7. Воробьев В.В. Лингвокультурология. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 331 с.
8. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблемы целей и содержания обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. - М., 2004. -№2. - С.17-20.
9. Тер-Минасова С.Г. Языки и культуры: борьба за мировое господство или мирное сосуществование? Проблемы филологии и межкультурной коммуникации на современном этапе: материалы Межд. науч.-практ. конф. Т.1. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008. - С.3-11.
10. Цветкова Т.К. Теоретические основы построения курса обучения английскому языку как языку межкультурного общения // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. - М., 1999. -С.170-180.
11. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.
12. Матиенко А.В. Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования: дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 2008.
13. Леонтович О.Н. Системно-динамическая модель межкультурной коммуникации между русскими и американцами: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2002.
Поступила в редакцию 04.07.2011
УДК 37.037.5:130.3
Философский аспект саморазвития личности
М.П. Аргунова
Сделана попытка определить значение саморазвития личности в качестве цели воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Автором рассматриваются различные подходы к выявлению сущности саморазвития, нашедшие отражение в работах философов и мыслителей античности, средневековья, эпохи Возрождения, представителей классической немецкой философии и русской мысли XIX и XX веков, а также современных философов. Предпринята попытка систематизировать философское понимание природы саморазвития и дать обобщенное определение понятию саморазвития в его философском аспекте.
Ключевые слова: разумная воля, рациональное начало, саморазвитие, развитие индивидуальности, истоки саморазвития.
An attempt to define the importance of personal self-development as a goal of young generation education in modern conditions is made. Various approaches to identification of the essence of self-development, reflected in works of philosophers and thinkers of Antiquity, the Middle Ages, Renaissance, representatives of classical German philosophy and Russian thought of the 19th and 20th centuries, as well as modern philosophers are considered. An attempt to systematize a philosophic understanding of self-development nature and to give a generalized definition of the concept of self-development in its philosophic aspect is undertaken.
Key words: reasonable will, rational basis, self-development, individuality growth, self-development sources.
АРГУНОВА Мира Павловна - учитель английского языка МОБУ «Якутский городской лицей», аспирантка ИЗФиР СВФУ, [email protected].
при непосредственном общении с зарубежными партнерами, в решении общих проблем, переписке, деловых встречах, консультировании и т.д.
Литература
1. Тарбаева Г.М. Методика формирования основ межкультурной коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе обучения бурятскому языку (на материале бурятских народных сказок): автореф. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2010.
2. Рекичинская Е.А. Педагогическая модель формирования готовности школьников к межкультурной коммуникации // Иностранные языки в школе. - М., 2008. - №5. - С.26-32.
3. Алексеева Л. Р. Формирование умений межкультурного общения у взрослых: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2006. - 192 с.
4. Птицына И.Ф. Формирование межкультурной компетенции вторичной языковой личности (на материале изучения японского языка и культуры): дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2008.
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Наука, 1963. - С.126.
6. Самореализация молодежи в социуме. Достижения. Проблемы. Перспективы / Под ред. Тихомировой Е.И. - Самара: Изд-во АсГард, 2009. - 528 с.
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Как показывает мировая практика, учителя и наставники на протяжении столетий в своей деятельности руководствовались принятыми в обществе морально-этическими и воспитательными нормами и ценностями, включая то, какими качествами нужно обладать и какие цели преследовать. Таким образом, представляется вполне естественным уделять большое внимание вопросам целеполагания.
Заметим, что особую значимость в условиях духовно-нравственного кризиса современного мирового сообщества, доминирования меркантильно-прагматичного принципов во взаимоотношениях людей, пагубного влияния массовой культуры, пропаганды насилия и наживы особую значимость приобретает реализация принципов саморазвития личности, обеспечивающая, прежде всего, нравственное оздоровление общества и выступающая в качестве одной из целей воспитания подрастающего поколения.
Необходимо отметить, что в определении задач воспитания, как процесса формирования отношения к миру [1], большое значение приобретает проблема понимания сущности саморазвития личности, а также философский аспект понятия саморазвития. Для понимания исторического развития цели воспитания необходимо иметь представление о развитии общественных суждений об идеале человека, его личности и саморазвитии. Отражение представлений социума о личности человека и желательном векторе ее саморазвития можно найти в трудах философов разного времени, так как с древнейших времен философия являлась неотъемлемой частью жизни общества. В этом заключается актуальность исследования.
Как известно, вопросы мироздания интересовали человечество с начала осмысления себя и своего места во Вселенной. Размышления о природе вещей привели философов античности к мысли о перманентном движении материи и об изменчивости, как основной характеристике мира. Несомненный интерес в этой связи представляет учение Гераклита о том, что все находится в состоянии потока [2]. О постоянной изменчивости мира в свое время говорили Анак-симандр и Анаксагор. Согласно Анаксимандру, существует вечное движение, в ходе которого произошло образование миров, возникших и существующих в постоянном развитии, и которое применительно к природе живых существ проявляется в свойственной им эволюции.
Ведущая идея материалистической философии, состоящая в утверждении непрерывного изменения материи, ее самодвижения как способа существования, помогает увидеть через призму этого универсального закона бытия ми-
ра наиболее общие истоки саморазвития человека. Стремление к изменению себя путем развития определенных качеств личности можно представить в качестве проявления общего свойства изменчивости сущего.
Направленность самоизменения в философии признавалась не случайной, а управляемой разумным началом. Первым, кто высказал идею, что первопричиной любых изменений является ум, был, как известно, Анаксагор. Демокрит видел у истоков повсеместного движения мысль.
Рассуждая об источнике воли, побуждающей человека к саморазвитию, философы приходили к разным мнениям: есть ли это некая «разумная душа» или разум, отдельный от нее. Средневековый мыслитель Фома Аквинский представлял разум частью души. Философ Аврелий Августин считал душу источником всех побуждений человека. Основатель современной философии Рене Декарт говорил, что отличительной чертой человека является разумная душа, определяющая наличие чувств и сознания.
О существовании души, как некой субстанции, управляющей волей и развитием, говорили философы античности: Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит, Аристотель и Платон.
Мыслители пришли к заключению, что существует некое рациональное начало, которое должно главенствовать над страстями и аффектами в поступках человека. О необходимости приоритета разумной воли говорили Анаксимен и Парменид. Гераклит высоко оценивал «способность, достигаемую благодаря господству над собой» [2, с.79]. Демокрит считал рассудочное восприятие более объективным. С актами воли связывал моральные достоинства человека Аристотель.
Филон Александрийский писал, что материальный мир находится под активным воздействием разумного Логоса, упорядочивающего начала чувственно-одушевленного Космоса [3]. Аврелий Августин считал высшей добродетелью полную власть воли над всем поведением человека. Превосходство рационального начала над чувствами, а через него и главенство разумной воли подчеркивали Роджер Бэкон, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томас Гоббс, Георг Гегель и Людвиг Фейербах [2, 4].
Провозглашая главенство рационального начала, философы приходят к мнению о важности интеллектуального саморазвития и ценности образования. Ограниченность кругозора считали источником человеческих несчастий Сократ, Б. Спиноза и Дж. Локк. Истина достигается размышлением утверждал Гераклит [5]. Залогом счастья и преуспевания считали интеллектуальное саморазвитие Аристотель, Аврелий Авгу-
стин и Фома Аквинский. Любознательность считал добродетелью Эразм Роттердамский, важность постоянной работы над собой в сфере умственного развития подчеркивали Т. Мор и Т. Гоббс.
Гегель и Фейербах отводили важнейшую роль в самостроительстве человека образованию [4]. Фридрих Ницше считал влечение к познанию главной потребностью человека, привыкшего к саморазвитию [6].
В постоянном самосовершенствовании философы видят счастье и смысл человеческой жизни. По мнению Сократа, лучший человек - тот, кто чувствует, что он действительно совершенствуется. О необходимости самосовершенствования говорили Аврелий Августин и Фома Ак-винский. Томас Гоббс представлял счастье в постоянном прогрессе и преуспевании [2]. Л.Н. Толстой указывал, что «смысл жизни только один: самосовершенствование» [5]. Развитие «своих положительных сил» считал неотъемлемым правом человека В.С. Соловьев [7].
Таким образом, можно сказать, что в рамках саморазвития большое значение философами придавалось развитию индивидуальности. Гераклит подчеркивал, что высшая степень саморазвития человека достигается путем развития индивидуальных черт личности [2]. Самоценность каждой личности утверждалась в трудах Канта. Индивидуальность человека считал главной ценностью Ницше. В.В. Розанов подчеркивал ценность наличия и развития индивидуальности человека через анализ присущего только человеку феномена творчества [4].
Также в философии имеет место тенденция рассматривать саморазвитие как устремленность к самосохранению. Бенедикт Спиноза подчеркивал, что самосохранение - цель человека и его главная добродетель [4]. Эту же мысль развивал в своих трудах Томас Гоббс. По его мнению, величайшим из всех благ является самосохранение, достижение которого и связано с развитием у себя личностных качеств, полезных для самосохранения [4].
Плоды саморазвития мыслители усматривают в творчестве. Искусство рассматривается как выражение творческих возможностей человека. Ницше говорил о саморазвитии как о становлении таланта, когда человек «выявляет себя в произведениях и действиях» [6].
Человек объявляется творцом самого себя. У гуманистов он ставится в центр Вселенной и выступает как господин природы [3]. Согласно философии Гегеля, человек есть результат собственной деятельности [4]. Активная позиция человека в истории и самосотворении подчеркивается в философских трудах Людвига Фей-
ербаха [7]. Фридрих Ницше подчеркивал право человека на авторство в самосозидании [4].
Также философами признается важная роль самопознания. Познание самого себя и последующее возвышение духом, освобождение от бессознательного, достижение полноты своей «самости» считал задачей человека К. Юнг [4].
Определяется диалектика процесса саморазвития. По Гегелю, существует диалектическая связь между внутренним самоизменением и совершенствованием предметной деятельности человека [4, с.10].
Провозглашается цель саморазвития - свобода. Философ и публицист Н.А. Бердяев отмечал, что внутреннее движение человека к своему совершенствованию есть утверждение им своей свободы [4]. Свободу человеческого сознания Л. Фейербах считал главной человеческой ценностью [7].
Вопрос об истоках саморазвития человека рассматривался в философии неоднозначно: есть ли это процесс, присущий человеку как сложно-природному существу, или это продукт его социального взаимодействия [4]. Ф.Энгельс видел истоки саморазвития человека в его социальной природе. К.Маркс утверждал, что в истоках саморазвития человека находится нужда в изменении мира, т.е. собственная его потребность [4]. Л.И. Анцыферова и К. А. Абульхано-ва-Славская определяют основу истоков саморазвития личности в телеономичности человека
[4].
Современная философия в системе источников саморазвития общества выделяет в качестве ведущего сознание человека [4]. «Эволюция человека относится к социальной стороне его жизни», - пишет коллектив авторов под руководством профессоров В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. Ученые подчеркивают особое значение в развитии человека таких понятий, как генотип и фенотип [7].
Для человека характерна сложная история становления, эволюции и развития отмечает доктор философских наук, профессор В. А. Кан-ке. В качестве важных особенностей развития человека, как сложной системы, согласно синергетике, он выделяет неравновесность, нелинейность и случайность [8]. Потребность в познании и понимании, а значит, в интеллектуальном саморазвитии как одну из естественных выделяют философы В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич и Т.Б. Фатхи [9].
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что стремление к саморазвитию представляет собой естественную человеческую потребность, исходное, при-родно-заданное состояние, которое культивиру-
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛАХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
ется воспитанием, управляется волей человека, определяется генотипом и фенотипом, ведет к самовыражению личности, повышая тем самым уровень ее свободы, и имеет неравновесный и нелинейный характер. При этом одной из значимых характеристик саморазвития является его зависимость от воли человека.
На наш взгляд, на современном этапе в целях саморазвития личности данный фактор необходимо учитывать и использовать с учетом жизненного опыта и особенностей личности обучаемого в планировании и проведении не только уроков, но и внеклассных мероприятий.
Литература
1. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 82 с.
2. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. / Пер. с англ. - СПб.: Азбука, 2001. - 960 с.
3. Миронов В.В. Философия: учебник. - М., 2001. -240 с.
4. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - 2-е изд., испр. и доп. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.
5. Романов Ю.И., Сандулов Ю.А. Краткая история философской мысли. - 2-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2002. - 224 с.
6. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / Пер. с нем. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 383 с.
7. Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 584 с.
8. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Логос, 1999. - 352 с.
9. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: учебное пособие. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 448 с.
Поступила в редакцию 12.10.2010
УДК 373.1.013
Профильное обучение в школах малочисленных народов Севера
Республики Саха (Якутия)
Г.Д. Терешкина
Раскрывается модернизация образования в местах компактного проживания малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Преимущественное внимание обращается на специфику организации профильного обучения в школах малочисленных народов Севера, включая основные модели, предложенные разработчиками «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» в России. Описывается сетевое взаимодействие посредством выбора партнеров по совместной реализации образовательных программ профильного обучения, которые являются условием кооперации школ малочисленных народов Севера.
Ключевые слова: модернизация образования, профильное обучение, школа малочисленных народов Севера, информационно-образовательное пространство, образовательная сеть, сетевое взаимодействие, модель.
Various types of education in the areas of residence of the small-numbered peoples of the North of the Republic of Sakha Yakutia are revealed. The main attention is paid to the specific features of organizing of various types of education in schools of the small-numbered peoples of the North including the main models suggested by founders of the Conception of various types of education on a senior step of secondary education in Russia. The network interaction with chosen partners on joint realization of educational programs of various types of education is described which is the condition of the North small-numbered peoples schools cooperation.
Key words: modernization of education, various types of education, small-numbered peoples of the North schools, information-educational space, educational network, network interaction, a model.
Общественно-политические, социально-экономические, этнокультурные процессы, образо-
ТЕРЕШКИНА Галина Дмитриевна - ст. преподаватель ИМИ СВФУ, mpm _ imi @ mail.ru.
вательная ситуация, в которой находится Россия, определяют характер проблем и их решение в условиях модернизации системы образования. Вся существующая система государственного образования ориентирована на оседлый