УДК 159.923:378:001.891
Костерина Ирина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Курский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права e-mail: [email protected] Тел.: +7 (920) 261-31-40
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ
Аннотация: В статье представлены философские воззрения от античности до современности, создающие предпосылки для становления понятия личностной самоактуализации как способности личности самостоятельного выстраивания стратегии собственной жизни, «создания» самих себя.
Ключевые слова: саморазвитие, самоактуализация личности,
гуманистическая педагогика
Kosterina Irina Vyacheslavovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kursk cooperation Institute (branch) of the Belgorod University of cooperation, Economics and law e-mail: [email protected]
SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY FROM THE POINT OF VIEW OF PHILOSOPHY OF SCIENCE
Abstract: The article presents the philosophical thought from ancient to modern times, which creates prerequisites for the emergence of the notion of personal selfactualization as the ability of the person independent of strategy building their own lives, "creation" of themselves.
^y words: self-development, self actualization of personality, humanistic
pedagogics
Идея саморазвития, самореализации, самоактуализации является центральной или значимой для многих современных концепций о человеке и неоднократно рассматривалась автором данной статьи с различных точек зрения [1,2,3,4,5]. В этот раз мы обратимся к идее саморазвития с точки зрения философской науки.
Человек издревле стремился понять самого себя, в том числе и для того, чтобы изыскать в себе силы для совершенствования. Подтверждение мы находим в философии античности [6], [7, с.535], [8]. Идеи древнегреческих философов позже найдут свое развитие в педагогической концепции Я.А. Коменского, который представлял воспитание как процесс, призванный решать три задачи - развить познание себя и мира, то есть обеспечить умственное развитие подрастающего человека; развить способность управлять собой, то
есть способность к нравственному развитию; сформировать религиозное мироотношение. Философскими предпосылками к пониманию самоактуализации может стать и понятие Я.А. Коменским становления человека как «возделывание» человеком себя, «усовершенствование своей души и тела» [9, с. 8].
Согласимся с современными исследователями педагогического наследия Я.А. Коменского, которые утверждают, что гуманизм его педагогики, прежде всего, заключается в том, что он утвердил новый, взгляд на учителя, видя смысл его деятельности в развитии у детей их собственной личностной активности. Именно самосовершенствование и является пусковым механизмом процесса личностной самоактуализации.
Еще одна педагогическая концепция, в центре которой стоит личность, создана в XVII веке английским философом и педагогом Дж. Локком. В трактовке проф. Куликовой Л.Н. целью воспитания Дж. Локк мыслил «развитие у ребенка способности сознательной саморегуляции, управления своим поведением и деятельностью, а затем, в определенной мере, и внутренними состояниями, что позволит ему достаточно рано выйти на сознательное самосовершенствование» [11, с. 198].
Интересны взгляды на воспитание И.Г. Песталоцци в части идеи саморазвития сущностный сил ребенка. По утверждению швейцарского педагога, обучение и воспитание должно развивать у ребенка самопознание и на него же опираться. «Познание себя является центральным пунктом, из которого должно исходить все обучение» [12, с. 331]. Сущность самопознания он видит как совокупность двух составляющих: познания своей физической природы и духовно-нравственного самоосознания - «познания своей внутренней самостоятельности, сознания своей воли добиваться собственного благополучия, сознания своего долга оставаться верным собственным взглядам» [там же].
Идея личности как главной ценности во многом определили подход к проблеме личностной самоактуализации, став одной из центральных в трудах И. Канта, который, в частности видел назначение человеческого рода «в наивысшем моральном совершенстве» [13, с. 121]. Важное значение для человека имеют самопроверка и самоизучение: «Это изучение себя самого должно быть постоянным; [,..]мы должны постоянно внимать себе» [13, с.127]. По мысли И.Канта, человек выбирает для себя путь развития, определяя, какие качества других людей ему желательны, и назначая себе усилия по их развитию. Человеку, отмечал философ, «стоит тратить усилия на то, чтобы казаться кем-то иным, чтобы впоследствии стать таким» [13, с.298].
Н.А. Бердяев в своих трудах неоднократно подчеркивал, что «личность не есть готовая реальность», что созидание личности есть познание ею самой себя [14, с.297]. В этом тезисе мы видим основную философскую предпосылку к самоактуализации как постоянному процессу ревизии, а затем и сознательного усиления собственных возможностей: «Основная проблема жизни есть
проблема изменения.... В связи с движением и изменением происходит переоценка» [14, с. 307].
Идея авторства человека в его развитии в отечественной философии «серебряного века» обсуждалась широко. Ценность наличия, а значит, и развития индивидуальность человека В.В. Розанов, скажем, подчеркивал через оценку творчества как феномена, присущего только человеку [15, с.50].
Нравственные усилия человека по самосовершенствованию подчеркивал и один из представителей экзистенциальной философии М. Хайдеггер, который описывал поиск экзистентности или становление человека, как осознание им своей сущности, как осмысление своей принадлежности к миру: «Человек блуждает... Он находится всегда на пути блуждания...» [16, с.21-24]. Все эти блуждания, безусловно, сопряжены с поступками. А поступок для человека важен своей «проекция внутрь», «рефлексией в наше сознание» [17, с.25].
В западной и отечественной философии точно подмечены те процессы, которые составляют сущность процесса самоактуализации: «жажда искания» (Г.С. Батищев) [15, с 105], «самоуправление человека, ставшего личностью» (Н.А.Бердяев), стремление разрешить противоречие между собой - желаемым, нужным в данных условиях, и собою - реальным.
Особый интерес к предмету нашего разговора имеют воззрения на личность советского философа Э.В. Ильенкова [19, с.393], который особое внимание уделяет способности человека «соотносить знания и его предмет, т.е. реальность, данную в созерцании». Если становление личности понимать как специфическую реальность, возникает проблема и вместе с тем необходимость в знании человека о себе и в соотнесении знания и предмета. Нам представляется, что вышеназванный процесс соотнесения знания и предмета и есть прообраз способности личности к самоактуализации.
Наконец, по мнению М.М. Бахтина, развитие человека «в горизонте личности» - это процесс, связанный с выбором и принятием самостоятельных решений, т.е. «перерешивание» своей судьбы [20]. Следуя логике рассуждений философа, к человеку нельзя применить «заочное завершающее познание», поскольку в человеке «всегда есть что-то, что только сам он и может открыть в свободном акте самосознания» [20, с.68].
Мы обратились к трудам некоторых философов, чьи воззрения, на наш взгляд, создали некие предпосылки для становления понятия личностной самоактуализации как способности личности самостоятельного выстраивания стратегии собственной жизни, «создания» самих себя, что в свою очередь, в современных социальных реалиях, в частности, для системы образования приобретает особую значимость.
Список литературы:
1. Костерина, И.В. Из истории становления понятия «педагогическая поддержка личности в образовании» [Текст] / И.В. Костерина //Актуальные проблемы психологического знания в современном образовательном пространстве: Материалы международной научно-практической и научно-
методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. - Белгород, 2014. - С. 138-140.
2. Костерина, И.В. Философские предпосылки становления понятия «самоактуализация личности» Текст] / И.В. Костерина, Т.Н. Селифонова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. - 2014. - № 2. - С. 51-55.
3. Костерина, И.В.Развитие у студентов способности к личностнопрофессиональной самоактуализации: педагогическая поддержка [Текст] / И.В. Костерина// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Белгородский университет кооперации, экономики и права. Петропавловск-Камчатский, 2006.
4. Костерина, И.В. Развитие у студентов способности к личностнопрофессиональной самоактуализации: педагогическая поддержка [Текст] / И.В. Костерина // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Белгородский университет кооперации, экономики и права. Хабаровск, 2006.
5. Костерина И.В. Специфика изучения гуманитарных дисциплин в
вузе: аксиологический аспект [Текст]/ И.В. Костерина //
Совет ректоров - 2013. - № 9. - С. 33-36.
6. Гераклит [Текст] // Фрагменты ранних греческих философов. - М.: Наука, 1989. - Ч. 1
7. Анаксагор [Текст] //Фрагменты ранних греческих философов. - М.: Наука, 1989. - Ч. 1.
8. Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие; ред. Л. Н. Куликова и др. - Хабаровск,1995. - 176 с.
9. Коменский, Я.А. Избранные педагогически сочинения [Текст] / Я.
A. Коменский: В 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.1.
10. Чудновский, В.Э. Проблема становления смысложизненнных ориентаций личности [Текст] / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. -2004. - Т.25. №6. - С.5-11.
11. Куликова, Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд [Текст] / Л.Н. Куликова. -Хабаровск,2003. -323с.
12. Песталоцци, И.Г. Письма г-на Песталоцци г-ну Н.Э.Ч. о воспитании
бедной сельской молодежи [Текст] // Педагогическое наследие: Я.А.
Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1988.
13. Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант. - М., 1994
14. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев // Философия свободы. Смысл творчества. - М.,1989.
15. Розанов, В.В. Сумерки просвещения [Текст] / В.В. Розанов. - М.,
1990
16. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет [Текст] / М. Хайдеггер. - М.,1993
17. Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность [Текст] /
B. С. Библер - М.: Знание, 1990. - 62 с.
18. Батищев, Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения [Текст] / Г.С. Батищев // Вопросы философии. - 1995. -№3. - С.95-129.
19. Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] / Э.В. Ильенков - М.: Изд-во политической литературы, 1991. - 464 с.
20. Бахтин, М.М. Философия поступка [Текст] / М.М. Бахтин. - М.,
1989.