают другие авторы, именно оно ведёт к самосовершенствованию. В.С. Библер убеждён, что с ростом прогресса усиливается тенденция на саморазвитие. Автор утверждал, что коренной потенцией всей общественной практики становится сознательная направленность человеческой активности на радикальное изменение самого субъекта деятельности [3].

Как видно, представителями этого философского направления придавалось большое значение осмыслению способности человека самостроению своей личности, связанному с его пониманием самоценности личности вообще и своей - в частности. В этой связи особое внимание уделяется процессам самопознания и самопонимания себя. (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов и др.). М.М. Бахтин назвал этот процесс «Актом самосозидания» [1].

Как свидетельствует анализ философских работ в творческом процессе самосозидания человек всякий раз анализирует свои возможности, проектируя свои поступки (В. С. Библер). М.М. Бахтин считал, что такой процесс не будет продуктивным, если он направлен извне. Именно этот свободный акт самопознания позволяет обосновывать важность рефлексии для описываемого нами процесса самоактуализации и самореализации (М.М. Бахтин).

В целом философами того времени личность представлена как активный субъект, познающий себя и окружающий мир и способный как к самотворению так и творению окружающего мира [4].

В послеоктябрьский период развития общества отмечено невнимание теоретиков от науки к проблеме творческого саморазвития личности, что обусловлено господствующей коммунистической идеологией.

Вновь в синтезе интерес к теме саморазвития проявился в конце XX в, когда философия образования подняла эту проблему на новый виток развития как свободного творческого саморазвития личности.

Литература

1. Бахтин, М.М. В зеркале критики: сб. / М.М. Бахтин. - М. : РАН, 1995. - 191 с.

2. Бердяев, Н.А. Самопознание: Опыт филос. автобиогр. - М.: Книга, 1991. - 445 с.

3. Библер, В.С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

4. Вентцель, К. Общий очерк теории свободного воспитания // Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. - М., 2003.

5. Гегель, Г.В. Сочинения. - М., 1959. - Т.4.

6. Дальтей, В. Декарт, Р. Сочинения: в 2 т. - М.: Мысль, 1989. - 2 т.

7. Каган, М.С. Мир общения: пробл. межсубъект. отношений. - М.: Политиздат, 1988. - С. 106.

8. Кант, И. Собрание сочинений. - В 6 т., Т.4., ч.1. - М., 1965. - 544 с.

9. Лейбниц, Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. - М., 1975. - С. 204-206.

10. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: биогр. очерки, 1995. - 267 с.

11. Таранов, П. От Петрарки до Стендаля / П. Таранов, 2000. - 432 с.

12. Фейербах, Л. Избранные философские произведения. - М., 1975. - Т.1. - С. 203.

13. Фейербах, Л. История философии: собр. произв.: пер. с нем. - М.: Мысль, 1974. - 3 т.

Bibliography

1. Bakhtin, M.M. In the mirror of criticism: collection. / M.M. Bakhtin. - Moscow: Russian Academy of Sciences, 1995. - 191p.

2. Berdyaev, N.A. Self-cognition: the experience of philosophic autobiography - Moscow: Kniga, 1991. -

445 p.

3. Bibler, V.S. From science to the logic of culture: two philosophical introductions into the twenty-first century / V.S. Bibler. - Moscow: Politizdat, 1991. - 413p.

4. Ventsel, K. General sketch of the theory of free upbringing // Shiyanov E.N. Humanistic pedagogics of Russia: formation and development / E.N. Shiyanov, N.B. Romaeva. - Moscow, 2003.

5. Hegel, G.V. Writings. - Moscow, 1959. - Volume 4.

6. Daltey , В. Descartes, R. Writings: in 2 volumes. - Moscow: Myisl, 1989. - 2nd volume.

7. Kagan, M.S. The world of communication: problems of intersubjective relations. - Moscow: Politizdat, 1988. - P. 106.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7

8. Kant, I. Collection of the works. - In 6 volumes, Volume 4, part 1. - Moscow, 1965. - 544 p.

9. Leibniz, G.V. New experiments on the human mind. - Moscow, 1975. - P. 204-206.

10. Socrates. Plato. Aristotle. Seneca: biographical essays, 1995. - 267 p.

11. Taranov, P. From Petrarca to Stendhal / P. Taranov, 2000. - 432 p.

12. Feuerbach, L. Selected philosophical works. - Moscow, 1975. - Volume1. - P. 203.

13. Feuerbach, L. History of philosophy: collection of works: translation from German - Moscow: Myisl, 1974. - 3rd volume.

Статья поступила в редакцию: 14.05.2013 г. УДК: 796.01

САМОРАЗВИВАЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Пермский научный исследовательский политехнический университет

Пермь

SELF-DEVELOPMENTAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF PHYSICAL

TRAINING

A.A. Opletin - candidate of pedagogics, associate professor of the physical culture department Perm Scientific Research Polytechnic University

Perm

e-mail: opletin. a@yandex. ru

Ключевые слова: физическая культура, саморазвитие личности, саморазвивающая активность.

Аннотация: Формирование компетенции саморазвития на современном этапе развития образования выступает одной из наиважнейших задач самореализации личности в избранной профессии. Саморазвивающая активность выступает как базовая основа для саморазвития личности средствами физической культуры.

Keywords: physical culture, personal sell-developing, sell-developing activity.

Annotation. The formation of self-competence at the current stage of development of education has one of the most important tasks of self-fulfillment in their chosen profession. Self-development activity serves as a base for self-development by means of physical culture.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время интеграция России в мировую культуру ориентирует отечественную систему образования на поиск путей формирования культурных стратегий развития и саморазвития личности. Вступление в действие Болонского процесса призвано активизировать мобильность личности, ее развития в освоении культурных ценностей. На

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.