Научная статья на тему 'Саморазвитие студентов, связанное с выстраиванием своей «Я-концепции»'

Саморазвитие студентов, связанное с выстраиванием своей «Я-концепции» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
727
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Оплетин А. А., Мотолыгина Е. Н., Кораблева О. В., Корепанова Ю. А., Сырчиков А. С.

В современную эпоху в период перехода от классического к неоклассическому типу науки проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. Стратегия модернизации отечественной системы образования предполагает создание оптимальных условий для творческого саморазвития человека. Достижение цели гармонического развития индивидуальности в современных условиях возможно лишь на основе системной реализации педагогического принципа индивидуального подхода. Материал. В статье рассматривается период юношеского возраста с потенциальными возможностями, обусловливающий стремление студентов к саморазвитию, а также нежелательные препятствия на пути к достижению данной цели в виде состояний: тревожности, депрессии, агрессивности. Методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, психологическое тестирование. Результат. Анализ литературы по проблеме выявления стремления студентов к саморазвитию, основанного на проявлении психологических особенностей возрастного развития, показал сензитивность этого периода для личностного роста с проявлением осознания себя как активной силы для непосредственного личного участия в процессе. Психологи указывают на актуализацию в этом возрасте самодвижущей силы, представляющей значимый потенциал для самоосознания, самооценки, самоопределения себя в обществе как социально-нравственной, независимой, свободной личности, способной самостоятельно выстраивать свою Я-концепцию. Ученые отмечают, что основа саморазвивающей деятельности учащихся самодвижущая сила, выражающаяся в активности при наличии малого социального опыта юношества, может проявиться стихийно, уводя личность от реалий жизни общества. Будучи самой большой значимостью, активность в самостроении себя как личности может дать отрицательную направленность в выстраивании личностной Я-концепции. Заключение. Возраст ранней юности нуждается в различных видах деятельности, в психолого-педагогической поддержке, способной оказать помощь в выборе содержательной направленности, в проявлении активности в процессе самостроения жизненной позиции и формирования своей Я-концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ SELF-DEVELOPMENT CONNECTED WITH "SELF-CONCEPT" FORMATION

In modern epoch, during the period of transfer from the classical to neoclassic type of science, the problems of education are very urgent. The strategy of educational system modernization in Russia provides creation of optimal conditions for a person’s creative self-development. The achievement of the aim of a harmonic individuality development in modern conditions is possible only on the basis of the system realization of individual approach pedagogical principle. Material. The article deals with the period of adolescence with the potentialities, which conditions students' yearning for self-development, as well as unwanted obstacles in this goal achievement in forms of the states: anxiety, depression, aggressiveness. Research methods: psychological-pedagogical literature analysis and summarizing, pedagogical observation, psychological testing. Results. The literature analysis on the problem of revelation of students' yearning for self-development, based on psychological peculiarities of age development, showed the sensitivity of this period for a personal development with self-realization as an active power for a personal participation in the process. The psychologists point out actualization of self-motivation power at this age, which presents a great potential for self-realization, self-evaluation, self-determination in the society as a social-moral, independent, free personality, who is able to form own “Self-concept”. The scientists mention that the base of self-developing activity of the students is a self-motivation power, which is revealed in activity in terms of little social experience of adolescence and can show up spontaneously, taking a personality away from realia of society. The activity in self-creation is very important and can give a negative orientation in “Self-concept” development. Conclusion. The age of early youth needs different kinds of activity, psychological-pedagogical support in choice of a content orientation, activity revelation in the process of self-creation of life position and “Self-concept” formation.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие студентов, связанное с выстраиванием своей «Я-концепции»»

УДК: 159.923.2 DOI:10.14526/08_2014_16

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ, СВЯЗАННОЕ С ВЫСТРАИВАНИЕМ СВОЕЙ «Я-

КОНЦЕПЦИИ»

А.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент, Е.Н. Мотолыгина - доцент кафедры физической культуры

О.В. Кораблева - доцент кафедры физической культуры Ю.А. Корепанова - доцент кафедры физической культуры А.С. Сырчиков - доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),

Пермь, Россия

STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT CONNECTED WITH "SELF-CONCEPT" FORMATION

A.A. Opletin - candidate of pedagogics, associate professor, E.N. Motolygina - associate professor of physical culture department O.V. Korableva - associate professor of physical culture Yu.A. Korepanova - associate professor of physical culture

A.S. Syrchikov - associate professor of physical culture Perm National Research Polytechnic University (PNRPU), Perm, Russia E-mail: [email protected]

Аннотация. В современную эпоху - в период перехода от классического к неоклассическому типу науки - проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. Стратегия модернизации отечественной системы образования предполагает создание оптимальных условий для творческого саморазвития человека. Достижение цели гармонического развития индивидуальности в современных условиях возможно лишь на основе системной реализации педагогического принципа индивидуального подхода.

Материал. В статье рассматривается период юношеского возраста с потенциальными возможностями, обусловливающий стремление студентов к саморазвитию, а также нежелательные препятствия на пути к достижению данной цели в виде состояний: тревожности, депрессии, агрессивности.

Методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, психологическое тестирование.

Результат. Анализ литературы по проблеме выявления стремления студентов к саморазвитию, основанного на проявлении психологических особенностей возрастного развития, показал сензитивность этого периода для личностного роста с проявлением осознания себя как активной силы для непосредственного личного участия в процессе. Психологи указывают на актуализацию в этом возрасте самодвижущей силы, представляющей значимый потенциал для самоосознания, самооценки, самоопределения себя в обществе как социально-нравственной, независимой, свободной личности, способной самостоятельно выстраивать свою 'Я-концепцию " Ученые отмечают, что основа саморазвивающей деятельности учащихся - самодвижущая сила, выражающаяся в активности при наличии малого социального опыта юношества, может проявиться стихийно, уводя личность от реалий жизни общества. Будучи самой большой значимостью, активность в самостроении себя как личности может дать отрицательную направленность в выстраивании личностной "Я-концепции "

Заключение. Возраст ранней юности нуждается в различных видах деятельности, в психолого-педагогической поддержке, способной оказать помощь в выборе содержательной направленности, в проявлении активности в процессе самостроения жизненной позиции и формирования своей "Я-концепции "

Ключевые слова: личность, студенты, развитие личности, индивидуальный подход.

Annotation. In modern epoch, during the period of transfer from the classical to neoclassic type of science, the problems of education are very urgent. The strategy of educational system modernization in Russia provides creation of optimal conditions for a person's creative self-development. The achievement of the aim of a harmonic individuality development in modern conditions is possible only on the basis of the system realization of individual approach pedagogical principle.

Material. The article deals with the period of adolescence with the potentialities, which conditions students' yearning for self-development, as well as unwanted obstacles in this goal achievement in forms of the states: anxiety, depression, aggressiveness.

Research methods: psychological-pedagogical literature analysis and summarizing, pedagogical observation, psychological testing.

Results. The literature analysis on the problem of revelation of students' yearning for self-development, based on psychological peculiarities of age development, showed the sensitivity of this period for a personal development with self-realization as an active power for a personal participation in the process. The psychologists point out actualization of self-motivation power at this age, which presents a great potential for self-realization, self-evaluation, self-determination in the society as a social-moral, independent, free personality, who is able to form own "Self-concept". The scientists mention that the base of self-developing activity of the students is a self-motivation power, which is revealed in activity in terms of little social experience of adolescence and can show up spontaneously, taking a personality away from realia of society. The activity in self-creation is very important and can give a negative orientation in "Self-concept" development.

Conclusion. The age of early youth needs different kinds of activity, psychological-pedagogical support in choice of a content orientation, activity revelation in the process of self-creation of life position and "Self-concept" formation.

Keywords: personality, self-development, "Self-concept", students.

Введение. В современную эпоху - в период перехода от классического к неоклассическому типу науки - проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. Стратегия модернизации отечественной системы образования предполагает создание оптимальных условий для творческого саморазвития человека. Достижение цели гармонического развития индивидуальности в современных условиях возможно лишь на основе системной реализации

педагогического принципа индивидуального подхода.

Обращение к психологическим особенностям личности даёт возможность выявить стержневые изменения в её саморазвитии (В.А. Крутецкий, Р.С. Немов, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.).

В частности, И.С. Кон утверждает, что формирование сознания составляет квинтэссенцию и главный итог переходного юношеского возраста [8, с.59]. Не рассматривая глубоко эту проблему в данном понимании, отметим лишь, что при наличии разных подходов к проблеме самосознания нам близка идея К.Н. Вентцеля, психологическая теория которого выделяет три стороны самосознания: познавательную, эмоциональную и волевую. Все три стороны являются важными предпосылками для

рассмотрения саморазвития в юношеском возрастном периоде развития личности [5].

Именно в этот период развития личность начинает выделять свое "Я" в качестве объекта самопознания и

самосовершенствования. Рост самосознания связан с формированием ключевых свойств личности - волей, моральными представлениями и чувствами, с формированием идеалов. Это связано с возрастной особенностью личности, когда возникает потребность осознать себя и свои возможности в период вхождения в социум. Для этого возраста представление о неповторимости, исключительности "Я" -результат дальнейшего развития у юноши представлений о самом себе, которое началось в предшествующий подростковый период развития и в юношеском возрасте сложилось в целостный процесс. По мнению И.С. Кона, интерес к собственному "Я" у юношей вытекает из процессов физического созревания и социального становления личности. С одной стороны, идут биологические процессы, почти завершен процесс физиологического созревания человека, выстраивается устойчивый сексуальный настрой половой идентичности, с другой - формируется самосознание личности, связанное с образом собственного "Я". Характерно развитие рефлексивного мышления, позволяющего погружаться в

себя, открывая в себе целый мир чувств, ощущений, отношений. Собственное "Я" выходит на новый качественный уровень своего самосознания и отношения с миром. По мнению И.С. Кона, свойства индивида формируются раньше, чем свойства личности. Психологи утверждают, что в этот период возрастного развития у субъекта существенно меняется образ восприятия, повышается уровень избирательности, на новый этап выходит рефлексия [9].

Психологи отмечают, что в силу малого социального опыта и растущей потребности в самоутверждении у юношей возникает потребность в самопознании и самоопределении, в усилении фокусирования на своем собственном "Я", в повышенной способности к рефлексии. Становление образа "Я" идет по линии целостного представления о себе (Выготский Л.С.). Это и отношение к самому себе, выражающееся во взаимосвязанных компонентах:

познавательном, эмоциональном и поведенческом. Юношеское самопознание в результате становится психосоциальной идентичностью. Доминантное внимание к себе и к своему месту в мире актуализирует самостоятельность личности, то есть идет переход от системы определенного управления личностью извне к стремлению самому активно вмешиваться в этот процесс. В юношеском возрасте благодаря росту самосознания, волевой сферы, размышлению о смысле жизни, актуализации самоопределения начинает проявляться забота о гармонии с окружающим миром, с самим собой; юноша в полной мере становится субъектом своего развития [6].

В литературе имеются данные, что самовоспитание, на основании которого возникает самосознание и выстраивается "Я-концепция", в юношеский период становления личности базируется на личных представлениях о том, что для личности является наиболее важным, чем ориентации на внешние стандарты [3]. Это положительное явление при отсутствии педагогической поддержки и помощи может вылиться в неадекватную самооценку. Однако, как считают психологи, это не всегда отрицательное явление для

саморазвивающейся личности. В частности, К.А. Абульханова-Славская утверждает, что личность не должна жестко фиксировать свое внимание на адекватности своей самооценки, она в процессе саморазвития должна искать как можно больше проекций видения себя в разных ситуациях, чтобы не пропадало

проблемное отношение к себе [1]. Исследования психологов подтверждают, что именно в этот период становления личности идет как бы "примерка" к себе различных взглядов и интересов (Л.С. Выготский, Р.С. Немов, В.Е. Смирнов и др.). И это не расходится с мнением Л.С. Выготского о формировании в этом возрасте целостного представления человека о себе самом, так как оно складывается из различных "примериваний" себя к другим стандартам и в результате выбора рождается сконцентрированное личностное

представление своего "Я" [6].

Смысл собственного бытия, отмечает А.С. Белкин, - постоянный предмет длительных личностных раздумий. И главный побудитель этих помыслов - стремление к самоусовершенствованию, к познанию сущности человеческих отношений [2]. Интегрирование разных процессов -самопознания, самопредставления,

подражания - не просто рождает определенную целостность "Я-концепции", но и стимулирует активность в этом направлении, стремясь к

самосовершенствованию и самоопределению как в личном, так и в социальном плане. Психологи характеризуют это явление как тенденцию к прогрессивному развитию самосознания (А.Д. Андреева, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Б.С. Круглов, А.М. Прихожан, Т.В. Снегирева и др.). Так, И.В. Дубровина утверждает, что для этого переходного к взрослости периода развития характерно не просто получение стихийной информации о себе, а преобладание процесса "исследования себя" через общение с окружающим миром [15]. И.С. Кон считает, что это ведет к такому свойству, как чувство индивидуальной самотождественности,

преемственности и единства [8].

В переходный период развития, для которого характерна мучительная переоценка ценностей, идет отказ от многих стереотипов. К основным новообразованиям юношеского возраста следует отнести особенности рефлексии, которая в этот период развития личности заметно активизируется. В процессе рефлексии обеспечивается более глубокое самопознание, активизируется

саморегулирующая система, что дает юноше ощущение своей автономности, самости, но в то же время его "Я-идеальное", "Я-реальное" взаимодействуют и с "Я и другие". Это помогает увидеть себя в сложном зеркальном отражении (О.С. Газман, Н.Б. Крылова). Многообразие функций, которые выполняет

рефлексия, позволяет личности строить свою "Я-концепцию", адекватную ситуации. Она играет огромную регулятивную роль в сложных процессах самостроения личности. Психологи и философы тесно увязывают саморазвитие личности с поведением. В возрасте юности это имеет значение для самоутверждения в группе, именно там происходит коррекция своего "Я" - образа. Однако именно в этом возрасте человек входит в более широкое понятие социума, то есть включается в общество и ищет свое место там. Идет социализация "Я"- образа, корректируется "Я-концепция".

На процесс самостроения личности и формирования "Я-концепции" в этот период возрастного развития серьезное влияние оказывает потребность самоутверждения в любви. Это связано со сложными внутренними переживаниями и оказывает стимулирующее действие на развитие стремления к самосовершенствованию. А.С. Кон отмечает: «Каждый индивид обладает какими-то природными половыми

потенциями, но "сценарий" его сексуального поведения, то, как и кого он будет любить, определяется всей совокупностью условий, сформировавших его личность» [8]. В своей книге "Возрастная педагогика" А.С. Белкин [2, с.166-168] дает типологию юношей, рассматривающих вопросы любви. Приведенная автором классификация является, по его мнению, относительной, раскрывает неоднородность молодежных ориентаций в сложной и многофакторной области человеческих отношений. Это имеет прямое отношение и к проблеме саморазвития личности как поиску своей позиции в этом нерешенном вопросе жизни.

В юношеском возрасте, с наступлением физиологической зрелости, не всегда проявляется психологическая и социальная зрелость. Комплекс этих необходимых свойств требует довольно высокого уровня воспитания, что важно учитывать в процессе оказания коррекционной помощи личности в процессе ее самостроения и саморазвития.

Важное значение для возраста юношей в процессе формирования ими "Я-образа" имеет самооценка. В зарубежной литературе есть данные, что установлена взаимозависимость уровня самооценки и способности ее к самостроению личности. На эти данные ссылается И.С. Кон: "Самооценка в возрасте юности весьма скачкообразно динамична: от резко завышенной к заниженной, это один из стимулов стремления к самосовершенствованию.

Смена уровня самооценки существенно влияет на формирование "Я-концепции". Несовпадение реального и социального «Я» -вполне нормальное, по мнению автора, явление, стимулирующее рост самосознания, являющееся предпосылкой для

самовоспитания [8].

Однако, утверждая возросшую в этом возрасте самостоятельность, и стремление стать субъектом собственного

преобразования в определенной

направленности должно быть мотивировано, иначе саморазвитие может идти стихийно, нецеленаправленно. Л.И. Божович утверждает, что потребность реально включиться в процесс целенаправленного саморазвития наибольшую устойчивость приобретает тогда, когда обладание этим стремлением войдет в систему ценностей субъекта, то есть будет опосредовано самыми высокими формами его мотивации. Стремление к саморазвитию должно обладать собственной мотивирующей силой и выразиться в устойчивой иерархии мотивирующей среды человека [4, с.171-179].

В литературе последних лет в аспекте концепции саморазвития личности активно разрабатывается психолого-педагогическая теория развития "Я-концепции". Проблема рассматривается учеными с разных сторон в зависимости от целей и задач их исследований. Прежде всего обращается внимание на изучение отдельных факторов, формирующих "Я-концепцию" в области общения и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.). Усиливается внимание к "Я-личности" человека при осмысливании себя и своего места в мире (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, О.С. Газман, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и др.). Придается серьезное значение такому важному компоненту "Я-концепции", как самооценка (И.С. Кон, Ю.М. Орлов, Е.В. Савонько, В.Г. Степанов и др.). Выявляются закономерности становления "Я-концепции" личности (И.С. Кон, Ю.М. Орлов, А.Г. Спиркина, В.Г Степанов., И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Я. Ядов и др.). Проблема развития "Я-концепции" представлена и в зарубежной литературе (Р. Бернс, С. Гордон, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). По определению И.С. Кона, в основе "Я-концепции" лежит образ собственного "Я", который выступает как установка по отношению к самому себе [9]. В литературе понятие "Я-концепции" определяется как более или менее устойчивая система представлений человека о самом себе, о

способах взаимодействия с этих позиций с другими людьми и окружающей средой. Это продукт самосознания, выступающий как самостоятельное образование (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Андреев, И.С. Кон, А.Н. Крылов, Ч. Кули, А.М. Прихожан, К.Г. Селевко и др.). "Я-концепция", по В.Я. Пилиповскому, - это динамическая система представлений человека о самом себе. "Образ "Я" в концепции характеризуется целостностью, определяет степень обоснованности, динамичности,

независимости, открытости, устремленности в будущее (И.С. Кон, А.Н. Крылов). В ходе анализа литературы особое внимание нами было обращено на утверждение ученых о том, что сфера неосознаваемого принимает участие в формировании "Я-концепции" личности. Некоторые ученые фиксируют внимание на том, что человек в процессе развития и формирования "Я-концепции" не все знает о себе самом, осознаваемом в реальности (Хейзель Мариус и Пола Нирис). Авторы отмечают, что изменение знаний о себе зависит от того, какое представление активизировано в зависимости от влияния внешней среды, а какое - самой личностью. Это дает основание полагать, что "Я-концепция" изменяется и формируется посредством влияния внешней среды не только через осознание себя, но и посредством развития своих внутренних личностных сил, не всегда осознаваемых. Такой подход предполагает возможность включения личности в процесс саморазвития не только через осознание и представление себя в новом качестве посредством убеждения, но и через переживание переходных состояний в это новое качество, формируемое через самовнушение, самоощущение, самочувствие. Это дает основание полагать, что через неосознаваемое в психике можно стимулировать психическую активность юноши, создавая установку личностного саморазвития. Данный подход по отношению к "Я-концепции" согласуется с утверждением, по определению которого в основе "Я-концепции" лежит образ

собственного "Я", выступающий как установка по отношению к самому себе. Это подтверждается заявлением Р. Бернса, который рассматривает "Я-концепцию", с одной стороны, как массив знаний и представлений о себе, а с другой - как совокупность установок о себе [3]. Потребность реально включиться в процесс целенаправленного саморазвития

наибольшую устойчивость приобретает тогда, когда обладание этим стремлением войдет в систему ценностей субъекта, т.е. будет опосредовано самыми высокими формами его мотивации.

Заключение. Таким образом, анализ литературы по проблеме выявления стремления студентов к саморазвитию, основанного на проявлении психологических особенностей возрастного развития, показал сензитивность этого периода для личностного роста с проявлением осознания себя как активной силы для непосредственного личного участия в процессе. Психологи указывают на актуализацию в этом возрасте самодвижущей силы, представляющей значимый потенциал для самоосознания, самооценки, самоопределения себя в обществе как социально-нравственной, независимой, свободной личности, способной самостоятельно выстраивать свою "Я-концепцию". Ученые отмечают, что основа саморазвивающей деятельности учащихся -самодвижущая сила, выражающаяся в активности при наличии малого социального опыта юношества, может проявиться стихийно, уводя личность от реалий жизни общества. Будучи самой большой значимостью, активность в самостроении себя как личности может дать отрицательную направленность в выстраивании личностной "Я-концепции". В силу этих причин возраст ранней юности нуждается в различных видах деятельности, в психолого-педагогической поддержке, способной оказать помощь в выборе содержательной направленности, в проявлении активности в процессе самостроения жизненной позиции и формирования своей "Я-концепции".

Литература

Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

Белкин, А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики) / А.С. Белкин. -Екатеринбург : Сократ,1995. - 151 с.

Бернс, Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание: [Пер. с англ.] / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986.

- 420 с.

Божович, Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека / Л.И. Божович // Проблемы общей, возрастной и пед. психологии. - М., 1978. - С. 168-178.

Вентцель, К. Общий очерк теории свободного воспитания / К. Вентцель, Шиянов, Е.Н. // Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. - М., 2003.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- М. : Педагогика, 1991. - 479 с.

Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон- М. : Политиздат, 1984. - 335 с.

Кон, И.С. Психология ранней юности : Кн. для учителя / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 1989.

- 254 с.

Bibliography

Al'bukhanova-Slavskaya, K.A. The strategy of life / K.A. Al'bukhanova-Slavskaya.-Moscow: Mysl', 1991. - 299 p.

Belkin, A.S. Pedagogics of childhood (Age-related pedagogics) / A.S. Belkin. -Yekaterinburg: Socrates, 1995. - 151 p.

Burns, R. The development of "Self -concept" and upbringing [Translation from English.]/R. Burns. - Moscow: Progress, 1986. - 420 p.

Bozhovich, L.I. To the development of an affective- necessity sphere of a man / L.I. Bozhovich // The problems of general, age-related pedagogics and pedagogics of psychology. - Moscow, 1978. - P. 168-178.

Wentzel, K. General outline of free upbringing theory / K. Wentzel , E.N. Shiyanov The humanistic pedagogics of Russia: formation and development / E.N. Shiyanov, N.B. Romaeva. - Moscow, 2003.

Vygotskiy, L.S. Pedagogical psychology / L.S. Vygotskiy - Moscow: Pedagogics, 1991. -479 p.

Kon, I.S. In search of self: personality and its identity / I.S. Kon. - Moscow: Politizdat, 1984. - 335 p.

Kon, I.S. Psychology of early adolescence: Book for a teacher / I.S. Kon. - Moscow: Prosveschenie, 1989. - 254 p.

Статья поступила в редакцию: 12.08.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.